1. Сегодня , ребята, у нас гости. Вы рады им? Повернулись, улыбнулись, повернулись друг к другу, улыбнулись. Но садиться пока не рекомендую, потому что у нас еще не все гости собрались. Угадайте по прочтенным цитатам, кто сегодня в гости к нам еще придет?
- Здравствуйте, возьмите меня к себе жить.
- Что это мы всё без молока и без молока, так и умереть можно!
- - Кто там?
- Да никто!!!
- Не горюй, дядь Фёдор! Да мало ли таких мальчиков?
- Может и немало. Но велосипеды не за каждого дают! Щас я буду вашего мальчика измерять!
- Правильно, это герои мультфильма «Простоквашино». А кто написал это произведение, на основе которого был создал великолепный, все полюбившийся и детям и взрослым, мультфильм?
-Действительно – это Эдуард Успенский. И сегодня они у нас в гостях. (Слайд 1) Вот теперь все в сборе. Тихонько садитесь.
2. Открываем тетради. Минута чистописания, Записываем число. Классная работа.
3. Повторение . Все об имени существительном. (слайды 2-5)
-Гости из Простоквашено хотят больше узнать о нашей стране. Ответим на их вопросы и запишим. У доски.
- Как называется республика, в которой мы живем?
- Какой город является столицей нашей Республики?
- На берегу какого моря находится город Актау?
- Назовите Озеро Казахстана, одна половина которого соленая, а другая пресная?
- Назовите город, который является областным центром нашего края.
- На какой реке он стоит?
- Почему эти слова вы записали с большой буквы?
4.- Сообщение темы и цели урока (слайд 6)
5. Ученик читает стихотворение
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв- подруг,
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Имя, фамилия пишутся с ней,
Чтобы заметней им быть и видней,
Чтобы звучали громко и гордо,
Имя твое, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк.
В букве большой уважения знак!
6. - Итак, что относится к именам собственным? Как они пишутся? Как называются все остальные слова? Как они пишутся?.
Дядя Фёдор развитый не по годам мальчик. Он в четыре года научился читать, а в шесть уже сам себе суп варил. Его родителей зовут Дима и Римма. Он очень любит животных и часто приносит бездомных зверей домой, из-за чего у него постоянно возникают конфликты с родителями. Мама дяди Фёдора не любила животных, "особенно всяких кошек". После знакомства с котом Матроскиным и очередного скандала с родителями он переехал в деревню Простоквашино.
( слайд 7)
Очень серьёзный и самостоятельный, за что его и прозвали "дядей".
Дядя Федор, хочет как можно больше узнать о нас. Составим для них рассказ, дописывая предложения: (С комментированием)
Я живу (в городе..., в деревне...., в селе...). Моя школа находится (на улице ...). Директора школы зовут... . С нашей учительницей ... мы ходили ( в цирк, театр, поход, на выставку). Там мне очень понравилось.
7. Физминутка для рук
8.Матроскин - говорящий кот полосатого окраса, у которого дедушка и бабушка плавали на кораблях (поэтому у него "морское" имя), Бездомный столичный кот, некогда живший у профессора, изучающего язык животных, затем обитавший в подъезде многоэтажного жилого дома. Впоследствии, после знакомства с мальчиком по имени Дядя Фёдор, обретает свой дом в деревне Простоквашино. Он очень хозяйственный, рассудительный и экономный, Из особых его талантов известно умение вышивать и шить на машинке, а также играть на гитаре и петь лирические песни. Умеет читать, писать и считать.
- Морфологический разбор слова Матроскин. (слайд 8)
9. Пёс Шарик - бездомный добродушный деревенский пёс, обретший хозяина - Дядю Фёдора, друзей и крышу над головой.
На вопрос недовольного Матроскина о полезных способностях, Шарик ответил: "Я могу картошку окучивать задними лапами. И посуду мыть - языком облизывать. И места мне не надо, я могу на улице спать".
Шарик был хороший пёс, воспитанный, только запущенный: не мог сам
помыться.
-Шарик пришел к вам с вопросом: А какие слова пишутся в кавычках?
- Есть у вас на этот вопрос ответ? (слайд 9)
- Так вот, ребята, названия театров, кинотеатров, литературных и научных произведений, произведений искусства, спортивных команд и клубов пишутся с большой буквы (т.к. это имена собственные) и заключатся в кавычки. Например: повесть «Незнайка на Луне»
10.- Что означают слова в кавычках? Записать в тетради: (слайд 10)
Перетянул к себе канат
Самый сильный из ребят,
Как зовут его? Канат-
«Жас каната» лауреат.
Очень хочет наш Кайрат,
Чтобы выиграл «Кайрат».
Он с утра в футбол играет
Об уроках забывает.
Есть у нас микрорайон,
«Алмиагуль» зовется он.
В «Алмагуле» Алмагуль
Живет с сестренкою Айгуль.
Тезок много у Армана:
Автостанция, реклама,
Кинотеатр, магазин-
Все под именем одним
-Как называется мультфильм, герои которого сегодня у нас в гостях?
-(магазины Казанки), кинотеатр города в слайдах. (слайд 11-13)
11.-Обобщение и итог урока
Вопросы:
- Какими бывают существительные?:
- Как пишутся нарицательные существительные? Приведите примеры.
- Как пишутся собственные имена существительные? Приведите примеры.
- Что нового узнали на уроке?
12. Д/з карточки (дифференцированное) (слайд 14)
13. Молодцы! Хорошо поработали! (слайд 15)
14. -Вот и подошел наш урок к концу, остается сфотографироваться на память.
(учитель щелкает фотоаппаратом и появляется слайд с фото и учитель раздает фото детям) (слайд 16)
Занимательный материал