ТЕМА: Роль имени прилагательного в речи.
Цель: Актуализировать знания детей об имени прилагательном как части речи; привлечь внимание учащихся к значению в нашей речи имён прилагательных; учить работать с таблицей.
Развивать умение определять род и число имён прилагательных; познавательную активность, наблюдательность; различать прилагательные в единственном и множественном числе, правильно писать окончания прилагательных.
Воспитывать любовь к родному языку, уважение друг к другу.
Тип: урок-закрепление
Методы:словесный,наглядный,практический,частично-поисковый.
Оборудование:интерактивная доска, тестовые задания,таблицы.
Ход урока
1.Орг. момент.
Поприветствуйте друг друга доброй улыбкой, ведь она нас всегда располагает к приятному общению. Только с хорошим настроением мы преодолеем все задачи, поставленные на уроке.
2.Актуализация знаний.
Минутка чистописания.
На доске слова: Снежная, зимняя, лесной, сказочный, чудесный, весеннее, голубое, пушистые, большие.
-По какому признаку эти слова можно объединить в одну группу?
Выделить окончания в этих словах, выписать их.
Словарная работа(слайд1)
-записать слова на русском языке.
Посуда, девочка,Родина, столица, жёлтый, ягода,ученик,берёза.
- назовите лишнее слово, объясните почему?(жёлтый)
- подберите однокоренные слова к слову берёза
-докажите, что слова являются однокоренными.
- выделите корень.
- назовите лишнее слово. Почему оно лишнее?( слайд2)
-Выделите корень.
-Назови лишнее слово.Почему оно лишнее?
- Ребята, вы уже догадались, какая тема урока сегодня. Мы будем обобщать полученные знания об имени прилагательном.
3. Работу по материалу урока.
Слово учителя: (слайд3)В течение урока коллективно заполним схему.
- Сейчас выполним задание к слайду 4
1задание: (слайд4) Выпишите имена существительные и запишите в столбик
Мёд
Трава
Поле
Дни
- подберите к именам существительным подходящие прилагательные и запишите их.( проверяют по слайду5)
-Что обозначает имя прилагательное?( заполняют карточки)
- Задайте вопросы к именам прилагательным и запишите их.
- Проверьте по слайду 6.
Вывод: Имена прилагательные отвечают на вопросы.(заполняют карточки)
-Прочитайте последнее сочетание, чем отличается от других
(Показ слайда 7)
- Как изменяется имя прилагательное? Определите род у словосочетаний и выделите окончания.
- Как определить род прилагательных?
- У Алпамыса есть друг, а кто он вы узнаете, когда выполните задание. Помогите Алпамысу сделать рассказ о друге более красивым. Как это сделать?(вставить вместо пропусков имена прилагательные)(слайд8)
Какой текст получился? ( показ слайда 9)
Какую роль играет имя прилагательное в речи?
Вывод: Имя прилагательное играет большую роль делает речь красивой,яркой, точной.
- Ребята, вернёмся к нашей схеме, которую заполняли на карточке и расскажите об имени прилагательном.(слайд 10)
4. Работа по закреплению материала.
1.Самостоятельная работа
- работа по вариантам (слайд 11)
2. Выполнение теста:
1.Имя прилагательное-это…
А) слово
Б) часть речи
В) часть предложения
2.Имена прилагательные отвечают на вопросы…
А)кто? что?
Б)какой? какая? Какое ?какие?
Б)что сделает? что делает?
3.Какая часть речи обозначает признак предмета?
А)имя существительное
Б)глагол
В)имя прилагательное
4.С какой частью речи связано имя прилагательное?
А)именем существительным
Б)глаголом
В0местоимением
5.Укажи имена прилагательные:
А)замечаешь б)оранжевый в)насекомые д)великолепный
6)Имена прилагательные изменяются по родам в :
А) единственном и множественном числе
Б)только в единственном числе
В)только во множественном числе.
- проверка тестов( слайд 12 )
5. Рефлексия урока.
(слайд 13 )
6. Домашнее задание.
Повторить об имени прилагательном, подготовиться к диктанту.