kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ОРКСЭ модуль: «Основы светской этики» Тема: «Добро и зло»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по курсу

«Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль: Светская этика.

Цель урока:

-формирование ценностного отношения к нравственным категориям добра и зла;

-развитие познавательных, личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Задачи:

- формировать в сознании детей понятия «добро» и «зло», «добрый», «злой»;

 - расширить  представления детей о доброте, её роли в жизни человека;

 - развивать познавательный интерес учащихся, коммуникативные навыки и навыки  сотрудничества;

  - способствовать  воспитанию  чувства доброты, сострадания, стремления совершать добрые  поступки. 

- развивать навыки групповой работы, само и взаимоконтроля .

- оценивания поступков другого человека.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ОРКСЭ модуль: «Основы светской этики» Тема: «Добро и зло» »

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Ташебинская начальная общеобразовательная школа»













Методическая разработка урока по курсу

«Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль: Светская этика.













Автор: учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Братанова Тамара Александровна.




















п.Ташеба. 2014г.

Пояснительная записка.

Тема: «Добро и зло»

Модуль: «Основы светской этики»

Количество часов:

Цель урока:

-формирование ценностного отношения к нравственным категориям добра и зла;

-развитие познавательных, личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Задачи:

- формировать в сознании детей понятия «добро» и «зло», «добрый», «злой»;

- расширить представления детей о доброте, её роли в жизни человека;

- развивать познавательный интерес учащихся, коммуникативные навыки и навыки сотрудничества;

- способствовать воспитанию чувства доброты, сострадания, стремления совершать добрые поступки.

- развивать навыки групповой работы, само и взаимоконтроля .

- оценивания поступков другого человека.

Тип урока: урок-рассуждение

Методы обучения: гармонизирующий диалог, метод моральных дилемм и дискуссий, проблемное изложение, метод самостоятельной работы.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: групповые, фронтальные.

Ожидаемые результаты урока:

Метапредметные.

Предметные

Личностные

Прогнозировать содержание раздела, планировать работу по теме, используя притчу.

Находить необходимую информацию в тексте,

Обобщать полученную информацию,

Осмыслить значение добра и зла

Участвовать в работе пары и группы.

Договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Учащиеся будут иметь представление, что:

  1. в понятии добра выражаются самые важные интересы, надежды, желания - наше стремление к человечности, гуманизму;

  2. в понятии зла вкладываются представления о безнравственном, антигуманном, недобром;

  3. добро и зло являются основными понятиями этики.

Учащиеся будут понимать что такое:

  1. добро;

  2. зло.

Учащиеся научатся:

  1. раскрывать различные значения понятия «добро»;

  2. доказывать, что зло коварно.

Понимать границы того что я знаю, и того что я не знаю, и стремиться к преодолению этого разрыва. Уважительно относиться к языку и воспринимать его как часть культуры своего народа.

Конспект урока.

Организация пространства

Межпредметные связи

Ресурсы, оборудование

Формы работы

Литературное чтение

История

Изобразительное искусство..



Текст произведения Геннадия Ивановича Циферова «Град».

толковый словарь, пословицы, Компьютер учителя, проектор, экран, бумага, цветные карандаши.

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, в группах.

Познавательная деятельность изучения темы.

Задачи этапов

Обучающие и развивающие задания

Результаты деятельности обучающихся

1 этап. Мотивация к деятельности.


Заинтересовать притчей

Познакомить с понятием «Добро», учить прогнозировать содержание урока





Ребята, а вы любите чудеса? Я расскажу вам одну притчу. Притча о мальчике, который верил в чудеса

Мальчик очень любил читать добрые и умные сказки и верил всему, что там было написано. Поэтому он искал чудеса и в жизни, но не мог найти в ней ничего такого, что было бы похоже на его любимые сказки. Чувствуя некоторое разочарование от своих поисков, он спросил маму, правильно ли то, что он верит в чудеса? Или чудес в жизни не бывает? «Дорогой мой, — с любовью ответила ему мама, — если ты будешь стараться вырасти добрым и хорошим мальчиком, то все сказки в твоей жизни сбудутся. Запомни, что чудес не ищут, — к добрым людям они приходят сами».



О чём же мы с вами сегодня будем говорить?









Обсуждение обучающимися притчи










Прогнозирование содержания и темы урока.

2 этап. Учебно-познавательная деятельность.

1.Актуализация знаний.

Вспомнить, что обучающимся уже известно о добре и зле и выявить что ещё не известно.

Версии ответа.

Философский энциклопедический словарь даёт следующее толкование этих двух понятий: «Добро и зло , нормативно – оценочные категории морального сознания в предельно обобщённой форме обозначающие, с одной стороны, должное и нравственно-положительное благо, а с другой стороны

нравственно – отрицательное и предосудительное в поступках и мотивах людей, в явлениях социальной действительности.»

-Продолжи предложение: «Я думаю «добро» –это…»

«Я думаю «зло» –это…»

Могут ли в одном человеке уживаться добро и зло?

-Ответы учащихся.

Продолжение предложений: «Я думаю «добро» –это…»

«Я думаю «зло» –это…»

2.Чтение и анализ пословиц.

Делай другим добро, будешь сам без беды.

Добрая слава лежит, а худая бежит.

Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

Доброе слово железные ворота отопрёт.

Жизнь дана на добрые дела.

Доброе дело питает, и душу и тело.

Добрый человек в добре живёт век.

Худо тому, кто добра не творит никому.

Доброе слово лечит, а злое калечит.

Формировать умение анализировать пословицы


Формировать умение контроля за своими действиями (чтение текста в соответствии с критериями осознанного выразительного чтения)

Формировать умение выявлять основную мысль пословиц, понимать иносказательность

Словарная работа, уточнение значения слов в словаре . Ответы на вопросы.

Обсуждение значения пословиц,

Придумайте в своей группе пословицы о добре для своих одноклассников

Работа в 3-х группах,





придумывание пословиц о добре.

3 этап. Интерпретация учебного материала.

1.Урочная деятельность проводиться на основе произведения Геннадия Ивановича Циферова «Град».

Град.

Когда был град, ослик всегда прятался. Больно было. В тот град он тоже спрятался, но вдруг подумал : «Да, я сижу в домике, и мне не больно, а домику-то ведь больно. Надо его спрятать». Ослик залез на крышу и закрыл домик зонтиком.

-Всё хорошо, - сказал он. Но вдруг опять подумал: «Теперь мне не больно, но зонтику, наверное, больно. Как же быть?»

-Глупый ослик, - заворчал медвежонок. – Всех от града никогда не спрячешь.

Кому – нибудь да будет больно.

-Если так, - сказал ослик, пусть будет больно мне. – И он сделал над зонтиком крышу и стал бегать – защищать её от града. Наконец град кончился. Медвежонок пожал ослику ушко и сказал:

-Ты очень добрый…

-Что ты, что ты, - замахал на него ослик ушами. - Просто я жалкий ослик и мне всех жалко.

Формировать умение работать в группе и коллективе по выполнению творческого задания на основе изучаемого произведения, подготовить основу для неурочной деятельности.

Анализ произведения происходит в форме гармонизирующего диалога.

-О чём подумал ослик, сидя в домике??

-Зачем ослик залез на крышу?

-Что подумал ослик про зонтик?

-Что сказал медвежонок ослику?

-На что решился ослик?

-Как медвежонок оценил поступок ослика?

-А как ослик оценил свой поступок?

Можно сказать, что у героев сказки было своё чувство доброты?

- О ком заботился ослик?

- А медвежонок?

-А у вас когда и к кому у вас возникает такое чувство?

-А кто, как вам кажется, испытывает чувство доброты к вам?

-Почему ослик вёл себя странно?

-Считал ли себя ослик добрым?

-Что он ответил медвежонку?

-Придумаем сказке продолжение.

