Русский язык 3 класс
Тема: Фрукты и овощи.
Цели урока:
• Формировать представление учащихся о том, какие фрукты и овощи собирают летом;
• Закрепить знания о различии фруктов, ягод и овощей;
• Продолжить работу по развитию речи;
• Воспитывать бережное отношение к окружающему миру;
• Работать над развитием речи;
• Развивать творческое воображение учащихся;
• Развивать умение наблюдать, анализировать свои наблюдения, делать выводы.
Планируемые результаты:
• Учащиеся должны различать фрукты, ягод и овощи, знать их определение;
• Знать какие растения растут в родном краю, когда начинается сбор урожая;
• Развивать творческое восприятие природы;
• Учится творчески воспринимать задания, развивать воображение.
Оборудование: картинки фруктовых деревьев, фруктов и овощей, муляжи фруктов и овощей, раздаточный материал.
Ход урока
I. Организационый момент
II. Проверка домашнего задания и повторение пройденного материала
• Какие летние месяцы вы знаете?
Работа по развитию речи:
• Игра "Цепочка"
Подберите слова, описывающие лето. Дети по очереди называют слова (солнечное, жаркое, веселое, красивое, щедрое и т.д.)
А что вы делаете летом? (Отдыхаем, гуляем в лесу, купаемся в речке, собираем фрукты и овощи)
III. Объяснение новой темы
Сегодня мы поговорим о самом богатом летнем месяце – об августе. Как вы думаете, почему я употребила слово "богатый"? (В августе созревают фрукты, овощи, ягоды, появляются первые грибы)
Упражнение 4.
Словарная работа: запишите в тетрадях слово урожай. Объясните его значение. (Урожай – собранные фрукты, овощи, травы)
• А где мы будем собирать урожай? (В саду, в огороде)
Давайте сначала отправимся в сад.
• Что растет в саду? (деревья и кусты)
• Какие деревья растут в саду? (фруктовые)
Правильно, в саду растут фруктовые деревья. Они приносят плоды, которые называются фруктами. Сами фрукты – сочные, а внутри каждого есть семена.
• Какие фрукты вы знаете?
Упражнение 6.
(Сливы, вишня, яблоки, груши, персики, абрикосы, инжир)
А что это притаилось под зеленым листочком? Сочная, медовая, сладкая?
Показывает картинку с клубникой.
(Клубника)
Что же такое ягода?
Давайте посмотрим, что же созрело в нашем саду.
• Игра "Подбери пару"
На отдельных карточках написаны части слов. Учащиеся должны их соединить.
Виш- -шня
Чере- -ника
Клуб- -ляника
Зем- -ня
.Чтобы собрать все фрукты и ягоды, нужно отгадать загадки. (После каждой загадки учитель показывает картинку с названным фруктом или ягодой и дает пояснение. Картинки вывешиваются на доске).
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
И маленькие детки. (Яблоки)
На сучках висят шары,
Посинели от жары. (Слива)
На шнурочке-стебелёчке
Сладких ягод груда –
На большое блюдо. (Виноград)
Больше всего винограда появляется осенью. Но уже в августе можно полакомиться сочными ягодами.
Этот фрукт на вкус хорош
И на лампочку похож. (Груша)
К нам приехали с бахчи
полосатые мячи. (Арбуз)
Арбузы растут на бахче. Арбуз – тоже ягода. Созревает в августе.
Сверху — шкурка золотая,
В центре — косточка большая.
Что за фрукт? — Вот вам вопрос.
Это сладкий. (абрикос)
Плод этот сладкий
И круглый, и гладкий.
Внутри он душистый,
Снаружи пушистый. (Персик)
Мы собрали урожай в саду. Пора нам теперь отправляться в огород. Что растет в огороде? (овощи)
Словарная работа: Овощи – это огородные растения, которые выращиваются для питания человека.
Прослушайте стихотворение и назовите все перечисленные в нем названия овощей.
Что растет на нашей грядке?
Огурцы, горошек сладкий,
Толстый красный помидор,
Он известен с давних пор.
Есть морковка и лучок,
Острый перец, чесночок,
Есть редиска и салат.
Наша грядка – просто клад.
Какие же овощи созревают в августе?
Узнаете, если догадаетесь, что изображено на картинках.
• Игра "Раскрась меня"
На интерактивной доске появляются контуры овощей (картофель, капуста, морковь, огурцы, помидоры, перец, свекла, кабачки, лук, чеснок, тыква). Задача учащихся – назвать овощи подобрать цвета: помидор – красный, огурец – зеленый и т.д.
IV. Закрепление темы
Учитель: Мы собрали урожай. Но все перемешалось! Нужно срочно отделить фрукты и ягоды от овощей.
На столе лежат вперемешку муляжи разных фруктов и овощей. Класс делится на 2 команды. Задача учащихся собрать овощи в ящик, а фрукты – в корзину.
V. Подведение итогов урока
• Что нового вы узнали на уроке?
• Какие овощи и фрукты мы собираем в конце лета?
VI. Домашнее задание
Нарисуйте любимый фрукт или овощ и напишите небольшой рассказ о нем.