kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Основы религиозных культур и светской этики тема урока "Совесть"

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • ; формируются навыки работы с терминами; совершенствуется умение работать с источниками;
  •  развитие интеллектуальных, коммуникативных  умений и навыков при работе в группе; обучатются элементам творческой деятельности;
  •  воспитывается доброжелательное отношение друг к другу, чувство  взаимопомощи, поддержки; акцентируется внимание обучающихся на собственную личность с целью самопознания и дальнейшего саморазвития.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Основы религиозных культур и светской этики тема урока "Совесть"»

23

Тема: Совесть

Цель: сформировать представление обучающихся об ответственности за свои поступки, нравственный выбор, помочь в осмыслении нравственного понятия «совесть».

Задачи :

  • проверить степень усвоения ранее изученной темы; формировать навыки работы с терминами; совершенствовать умение работать с источниками;

  • продолжить развитие и становление интеллектуальных, коммуникативных умений и навыков при работе в группе; обучать элементам творческой деятельности;

  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство взаимопомощи, поддержки; акцентировать внимание обучающихся на собственную личность с целью самопознания и дальнейшего саморазвития.

Основные термины и понятия: совесть, стыд, размышления, чувства, воля.

Оборудование: учебники, словари, печатные тексты, ИКТ, бумага и цветные карандаши.

Ход урока

1.Организационный момент:

Я желаю тебе сегодня добра!

Ты желаешь мне сегодня добра!

Если тебе будет трудно, я помогу!

Проверка домашнего задания:

2.1.Ребята зачитывают подобранные пословицы о чести, о достоинстве и объясняют в группах их смысл.

2.2.Выбирают от группы 1-2 пословицы и всему классу зачитывают, объясняя их смысл, пословицы прикрепляют на доску.

3.Разгадывание кроссворда. (Приложение №1)

Заполнив кроссворд, вы узнаете тему урока.

1.Всякому своя…(честь).

2.С честью выполняй свой … (долг).

3.В ком честь, в том и … (правда).

4.Бесчестье хуже, чем …(правда).

5.Честное …(слово) и буйную голову смиряет.

6.Без …(труда) чести не получишь.

7.Береги…(платье) снову, а честь смолоду.

4. Формулирование темы урока:

- О чём мы сегодня будем говорить на уроке? (О совести).

- Что такое совесть? Как вы понимаете? (Высказывания детей).

- Мы должны понять, что такое совесть и почему за свои поступки надо нести ответственность.

- Как вы понимаете смысл пословицы «В ком стыд, в том и совесть»?

- У Александра Яшина сказано так:

В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Отечество,Верность,Богатство,

И есть ещё:Совесть, честь.

5. Определение понятия слова «совесть».

5.1.Работа в группах со словарями..

Определение в словарях:

Словарь Ушакова: совесть – внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственность ты за своё поведение.

Словарь Брокгауза и Ефрона: совесть – нравственное сознание человека, выражающееся в оценке собственных и чужих поступков, на основании определённого критерия добра и зла.

Толковый словарь Владимира Даля: совесть – нравственное сознание, нравственное чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирождённая правда, в различной степени развития.

- Что общего у всех этих определений?

(Совесть – это способность различать добро и зло, побуждающая человека делать осознанный выбор в пользу добра.

5.2. Копилка русского языка. Работа над понятием устойчивых сочетаний слов, которые употребляются в речи:

- Как понимаете устойчивые сочетания слов, которые употребляются в речи?

Имейте совесть (позор, как не стыдно, стыдно).

Сделано на совесть (хорошо, честно, отлично, прочно, добросовестно, крепко, надёжно, на века, добротно).

Не за страх, а за совесть (верой и правдой, добросовестно).

- Прежде всего заглянем в историю слова «совесть». Это слово состоит из двух частей: приставки со - что значит – вместе, корня – весть, что значит, знать, ведать. Совесть – это совместное знание человека со своим внутренним миром.

Вот перед вами треугольник: ты – твой поступок – окружающие тебя люди. Совершая дурной поступок, ты остаёшься наедине со своим поступком, для окружающих тебя людей твой поступок обычно проходит незаметно.

Наедине с самим собой

Ты размышляешь над тем, что совершил;

Эта мысль тебя преследует;

Ты понимаешь, что надо исправить свой поступок;

Ты исправляешь положение;

Наступает мир с самим собой;

- Я думаю, что совесть – это внутренний мир человека. Если в нём воцарится мир, жизнь будет счастливой. Совесть нужна человеку, чтобы жить в мире с самим собой.

Твой поступок









Люди Ты

1. Размышления

2. Преследование

3. Понимание-исправление

4. Мир с самим собой.




- Мы делаем для памяти зарубки,

Не доверяя собственным следам,

А совесть помнит все наши поступки

И не стареет вопреки годам.

Она скромна, не говорит ни слова,

Пока не взвесит помыслов и дел,

И вдруг напомнит прямо и сурово

Как раз о том, что ты забыть хотел.

Ей всё равно – шумит ли в поле вьюга,

Поют ли в перелеске соловьи –

Держи ответ и ни жены, ни друга

В свидетели напрасно не зови.


5. Самостоятельная работа по учебнику (работа в группах).

Вопрос перед чтением:

- Какие компоненты имеет совесть? Составление плана статьи.

