Воспитательные: - воспитывать доброжелательность, интерес к математике.
Оборудование: тренажер для глаз, схема, плакат, презентация к уроку, проектор, карточки для групповых заданий, магнитная доска, Даль В. И. толковый словарь русского языка, Детская энциклопедия.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
Математика - удивительная и загадочная страна, которая хранит в своих недрах великое множество неизведанного и неразгаданного. На этом уроке мы отправляемся путешествовать в космическое пространство математических знаний на корабле “Отважный”
.(СЛАЙД № 1)
Космос – это бездна проблем, тайн, непонятных вещей, неясных вопросов и увлекательных загадок. Наша экспедиция побывает на экспериментальной станции «Копилка знаний», остановится на «Острове сокровищ», где отыщет новые знания в области математики, состыкуется с орбитальной станцией «Проверь себя», посетит космодром «Вопрос – ответ».
Я сказала, что мы отправляемся в экспедицию. А кто знает, что обозначает слово “экспедиция” (карточка со словом появляется на доске)?
- Экспедиция – (лат.) это отправка вдаль, сама поездка с целью получения новых сведений. (Даль В. И. Толковый словарь русского языка.)
Путешествие далёкое, интересное, но опасное, а для того, чтобы путешествие было удачным, следует соблюдать следующие правила:
быть очень внимательным, находчивым и сообразительным;
правильно выполнять задания;
не допускать ошибок, иначе можно потерпеть кораблекрушение;
помогать и уважать друг друга;
регулярно выполнять физминутки.
III. Устный счёт.
(СЛАЙД № 1 - 2)
Ну что ж, все готовы, и мы отправляемся за новыми открытиями.
- К запуску космического корабля приготовиться.
-Есть, приготовиться.
-Замкнуть контакты.
-Есть, замкнуть контакты.
-Пристегнуть ремни.
-Есть, пристегнуть ремни.
-Надеть шлемы.
-Есть, надеть шлемы.
-До запуска космического корабля осталось….5,4,3,2,1,- Пуск!!!
Нам необходимо посетить экспериментальную станцию“Копилка знаний”. Здесь мы должны захватить те знания, без которых мы не сможем проводить экспедицию.
1. Арифметический диктант.
( 2 ученика у доски)
- увеличить 7 на7;
- сумма двух слагаемых равна 40, первое слагаемое равно 34, чему равно второе слагаемое;
- найти разность чисел 15 и 12;
- найти сумму чисел 8 и 4;
- первое слагаемое 4, второе такое же, чему равно значение суммы;
- найдите разность чисел 34 и 3 десятков.
- уменьшаемое 23, вычитаемое 13, найти значение разности;
2. Запишите данные ответы в порядке возрастания чисел.
2 4 6 8 10 12 14
3. Найти закономерность и продолжить ряд.
16 18 20
4. Заменить полученные числа суммой двух одинаковых слагаемых.
1 + 1 = 2
2 + 2 = 4
3 + 3 = 6
4 + 4 = 8
5 + 5 = 10
6 + 6 = 12
7 + 7 = 14
8 + 8 = 16
9 + 9 = 18
10 + 10 = 20
Все знание с экспериментальной станции «Копилка знаний» мы возьмём с собой и продолжим нашу экспедицию. (СЛАЙД № 4)
IV. Физминутка для глаз. (СЛАЙД № 5)
V. Работа над новым материалом. (СЛАЙД № 6 - 7)
Мы пролетаем “Острову Сокровищ”. Здесь мы должны отыскать новые знания в области математики
На экспериментальной станции «Копилка Знаний» мы записали столбик выражений, посмотрите на них внимательно, что вы заметили?
Давайте, заменим сложение, действием умножения и запишем эти выражения.
1 х 2 = 2
2 х 2 = 4
3 х 2 = 6
4 х 2 = 8
5 х 2 = 10
6 х 2 = 12
7 х 2 = 14
8 х 2 = 16
9 х 2 = 18
10 х 2 = 20
Сравните получившиеся равенства. Чем они похожи?
Посмотрите на результаты умножения, что вы заметили?
Мы получили первый столбик таблицы умножения на 2. (тема урока на доску). Его нужно будет запомнить и выучить наизусть. Поднимите руки, кто уже знает этот столбик таблицы?
Сокровище мы заберем собой и будем ими пользоваться на уроках математике.
Игра “Космическая фигура”. «Приготовиться к запуску космического корабля»
VIII. Решение задач. (СЛАЙД № 10 - 11)
- Пришло время посетить космодром “Вопрос – ответ”.
(СЛАЙД № 12)
- В космосе живёт много разных обитателей, одни из них ………….
Длина мантии (тела) ююююю 11 см, а длина ………… – 34 см.
- Можно ли это назвать задачей?
- Чего не хватает в задаче?
- Какой вопрос можно поставить к задаче, чтобы она решалась действием сложения?
(СЛАЙД № 13)
- Какой вопрос можно поставить к задаче, чтобы она решалась действием вычитания?
- Составьте задачу по данной краткой записи. (СЛАЙД № 14)
У ………. 8 щупалец. Сколько щупалец у двух ………?
Записать решение данной задачи.
IX. Итог. (СЛАЙД № 15 - 16)
Мы вернулись в свою школу не с пустыми руками, а с новым багажом знаний.
- Что нового узнали на уроке?
X. Домашнее задание.
Выучить таблицу умножения на 2, с.68 №1 найти значения выражений, с. 69 задача № 3.
(СЛАЙД № 17) Значение слов “орбита”, “космос”, “космодром” вы можете узнать из толкового словаря В. И. Даля. А много интересного и полезного о космосе и не только, вы можете узнать из “Энциклопедии для маленьких. ”
XI. Рефлексия.
Но, а в школе мы должны проверить эти знания, и надеюсь, вас ждет награда за удачную экспедицию.
- А чтобы это узнать, вам надо расставить фрагменты этого плаката на свои места (открывается плакат на доске) - зашифрованный рисунок.
- Чтобы расшифровать рисунок, вам придётся показать, как вы умеете дружно работать вместе, в группах (раздаются фрагменты и карточки с примерами).
- Но есть одна сложность – фрагментов рисунка намного больше, чем надо, есть много лишних. У каждой группы – шесть фрагментов.
- Ваша задача – найти именно тот, который подходит к нашей награде. Как? Решите выражения со своей карточки и сложите ответы выражений. Полученное вами число и покажет, какой фрагмент вам следует выбрать.
- Итак, та группа, которая выполнит задание, прикрепляет свой найденный фрагмент на наш плакат. Когда все закончат работу, мы увидим, какая награда нас ждёт. Начинаем!
- Что же мы видим на нашем уже расшифрованном плакате? («пятёрку»)
Встаньте те кто доволен своей работой на уроке и готов себе поставить «5»?