kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по русскому языку «Собственные и нарицательные имена существительные»

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Сегодня , ребята, у нас гости. Вы рады им? Повернулись, улыбнулись, повернулись друг к другу, улыбнулись. Но садиться пока не рекомендую, потому что у нас еще не все гости собрались. Угадайте по прочтенным цитатам, кто сегодня в гости к нам еще придет?

  • Здравствуйте, возьмите меня к себе жить.
  • Что это мы всё без молока и без молока, так и умереть можно!
  • - Кто там?

- Да никто!!!

  • Не горюй, дядь Фёдор! Да мало ли таких мальчиков?

- Может и немало. Но велосипеды не за каждого дают! Щас я буду вашего мальчика измерять!

- Правильно, это герои мультфильма «Простоквашино». А кто написал это произведение, на основе которого был создал великолепный, все полюбившийся и детям и взрослым, мультфильм?

-Действительно – это Эдуард Успенский. И сегодня они у нас в гостях. (Слайд 1) Вот теперь все в сборе. Тихонько садитесь.

2. Открываем тетради. Минута чистописания, Записываем число. Классная работа.

3. Повторение . Все об имени существительном.  (слайды 2-5)

-Гости из Простоквашено хотят больше узнать о  нашей стране. Ответим на их вопросы и запишим. У доски.

  • Как называется республика, в которой мы живем?
  • Какой город является столицей нашей Республики?
  • На берегу какого моря находится город Актау?
  • Назовите Озеро Казахстана, одна половина которого соленая, а другая пресная?
  • Назовите город, который является областным центром нашего края.
  • На какой реке он стоит?

- Почему эти слова вы записали с большой буквы?

4.- Сообщение темы и цели урока  (слайд 6)

5. Ученик читает стихотворение

Буква обычная выросла вдруг,

Выросла выше всех букв- подруг,

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело.

Имя, фамилия пишутся с ней,

 Чтобы заметней им быть и видней,

Чтобы звучали громко и гордо,

Имя твое, имя улицы, города.

Буква большая – совсем не пустяк.

В букве большой уважения знак!

6. - Итак, что относится к именам собственным? Как они пишутся? Как называются все остальные слова? Как они пишутся?.

Дядя Фёдор развитый не по годам мальчик. Он в четыре года научился читать, а в шесть уже сам себе суп варил. Его родителей зовут Дима и Римма. Он очень любит животных и часто приносит бездомных зверей домой, из-за чего у него постоянно возникают конфликты с родителями. Мама дяди Фёдора не любила животных, "особенно всяких кошек". После знакомства с котом Матроскиным и очередного скандала с родителями он переехал в деревню Простоквашино.
( слайд 7)
Очень серьёзный и самостоятельный, за что его и прозвали "дядей".

 Дядя Федор, хочет как можно больше узнать о нас. Составим для них рассказ, дописывая предложения:  (С комментированием)

 Я живу (в городе..., в деревне...., в селе...). Моя школа находится (на улице ...). Директора школы зовут... . С нашей учительницей ... мы ходили ( в цирк, театр, поход, на выставку). Там мне очень понравилось.

7. Физминутка для рук

8.Матроскин - говорящий кот полосатого окраса, у которого дедушка и бабушка плавали на кораблях (поэтому у него "морское" имя), Бездомный столичный кот, некогда живший у профессора, изучающего язык животных, затем обитавший в подъезде многоэтажного жилого дома. Впоследствии, после знакомства с мальчиком по имени Дядя Фёдор, обретает свой дом в деревне Простоквашино. Он очень хозяйственный, рассудительный и экономный, Из особых его талантов известно умение вышивать и шить на машинке, а также играть на гитаре и петь лирические песни. Умеет читать, писать и считать.

  • Морфологический разбор слова  Матроскин.  (слайд 8)

9. Пёс Шарик - бездомный добродушный деревенский пёс, обретший хозяина - Дядю Фёдора, друзей и крышу над головой.

На вопрос недовольного Матроскина о полезных способностях, Шарик ответил: "Я могу картошку окучивать задними лапами. И посуду мыть - языком облизывать. И места мне не надо, я могу на улице спать".

Шарик был хороший пёс, воспитанный, только запущенный: не мог сам

помыться.

-Шарик пришел к вам с вопросом:  А какие слова пишутся в кавычках?