6. Обсуждение результатов самостоятельной работы.

Физкультминутка.

По кабинету расклеены буквы разных цветов. Дети каждой группы собирают буквы своего цвета и составляют слова. У них получатся слова: доброта, честность, справедливость.


Совесть



доброта

честность справедливость

7. Работа в группах.

Чтение текстов по группам. (Приложение № 2).

Выделение основной мысли текста.

Краткое сообщение о прочитанных рассказах.

Чтение пословиц и подбор их к тексту. (Приложение № 3 ).

- Есть у А.С. Макаренко великолепные слова: «Надо, чтобы человек поступал правильно, по совести, не тогда, когда на него смотрят, его слышат, могут похвалить, а когда никто не видит, и никогда не узнают, как было. Надо поступать правильно ради правды, ради долга перед самим собой». В жизни часто человеку надо самому принимать единственно верное решение – по совести, по внутреннему убеждению. Здесь он сам себе судья. И по тому, какое он решение принял, люди судят, какой он человек.

8. Инсценировка отрывка из книги Николая Носова «Незнайка в Солнечном городе» и обсуждение его по вопросам: (Приложение № 4).

- Почему Незнайка не мог заснуть? (Его мучила совесть, он превратил коротышку в осла.)

- Думал или нет Незнайка о последствиях своих поступков? (Нет, он поступил необдуманно, безответственно. Поэтому пострадал другой человек.)

-А что такое ответственность? (Ответственность - это необходимость отвечать за свои поступки. Способность человека сознательно выполнять определённые требования и осуществлять поставленные задачи.)

- Почему Незнайка не доволен своей совестью? (Она ему вовремя не подсказала, как себя вести, она у него маленькая.)

- Мог ли Незнайка поступить иначе? Был ли у него выбор? (Да, он мог не превращать коротышку в осла, но разозлился и сделал это.)

-Бывали с вами случаи, когда совесть спала? Как вы поступали в этих случаях?

- Чтобы вы посоветовали Незнайке? (Человек должен работать над собой, чтобы его совесть не осталась «маленькой». Нужно посоветовать Незнайке и себе почаще «будить» свою совесть, чтобы потом не раскаиваться.)

9. Творческая работа.

-Нарисовать образ совести. Выставка рисунков с комментариями.

10.Закрепление основного понятия. Запись в словарь понятия «совесть».

11. Домашнее задание на выбор:

- Придумать и записать рассказ или сказку о том, что было бы, ели бы у человека не осталось совести.

- Сочинить рассказ к одной из пословиц.

- Прочитать сказку М.Е. Салтыкова- Щедрина «Пропала совесть».

12. Рефлексия урока.

Игра «Да-нетка».

Ответив на несколько вопросов, мы получим образ совестливого человека:

- Он работает с душой? (Нет.)

- Всё делает по совести? (Да.)

- Он добр, честен, правдив? ( Да.)

- Ищет оправдание своим поступкам? (Нет.)

- Ищет снисхождение к себе? (Нет.)

Вот он какой - совестливый человек. Совесть нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека. Рядом с совестливым человеком легче живётся.

Он, как светлячок, излучает невидимый свет, который и есть нравственное здоровье человека.

Остаться людьми и быть честными по отношению к себе и окружающим, не скупиться на доброту, учат нас наши учителя и родители. Спасибо им!

Ассоциативные цепочки:

С- сочувствие. Счастье; О- ответственность; В- верность; Е- единение; С- стыд; Т- труд; Ь

Выводы по уроку:

- Выбор поступков всегда имеет определённые последствия, как для окружающих, так и лично для человека. А за последствия приходится отвечать.















  • Имейте совесть

  • Сделано на совесть

  • Не за страх, а за совесть







Наедине с самим собой

  • Ты размышляешь над тем, что совершил;

  • Эта мысль тебя преследует;

  • Ты понимаешь, что надо исправить свой поступок;

  • Ты исправляешь положение;

  • Наступает мир с самим собой;






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Основы религиозных культур и светской этики тема урока "Совесть"

Автор: Губанова Вера Ивановна

Дата: 07.12.2015

Номер свидетельства: 263047

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Технологическая карта урока по основам религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. "
    ["seo_title"] => string(114) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-osnovam-rielighioznykh-kul-tur-i-svietskoi-etiki-osnovy-pravoslavnoi-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "214966"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432540518"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Урок ОРКСЭ в 4 классе на тему :"Совесть.Долг" "
    ["seo_title"] => string(45) "urok-orkse-v-4-klassie-na-tiemu-soviest-dolgh"
    ["file_id"] => string(6) "160437"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422037716"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль светская этика. "
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaia-proghramma-po-orkse-modul-svietskaia-etika"
    ["file_id"] => string(6) "133443"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416505911"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Урок по программе "Основы религиозных культур и светской этики" на тему "Совесть""
    ["seo_title"] => string(80) "urok_po_proghrammie_osnovy_rielighioznykh_kul_tur_i_svietskoi_etiki_na_tiemu_sov"
    ["file_id"] => string(6) "379964"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484562853"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках и во внеурочное время."
    ["seo_title"] => string(79) "dukhovnonravstviennoievospitaniieuchashchikhsianaurokakhivovnieurochnoievriemia"
    ["file_id"] => string(6) "331379"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1464612669"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства