Открытый урок по русскому языку Тема: "Родительный падеж"
Открытый урок по русскому языку Тема: "Родительный падеж"
Цель урока: познакомить учащихся с основными значениями родительного падежа, его предлогами и вопросами;
формировать сознательное употребление в речи существительных в родительном падеже; вывести и помочь освоить способы определения падежей, составление алгоритма действий; продолжить учить учащихся самостоятельно решать поставленные перед ними проблемы, делать выводы, анализировать свою работу; воспитывать личную ответственность за выполнение работы, выполнять ПДД
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- познакомить учащихся с основными значениями родительного падежа, его предлогами и вопросами;
- формировать сознательное употребление в речи существительных в родительном падеже;
- вывести и помочь освоить способы определения падежей, составление алгоритма действий
- продолжить учить учащихся самостоятельно решать поставленные перед ними проблемы, делать выводы, анализировать свою работу;
- воспитывать личную ответственность за выполнение работы, выполнять ПДД.
Оборудование:
- тексты для исследовательской работы;
- опорная таблица с алгоритмом;
листы с заданиями для проверки самостоятельных работ.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Приветствие гостей, создание мотивации на учебную деятельность.
Доброе утро!
Проверь скорее ты, дружок,
Всё ль на месте? Всё ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадка?
Готов ли ты начать урок? (Да)
Я вам предлагаю на уроке не лениться, а трудиться
Слушать внимательно, работать старательно
II. Актуализация знаний.
1)- Предлагаю учащимся разгадать загадку.
Нас шесть братьев,
Мы родня!
Хоть и разные всегда.
Узнать нас можно по вопросам,
И помощникам предлогам! (Падежи)
-С каким падежом познакомились? (И.п.)
- О чём пойдёт речь на уроке?
Какие цели поставим ?( повторить пройденный материал, познакомиться с родительным падежом, научиться определять падеж).
2)Прогнозирование: (дети поднимают карточку с оценкой, которую они прогнозируют)
«5»
«4»
«3»
«2»
3) «Корзина понятий»
В каком городе поселились шесть братьев? (сущ-е)
-Я знаю, что…
- Хочу узнать…
- Узнал…
III.Работа в тетради.
1)чистописание
а) массаж рук:
- похлопайте в ладоши.
- постучите в кулачки.
- покатайте карандаш между ладонями.
- помассажируйте тупым концом ручки подушечку каждого пальца.
б) На доске: В И Д П Т Р Запишите в правильном порядке (И Р Д В Т П) проверка цепочкой.
IV. Словарная работа.
1. Договори слово.
Он опять поспал немножко
И опять взглянул в окошко,
Увидал большой … (С.Маршак)
(ребус)
- Назовите родовое понятие к слову вокзал. (здание)
- Кого обслуживает это здание? (пассажиров)слово вывешиваю на доску.
- На каких станциях бывают вокзалы? (железнодорожных, автобусных, на речных)
2. Дайте полное понятие этому слову из толкового словаря.
(Вокзал – это здание для обслуживания пассажиров на железнодорожных, автобусных станциях. На речных пристанях.
Запишите слова в словарь.(с комментированием) вокзал, пассажир, дорога, билет, вагон, автобус. Какой одной темой, можно объединить слова?(путешествие).
- Слово вокзал появилось в 17 веке в Англии. В то время англичанка Джеймс Вокс организовала недалеко от Лондона загородный сад для развлечений и отдыха жителей. В честь владелицы сад назвали Воксхолл (холл – зал). Со временем такие сады появились в Париже, Мюнхене, под Петербургом. В Петербурге этот увеселительный сад позже стали называть – вокзалом. После того, как была построена железная дорога Петербург – Павловск, заканчивающаяся у вокзального здания, там уже не только давали концерты, но и продавали билеты пассажирам. Постепенно первоначальное значение слова вокзал ушло в прошлое.
Составьте предложение с этим словом. (Лучшее предложение записывается на доске. Выделите грамматическую основу.).
3. Правила поведения на вокзалах. ПДД. Вспомните правила поведения в общественных местах. Как переходить дорогу, железнодорожные переезды.
V. Физминутка( музыкальная)
VI. Работа по теме урока.
На доске:
Тетрадь Попова Дениса,
Учебник Морозовой Ирины,
Конверт из бумаги,
Остановился около дома,
Прислали с Урала.
Отъехал от берега.
- Какие вопросы можно поставить к выделенным существительным?
(Кого?Чья? Из чего? Около чего? Откуда? От чего?)
Скажите, вопросы какого падежа вы задавали.
КОГО же нет? Я очень беспокоюсь. ЧЕГО же нет? Отправлюсь я на поиск. Прошу, друзья, скорее помогите! Какой падеж, скорее подскажите! (Родительный падеж)
Прочитаем хором стихотворение:
А я – падеж родительный,
Характер мой – общительный.
Кого? Чего? – и вот он я !
Возьмёте вы меня в друзья?
Ребята, какой можно сделать вывод, на какие вопросы отвечают существительные в Р.п.?
Вывод: Существительные в родительном падеже отвечают на вопросы: Кого? Чего?( Откуда? Куда? Где?)
Запишем в карту падежей вопросы.
- Обратимся к тексту Тетрадь Попова Дениса и т.д.
Определите значение Р.П., на что указывают сущ-е в Р.п.? (запишем в карту падежей)
-Какие действия нужно выполнить для определения падежа имени существительного?
(Выведение алгоритма)
Алгоритм:
нахожу главное слово;
задаю вопрос к существительному;
определяю падеж.
(Алгоритм вывешивается на доску).
- Запомните алгоритм.
- Молодцы!
VII. Постановка проблемы.(работа в парах)
- Замените данные словосочетания словосочетаниями из двух существительных. Определите падеж существительных в словосочетаниях, которые образовали. Объединяйтесь в пары, обсудите проблему, выполните задание.
(Словосочетания на карточках).
У доски: Берёзовый лист – лист(чего?)березы.(главное слово лист, от него задаю вопрос лист Чего? Березы)
-Составьте предложение со словосочетанием лист березы. Запишем на доске и в тетрадях.(С дерева упал лист березы) Выделите грамматическую основу. Определите падеж существительных, обращаемся к алгоритму. Задаем вопрос от подлежащего.
- Чем является сущ-е в Р.п. в предложении? (второстепенным членом предложения) Запишем в карту падежей.
- Прочитайте текст : Тетрадь Попова Дениса и т.д.
Что вы заметили? (предлоги)
Вывод: С какими предлогами употребляются существительные в Р.п.? (из, с, от, до, без, у, около, возле, подле) вывешиваю на доску.
Вывод: чтобы определить падеж , надо знать предлоги (запишем предлоги в карту падежей)
IX. Физкультминутка.
-Если слышите существительное в И.п.приседаете, если в Р.п. хлопаете.
Стол, у мамы, книга, около реки, у дуба, девочка, дерево, без друга, из бумаги. Молодцы!
X. Закрепление.
- А сейчас ваша задача потренироваться.
(Дети получают задания разного уровня . Самостоятельная работа учащихся. У кого красная карточка у тех высокая степень сложности, у кого желтая средней сложности, у кого зеленая низкой степи трудности.
1 уровень. Измените словосочетание так, чтобы выделенные существительные стояли в родительном падеже. . (7карточек)