Особенности общения с детьми младшего школьного возраста
Выполнила: студентка группы 246Б
Специальность: 44.02.02
«Преподавание в начальных классах»
Таранова Евгения
Нижний Новгород 2019г.
-Сегодня мы с Вами, уважаемые коллеги, обсудим особенности общения с детьми младшего школьного возраста.
Строя работу с учащимися, учитель должен учитывать и психологические особенности класса:
уровень зрелости класса: организационное (сплоченность), направление групповой деятельности;
эмоциональное состояние класса.
Нельзя забывать и о личности самого учителя и специфике его деятельности, т.к. и от этого зависит успешность школьного обучения. Необходимо учитывать:
психологические особенности личности учителя, восприятие им самого себя и окружающего мира, оптимистический жизненный настрой;
психологическое и эмоциональное состояние учителя (стабильность, сдержанность, уверенность и др.);
«Педагогу следует обращать внимание на собственные знания и собственное душевное состояние: таким образом он сможет увидеть, отчего работа с детьми идет не так. Вполне вероятно, что он сам является бессознательным источником недуга. Причина может быть в нем самом
Вывод: Итак, если не знать и не учитывать возрастные особенности школьников, если не знать и не учитывать индивидуальные особенности учащихся ,то это может привести к значительным трудностям в обучении детей и к их неуспеваемости
Младшим школьникам предстоит очень важный момент в их жизни - переход в среднее звено школы. Этот переход заслуживает самого серьёзного внимания. Это связано с тем, что коренным образом изменяет условия учения. Новые условия предъявляют более высокие требования к развитию мышления, восприятия, памяти и внимания детей, к их личностному развитию, а также степени сформированности у учащихся учебных знаний, учебных действий, к уровню развития произвольности.
Однако, уровень развития значительного числа учащихся едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы школьников уровень развития явно недостаточен для перехода в среднее звено.
Задача преподавателя начального звена и родителей заключается в знании и учете психологических особенностей детей младшего школьного возраста в обучении и воспитании, проведении комплекса коррекционной работы с детьми, используя различные игры, задания, упражнения.
Знание и учет психологических особенностей детей младшего школьного возраста позволяют нам правильно выстроить нашу учебно-воспитательную работу в классах. Поэтому каждый учитель должен знать эти особенности и учитывать их в работе с детьми начальных классов.
особенности младших школьников
Внимание непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему;
Мышление развивается от наглядно-образного к абстрактно-логическому;
Память имеет преимущественно наглядно-образный характер;
Становление личности младшего школьника происходит под влиянием новых отношений с учителями и одноклассниками, учения и общения;
Ведущая деятельность – учебная.
В процессе совместной учебной деятельности у детей устанавливаются новые взаимоотношения. Через несколько недель, проведенных в школе, у большинства первоклассников исчезают робость и смущение от массы новых впечатлений. Они начинают внимательно присматриваться к поведению соседа по парте, устанавливают контакты с одноклассниками, которые симпатизируют им или обнаруживают сходство интересов. На первых этапах ориентации в новом коллективе у части детей проявляются в общем не свойственные им черты характера (у одних - застенчивость, у других - развязность). Но по мере установления взаимоотношений с другими детьми, каждый школьник обнаруживает свои подлинные индивидуальные особенности.
Характерная черта взаимоотношений младших школьников состоит в том, что их дружба основана, как правило, на общности внешних жизненных обстоятельств и случайных интересов (дети сидят за одной партой, живут в одном доме, интересуются приключенческой литературой и т.п.). Сознание младших школьников еще не достигает того уровня, чтобы мнение сверстников служило критерием подлинной оценки самого себя. Конечно, дети 9-10 лет с большим интересом относятся к оценке, которую дают им одноклассники за ловкость, сообразительность, смелость, и остро переживают, если эта оценка расходится с желаемой. Но такие переживания кратковременны, и, главное, их легко изменить оценкой со стороны взрослых или учителя. Мнение последнего является для младших школьников наиболее существенным
Общение с учителем организует не только учебную деятельность, но и все формы жизни в школе. Младшие школьники безоговорочно признают авторитет учителя. Они обращаются к нему по самым разным поводам - от случайных и мелких до самых глубоких и личностных. Дети откровенно делятся с учителями своими заботами, переживаниями, домашними событиями. В случае обиды младший школьник также обращается к учителю, и обидчик чаще всего воспринимает это как должное, поскольку учитель для всех выступает авторитетом. Авторитет учителя в младшей школе огромен, он обусловлен не только личными качествами учителя, но и социальной ситуацией в этом возрасте.
Приемы взаимодействия с младшим школьником
Безусловное принятие – это принятие ребенка не за что-то, а просто за то, что он есть. Активно слушать ребенка – это значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувства словами.
Не вмешивайтесь в занятия, с которыми ребенок справляется самостоятельно. Позволяйте ребенку самостоятельно справляться с тем, что он уже умеет, даже если при этом он допускает некоторые ошибки.
Поддерживайте успехи ребенка. Необходимо сообщать ребенку о своих чувствах, если его поведение вызывает у вас негативные переживания. Соответствие ваших ожиданий возможностям ребенка.
Используйте в повседневном общении приветливые фразы.
Использовать коллективные формы учебной деятельности;
На первых порах обучения требовать развернутого словесного объяснения всех совершаемых операций;
Необходимо включать учащихся в разумно организованный, посильный производственный труд;
Формировать самостоятельность и ответственность (определить обязанности);
Авторитет учителя- предпосылка формирования нравственных качеств младшего школьника.
Таким образом, взаимоотношения детей в классе не возникают сами собой; они имеют свою логику изменения и развития. На первых порах обучения школьники не проявляют особого внимания друг к другу, мало общаются, не интересуются успехами товарищей. Но постепенно взаимоотношения детей изменяются: они начинают присматриваться друг к другу, завязывать контакты, находить общие интересы. Совместная учебная деятельность ставит общие задачи, дает возможность выделять разные точки зрения и договариваться. Со временем отношения школьников выходят за рамки учебной деятельности. У них возникают интересы, связан- ные с внеклассной и внешкольной работой, с общественными делами.
Поэтому так важно целенаправленно учить детей навыкам эффективного общения, умению слушать и слышать другого, умению понимать чувства и настроение другого, умению быть внимательным к окружающим, умению осмысливать свои поступки и поступки другого, умению конструктивного разрешения конфликта и преодоления негативных стереотипов общения.