Здоровьесберегающий урок литературного чтения по теме Е.Шварц "Сказка о потерянном времени"
Цели урока:
- познакомить детей с писателем и драматургом Е. Шварцем, с его сказкой; -развивать навыки работы с текстом, таблицами, умение анализировать свою работу, делать выводы, используя свои знания; -воспитывать ответственное отношение к своим обязанностям, бережное отношение ко времени; -научить распознавать причины, вызывающие проблемы с учебой; -сформировать уверенность в том, что он способен справиться с этими проблемами; -формировать отношение к человеку и его здоровью как ценности, понимание понятия здорового образа.
Ход урока.
I. Актуализация знаний
1. Кроссворд
1. Как звали обладательницу хрустальной туфельки? 2. Вочто превратилась карета золушки, когда часы пробили 12? 3. Чьё сердце поразил ледяной осколок Снежной Королевы? 4. Как звали девочку, которая поспешила на помощь Каю? 5. Кто нашёл хрустальную туфельку Золушки?
2. - О каких сказках идёт речь в кроссворде? - Кто автор этих замечательных сказок? - Прочитайте фамилию писателя, драматурга и подумайте, что может объединять его с этими произведениями? 3. Поможет ответить на этот вопрос небольшой рассказ об авторе Е. Шварце
«Меня Господь благословил идти, Брести велел, не думая о цели. Он петь меня благословил в пути. Чтоб спутники мои повеселели.», -
так говорил о себе писатель
Имя Евгения Львовича Шварца окружено легендой.
Легенда не врет, но и не говорит всей правды. Легенда проста - жизнь сложна, и в ней "все замечательно и великолепно перепутано".
Вошел Шварц в литературу как детский писатель, в 20-е годы он работал в журнале "Еж и Чиж", а потом стал драматургом и инсценировал многие сказки.
Поэтому знакомство с творчеством этого писателя для нас подчас начинается не с книг, а с фильмов.
Увидев в детстве старый добрый фильм "Золушка" (он снят по сценарию Шварца), мы на всю жизнь запоминаем удивительные слова маленького пажа: "Я не волшебник, я только учусь". А в юности, как молитву, повторяем: “Всего только раз в жизни выпадает влюбленным день, когда им все удается". Это слова из другой удивительной сказки Шварца "Обыкновенное чудо". Поистине, Евгения Львовича можно назвать владыкой Сказочного королевства. Какое разнообразие сказок: "Снежная королева", "Голый король", "Два клена", "Сказка о потерянном времени", "Золушка" и многие другие.
- Сегодня мы прочитаем одну из сказок Е. Шварца и попытаемся ответить на вопрос: ДЛЯ ЧЕГО ПРИДУМАНА ЭТА СКАЗКА АВТОРОМ, что в ней вымысел, а что могло произойти реально? (вопрос записывается на доске) - Прочитайте название произведения. - Как отличить сказку от других жанров литературы? (волшебные предметы, зачин, концовка, троекратный повтор, использование числа три) - Как вы думаете, что подразумевал писатель под «потерянным временем»?
III. Работа над новым материалом.
Чтение сказки по цепочке по 2 предложения в режиме сидя-стоя. (При необходимости провести зарядку для глаз)
2. Анализ произведения.
- Какие детали и элементы позволяют сделать вывод, что это сказка? (волшебные часы, злые волшебники, превращения) - Какую проблему поставил автор? - Является ли эта проблема актуальной сегодня? (да, есть ребята, которые не ценят время, а теряют его даром) - Знаете ли вы, что в среднем за жизнь человек проживает 600-700 тыс. часов? - Назовите главного героя сказки. (Петя Зубов) - Кто выступает в роли вредителей? (злые волшебники) - Почему им удалось превратить детей в стариков? Найдите ответ в тексте. ( Вот ведь как оказывается, устроено на свете: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.) - Имеет ли главный герой цель, и какую? (Найти детей-стариков и вернуть потерянное время) - Изменяется ли главный герой в ходе сказки? (СОЖАЛЕЕТ О СЛУЧИВШЕМСЯ, ИЗМЕНЯЕТСЯ ЕГО ХАРАКТЕР, БЕРЕЖНО ОТНОСИТСЯ КО ВРЕМЕНИ) - Давайте ответим на главный вопрос урока. Многие сказки заканчиваются такими словами: « Сказка-ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок» О чём «намекнул» тебе Е. Шварц? Найдите и зачитайте эти строки.
IV. Закрепление изученного материала
- Подумайте, что может помочь вам не терять понапрасну время? (Мы должны правильно распоряжаться временем, т. е. соблюдать режим дня) -Вот сейчас мы и проверим всё ли у вас в порядке со временем. Для этого проведём диагностику и посмотрим, на что вы тратите своё время.
1. Индивидуальная работа с карточками №1
Давайте попытаемся выяснить, в чём причина ваших проблем и трудностей.