- Есть у вас на этот вопрос ответ?   (слайд 9)

- Так вот, ребята, названия театров, кинотеатров, литературных и научных произведений, произведений искусства, спортивных команд и клубов пишутся с большой буквы (т.к. это имена собственные) и заключатся в кавычки.  Например: повесть «Незнайка на Луне»

 

10.- Что означают слова в кавычках? Записать в тетради:   (слайд 10)

Перетянул к себе канат

Самый сильный из ребят,

Как зовут его? Канат-

«Жас каната» лауреат.

 

Очень хочет наш Кайрат,

Чтобы выиграл «Кайрат».

Он с утра в футбол играет

Об уроках забывает.

Есть у нас микрорайон,

«Алмиагуль» зовется он.

В «Алмагуле» Алмагуль

Живет с сестренкою Айгуль.

 

Тезок много у Армана:

Автостанция, реклама,

Кинотеатр, магазин-

Все под именем одним

-Как называется мультфильм, герои которого сегодня у нас в гостях?

-(магазины Казанки), кинотеатр города в слайдах.  (слайд 11-13)

11.-Обобщение и итог урока

Вопросы:

  • Какими бывают существительные?:
  • Как пишутся нарицательные существительные? Приведите примеры.
  • Как пишутся собственные имена существительные? Приведите примеры.
  • Что нового узнали на уроке?

 

12. Д/з карточки (дифференцированное)    (слайд 14)

 13. Молодцы!  Хорошо поработали!   (слайд 15)

14. -Вот и подошел наш урок  к концу, остается сфотографироваться на память.

(учитель щелкает фотоаппаратом и появляется слайд с фото и учитель раздает фото детям)     (слайд 16)

Занимательный материал

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку «Собственные и нарицательные имена существительные» »

1. Сегодня , ребята, у нас гости. Вы рады им? Повернулись, улыбнулись, повернулись друг к другу, улыбнулись. Но садиться пока не рекомендую, потому что у нас еще не все гости собрались. Угадайте по прочтенным цитатам, кто сегодня в гости к нам еще придет?

  • Здравствуйте, возьмите меня к себе жить.


  • Что это мы всё без молока и без молока, так и умереть можно!


  • - Кто там?

- Да никто!!!


  • Не горюй, дядь Фёдор! Да мало ли таких мальчиков?

- Может и немало. Но велосипеды не за каждого дают! Щас я буду вашего мальчика измерять!




- Правильно, это герои мультфильма «Простоквашино». А кто написал это произведение, на основе которого был создал великолепный, все полюбившийся и детям и взрослым, мультфильм?

-Действительно – это Эдуард Успенский. И сегодня они у нас в гостях. (Слайд 1) Вот теперь все в сборе. Тихонько садитесь.

2. Открываем тетради. Минута чистописания, Записываем число. Классная работа.


3. Повторение . Все об имени существительном. (слайды 2-5)


-Гости из Простоквашено хотят больше узнать о нашей стране. Ответим на их вопросы и запишим. У доски.

  • Как называется республика, в которой мы живем?

  • Какой город является столицей нашей Республики?

  • На берегу какого моря находится город Актау?

  • Назовите Озеро Казахстана, одна половина которого соленая, а другая пресная?

  • Назовите город, который является областным центром нашего края.

  • На какой реке он стоит?

- Почему эти слова вы записали с большой буквы?

4.- Сообщение темы и цели урока (слайд 6)

5. Ученик читает стихотворение


Буква обычная выросла вдруг,

Выросла выше всех букв- подруг,

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело.

Имя, фамилия пишутся с ней,

Чтобы заметней им быть и видней,

Чтобы звучали громко и гордо,

Имя твое, имя улицы, города.

Буква большая – совсем не пустяк.

В букве большой уважения знак!


6. - Итак, что относится к именам собственным? Как они пишутся? Как называются все остальные слова? Как они пишутся?.


Дядя Фёдор развитый не по годам мальчик. Он в четыре года научился читать, а в шесть уже сам себе суп варил. Его родителей зовут Дима и Римма. Он очень любит животных и часто приносит бездомных зверей домой, из-за чего у него постоянно возникают конфликты с родителями. Мама дяди Фёдора не любила животных, "особенно всяких кошек". После знакомства с котом Матроскиным и очередного скандала с родителями он переехал в деревню Простоквашино.
( слайд 7)
Очень серьёзный и самостоятельный, за что его и прозвали "дядей".

Дядя Федор, хочет как можно больше узнать о нас. Составим для них рассказ, дописывая предложения: (С комментированием)

Я живу (в городе..., в деревне...., в селе...). Моя школа находится (на улице ...). Директора школы зовут... . С нашей учительницей ... мы ходили ( в цирк, театр, поход, на выставку). Там мне очень понравилось.


7. Физминутка для рук




8.Матроскин - говорящий кот полосатого окраса, у которого дедушка и бабушка плавали на кораблях (поэтому у него "морское" имя), Бездомный столичный кот, некогда живший у профессора, изучающего язык животных, затем обитавший в подъезде многоэтажного жилого дома. Впоследствии, после знакомства с мальчиком по имени Дядя Фёдор, обретает свой дом в деревне Простоквашино. Он очень хозяйственный, рассудительный и экономный, Из особых его талантов известно умение вышивать и шить на машинке, а также играть на гитаре и петь лирические песни. Умеет читать, писать и считать.

  • Морфологический разбор слова Матроскин. (слайд 8)


9. Пёс Шарик - бездомный добродушный деревенский пёс, обретший хозяина - Дядю Фёдора, друзей и крышу над головой.

На вопрос недовольного Матроскина о полезных способностях, Шарик ответил: "Я могу картошку окучивать задними лапами. И посуду мыть - языком облизывать. И места мне не надо, я могу на улице спать".

Шарик был хороший пёс, воспитанный, только запущенный: не мог сам

помыться.

-Шарик пришел к вам с вопросом: А какие слова пишутся в кавычках?

- Есть у вас на этот вопрос ответ? (слайд 9)

- Так вот, ребята, названия театров, кинотеатров, литературных и научных произведений, произведений искусства, спортивных команд и клубов пишутся с большой буквы (т.к. это имена собственные) и заключатся в кавычки. Например: повесть «Незнайка на Луне»


10.- Что означают слова в кавычках? Записать в тетради: (слайд 10)


Перетянул к себе канат

Самый сильный из ребят,

Как зовут его? Канат-

«Жас каната» лауреат.


Очень хочет наш Кайрат,

Чтобы выиграл «Кайрат».

Он с утра в футбол играет

Об уроках забывает.


Есть у нас микрорайон,

«Алмиагуль» зовется он.

В «Алмагуле» Алмагуль

Живет с сестренкою Айгуль.


Тезок много у Армана:

Автостанция, реклама,

Кинотеатр, магазин-

Все под именем одним


-Как называется мультфильм, герои которого сегодня у нас в гостях?

-(магазины Казанки), кинотеатр города в слайдах. (слайд 11-13)





11.-Обобщение и итог урока

Вопросы:

  • Какими бывают существительные?:

  • Как пишутся нарицательные существительные? Приведите примеры.

  • Как пишутся собственные имена существительные? Приведите примеры.

  • Что нового узнали на уроке?


12. Д/з карточки (дифференцированное) (слайд 14)

13. Молодцы! Хорошо поработали! (слайд 15)




14. -Вот и подошел наш урок к концу, остается сфотографироваться на память.

(учитель щелкает фотоаппаратом и появляется слайд с фото и учитель раздает фото детям) (слайд 16)



Занимательный материал


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Открытый урок по русскому языку «Собственные и нарицательные имена существительные»

Автор: Шейман Светлана Виниаминовна

Дата: 11.12.2014

Номер свидетельства: 142340

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Открытый урок по русскому языку на тему: " Имя существительное" "
    ["seo_title"] => string(68) "otkrytyi-urok-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-imia-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "161337"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422202873"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Конспект урока русского языка по теме "Грамматические признаки имени существительного" "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-grammatichieskiie-priznaki-imieni-sushchiestvitiel-nogho"
    ["file_id"] => string(6) "107887"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403494284"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Конспект урока по  русскому языку  на тему "Имя существительное как часть речи. Закрепление." "
    ["seo_title"] => string(102) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-imia-sushchiestvitiel-noie-kak-chast-riechi-zakrieplieniie"
    ["file_id"] => string(6) "111152"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407142939"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Открытый урок русского языка в 3 классе"
    ["seo_title"] => string(36) "otkrytyiurokrusskoghoiazykav3klassie"
    ["file_id"] => string(6) "265277"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449897927"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Урок русского языка в 3 классе (по программе Перспектива) "
    ["seo_title"] => string(62) "urok-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-proghrammie-pierspiektiva"
    ["file_id"] => string(6) "122401"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414240852"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства