Открытый урок по русскому языку в 3 классе.
Тема: Части речи (урок – закрепление)
Цель: Обобщить и систематизировать знания о частях речи
Образовательные:
Обобщение, систематизация и актуализация имеющихся знаний о частях речи.
Формировать умение узнавать части речи, классифицировать их по группам.
Организовать дифференцированную работу на уроке.
На основании полученных знаний, вывести понятие к какой части речи относится каждая группа слов
Развивающие:
Продолжение развития устной и объяснительной речи учащихся.
Развивать внимание, мышление, речь, обогащать и активизировать словарный запас
Продолжение работы по формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух.
Содействовать развитию коммуникативных навыков.
Развивать рефлексию(умение отделять то, что я знаю, от того, чего не знаю), самооценку, умение анализировать, сравнивать, классифицировать.
Развивать орфографическую зоркость, самостоятельность, интеллектуальную и эмоциональную сферу.
Развитие памяти, воображения.
Развитие умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать.
Развивать у учеников самостоятельность на уроке, интерес к процессу познания
Задачи:
1. закрепить знания учащихся о частях речи, дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи, формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи;
2. развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма;
3. воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование:
1. компьютер, проектор
2. раздаточные листы для детей.
ХОД УРОКА:
1 Организационный момент
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
А теперь все повернитесь,
И друг другу улыбнитесь.
Улыбнитесь мне, гостям
И садитесь по местам.
Посмотрите на тему урока, записанную на доске. Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
Задачи – на доску
3. Работа над темой
3.1. - Когда я готовилась к уроку, приготовила для вас слова. Разделила их на группы и положила аккуратно в мешочек. Ой! Что же случилось с моими словами. Они все перепутались. Как же мне разделить их опять?
Раздаю листочки.
- Ребята, как вы думаете, на какие группы можно разделить эти слова?
Ученики -Разделить на части речи. Потому что мы сейчас изучаем тему ЧАСТИ РЕЧИ.
Я приглашаю вас в сказку, в которой мы поможем словам найти своё место.
1) Отправились слова бродить по свету. Бродили- бродили они по лесам и болотам и в одно прекрасное утро вышли на поляну. Смотрят, перед ними большой город стоит. Вошли они в него, а там домов и дворцов видимо- невидимо. Ходят слова по городу, по сторонам смотрят. Постучались они в один дом, а тут - откуда ни возьмись - стража! Схватили их и спрашивают: «Вы КТО такие?», «ЧТО вас сюда привело?».
Одни слова растерялись, другие ответили. Как вы думаете, какие слова могли ответить на вопросы КТО? ЧТО?
- (Кто? Что?) Записываем слова в розовую ячейку. Мед, снег, даль.
-Что они обозначают? (Предмет) Записываем в зелёную ячейку.
-Теперь скажите, пожалуйста, как звали жителей этого домика? (Имена существительные)
2) Ну вот, некоторые слова нашли себе место жительства. А остальные пошли дальше. Они же не смогли ответить на вопросы стражников. Их не пустили в этот дом. Идут- идут по дороге, видят другой домик. А в нём другие слова. Да такие работяги, все что-то делают. Одни пилят, другие рубят, третьи шьют, четвёртые стирают. И стражники тут как тут. «ЧТО тут ДЕЛАЕТЕ?» - строго спрашивают.
-Мы пропускаем только тех, кто что-то делать умеет! Нам лентяи даром не нужны.
-Ребята, давайте посмотрим на слова и скажем, какие слова могут что-то делать.
Дети называют слова, а учитель переносит слова: ходит, поет, шел.
Записываем в белую ячейку второго столбика.
-На какой вопрос отвечают эти слова? (ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?)
Запишем в розовую ячейку. Что они обозначают. (Действие).
Запишем в зелёную ячейку эти вопросы. Как зовут жителей этого домика? (Глаголы)
Запишем в голубую ячейку.
Задание 1.
Записать сочетание существительное + глагол.
4. Физ. минутка. Давайте немного отдохнём.
Молодцы! Давайте вернёмся к нашим словам.
