kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

От лепёшки до каравая

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

       В данной работе предоставлен урок познания мира. На уроке дети познакомились с историей хлеба. Урок  условно можно поделить на две части. Первая – это передача детям  информации об истории хлеба. Ученики познакомились с археологическими раскопками, со способами приготовления хлеба в разное время, с названием хлеба у разных народов. На протяжении урока ребята узнали, что хлеб появляется на столе благодаря нелегкому труду людей 120 профессий.

      Были использованы разные формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная. Методы: словесный (беседа), наглядный (презентация), практический, познавательный. Они способствовали развитию у детей навыков общения, совместной деятельности, проявление их личных качеств.

    Урок соответствует общим воспитательным задачам и возрастным особенностям учащихся.

     Материал, собранный в работе, предназначен для учеников начальной школы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«От лепёшки до каравая »

«От лепёшки до каравая»

Цель: воспитывать бережное отношение к хлебу; уважение к людям, благодаря которым хлеб оказывается на нашем столе.

Задачи:

* Познакомить детей с историей хлеба, его национальными особенностями и традициями.

* Расширить знания учащихся о хлебе и его значении в жизни людей.

* Способствовать воспитанию культуры общения, умения работать коллективно.




Ход мероприятия

Учитель:

- Ребята, сегодня я приглашаю вас отправиться на машине времени в увлекательное путешествие « От лепешки до каравая». Закройте глаза и представьте, как машина времени стремительно уносит нас в прошлое. Вот и первая остановка. Откройте глаза и хором прочитайте ее название.

«Первый каравай на Земле»

Учитель:

- Археологические находки свидетельствуют, что первые люди на Земле появились около одного-полутора миллионов лет назад. А вот первый каравай на земле появился значительно позже. Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришёл сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зерна было удобно есть, человек смачивал их водой. Потом человек научился растирать зёрна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костёр в пещере научил печь хлеб.

Ученик.

- История цивилизации - это история хлеба. Ученые полагают, что впервые хлеб появился свыше 15 тысяч лет назад. Первыми хлебопеками были египтяне. Они пекли пресный хлеб в виде лепешек из густой зерновой каши на горячих от солнца камнях. В дальнейшем основой для хлеба стало тесто, а не каша из зерна. В жарком климате тесто быстро закисало и его выбрасывали. Но нашлись люди, которые из кислого теста стали печь хлеб. Так появился новый вид хлеба – кислый.



Ученик.

- Способ приготовления кислого хлеба был открыт около 5 000 лет назад. По недосмотру раба, приставленного к кухне, тесто подкисло. Желая избежать наказания, он испек лепешки. Они оказались вкуснее, пышнее, румянее тех, которые готовились раньше. Вместо наказания раб заслужил похвалу.


Ученик.

- Искусству выпекать хлеб из сброженного теста египтяне научили греков и римлян. В Древней Греции хлеб считали самостоятельным блюдом. В те далекие времена на обед подавали два блюда: мясо жареное на вертеле и белый пшеничный хлеб. Каждое из этих блюд ели отдельно, а самую почетную роль играл хлеб.

Ученик.

Хлебопекам Древней Греции, как считают ученые, мы должны быть благодарны и за само слово «хлеб». Знаете почему? Греческие мастера для хлеба делали специальные горшки «клибанос». От названия этих горшков и произошло русское слово «хлеб», украинское «хлиб», и эстонское «лейб».

Ученик.

- Самый древний хлеб, дошедший до наших дней, лепешки из гробницы фараона Ралуса 3. В музее швейцарского города Цюриха хранится найденная на дне осушенного озера буханка хлеба, испеченная 6 тысяч лет назад.


Ученик.

Да, не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!


Учитель:

- Пришло время снова продолжить наш путь. Закройте глаза и машина времени перенесет нас на следующую станцию.

- Постоянное изобилие хлеба – заветная мечта миллионов людей, живущих на земле. В нашей стране хлеб стоит недорого, но не все знают, каким нелегким трудом он достается, какова его истинная цена. Прежде чем попасть к нам на стол, хлеб проходит большой и сложный путь. Чтобы на полях вырастить зерно, днем и ночью, под палящими лучами солнца, проливными дождями трудятся тысячи людей. А сколько требуется сил, чтобы зерно собрать. Обмолотить, смолоть и, наконец, выпечь хлеб. Хлебу нет цены, его стоимость деньгами не измеришь.

- Давайте прочитаем название станции, куда переместила нас машина времени.

«Сотворение каравая»

Учитель:

- Ребята, как вы думаете, о чем мы сейчас будем вести разговор?

- Верно, на этой станции мы поговорим о том, как маленькие, беспомощные зернышки превращаются в красивые аппетитные караваи.



Ученики читают стихи.

Есть пословица в народе-

«Хлеб на стол, и стол расцвел»

Ну, а все же, как приходит

Этот хлеб к тебе на стол?

Вот об этом-то как раз

Начинается рассказ.

Подымались трактористы,

Умывались чисто- чисто.

В степь весеннюю с утра

Выводили трактора.


За лесами, за лугами

Раздается в поле гром,

Это тракторы плугами

Пашут легкий чернозем.


На широкие долины

Вышли новые машины:

Глянь в открытое окно –

Сеют сеялки зерно.

Учитель: Продолжается рассказ,

Урожай поспел у нас.


Выплывают на просторы,

Ветер песню им поёт,

Капитаны-комбайнёры

Смотрят с мостиков вперёд.


Как из колоса тугого

Выбивается зерно,

Как, пожалуйста – готово,

В ящик сыплется оно.


Вот на мельнице пшеница,

Здесь такое с ней творится!

В оборот её берут,

В порошок её сотрут!


На большом хлебозаводе

Станешь тестом ты, мука.

Тесту тесно, мало места,

«Ох, пустите», - шепчет тесто.


Ладно, пустим,

В печь давай –

Нарядился каравай.


Вот он, хлебушко душистый,

С хрусткой корочкой витой.

Вот он, теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.


В нем - здоровье наше сила,

В нем - чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!


Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил.


Учитель:

- Хлеб никогда не доставался людям даром. Ведь ещё в раю как напутствие согрешившему Адаму было сказано: «Будете добывать хлеб в поте лица своего». Круглый год продолжается страда. Урожай всегда выстрадан, отвоеван у заморозков, засухи, дождя, града. Легкого хлеба не бывает – одна из вечных истин. Слава тем, кто любит землю, тем, кто трудится на ней!

- Ребята, давайте вспомним, люди каких профессий выращивают хлеб?

Хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий.


Ученик.

- Хлеб почитался очень высоко, ценился всеми народами. Пекари имели большой авторитет.

В Германии преступника, убившего пекаря, наказывали втрое строже, чем за убийство другого человека.

Тех, кто пек плохой хлеб, строго наказывали: стригли наголо, привязывали к позорному столбу, отправляли в изгнание. В Риме стоит 13-метровый величественный памятник древности хлебопеку-мастеру Марку Вергелию Эвкисану - в виде хлебной корзины.


Ученик.

-С древних времен к хлебу относились по-особому. Его сравнивали с золотом, с солнцем и самой жизнью. Не даром, у многих народов, в древности хлеб, как золото и солнце, обозначался одним символом- кругом с точкой по середине.

Учитель. Закройте глаза и машина времени перенесет нас на следующую станцию.

«Хлеб – всему голова»

Учитель.

-А как вы понимаете смысл этих слов?

- « Лаваш», «дуона», «пыня» , « нон» - по-разному звучат слова, обозначающие хлеб. Но у всех народов с ним сопрягается представление о самом дорогом – о жизни. И, наверное, неспроста наши предки в старину рожь называли житом – от слова «жить». Есть хлеб, есть и жизнь. Хлеб каждого народа имеет свои особенности. Свои неповторимые национальные черты.


Ученик.

- В 11 веке на Руси выпекали хлеб из кислого теста. Секреты заквасок хранили в большой тайне и передавали из поколения в поколение. Люди в основном ели ржаной хлеб. А пшеничный (белый) ели с медом, как лакомство. Кроме ржаного хлеба пекли хлеб из пшеничной муки, сайки, куличи и пироги с различной начинкой.

Ученик.

- Домашний хлеб у белорусов был ржаным. Его выпекали в печи в виде увесистого каравая с приятным вкусом и неповторимым ароматом. Тесто месили в деревянной деже

Ставили сырые хлебцы в горячую. Чисто выметенную сосновым помелом печь, положив под них капустные или кленовые листья.

Учитель.

- С хлебом в истории было связанно много любопытных поверий и обычаев. Весной, перед посевом, когда начинали пахать землю, в первую борозду обязательно клали ломоть свежевыпеченного хлеба, что бы угодить и задобрить матушку-землю. В доме держали черствую буханку хлеба, выпеченную в Страстную пятницу, есть её, конечно, не ели, а подвязывали на верёвочке к потолку- целый год будет «отгонять от дома злых духов». Не меньшее значение имело, как держать буханку, когда режешь хлеб. Хлебом-солью встречали в Беларуси и на Руси самых дорогих гостей. Хлебом гордились. И не случайно хлеб в качестве особенного лакомства отправлялся иноземными послами в свои далекие страны.


Ученик.

- У восточных и западных славян было принято класть хлеб перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности Богу. Хлеб брали с собой, отправляясь свататься; с хлебом и солью встречали гостя, молодых по возвращении из церкви после венчания; везли хлеб вместе с приданым невесты. Хлеб часто использовали в качестве оберега: клали его в колыбель к новорожденному; брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути. Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача.


Приметы: (к мероприятию ученики находят самостоятельно)


* Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу. Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.


* Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.


* При молодом и стареющем месяце нельзя было начинать посевов: “Добро сеять при полном месяце!” Хотя хлеб, посеянный в новолуние, растет и зреет скоро, но колос не будет богат зерном. И наоборот: “полнолунный хлеб” растет тихо и стеблем короток, но зато обилен полновесным зерном.


* Если солнышко закатилось – “не починай новой ковриги”, а то хлеб будет нехорош, да и все хозяйство может прийти в упадок. Ну, а если очень нужно отрезать хлеба, то горбушку не ели, а отрезав, сколько нужно, горбушку приставляли к ковриге.


* Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.


* Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.


* Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.


Учитель

- Закройте глаза, продолжим наше путешествие. Итак, мы прибыли на последнюю станцию, которая называется…

«Берегите хлеб»

Учитель:

- Хлеб для наших предков был дороже драгоценных металлов. Издревле святотатством считалось бросить его на землю. А если случайно роняли, то тут же поднимали каждую крошку и, поцеловав ее, просили у хлеба прощения. - Ребята, как вы думаете, правда ли, что если наступишь на хлеб, то сквозь землю провалишься? Как вы понимаете эти слова?

Ученик.

Мне больно, когда я, случается, вижу,

Что хлеб недоеденный брошен бесстыже.


Ученик.

Эй, ты, попирающий корку ногою,

Ты топчешь достоинство наше людское.


Ученик.

Ты мать оскорбил, ты обиду нанес

Земле, на которой родился и рос…

П. Бровка



Учитель:

- Ваши прадедушки и прабабушки знали цену каждой крошке хлеба. И всё потому, что они помнили голод, который был в Беларуси с 1928 по 1933 год. Повторился он также и в Поволжье. Белорусские крестьяне, голодая сами. Принимали беженцев с Поволжья и делились с ними всем, что имели. Как дорог был каждый кусок хлеба! Помнят они и о трудном хлебе войны, о ленинградских блокадных 125 граммах хлеба на человека, что выпекали с « землей и кровью». « Дорогой жизни» называли в годы ВОВ ледовый путь через замерзшее Ладожское озеро, по которому ночами шли в осажденный Ленинград, пробиваясь сквозь метель и снаряды, автомашины с мукой и другими продуктами. От голода и истощения в осажденном городе погибло 641 803 человека. К обелиску, установленному на Пискаревском кладбище в Санкт-Петербурге, каждый день приходят жители и гости города. Здесь всегда много цветов. Но иногда у обелис5ка можно увидеть и ломтик хлеба с запиской : «Мама! Прости! Ведь только твой кусочек хлеба спас мне жизнь».

Ученик.

- А в 50-е годы на Невском проспекте в Ленинграде, около Мойки, вдруг затрезвонили трамваи, засигналили машины, засвистели милиционеры, и как-то резко остановилось все движение. По проезжей части шла пожилая женщина, вытянув вперед руки. Ругались водители, что-то кричал вагоновожатый, шумела толпа, но женщина шла вперед, преграждая путь транспорту. Потом она что-то подняла и, прижав к груди, пошла обратно… Подойдя к шумевшей толпе, протянула руку, и все увидели кусок изуродованного хлеба, вернее, остатки того, что было хлебом.


Учитель:

- Ребята, давайте всегда будем помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков, рожденное народным опытом: «Да отсохнет рука, бросившая под ноги хотя бы крошку хлеба!»


- Знаете ли вы, что из одного зернышка получается около 20 млг. муки? Это значит, что для выпечки одного батона требуется муки от помола 10 тыс. зерен.


- А сколько хлеба нужно для вашей семьи?


- Если хлеб остался, что с ним можно сделать?

- Если семья из 4 человек каждый день будет выбрасывать только 100 г. Хлеба, по всей стране опустеют 100 элеваторов, остановятся 57 мельниц, 130 хлебозаводов, выпекающих до 50 тонн хлеба в сутки. Не будьте же в числе таких людей!

- Как сегодня мы должны относиться к хлебу?

- Попробуйте определить для себя четкие правила обращения с хлебом.

* Бери хлеба столько, сколько съешь.

* Черствый хлеб не выбрасывай, из него можно приготовить различные блюда.


- Ребята посмотрите на стол. Сколько разных мучных изделий лежит на столе. Здесь и каравай, булочки, сдобные калачи, пирожки. Оказывается, как много всего можно испечь из муки.

- Какие пословицы и поговорки о хлебе вы знаете? (к мероприятию ученики находят самостоятельно)

- Конечно же на станции Бережливых вы нигде не увидите брошенного кусочка хлеба, так как люди, живущие на ней, знают много рецептов, как освежить хлеб, если он зачерствел. Вот некоторые из них:

* Завернуть во влажную льняную салфетку на 5 минут, потом развернуть и на 20 – 25 минут поместить в теплую духовку.

* Слегка окропить хлеб водой, затем подсушить в нагретой духовке 3 – 5 минут.

* Зачерствевший хлеб можно нарезать тонкими ломтиками и подсушить в духовке. Такие сухарики – настоящее лакомство.


На рушнике на блюде выносят сухарики, угощают всех.

Учитель.

- Наше путешествие подошло к концу. Мне бы очень хотелось, чтобы вы, используя начала предложений, поделились своими впечатлениями о сегодняшнем путешествии.

* Сегодня я узнал…

* Для меня было открытием то, что…

* Мне показалось важным…

* Я почувствовал, что…

* Заставил задуматься…

* Навел на размышления…


- Хлеб- величайшая святыня для каждого народа. Мы не мыслим жизни без душистого ломтика хлеба. Замечательный французский писатель и летчик Антуан де Сент- Экзюпери писал: «Хлеб стал для нас средством единения людей, потому что люди преломляют его за общей трапезой. Хлеб стал для нас символом величия труда, потому что добывают его в поте лица. Хлеб стал для нас непременным спутником сострадания, потому что раздают его в годину бедствия. Вкус разделенного хлеба не сравним ни с чем». Хлеб бесценное богатство. Именно поэтому у нас нет права на пренебрежительное и легкомысленное отношение к нему.

Ученик.

Зерна наших дней святитесь

Позолотою резной.

Говорим мы: берегите

Берегите хлеб родной!


Ученик.

Берегите каждый колос

Наших радостных полей.

Словно песен тихий голос

Громкой родины своей.


Ученик

Не мечтаем мы о чуде,-

К нам полей живая речь,-

Берегите хлеб, вы люди,

Научитесь хлеб беречь.


Все хором:

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!


Проводится дегустация блюд из хлеба, приготовленных родителями и детьми, чаепитие с домашней выпечкой.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
От лепёшки до каравая

Автор: Покоева Елена Викторовна

Дата: 28.09.2014

Номер свидетельства: 115232

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект НОД в средней группе «Калач приестся, а хлеб никогда»."
    ["seo_title"] => string(61) "konspiektnodvsriednieighruppiekalachpriiestsiaakhliebnikoghda"
    ["file_id"] => string(6) "288901"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454689749"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Открытый урок по литературному чтению (обучение грамоте) в 1 классе"
    ["seo_title"] => string(68) "otkrytyi_urok_po_literaturnomu_chteniiu_obuchenie_gramote_v_1_klasse"
    ["file_id"] => string(6) "573797"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1613838097"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока по правильному питанию "Хлеб да каша - пища наша". "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-po-pravil-nomu-pitaniiu-khlieb-da-kasha-pishcha-nasha"
    ["file_id"] => string(6) "127358"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415294876"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Ознакомление с окружающим + развитие речи + исследовательская деятельность + лепка"
    ["seo_title"] => string(83) "oznakomlieniiesokruzhaiushchimrazvitiieriechiissliedovatielskaiadieiatielnostliepka"
    ["file_id"] => string(6) "293263"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455447743"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) "Согласные буквы Х, х"
    ["seo_title"] => string(34) "konspiekturokasoghlasnyiebukvykhkh"
    ["file_id"] => string(6) "278337"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453055577"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства