оформленная доска, набор иллюстраций, учебник, тетрадь, таблицы, мультимедийное сопровождение
ХОД УРОКА:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ: (слайд 2)
А)- психологический настрой учащихся:
Прозвенел звонок, начинается урок.
Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем!
Все расселись по местам, никому не тесно, По секрету скажу вам: “Будет интересно!”
Б) Отгадать загадку ( слайд3)
Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ: (слайд 4.5)
Золотая и немая,
Затаилась тишина.
Песням спрятанным внимая,
Я иду, как в чарах сна.
Листья тихо улетают
С засыпающих ветвей
И на землю оседают,
Красотой пленя своей
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ:
Постановка проблемной ситуации. (слайд6)
В народе говорят: «Осень всех наградит, всё загубит.». Проверить верно ли это высказывание или нет поможет наш урок. Сегодня повторим знания об осенних изменениях в природе, тем самым ответим на вопрос о правильности высказывания.
- Вспомните , как называются осенние месяцы? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
( Дети читают стихи о каждом времени года)
Работа над темой урока.
А)-Какое стихотворение подходит к сегодняшнему дню?
-Какое время года было перед осенью?
Б) Работа по карточкам
Цель. Распределите эти карточки на доске согласно времени года.
-У каждого из вас есть карточка с явлением природы(«снег», «дни длиннее», «+30», «роса», «иней», «радуга», «заморозки», «цветут цветы», «листопад», «линька», «дни короче», «- 2» , «отлёт птиц».)
Вывод. Что такое линька?
Периодическая смена наружных покровов оперения и шерсти у животных. Бывает постоянной, сезонной и возрастной.
- Мы тоже отправимся в осенний лес и послушаем разговоры деревьев.
В) (Инсценировка). Слайд( 7)
- Красивее моей одежды не придумаешь, тут и красное, и желтое, и розовое, и оранжевое.
- А я считаю, что такой пестрый наряд для солидного дерева неприличен, - сказало другое дерево, - самый скромный и самый красивый цвет – зеленый. Я этому цвету никогда не изменю.
- Какие деревья могли вести этот разговор?
(Лиственное и хвойное). ( Слайд 8)
- Какие изменения произошли у лиственных деревьев осенью?
(Созревают и опадают плоды с семенами, изменяется окраска листьев, идет листопад).
- Назовите причины листопада. (Спасает от засухи деревья, от ломки ветвей, избавляет от вредных веществ).
- Какие изменения произошли у хвойных деревьев осенью? (Их нет).
- Чем интересна лиственница? (Сбрасывает хвою осенью).
- Осенью лес щедро одаривает людей своими подарками. Грибы – один из таких даров природы. ( Ребенку дается корзина, он отправляется в лес за грибами)
Вывод. Смог ли мы доказать, что осень нас чем-то наградила. А кто выл в лесу с родителями и собирал грибы?
Г) Физминутка «Листочки» ( Слайд 9)
Д) Подготовка к творческой работе. (Учитель читает стихотворение В. Д. Берестова.) ( Слайд 10)
Вот на ветке лист кленовый. Нынче он совсем как новый! Весь румяный, золотой. Ты куда, листок? Постой! Берестов В.Д.
Посмотрите на слайд как медленно падают листочки.
Е) Творческая работа «Листочки на окошке» Слайд (11)
После небольшой паузы, необходимой для переживания настроения, вызванного стихотворением, педагог показывает несколько листочков, вырезанных из цветной бумаги. Удивляется вместе с детьми тому, что они схожи с настоящими. Сообщает, что дети сами могут вырезать разные листочки и создать общую картину "Листочки на окошке". Показывает основу будущей картины. Демонстрирует способ вырезания сложной формы из бумаги, сложенной вдвое.
- Беру лист бумаги жёлтого (оранжевого, красного, розового и пр.) цвета; складываю пополам, держу за сгиб и вырезаю так, будто рисую половинку листочка (см . схемы).
Выставляет варианты форм листочков (см . схему) - целые и половинки для наглядного ориентира. Дети упражняются на черновых листах бумаги. Затем педагог показывает способы декорирования образа: обрывной аппликацией (рваные кусочки наклеиваются на листик); накладной аппликацией (на листик накладывается листик меньшего размера и, возможно, другой формы); дорисовывание (жилкование) и декорирование листьев цветовыми пятнами. Ещё раз напоминает технику симметричного вырезывания сложной формы (самый ответственный момент в занятии), предлагает детям самостоятельно выбрать материалы для художественного творчества и начинать работу.
По мере изготовления листочков воспитатель предлагает детям подходить к основе (фону) для наклеивания листиков. Получается композиция Листочки на окошке. Предлагаею детям посмотреть в это окошко и рассказать, что они видят (красивые листочки, листопад, листочки падали и прилипли к окошку, будто ветер приклеил листочки к нашему окошку и др. варианты ответов).
Вывод. Опустеют скоро наши сады. Изменится ли жизнь животных?
Ж). Повторение изменений в жизни животных
Повторим по таблице изменения в жизни животных осенью.
(на доске таблица)
(Ученики называют отличительные признаки каждой группы животных).
1. Насекомые (3 пары ног, прикрепленных к груди).
З) - Что происходит с насекомыми осенью? ( Слайд 12)
(Часть насекомых погибает, часть улетает в теплые края (стрекозы, бабочки, божьи коровки), часть прячется в укромном месте и засыпает).
И) Птицы (перья). ( Слайд 13)
- На какие 3 группы можно разделить птиц? (Оседлые, перелётные, кочующие).
- В каком порядке улетают перелетные птицы? (Насекомоядные, растительноядные, водоплавающие).
- Что их гонит: голод или холод? (Голод).
К. ) - Послушаем птичий разговор и подумаем, кто из них прав? ( Слайд 14)
Иволга и Кукушка (Н. Сладков)(Инсценировка).
- Слушай, Иволга, о какой это зиме местные пичужки щебечут?
-Будто бы зима бывает, белый снег землю закроет, морозы затрещат?
- Э-э, Кукушка, болтовня пустая.
Сколько на свете живу – никакой зимы и снега не видела. На родину прилечу – лето, в Африку вернусь – лето.
На всей земле – лето!
- Объясните, почему так считают птицы? (Они перелетные, зиму проводят в теплых краях, на родину возвращаются весной).
Л) - Как готовятся к зиме звери?
(Одни делают запасы на зиму, вторые жиреют и засыпают, другие не готовятся никак, им достаточно корма зимой, происходит линька).
- Кто хочет у доски разделить на 3 группы зверей? (ученик самостоятельно делит на группы рисунки зверей)
- А у каких растений мы едим семена, цветы? (Орехи, мак; цветная капуста).
- Чем еще занимаются люди осенью?
Рефлексия – «обращение назад»; осмысление собственных действий (самонаблюдение, размышление).
Слайд 17.
(Яблоня, яблоки, листья, цветы.)
- Урок у нас заканчивается. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока.
Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны - прикрепите к дереву плоды – яблоки.
Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите цветы.
Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – зеленые листочки.
А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – желтый, чахлый лист