3)И опять некоторые слова остались без дома. Опять их не пустили. Пошли они дальше. Смотрят домик красивый стоит. Заглянули в окошко - комната нарядная такая: шарами и цветами украшена. Синие, красные, зелёные шары висят. Музыка играет. И ходят там разные слова: одни весёлые, другие грустные, третьи умные, добрые. В общем, самые разные слова. И решили наши скитальцы к ним попроситься. Глядь - и тут стражники стоят. Не пускают. «Какой у вас документ?» «Какие товары везёте?» - спрашивают.
Запишем вопросы в розовую ячейку.
Давайте посмотрим, какие слова могут здесь остаться. (Алый, новый, снежный).
Запишем в белую ячейку.
Как зовут жителей этого домика, знаете? (Имена прилагательные). Запишем в голубую ячейку.
Что они обозначают? (признак). Запишем в зелёную ячейку.
4)Слова пошли дальше. Ребята, что это? Куда попали?
Да, мы попали в бюро находок имени Маши – растеряши. Посмотрите, ребята, какие предметы растеряны. Они потеряли свои признаки. Давайте отыщем их.
Задание 2. Подберите к ним прилагательные.
Какие прилагательные подобрали к словам?
5) Ну, наши слова помогли Маше – растеряше и пошли дальше. Подошли они к следующему дому, смотрят: а там слова что-то натворили, наверное, а сами не признаются, а только на других указывают. «Это не я!», «Это он!». «Нет, это она!», «Нет, они!». «Вы виноваты!». «Нет, ты!». Подошли наши слова путешественники к ним и спрашивают: «Что случилось?»
-Мы потеряли свои имена, - ответили местные жители-слова. И теперь вместо имён называем всех ОН, ОНА, ОНО, а имён не помним. Да и предметы назвать не можем, а только пальцем показываем и говорим ОН, ОНА, ОНО. Только эти слова и остались вместо имени. Поэтому мы их и называем ….. (МЕСТОИМЕНИЯМИ)
Местоимения так и норовят занять чьё-либо место, поэтому отвечают на вопрос того слова, чьё место они занимают. Пишем вопросы в розовую ячейку КТО? ЧТО?
Ребята, посмотрите, есть ли среди наших слов такие, которые не называют предмет, а только указывают на него. Поселим их в этот дом. Он, она, ты.
Запишем местоимения в белую ячейку.
-А что в зелёной ячейке будет записано? (Указывают на предмет).
Задание 3.
Прочитайте стихотворение. Догадайтесь, вместо каких существительных употреблены местоимения.
Утром так заведено - Он на цыпочках войдёт
Разомкнёшь ресницы, Долькою лимонной.
И к тебе идёт оно Срок прошёл – плывёт она
Розовой жар-птицей. В пелене тумана,
А стемнеет – он придёт: Круглолица и грустна,
Тоненький, смущённый. Будто Несмеяна.
6) А другие слова пошли дальше. Не хотелось им своё имя забывать. Привела их дорога к другому домику. Смотрят там слова, как солдаты, строгими рядами маршируют: раз-два! Раз-два! По порядку рассчитываются: Первый! Второй! Третий! Четвёртый! А другие в сторонке сидят и что-то считают. Тут подошли стражники. «Сколько вас?»- спрашивают. – «Пустим тех, кто считать умеет».
Запись вопросов в розовую ячейку.
Давайте, ребята, посмотрим, какие слова умеют считать. (Один, сто, три). Запишем эти слова в белую ячейку.
-А как звали жителей этого домика? (Имена числительные). Запишем в голубую ячейку.
-Что они обозначают? (Количество или порядок при счете).
Задание 4.
-Придумайте числительное, которое отвечает на вопрос КОТОРЫЙ по счету? (Первый, шестой, двадцатый).
7) Остались совсем маленькие слова. Вдруг они видят: совсем рядом маленький домик, окошки светятся. И стражников никаких нет. Заглянули они в окошко - а там такие же, как они, маленькие сидят, что-то вяжут. Постучались наши слова в дверь домика, словечки открыли им дверь и обрадовались, когда увидели такие же слова, как они сами. «О, помощники пришли!» - говорят. – «Ура!»
-А вы кто? – спросили слова.
-А мы слуги этого города – предлоги, союзы, частицы. Мы служим всем остальным словам, и хотя мы не называем ни предметов, ни действий, ни признаков, без нас другим словам в предложении бывает нелегко. Ну, например:
Упражнение 5.
