Братанова Тамара Александровна.
п.Ташеба. 2014г.
-развитие познавательных, личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий.
- развивать познавательный интерес учащихся, коммуникативные навыки и навыки сотрудничества;
- способствовать воспитанию чувства доброты, сострадания, стремления совершать добрые поступки.
- развивать навыки групповой работы, само и взаимоконтроля .
- оценивания поступков другого человека.
Организация пространства |
Межпредметные связи | Ресурсы, оборудование | Формы работы |
Литературное чтение История Изобразительное искусство.. | Текст произведения Геннадия Ивановича Циферова «Град». толковый словарь, пословицы, Компьютер учителя, проектор, экран, бумага, цветные карандаши. | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, в группах. |
Познавательная деятельность изучения темы. |
Задачи этапов | Обучающие и развивающие задания | Результаты деятельности обучающихся |
1 этап. Мотивация к деятельности. |
Заинтересовать притчей Познакомить с понятием «Добро», учить прогнозировать содержание урока | Ребята, а вы любите чудеса? Я расскажу вам одну притчу. Притча о мальчике, который верил в чудеса Мальчик очень любил читать добрые и умные сказки и верил всему, что там было написано. Поэтому он искал чудеса и в жизни, но не мог найти в ней ничего такого, что было бы похоже на его любимые сказки. Чувствуя некоторое разочарование от своих поисков, он спросил маму, правильно ли то, что он верит в чудеса? Или чудес в жизни не бывает? «Дорогой мой, — с любовью ответила ему мама, — если ты будешь стараться вырасти добрым и хорошим мальчиком, то все сказки в твоей жизни сбудутся. Запомни, что чудес не ищут, — к добрым людям они приходят сами».
О чём же мы с вами сегодня будем говорить? | Обсуждение обучающимися притчи Прогнозирование содержания и темы урока. |
2 этап. Учебно-познавательная деятельность. |
1.Актуализация знаний. |
Вспомнить, что обучающимся уже известно о добре и зле и выявить что ещё не известно. | Версии ответа. Философский энциклопедический словарь даёт следующее толкование этих двух понятий: «Добро и зло , нормативно – оценочные категории морального сознания в предельно обобщённой форме обозначающие, с одной стороны, должное и нравственно-положительное благо, а с другой стороны нравственно – отрицательное и предосудительное в поступках и мотивах людей, в явлениях социальной действительности.» -Продолжи предложение: «Я думаю «добро» –это…» «Я думаю «зло» –это…» Могут ли в одном человеке уживаться добро и зло? -Ответы учащихся. | Продолжение предложений: «Я думаю «добро» –это…» «Я думаю «зло» –это…» |
2.Чтение и анализ пословиц. Делай другим добро, будешь сам без беды. Добрая слава лежит, а худая бежит. Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила. Доброе слово железные ворота отопрёт. Жизнь дана на добрые дела. Доброе дело питает, и душу и тело. Добрый человек в добре живёт век. Худо тому, кто добра не творит никому. Доброе слово лечит, а злое калечит. |
Формировать умение анализировать пословицы Формировать умение контроля за своими действиями (чтение текста в соответствии с критериями осознанного выразительного чтения) Формировать умение выявлять основную мысль пословиц, понимать иносказательность | Словарная работа, уточнение значения слов в словаре . Ответы на вопросы. Обсуждение значения пословиц, Придумайте в своей группе пословицы о добре для своих одноклассников | Работа в 3-х группах, придумывание пословиц о добре. |
3 этап. Интерпретация учебного материала. |
1.Урочная деятельность проводиться на основе произведения Геннадия Ивановича Циферова «Град». Град. Когда был град, ослик всегда прятался. Больно было. В тот град он тоже спрятался, но вдруг подумал : «Да, я сижу в домике, и мне не больно, а домику-то ведь больно. Надо его спрятать». Ослик залез на крышу и закрыл домик зонтиком. -Всё хорошо, - сказал он. Но вдруг опять подумал: «Теперь мне не больно, но зонтику, наверное, больно. Как же быть?» -Глупый ослик, - заворчал медвежонок. – Всех от града никогда не спрячешь. Кому – нибудь да будет больно. -Если так, - сказал ослик, пусть будет больно мне. – И он сделал над зонтиком крышу и стал бегать – защищать её от града. Наконец град кончился. Медвежонок пожал ослику ушко и сказал: -Ты очень добрый… -Что ты, что ты, - замахал на него ослик ушами. - Просто я жалкий ослик и мне всех жалко. |
Формировать умение работать в группе и коллективе по выполнению творческого задания на основе изучаемого произведения, подготовить основу для неурочной деятельности. | Анализ произведения происходит в форме гармонизирующего диалога. -О чём подумал ослик, сидя в домике?? -Зачем ослик залез на крышу? -Что подумал ослик про зонтик? -Что сказал медвежонок ослику? -На что решился ослик? -Как медвежонок оценил поступок ослика? -А как ослик оценил свой поступок? Можно сказать, что у героев сказки было своё чувство доброты? - О ком заботился ослик? - А медвежонок? -А у вас когда и к кому у вас возникает такое чувство? -А кто, как вам кажется, испытывает чувство доброты к вам? -Почему ослик вёл себя странно? -Считал ли себя ослик добрым? -Что он ответил медвежонку? -Придумаем сказке продолжение. -Вам нужно придумать продолжение и вписать в пустые строки. Какие ещё добрые дела мог сделать ослик и его друзья? -Как ослик может научить других героев быть такими же добрыми? -Какие ещё добрые дела могли сделать медвежонок и ослик? Работа в парах: чтение диалога в лицах так, чтобы передать характер героев. | Выступление чтецов, оценивание выступлений классом, самооценивание. |
2.Практическая деятельность. |
Формировать умение работать коллективно в одном проекте. | Коллективное выполнение иллюстраций по теме урока. Предлагается изобразить «добро» и «зло»; составить пакет рекомендаций по правилам поведения; произвести сравнительно-сопоставительный анализ поступков ребят в классе (добрых или злых) придумать условные обозначения понятиям «добро» и «зло» | Работа по группам, защита мини-проектов. |
4 этап. Рефлексия. Оценка результатов деятельности. |
Формировать умение контроля, оценки и самооценки деятельности. | Подведение итогов изучения темы. -Всё в нашем обществе взаимосвязано. Все мы зависим друг от друга. Мы участники - цепной реакции добра и зла. Добро и зло - главные моральные понятия в жизни. Руководствуясь ими, человек совершает те или иные поступки. Добрые поступки помогают преодолеть разобщённость между людьми, способствуют утверждению гуманности. Зло разрушает взаимопонимание, распространяет вражду между людьми. - Могут ли в одном человеке уживаться добро и зло? - Какого человека мы называем добрым? (Добрый человек - это тот, кто любит людей и готов в любую минуту прийти к ним на помощь. Добрый человек любит природу и бережёт её. Добрый человек старается быть чутким, вежливым и уважительным в общении с товарищами, взрослыми.) - Трудно ли быть добрым? -Закончить наш урок я хочу следующими словами: Добро со злом неразделимы. Борьба идет под плач и смех, Но жаждет каждый видеть зримо, Когда добро одержит верх. Заслужит только тот награды, Кто испытания пройдет. Кувшинчик с кладом он откроет, И в мир добра он с ним войдет. | -Продолжите фразу «Сегодня я понял, что…» |
1.На этапе мотивации к деятельности может быть применёны другой литературный материал для работы пословицы, поговорки, песни-притчи, сказки, басни, былины. исторические факты.
2. На данную тему по рабочей программе отведено 2 часа, поэтому чтобы дать возможность всем обучающимся защитить свои проекты, можно использовать второй урок по данной теме)