ОРКСЭ. Основы православной культуры. Любовь и уважение к Отечеству.
ОРКСЭ. Основы православной культуры. Любовь и уважение к Отечеству.
Модуль Основы православной культуры
УМК А.В. Кураев.Основы православной культуры.
Тема урока Любовь и уважение к Отечеству.
Тип урока Урок обобщения
Цель, задачи Сформировать у учащихся представление о патриотизме, деятельной любви к Отечеству как нравственному идеалу, во имя которого должен жить нравственный человек.
Задачи: - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
- знакомство с понятиями патриотизм, любовь и уважение к Отечеству, знакомство с примерами людей, посвятивших свою жизнь служению Родине
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения слушать собеседника и вести диалог.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ОРКСЭ. Основы православной культуры. Любовь и уважение к Отечеству. »
Урок № 30.
Любовь и уважение к отечеству.
Ключевые понятия: бескорыстная любовь, любовь к Отечеству, патриотизм.
Цели и задачи урока: формирование у школьников представления о патриотизме, деятельной любви к Родине как нравственному идеалу, во имя которого должен жить нравственный человек.
1. Учитель предлагает прочитать эпиграфы к уроку, подумать, какие слова пропущены.
Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, ……….посвятим Души прекрасные порывы! А.С. Пушкин
Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте ……….. мою». С.А. Есенин
Какие чувства выразили поэты? Вы , наверное, догадались, о чём мы будем говорить на этом уроке. Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
( Любовь и уважение к Отечеству)
2. Как называется наша Родина, Отечество? Мы с вами знаем, что Россия – огромная, красивая, богатая страна. Она росла и укреплялась от разных традиций. Россия формировалась как многонациональное государство, в него входили люди разных конфессий. На сегодняшний день в России проживают люди более 150 национальностей, верующие люди объединены более чем в 70 конфессий.
Предлагаю вам вспомнить историю , работая в парах, вставить пропущенные слова в текст.
В 7-10 веках на пространстве от Волги до Днепра существовало государство Хазария, многие жители которого исповедовали---------------- .В 8 веке в городе Дербенте была построена первая мечеть, с которой началась история- ---------- в нашей стране. В ----- князь ------ крестил Русь- на нашу землю пришло ------- В 17 веке в состав нашего государства вошли буряты и калмыки, которые принесли с собой ------- . С 18 века в Россию стала широко распространяться нерелигиозная культура и начала складываться традиция светской этики. Так складывались духовные ------------- России.
3. Родина подобна огромному дереву, корни которого – духовные традиции и нравственные ценности народов. Чем корней больше, тем крепче ствол дерева и гуще его крона. Конечно, все народы разные, и всё-таки мы вместе , вместе живём в нашей России.
Попробуйте найти общее, что ценят люди всех национальностей.
Проводится игра –« Корни дерева»
( работа в группах, результаты оформляются на доске – прикрепляются к корням дерева)
Примерные ответы – труд, красота, семья, творчество, добро, любовь к Родине, патриотизм.
Какое из этих понятий объединяет людей в единое государство? (Патриотизм) Как вы понимаете, что это такое? Как нам узнать, что такое патриотизм?
4. Да, мы все разные, но мы уважаем и изучаем традиции других народов. Я прочитаю вам грузинскую легенду Сурамская крепость.
Много лет назад возле небольшого грузинского города Сурами росла высокая чинара. Ствол ее был обуглен, ветки поломаны. Немало горя повидало на своем веку старое дерево. Трудно приходилось в те времена жителям города: то с одной, то с другой стороны подбирались к ним враги. Грузинские женщины, наспех укутав маленьких детей, бенгали с ними в горы, а мужчины, если даже их было очень мало, брали оружие и шли навстречу жестоким чужеземцам. Враги вытаптывали поля, жгли дома, угоняли скот. Не однажды они дотла сжигали Сурами, и не однажды город снова поднимался из пепла. И не было у жителей Сурами иной защиты, кроме старой чинары: с ее высокой вершины можно было заранее заметить приближение врага.
Однажды старый мудрец сказал жителям Сурами: «Разве помощник храброму чинара? Не с веток дерева, а со сторожевых башен могучей крепости должны следить вы за приближением врага. Его нужно встречать лицом к лицу и с высоких стен забрасывать горящей смолой и камнями».
И народ согласился с мудрецом. Крепость решили строить на горе, чтобы еще труднее было добраться врагу до ее неприступных стен. Работали все жители города. Каждый, кто спускался в долину, возвращался, толкая впереди себя камень. Шли недели, месяцы... Крепость была уже почта достроена, как вдруг обрушилась одна из стен. Камни с грохотом мчались в долину, и гора стонала и гудела под их тяжкими ударами. И опять мужчины, женщины, дети поднимались в гору, толкая камни впереди себя. Стену воздвигли снова, но она снова обрушилась, и так несколько раз. Многие люди стучались в те дни в хижину старого мудреца.
— Врагов тучи,— говорили одни. — Это океан, в котором все мы захлебнемся. Разве под силу маленькой крепости сдержать напор океана?
— Лучше совсем уйти отсюда, — говорили другие.— Где-нибудь мы найдем уголок, чтобы спрятаться от зла.
— Пока на земле есть зло, от него никуда не спрячешься, — отвечал старый мудрец. — Зло нужно одолеть, а не бежать от него.
— Так почему же ты не научишь нас, как достроить крепость? Или ты бессилен, старик, как и все мы?
— Нет, я знаю, как достроить крепость, — медленно сказал мудрец. — Надо найти женщину — мать единственного сына, и юношу — единственного сына у матери. Юношу нужно замуровать в стену. Тогда крепость будет стоять века. Но надо, чтобы мать отдала сына добровольно и чтобы юноша не дрогнул перед лицом смерти. Эти люди передадут стене свою стойкость.
-Как вы думаете, нашлись в городе такие мать с сыном?
Вскоре весь город узнал о словах мудреца, и сразу же три матери привели своих единственных сыновей. Из них выбрали одну: женщину, у которой, кроме сына, красиво го мальчика по имени Зураб, не осталось на свете ни одного близкого человека. Зураб обнял мать, лицо которой почернело за одну ночь, поклонился ей за все, что она для него сделала, и уверен но, спокойно пошел в сторону крепости. У поворота дороги Зураб замедлил шаг, но не обернулся. Он понял, что, если оглянется, шаги его уже не будут такими уверенными. И он знал, что никто не должен видеть слез на глазах воина, если воин идет на подвиг. Люди молча ждали. Когда Зураб встал в пролом стены, люди начали подкатывать камни и класть их вокруг него. А на гору в это время не спеша поднимался мудрец. Вот он оглядел зорким огненным взглядом работавших и обратился к матери Зураба, которая помогала другим женщинам очищать камни:
— Как же ты решилась отдать единственного ребенка? Ты стареешь. Кто будет помогать тебе? Кто поддержит твою старость?
-Что ответила мать?
— Никто не смеет спрашивать у меня, как я решилась на это и что будет со мной после,— гордо ответила женщина. — А у сына моего есть другая мать — Родина. Это она сегодня позвала его...
Мудрец спросил мальчика:
— Зураб, прислушайся к своему сердцу. Нет ли в нем страха?
-Что ответил мальчик?
— Страха нет во мне, — ответил мальчик. — С детства я ждал дня, когда смогу стать воином и защитником своего народа. Этот день настал. Гордость чувствую я, а не страх.
Тогда мудрец жестом остановил людей, которые собирались закрыть Зураба камнями.
— Жители Сурами, грузины,— сказал мудрец. — Неужели страх или отчаяние могут овладеть людьми, пока живут среди них такие матери и такие сыновья? Отпустите мальчика и стройте стену. Пусть десять раз она обрушится, но на одиннадцатый вы все-таки ее воздвигнете. Снова без устали втаскивали сурамцы на гору тяжелые камни, и Зураб работал имеете со всеми. Теперь люди смеялись и пели, и звонче всех других звучал юный голос Зураба. Много веков прошло с тех пор. Давно обрушилась Сурамская крепость. Но до сих пор непоколебимо стоит одна из ее стен — та стена, которую труднее всего было построить.
-Как бы вы поступили на месте главных героев? Можно ли сказать, что Зураб любит свою Родину, можно ли назвать его патриотом? А маму? А жителей города?
-Тат что же значит быть патриотом? –вот на этот вопрос мы постараемся с вами ответить.
Учитель проводит беседу . (примерные вопросы):
-Почему мальчик согласился? Какие чувства он испытывал? А почему мама отпустила своего сына? Что чувствовала при этом? Какие чувства испытывали жители города, когда хотели замуровать мальчика? Почему людям удалось достроить крепость? Что показал им мудрец? Как бы вы назвали такую любовь, которая не требует ничего взамен? (бескорыстная, любовь-служение) Из чего же сложился, вырос патриотизм людей, описанных в легенде? ( из бескорыстной любви к маме, детям, семье, народу и т д )
Так же и наша Россия крепнет благодаря нашим трудам, нашей любви, нашим усилиям по преодолению трудностей и бед.
5. Работа с учебником – маркировка текста ( в –важное, н – новое, и – интересное, ? –есть вопросы. -Что показалось важным?
Обобщение, коллективное уточнение понятия патриотизма.
Подберите подходящую пословицу, обоснуйте свой выбор.
Жить - Родине служить.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Родина - мать, умей за нее постоять.
Для Родины своей ни сил, ни времени не жалей.
Любовь к Родине сильнее смерти.
Родину любить - верно Родине служить.
Родину-мать умей защищать.
6. -Рассмотрите слайды. Кто изображён на них? Что объединяет этих людей?Любят ли они свою Родину, можем ли мы назвать их патриотами? (на слайдах спортсмены, трудовые люди разных профессий, герои войн, защитники Отечества разных времён) (работа в группах)
Обобщение, коллективное составление модели.
7. Самостоятельная работа с иллюстрациями и отрывками из литературных произведений, обсуждение в группах. (былина про Илью Муромца – иллюстрация и отрывок, А.С.Экзюпери Маленький принц – иллюстрация и отрывок, А.П.Гайдар Горячий камень – отрывок, Н.Артюхова Аришка-трусишка – отрывок.)
8. Работа по группам – копилка добрых дел.
-Мы с вами выяснили, что патриотизм начинается с малых дел каждого из нас. А что вы можете сделать для других?
Результаты оформляются на отдельных карточках и складываются в коробочку.
-Сделав мир вокруг себя чище, добрее, справедливее, вы почувствуете, как стало в мире больше любви.
9. Рефлексия. Составление синквейна, словесное оценивание работы групп. ( пример:)