kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по ОРКСЭ Тема: "Добро и зло"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:  «Добро и зло»

 Предмет: «Основы религиозных культур и светской этики».

 Модуль «Основы светской этики»

 Цель: создание условий для формирования нравственных ценностей: добра и зла, скромности, милосердия, дружелюбия, честности.

Задачи:

1.Закрепить понятия о добре и зле как нравственных категориях; научить  различать    проявления добра и зла в повседневной человеческой жизни;                         

2. Развивать навык определения прямого и переносного смысла русских пословиц, посвященных теме добра и зла;

3. Воспитывать внимательность, уважение к людям; пробудить стремление совершать добрые дела.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по ОРКСЭ Тема: "Добро и зло"»

Тема урока: «Добро и зло»

Предмет: «Основы религиозных культур и светской этики».

Модуль «Основы светской этики»

Цель: создание условий для формирования нравственных ценностей: добра и зла, скромности, милосердия, дружелюбия, честности.

Задачи:

1.Закрепить понятия о добре и зле как нравственных категориях; научить различать проявления добра и зла в повседневной человеческой жизни;

2. Развивать навык определения прямого и переносного смысла русских пословиц, посвященных теме добра и зла;

3. Воспитывать внимательность, уважение к людям; пробудить стремление совершать добрые дела.


Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Формы работы учащихся: беседа, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.

Оборудование: учебник-тетрадь, словарь Ожегова С.И., компьютер, проектор, мультимедийная презентация, отрывок из мультфильма «Просто так», песня «Дорогою добра», карточки настроения, карточки с пословицами, солнышко из цветного картона и лучики, белые и черные камешки, весы.

Ход урока.

I. Организация момент.

Учитель:

- Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас.  Сегодня мы отправимся в путешествие. Вы любите путешествовать?

Ученики: Да.

- Сейчас мы посмотрим отрывок из мультфильма и попытаемся угадать, по какой дороге нам предстоит путешествовать.

Внимание на экран

Просмотр отрывка из мультфильма «Просто так» (видео)

II. Постановка цели и задач урока.

- Ребята, кого вы увидели в мультфильме? (мальчика и ослика)

- Какие они? (добрые).

- Догадайтесь, о чем будем говорить на уроке? (о доброте и о добрых поступках)

- Назовите антоним к слову добро?

Учитель: Скажите ребята, какая тема наша урока?

Ученики: Правильно ребята, тема нашего урока «Добро и зло». (слайд 1)

Откройте тетради, запишите число и тему нашего урока: «Добро и зло».

Проверка дом. задания

Учитель: дом. задание. Найти стихотворения о доброте и выучить её наизусть.

Учитель:

- А как вы понимаете значение слова «доброта»?

(ответы детей)

– Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро

Учитель:

- А всегда ли нас окружает добро?

. (ответы детей) Нет.

- А как вы понимаете, что такое зло?

(ответы детей)

Зло – это всё отрицательное: плохие качества, вредные привычки.

- Наше путешествие начинается, а по какой же дороге мы отправимся путешествовать?

Ответы детей: (по дороге добра)

- Правильно, мы отправляемся в путешествие по дороге добра.

Диагностика настроения.

- С каким настроением мы отправляемся путешествовать, мы сейчас узнаем.

Встаньте, ребята, возьмите зеркало. Подарите себе свою улыбку. А теперь сделайте злое выражение лица. Что вам приятнее увидеть? А теперь, чтобы настроение наше было хорошим, давайте, еще раз улыбнемся себе, друг другу.

 Мир  – это большое зеркало и улыбаясь кому-то, ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью.

Перед вами карточки.

Обведите того человечка, у которого такое же настроение, как у вас сейчас.

(Приложение 1. Карточка настроения)

III. Введение в тему.

Учитель:- Теперь мы смело можем отправляться в путь.

- Как вы думаете, легким будет путь добра? (Ответы детей)

- А вы готовы отправиться в путь?

Пожелаю: “Доброго пути!” -

IV. Совместное «открытие» знаний.

- Начинаем путешествие. Первый пункт нашего путешествия – станция «Добра и зла». (слайд 2)

1. Самостоятельная работа

- А где мы можем узнать определение понятий добра и зла? (В толковом словаре.)

- Давайте поработаем группами и найдем определение этих понятий в словаре Ожегова. У нас 2 группы: первая группа ищет, что такое добро, вторая – что такое зло? (работают со словарями Ожегова, ищут определения).

- Итак

ДОБРО.

1. Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок.

  • Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

ЗЛО

2. Нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок.

  • Зло – это всё отрицательное: плохие качества, вредные привычки. (слайд 3)

Учитель: запишите определение в тетрадь.


Учитель:- Ребята как вы думаете, чего на земле больше: добра или зла? Если считаете, что больше добра – нужно встать. Если больше зла – сидите на месте.

- А ещё нам помогут определить чаши весов. Послушайте пословицы, если пословица про добро, то камень кладите на чашу весов «добро», а если про зло, то на чашу весов «зло». Только нужно определить, какого цвета камень выберем для добра и какого цвета для зла?