Выбери нужный ответ и поставь напротив него галочку
- Сколько времени ты спишь?
10,5-11 часов 9-10 часов меньше 9 часов
- Сколько времени ты делаешь уроки?
1-1,5 часа 1,5-2 часа больше 2 часов
- Сколько времени ты играешь или занимаешься любимым делом?
1-1,5 часа 1,5-2часа больше 2 часов
- Сколько времени ты занимаешься в кружках и секциях?
1-1,5часа 2-2,5часа больше 2,5 часов
- Сколько времени ты гуляешь?
3-3,5 часа 1-2 часа меньше 1 часа
- Сколько времени ты смотришь телевизор?
20-40 минут 40минут-1 час больше 1 часа
- Сколько времени ты играешь на компьютере?
15-20 минут 20-40 минут больше 40 минут
- Сколько времени ты помогаешь взрослым?
30 минут-1 час 1-2 часа больше 2 часов
- Если есть красные кружки – ПОДУМАЙТЕ, что вы делаете не совсем правильно. - Если есть чёрные – вашему организму ПЛОХО, нужно изменить свой режим.
3. Что же нужно делать и какими чертами характера нужно обладать, чтобы научиться соблюдать режим дня и не тратить время даром?
Выбери и отметь карандашом те черты характера, которые помогают добиться цели.
Прочитай, подчеркни карандашом 5 самых важных действий, направленных на достижение поставленной цели.
- быть настойчивым - быть решительным - не расстраиваться при неудаче, ошибке - не торопиться - не ждать быстрого результата - верить в успех - верить в то, что всему можно научиться - поддерживать друзей в трудную минуту - не унывать - не сдаваться - не посовать перед неудачей или трудностями - не стесняться попросить помощи - не бросать начатое дело
4 группа работает у доски
Используя карточки составить режим дня.
Подъём
Гимнастика, водные процедуры
Завтрак
Дорога в школу
Занятия в школе
Дорога домой
Обед
Прогулка на свежем воздухе
Подготовка домашнего задания
Полдник
Занятия в кружках, помощь по дому, прогулка
Ужин
Свободное время
Подготовка ко сну
Сон
Итог урока и домашнее задание.
Обсуждение работ заканчивается ответом на вопрос: Зачем нужно соблюдать режим дня?
К следующему уроку приготовить на оценку «3» прочитать выразительно сказку «4» приготовить чтение по ролям «5»составить план или подготовить выступление о В. Драгунском.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока литературного чтения»
Здоровьесберегающий урок литературного чтения по теме Е.Шварц "Сказка о потерянном времени"
Цели урока:
- познакомить детей с писателем и драматургом Е. Шварцем, с его сказкой; -развивать навыки работы с текстом, таблицами, умение анализировать свою работу, делать выводы, используя свои знания; -воспитывать ответственное отношение к своим обязанностям, бережное отношение ко времени; -научить распознавать причины, вызывающие проблемы с учебой; -сформировать уверенность в том, что он способен справиться с этими проблемами; -формировать отношение к человеку и его здоровью как ценности, понимание понятия здорового образа.
Ход урока.
I. Актуализация знаний
1. Кроссворд
1. Как звали обладательницу хрустальной туфельки? 2. Вочто превратилась карета золушки, когда часы пробили 12? 3. Чьё сердце поразил ледяной осколок Снежной Королевы? 4. Как звали девочку, которая поспешила на помощь Каю? 5. Кто нашёл хрустальную туфельку Золушки?
2. - О каких сказках идёт речь в кроссворде? - Кто автор этих замечательных сказок? - Прочитайте фамилию писателя, драматурга и подумайте, что может объединять его с этими произведениями? 3. Поможет ответить на этот вопрос небольшой рассказ об авторе Е. Шварце
«Меня Господь благословил идти, Брести велел, не думая о цели. Он петь меня благословил в пути. Чтоб спутники мои повеселели...», -
так говорил о себе писатель
Имя Евгения Львовича Шварца окружено легендой.
Легенда не врет, но и не говорит всей правды. Легенда проста - жизнь сложна, и в ней "все замечательно и великолепно перепутано".
Вошел Шварц в литературу как детский писатель, в 20-е годы он работал в журнале "Еж и Чиж", а потом стал драматургом и инсценировал многие сказки.
Поэтому знакомство с творчеством этого писателя для нас подчас начинается не с книг, а с фильмов.
Увидев в детстве старый добрый фильм "Золушка" (он снят по сценарию Шварца), мы на всю жизнь запоминаем удивительные слова маленького пажа: "Я не волшебник, я только учусь". А в юности, как молитву, повторяем: “Всего только раз в жизни выпадает влюбленным день, когда им все удается". Это слова из другой удивительной сказки Шварца "Обыкновенное чудо". Поистине, Евгения Львовича можно назвать владыкой Сказочного королевства. Какое разнообразие сказок: "Снежная королева", "Голый король", "Два клена", "Сказка о потерянном времени", "Золушка" и многие другие.
- Сегодня мы прочитаем одну из сказок Е. Шварца и попытаемся ответить на вопрос: ДЛЯ ЧЕГО ПРИДУМАНА ЭТА СКАЗКА АВТОРОМ, что в ней вымысел, а что могло произойти реально? (вопрос записывается на доске) - Прочитайте название произведения. - Как отличить сказку от других жанров литературы? (волшебные предметы, зачин, концовка, троекратный повтор, использование числа три) - Как вы думаете, что подразумевал писатель под «потерянным временем»?
III. Работа над новым материалом.
Чтение сказки по цепочке по 2 предложения в режиме сидя-стоя. (При необходимости провести зарядку для глаз)
2. Анализ произведения.
- Какие детали и элементы позволяют сделать вывод, что это сказка? (волшебные часы, злые волшебники, превращения) - Какую проблему поставил автор? - Является ли эта проблема актуальной сегодня? (да, есть ребята, которые не ценят время, а теряют его даром) - Знаете ли вы, что в среднем за жизнь человек проживает 600-700 тыс. часов? - Назовите главного героя сказки. (Петя Зубов) - Кто выступает в роли вредителей? (злые волшебники) - Почему им удалось превратить детей в стариков? Найдите ответ в тексте. ( Вот ведь как оказывается, устроено на свете: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.) - Имеет ли главный герой цель, и какую? (Найти детей-стариков и вернуть потерянное время) - Изменяется ли главный герой в ходе сказки? (СОЖАЛЕЕТ О СЛУЧИВШЕМСЯ, ИЗМЕНЯЕТСЯ ЕГО ХАРАКТЕР, БЕРЕЖНО ОТНОСИТСЯ КО ВРЕМЕНИ) - Давайте ответим на главный вопрос урока. Многие сказки заканчиваются такими словами: « Сказка-ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок» О чём «намекнул» тебе Е. Шварц? Найдите и зачитайте эти строки.
IV. Закрепление изученного материала
- Подумайте, что может помочь вам не терять понапрасну время? (Мы должны правильно распоряжаться временем, т. е. соблюдать режим дня) -Вот сейчас мы и проверим всё ли у вас в порядке со временем. Для этого проведём диагностику и посмотрим, на что вы тратите своё время.
1. Индивидуальная работа с карточками №1
Давайте попытаемся выяснить, в чём причина ваших проблем и трудностей.
Выбери нужный ответ и поставь напротив него галочку
- Сколько времени ты спишь?
10,5-11 часов 9-10 часов меньше 9 часов
- Сколько времени ты делаешь уроки?
1-1,5 часа 1,5-2 часа больше 2 часов
- Сколько времени ты играешь или занимаешься любимым делом?
1-1,5 часа 1,5-2часа больше 2 часов
- Сколько времени ты занимаешься в кружках и секциях?
1-1,5часа 2-2,5часа больше 2,5 часов
- Сколько времени ты гуляешь?
3-3,5 часа 1-2 часа меньше 1 часа
- Сколько времени ты смотришь телевизор?
20-40 минут 40минут-1 час больше 1 часа
- Сколько времени ты играешь на компьютере?
15-20 минут 20-40 минут больше 40 минут
- Сколько времени ты помогаешь взрослым?
30 минут-1 час 1-2 часа больше 2 часов
- Если есть красные кружки – ПОДУМАЙТЕ, что вы делаете не совсем правильно. - Если есть чёрные – вашему организму ПЛОХО, нужно изменить свой режим.
3 . Что же нужно делать и какими чертами характера нужно обладать, чтобы научиться соблюдать режим дня и не тратить время даром?
Выбери и отметь карандашом те черты характера, которые помогают добиться цели.
Прочитай, подчеркни карандашом 5 самых важных действий, направленных на достижение поставленной цели.
- быть настойчивым - быть решительным - не расстраиваться при неудаче, ошибке - не торопиться - не ждать быстрого результата - верить в успех - верить в то, что всему можно научиться - поддерживать друзей в трудную минуту - не унывать - не сдаваться - не посовать перед неудачей или трудностями - не стесняться попросить помощи - не бросать начатое дело
4 группа работает у доски
Используя карточки составить режим дня.
Подъём
Гимнастика, водные процедуры
Завтрак
Дорога в школу
Занятия в школе
Дорога домой
Обед
Прогулка на свежем воздухе
Подготовка домашнего задания
Полдник
Занятия в кружках, помощь по дому, прогулка
Ужин
Свободное время
Подготовка ко сну
Сон
Итог урока и домашнее задание.
Обсуждение работ заканчивается ответом на вопрос: Зачем нужно соблюдать режим дня?
К следующему уроку приготовить на оценку «3» прочитать выразительно сказку «4» приготовить чтение по ролям «5»составить план или подготовить выступление о В. Драгунском.