Толя возвращался леса лагерь. Когда он бежал мост, появилась старушка ведром воды. Мальчик помог ей услышал в ответ «спасибо».
-Вам легко было понять предложения в тексте?
-Чепуха какая-то! – засмеялись наши слова.
-Вот-вот,- ответили жители домика. Мы же говорим – если бы не наша служба, то несладко пришлось бы остальным словам в предложении. Вот видите – мы вяжем? Это мы слова в предложении связываем.
-Мы тоже хотим служить этому городу – сказали наши слова. – Но не знаем, получится ли у нас.
-Ребята, проверим.
Толя возвращался … леса … лагерь. Когда он бежал … мост, появилась старуха … ведром воды. Мальчик помог ей … услышал «спасибо».
Ребята выполняют упражнение 5. Проверка.
Ну вот, получился очень здорово. Так и остались слова жить в этом маленьком домике вместе со служебными словами.
-Кто же из них кто, давайте разберёмся. Мы уже знакомы с предлогами. Какие из этих слов можно отнести к предлогам? (ИЗ, В, ЧЕРЕЗ, С).
-А к какой части речи отнесем И ? (союз).
-Посмотрите, кого мы забыли назвать? Кто ещё жил в доме? Вы знакомы с одной частицей, которая поссорилась с глаголом и пишется всегда отдельно от него. Это частица ….(НЕ).
Запишем эти слова в последний столбик.
-Ну вот, наш многоэтажный дом заполнен, мы славно поработали.
-Кто догадался, как называется этот город? ЧАСТИ РЕЧИ.
-Ребята, давайте составим несколько предложений про наше село, используя в предложениях разные части речи.
6. Итог урока.
1.Часть речи, обозначающая число или порядок при счёте.
2.Часть речи, обозначающая действие предмета.
3.Служебная часть речи, служит для связи слов в предложении.
4.Часть речи, обозначающая предмет
5.Служебная часть речи, служит для связи слов.
7.Часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.
8.Служебная часть речи, которая поссорилась с глаголом.
9.Часть речи, обозначающая признак предмета.
Молодцы, вы хорошо справились с заданием.
Рефлексия .
Напишите окончания существительных.
Шёл Вася ранним утр.. по берёзовой роще. На ближайшей кочк.. он заметил зелёный огонёк.. . В пахучей зелен.. мальчик разглядел крохотного червячк.. . На ноч.. Вася положил маленькое чудо в коробочк.. . Утром червячк.. не оказалось на прежнем мест.. .
______________________________________________________
Напишите окончание глаголов.
Утром к дому прилетел.. стая воробьёв. Они усел… на крыше и весело пел.. . Маленькая Нина выбежал.. на крыльцо и насыпал.. на землю хлебные крошки. Воробьи быстро слетел.. с крыш и склевал.. хлебные крошки. Они спел.. Нине песенку и быстро улетел.. .
_________________________________________________________
Напишите окончания прилагательных.
Весен.. солнце пригрело землю. Зазвенела весёл.. капель. У домов галдят криклив.. воробьи. С пригорков побежали говорлив.. ручейки. Появилась молод.. трава. Прогудел первый мохнат.. шмель.
_________________________________________________________-
повеселиться
выбегать
беговой
одиннадцать
пять он она
по-медвежьи
издалека
снежный
завтра
из в и
через с
КТО?
ЧТО ДЕЛАТЬ?
ЧТО СДЕЛАТЬ?
КАКОЙ?
СКОЛЬКО?
КОТОРЫЙ?
ОТКУДА?
ЗАЕМ?
КАК?
КУДА?
КАКИЕ?
ИМЯ ИМЯ ИМЯ
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ
ГЛАГОЛ СОЮЗ
НАРЕЧИЕ ПРЕДЛОГ
МЕСТОИМЕНИЕ ОНА
ЧАСТИЦА ПЯТЫЙ
ПРЕДМЕТ ПРИЗНАК
ПРЕДМЕТА СЧЁТ
ПРИЗНАК ДЕЙСТВИЯ
ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТ
УКАЗЫВАЕТ НА
ЧТО? КТО? ЧТО?
НЕ НЕ ОНО ОНО ЧТО ДЕЛАЕТЕ?
Повторить основные части речи.
Уметь узнавать части речи и классифицировать их по группам.