Ответы детей.

(Белый для добра, т.к. добро- это что-то светлое, белое, а черный для зла, т.к. зло- это что-то темное, черное)

(Прочтите пословицы и объясните её смысл. определяет, о чем она - о добре или о зле, а также выберите для нее камень соответствующего цвета и укладывайте на определенную чашу).

  • Худо тому, кто добра не делает никому. ( Про зло). (слайд 4)

  • Доброе дело само себя хвалит. ( Про добро).

  • Доброе слово и кошке приятно. ( Про добро).

  • Злоба лишает человека силы. ( Про зло).

  • Доброе слово лечит. (Про добро).

- Так от кого же зависит, чего на земле будет больше: добра или зла? (добра, (от людей, от каждого из нас.)

V. Первичное закрепление

- Какого же человека можно назвать добрым? (слайд 5) (внимание на экран)

Добрый человек — это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь.

Добрый человек любит природу и бережёт её.

Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу.

Добрый человек старается быть аккуратно одетым и вежливым.

Добрый человек уважительный в общении с товарищами и взрослыми.

- Ребята, скажите, пожалуйста, а только ли слова ваши должны быть добрыми? (Нет, поступки тоже должны быть добрыми, чтобы за них не пришлось краснеть ни нам, ни родителям, ни друзьям). Никому не нравятся люди, совершающие плохие поступки. Хорошие поступки человека говорят о том, что он хороший человек.

Неприятно смотреть, когда человек хвалит себя, выставляет перед всеми. Надо стремиться всегда и во всём быть полезным людям.

Учитель:- Прочитайте высказывания мудрецов, живших в разные времена. (слайд 6)

Гималайский Будда – «просветлённый» учит нас: «Не делай другим того, что сам считаешь злом».

Древнекитайский философ Конфуций говорил: «Только добро ведёт к счастью».

Смысл законов первопророка Индии Ману: «Не делай другим того, что причинило бы боль тебе».

-Как вы думаете? Чему же учат эти правила, что их объединяет? (Ответы детей) Учит доброте, а объединяет добро

Учитель: - Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.

Пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни. Каждый из нас хочет, чтобы окружающие уважали, любили и заботились.

- Следующая станция «Солнечная». (слайд 7)

Учитель: – В народе говорят: «Доброта, что солнце».

- Всю планету нашу освещает солнце. Что нам даёт солнце? (Ответы детей).Тепло и свет

Ребята, давайте создадим своё солнышко с его тёплыми лучами.

(на доске СОЛНЦЕ улыбается, на столе у учителя лучики)

Чего не хватает у нашего солнышка? (лучиков).

- Давайте добавим солнечные лучики, называя слова, которые сочетаются со словом «доброта». (нежность, отзывчивость, верность, забота, любовь, ласка, внимание, терпение, понимание).

- Вот какое чудесное солнышко у нас получилось!

Солнышко освещает нашу дорогу, его лучики помогут нам справиться с любыми трудностями в пути.

Следующая станция – « Отдыхай!» (слайд 8)


Физминутка.

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре полетела


VI. Самостоятельная работа в группах.

- Немного отдохнули, отправляемся дальше.


Следующая станция «Объясняй-ка» (слайд 9)

- Люди издавна стремились к добру и отвергали зло. Это отражено в пословицах, которые передавались из поколения в поколение. А сейчас поработаем в группе и проверим, как вы знаете пословицы. На парте лежат (карточки с пословицами, поделенными на две части. Нужно собрать пословицу с последующей проверкой) (слайд 10)


VII. Игра «Сказка»

Учитель: Все вы любите сказки. И одной из главных тем русских народных

сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы поиграем с вами в игру. Я буду называть сказочного героя, а вы отвечайте, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопайте в ладоши, если злой – закрывайте лицо ладошками. (Иван – царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, гуси-лебеди, водяной, Баба-яга, Золушка, Леший, Мальвина.)

- На какого героя вы хотели быть похожим? Почему?


8. Работа в группах

Учитель. Добро многогранно. Поищите варианты доброго поведения в ситуациях.

(Внимание на экран)

Что вы сделали бы, если:

  • расстроенная подруга плачет;

  • приятель в компании беззастенчиво врёт;

  • девочка разбила мамину любимую чашку, обвинила кошку;

  • мальчишки играли в футбол и разбили окно;


- Говорят, если есть в человеке доброта, значит, он как человек состоялся.

VII. Работа в учебнике. (чтение и анализ притчи)

- Следующая станция «Читай - ка» (слайд 9)

- Поработаем в учебнике.

Как вы понимаете, что такое добрые поступки и что такое злые поступки?

Стр (24-25)

А как написано в Коране про добро и зло? Стр (26-27)

Что такое зло в буддизме? Стр (27)

Учитель: Во всех религиях сказано что добро побеждает зло.


Восточная притча

Стакан молока (слайды 10-17)

Давно это было. Мальчик, который подрабатывал продажей газет, чтобы иметь возможность учиться (он мечтал стать врачом) замерз и очень проголодался. Денег у него не было и, набравшись смелости, он решил попросить еды в ближайшем доме. Но когда ему открыли дверь, он постеснялся и попросил только попить.

Молодая женщина, взглянув на мальчика, догадалась, что он голоден и принесла ему большой стакан молока. Медленно мальчик выпил все молоко и спросил:

- Сколько я вам должен?

- Ничего, - улыбнувшись, ответила женщина, - мама учила нас не брать плату за добрые дела.

Когда мальчик отошел от этого дома, он не только почувствовал себя сильнее физически, но и понял, что доброта – качество многих людей.

Прошли годы. Мальчик вырос и стал врачом. В больницу, где он работал, привезли старую женщину. Врач узнал в ней ту, которая много лет назад поделилась с ним стаканом молока. Женщина была тяжело больна, но врач сделал всё, чтобы спасти её. После многих месяцев борьбы с болезнью ему это удалось. Женщина поправилась. Ей принесли счет за лечение. Она очень боялась, что у неё не хватит денег расплатиться за лечение и придется продать все имущество. Она взглянула на счет. Цифры, цифры, цифры… И вдруг ее внимание привлекла надпись в конце счета: «Оплачено полностью одним стаканом молока»…

- Кто герои притчи? (Мальчик и женщина.)

- Почему женщина предложила мальчику молока? (Она догадалась, что он голоден.)

- Кем стал мальчик, когда вырос? (Врачом.)

- Как вы думаете, почему он выбрал именно эту профессию? (Чтобы помогать людям.)

- Долго ли врач лечил женщину? (Да,)

- Чего опасалась женщина? (Что у неё не хватит денег на лечение и придется продать все имущество.)

- Какая надпись привлекла её в счете? («Оплачено полностью одним стаканом молока»)

- Что означали эти слова? (Это была плата за ее добрый поступок.)

- Каким человеком был врач? (Добрым, благодарным, отзывчивым.)

- Чему учит притча? (Нужно быть милосердным, совершать добрые поступки и не требовать за них плату. Добро обязательно вернется к тебе)



VIII. Итог

- Ребята, наше путешествие по дороге добра подошло к концу. Но не нужно огорчаться, ведь свое путешествие по жизненной дороге добра вы только начинаете.

- Трудно ли было путешествовать по дороге добра? (Нет.)

По какой дороге приятней путешествовать? (По дороге добра,)

- Нужно ли совершать добрые поступки? Для чего? (Да, тогда на земле добра будет больше, чем зла и люди будут жить дружно, будут отзывчивыми и добрыми друг к другу)

IX. Рефлексия, итог урока.

- Каково сейчас ваше настроение? Измелилось ли оно после путешествия? (Ответы детей)

- Отметьте того человечка¸ у которого такое же настроение как у вас в данную минуту. (Повторно обводят «смайлика»).

Х. Домашнее задание.

- Вместе с родителями составьте рассказ на тему:

«Добро всегда побеждает зло»




Станция «Пожелай -ка»


-Сегодня мы условно прошли дорогами добра и зла.

Ребята, стремитесь к лучшему, к нравственной чистоте, совершенству.

Познайте радость общения.

Смотрите друг на друга по доброму, чаще улыбайтесь.

Пусть ваша улыбка дарит людям радость, добро.

Наши добрые деяния в итоге составляют счастье.

Желаю вам всегда по жизни идти только дорогою добра.

Звучит песня «Дорогою добра». (Слайд 18)

Спасибо, ребята, за ваш добрый труд!


























Приложение 1. Карточка настроения













Приложение 2. Карточки с пословицами





Доброе слово лечит,

злое калечит

Делай другим добро -

будешь сам без беды

Жалость – со слезами,

доброта – с мозолями

Не суди по силе рук,

суди по силе сердца

Кто любит добрые дела,

тому и жизнь мила

Не ищи красоты,

ищи доброты

Красота до вечера,

доброта на век

При солнышке тепло,

при матери добро






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект урока по ОРКСЭ Тема: "Добро и зло"

Автор: Айтуганова Ленмира Айткалиевна

Дата: 26.11.2015

Номер свидетельства: 258849

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) "Конспект урока ОРКСЭ"
    ["seo_title"] => string(21) "konspiekt-uroka-orkse"
    ["file_id"] => string(6) "340035"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1471625704"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Конспект урока по ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики") ,презентация к уроку."
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-po-orkse-modul-osnovy-svietskoi-etiki-priezientatsiia-k-uroku"
    ["file_id"] => string(6) "262521"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449344581"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Конспект урока по ОРКСЭ на тему :"Добро и зло"."
    ["seo_title"] => string(37) "konspiekturokapoorksenatiemudobroizlo"
    ["file_id"] => string(6) "282805"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453735710"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Конспект урока ОРКСЭ "Россия - наша Родина""
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-orkse-rossiia-nasha-rodina"
    ["file_id"] => string(6) "249665"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446955036"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Конспект урока ОРКЭ. Основы светской этики. "Добро и зло""
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekturokaorkeosnovysvietskoietikidobroizlo"
    ["file_id"] => string(6) "275923"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452634347"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства