Технология: Развитие критического мышления через чтение и письмо.
Цель: 1.Познакомить детей с биографией К. Паустовского и Э. Грига.
Проанализировать рассказ «Корзина с еловыми шишками».
2. Воспитывать любовь к природе, к своей Родине, прививать интерес к искусству.
3. Развивать речь учащихся, умение мыслить, анализировать, сравнивать, находить художественные средства, замечать необычные детали в тексте.
Оборудование: Портреты, рисунки, эпиграф, оценочные листы, музыкальное произведение «Утро» Э. Грига.
Опорная схема в течение всего урока.
Корзина с еловыми шишками
Кластер
1 часть
2часть
3 часть
Инсценировка
синквейн
симфония, кроссворд
Жизнь удивительна и прекрасна.
Ход урока
1. Вызов. Организационный момент.
Психологический настрой.
Я желаю вам удачи,
Здоровья, света и тепла!
А вы друг другу пожелайте
Хотя бы чуточку добра.
Объявление целей и задач урока.
Каждому ученику дается оценочный лист.
Оценочный лист
№
Часть
Самооценка
1
1- часть
2
2- часть
3
3- часть
Общая оценка
3. Осмысление. Работа над новой темой.
- Ребята, я принесла на урок корзину с шишками? Зачем?
Сегодня мы будем работать над рассказом К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»
Эпиграф к уроку звучит так «Жизнь удивительна и прекрасна».
- Как вы понимаете эти слова?
Стратегия «Кластер»
-Ребята, давайте составим кластер к слову ЖИЗНЬ.
Какие ассоциации у вас возникают, когда мы произносим это слово.
1
весна
добро любовь
красота
цветы музыка
Биография К. Г. Паустовского. Портрет писателя.
- Константин Георгиевич Паустовский- русский писатель, автор рассказов о природе
Он знал все травы, кустарники, грибы, цветы. Его рассказы полны очарования, ласковой, нежной заботы о лесных обитателях и растениях. Герои писателя с большим сочувствием относятся к барсуку, который обжег свой нос, к зайцу с обожженными лапами, по-доброму воспитывают кота-ворюгу.
Паустовский много путешествовал, знакомился с великими композиторами, поэтами, музыкантами. Он писал об их жизни, о творчестве. В рассказе «Корзина с еловыми шишками» писатель знакомит нас с норвежским композитором Эдвардом Григом. (Портрет Э. Грига).
Это замечательный человек, который написал прекрасную музыку о красоте окружающего мира, о счастье, о любви. Он жил в городе Бергене. Очень часто композитор гулял в лесах около Бергена и любовался природой.
Работа над 1-частью рассказа. Выборочное чтение.
а) - Обратимся к началу рассказа.
-Найдите и прочитайте описание горного леса.
Чем он хорош? Чем пахнет?
Какое время года описывается в рассказе?
б) - Представьте, что вы попали в лес. Что вы видите и чувствуете?
- Найдите описание осени.
- О каком золоте и меди говорит писатель?
- Как дрожат осиновые листья? Покажите.
в) Работа по картине.
-Кого вы видите на картине?
-Зачем приходил в осенний лес Э. Григ?
-Что делала в лесу Дагни?
Стратегия «Инсценирование»
г) Инсценировка встречи Грига с дочерью лесника.
-Почему композитору захотелось сделать Дагни подарок?
д) Словесный портрет девочки. Характер - добрая, трудолюбивая, доверчивая, милая, красивая, чуткая. (примеры из текста)
- Что надеялась получить в подарок Дагни?
-Почему Григ отстрочил свой подарок, пообещал подарить через 10 лет? Прочитайте.
- Как озаглавим первую часть? Оцените себя.
2. Работа над 2-частью рассказа.
а) -А теперь мысленно перенесемся в квартиру Грига.
-Что она собой представляла. Прочитайте.
-Какие художественные средства использовал автор, чтобы описать квартиру?
- Закройте глаза, приложите руки к сердцу и подумайте о тех людях, которым меньше повезло в жизни, чем вам. Возьмите частицу тепла и разошлите по всему миру, особенно тем, кому приходится трудно.