-Вам нужно придумать продолжение и вписать в пустые строки.

Какие ещё добрые дела мог сделать ослик и его друзья?

-Как ослик может научить других героев быть такими же добрыми?

-Какие ещё добрые дела могли сделать медвежонок и ослик?

Работа в парах: чтение диалога в лицах так, чтобы передать характер героев.













































Выступление чтецов, оценивание выступлений классом, самооценивание.

2.Практическая деятельность.

Формировать умение работать коллективно в одном проекте.

Коллективное выполнение иллюстраций по теме урока. Предлагается изобразить «добро»

и «зло»;

составить пакет рекомендаций по правилам поведения;

произвести сравнительно-сопоставительный анализ поступков ребят в классе (добрых или злых)

придумать условные обозначения понятиям «добро» и «зло»

Работа по группам, защита мини-проектов.

4 этап. Рефлексия. Оценка результатов деятельности.

Формировать умение контроля, оценки и самооценки деятельности.

Подведение итогов изучения темы.

-Всё в нашем обществе взаимосвязано. Все мы зависим друг от друга. Мы участники - цепной реакции добра и зла. Добро и зло - главные моральные понятия в жизни. Руководствуясь ими, человек совершает те или иные поступки. Добрые поступки помогают преодолеть разобщённость между людьми, способствуют утверждению гуманности. Зло разрушает взаимопонимание, распространяет вражду между людьми.

- Могут ли в одном человеке уживаться добро и зло?

- Какого человека мы называем добрым?

(Добрый человек - это тот, кто любит людей и готов в любую минуту прийти к ним на помощь. Добрый человек любит природу и бережёт её. Добрый человек старается быть чутким, вежливым и уважительным в общении с товарищами, взрослыми.)

- Трудно ли быть добрым?

-Закончить наш урок я хочу следующими словами:

Добро со злом неразделимы. Борьба идет под плач и смех,

Но жаждет каждый видеть зримо,

Когда добро одержит верх. Заслужит только тот награды,

Кто испытания пройдет.

Кувшинчик с кладом он откроет,

И в мир добра он с ним войдет.
































-Продолжите фразу «Сегодня я понял, что…»








Методические советы:

1.На этапе мотивации к деятельности может быть применёны другой литературный материал для работы пословицы, поговорки, песни-притчи, сказки, басни, былины. исторические факты.

2. На данную тему по рабочей программе отведено 2 часа, поэтому чтобы дать возможность всем обучающимся защитить свои проекты, можно использовать второй урок по данной теме)

















Литература:

1. Геннадий Иванович Циферов- «Град».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ОРКСЭ модуль: «Основы светской этики» Тема: «Добро и зло»

Автор: Братанова Тамара Александровна

Дата: 30.07.2014

Номер свидетельства: 110844

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Конспект урока по ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики") ,презентация к уроку."
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-po-orkse-modul-osnovy-svietskoi-etiki-priezientatsiia-k-uroku"
    ["file_id"] => string(6) "262521"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449344581"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Разработка урока по курсу ОРКСЭ Модуль «Основы светской этики» Тема «Добро и зло»"
    ["seo_title"] => string(76) "razrabotka_uroka_po_kursu_orkse_modul_osnovy_svetskoi_etiki_tema_dobro_i_zlo"
    ["file_id"] => string(6) "529333"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1575006791"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль светская этика. "
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaia-proghramma-po-orkse-modul-svietskaia-etika"
    ["file_id"] => string(6) "133443"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416505911"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Конспект урока по ОРКСЭ "Добро и зло" "
    ["seo_title"] => string(36) "konspiekt-uroka-po-orkse-dobro-i-zlo"
    ["file_id"] => string(6) "120366"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413707953"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Конспект  урока  по ОРКСЭ Тема: "Добро и зло""
    ["seo_title"] => string(35) "konspiekturokapoorksetiemadobroizlo"
    ["file_id"] => string(6) "258849"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448571216"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства