kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по курсу ОРКСЭ Модуль «Основы светской этики» Тема «Добро и зло»

Нажмите, чтобы узнать подробности

тема добра и зла неисчерпаема во всем мире. дети поймут что нужно делать, чтобы стать добродетельным, что значит признать ценности других людей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по курсу ОРКСЭ Модуль «Основы светской этики» Тема «Добро и зло»»


Муниципальное казенное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Алзамай»








Разработка урока по курсу ОРКСЭ

Модуль «Основы светской этики»

Тема «Добро и зло».












Разработала учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Лазуткина Алла Васильевна


Пояснительная записка.

Данный 5 урок занимает особое место в курсе «ОРКСЭ» и позволяет расширить представление о понятиях «Добро»и«Зло».


Тема добра и зла неисчерпаема во все времена. Изучая тему «Добро и зло» в модуле «Основы светской этики», дети смогут понять: что нужно делать, чтобы стать добродетельным; что значит признание ценности других людей; почему нужно стремиться к добру и избегать зла, как менялись представления о добре и зле в ходе истории.


При разработке урока использованы:

технологии: личностно - ориентированная,  сотрудничества, здоровьесберегающая,  системно-деятельностный подход, ИКТ.

методы: словесные, наглядные, проблемно-поисковые, репродуктивные;

формы: беседа, рассказ, самостоятельная работа в паре с обсуждением, чтение текста, драматизация и игровые приемы с элементами дискуссии.


Коллективная работа позволяет обучающимся получить эмоциональную и содержательную поддержку, создаёт включенность каждого ребёнка в общую работу. На уроке используется работа в парах, группах.

Тип урока – изучение нового материала. Основные понятия: добро, зло, скромность, доброта, милосердие, честность, дружелюбие, вежливость и другие.


Оборудование урока: учебник, тетради учащихся по предмету, мультимедийный проектор, таблица, карточки с пословицами, весы.

Предварительная подготовка к уроку учащихся: вспомнить с помощью родителей и повторить сказки, в которых говорится о добре и зле.


Планируемые результаты:

-Учащиеся имеют четкое представление о понятиях «Добро» и «Зло»,

- умеют давать оценку различным ситуациям и поступкам,

- способны дать анализ своим действиям и действиям товарищей,

- умеют работать в составе группы, анализировать учебный материал, излагать свою точку зрения.



Тема урока: «Добро и зло»

Цели и задачи урока:

В предметной области:

1. Формировать у детей представление о доброте, о хороших, добрых поступках, показывать их ценность в жизни каждого человека.

2. Воспитывать добрые и уважительные чувства друг к другу

В сфере личностного развития учащихся:

1.Воспитывать уважение и понимание к нуждам и чаяниям ближнего, внимательное отношение к тем, кто нас окружает.

2. Формировать у детей потребность совершать добродетельные поступки сознательно, добровольно, повседневно, бескорыстно, с чувством собственного достоинства.

В области формирования УУД:

1. Познавательные – умение анализировать, сравнивать, классифицировать; выделять существенную информацию из различных источников; использовать знаково-символические средства; устанавливать причинно-следственные связи

2. Регулятивные – умение в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; оценивать правильность выполнения задания; развитие волевой саморегуляции в ситуации затруднения.

3. Коммуникативные - развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; умение внимательно слушать собеседника

4. Личностные - следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности


Сценарий урока.

1. Организационный момент.

Аутогенная тренировка (упражнение на расслабление мышц и снятие зажимов)

- Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно. Сделай глубокий вдох, а выдох спокойный на звук «и». У вас прекрасное настроение.

- Ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок.

2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Слайд 1. (Приложение 1)

Прочтите строки и определите тему нашего урока.


« Давайте поклоняться доброте!

Давайте с думой жить о доброте!

Вся в голубой и звездной высоте

Страна Добра!»


3. "Открытие" детьми нового знания.

- Сегодня на уроке нам предстоит сделать очень многое, чтобы понять, так что же такое «добро» и «зло»? Как вы думаете, а зачем нам это нужно?

- Прочтите в учебнике на с.12 рубрику «Вы узнаете» и сформулируйте задачи урока:

1) Узнать смысл понятий этики – «добро» и «зло»

2) Понять, какие качества необходимы человеку и как приобрести их.

3) Учиться совершать добрые поступки сознательно, добровольно, повседневно, бескорыстно.

4.. Выявление места и причины затруднения.

- У вас в тетради таблица и я предлагаю вам заполнить 2 первые графы таблички:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Дети заполняют индивидуально

5. Реализация построенного проекта.

1). Слайд 2.

- Прочтите мудрые мысли и выскажите свое мнение.

«Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства.

Я не знаю, что такое зло. То, что люди не любят во мне,- вот это и есть мои пороки». (Древнекитайское изречение).

- Что необходимо взять из содержания изречения, чтобы ответить на вопрос:

-Каким человеком необходимо быть и какие поступки совершать, чтобы тебя уважали окружающие?»

2). Беседа над понятиями.

Обратитесь за помощью к учебнику с. 12-13 и найдите понятия: добро и зло. Работа в паре.

Зачитайте вслух.

В толковом словаре есть определение этим словам и Настя для вас их узнала. Зачитай.

 « Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок», а « доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим".

«Зло - нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок»


6. Первичное закрепление.

- Мы живем с вами на планете Земля. Коль существуют на нашей планете добро и зло, значит люди могут творить и добрые, и злые дела.

- Вспомните, когда вы встречали в жизни добро, а когда зло?

Слайд 3.

« Кто любит собак или прочих животных

Серьезных котят и котят беззаботных,

Кто может любить и козла и осла –

Тот людям вовеки не делает зла». ( Р. Сеф.) (чтение строк учеником)

- Какого же человека можно назвать добрым?


Выводы.

Добрый человек — это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь.

Добрый человек любит природу и бережет ее.

Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу.

Добрый человек старается быть аккуратно одетым, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.

- Подумайте, можете ли вы себя назвать добрым, поднимите руку. Объясните свой выбор?


7. Включение в систему знаний и повторение.

1). Прочту задачки, а вы попробуйте их решить.

Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?» Мальчик допустил ошибки. Ответьте, какие это ошибки?

(Мальчику не следовало бы кричать, а спокойно спросить: «Который час?

После ответа, сказать: «Спасибо», забыл он сказать и, «пожалуйста.»).

Одна девочка жаловалась маме:

— Во дворе один мальчик зовет меня Галькой.

— А как ты его зовешь? — спросила мама.

— Я ему просто кричу: «Эй ты!»

- Скажите, права ли Галя? Чему учат эти задачки вас?


2). Прослушайте внимательно разговор сказочных героев Буратино и Мальвины и подумайте, о чем нас заставляет задуматься этот разговор? Разыгрывается сценка. (Приложение 2).


3). Работа с пословицами в группах.

Откройте конверт и соберите из слов пословицы:

«Доброе слово человеку, что дождь в засуху». «Не одежда красит человека, а его добрые дела».

Слайд 4. Проверьте работу по слайду и оцените работу группы. (светофорик)


4). Подумайте и скажите, какие добрые дела вы уже можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе?

Слайд 5. Прочтите стихотворение и выскажите свое мнение.


5). Физминутка.

Слайды 6-16

- Все вы любите сказки. В них встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем. Я называю сказочного героя, а вы отвечаете, добрый он или злой. Если добрый, вы – встаньте, а злой – присядьте. ( Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Гуси-лебеди, водяной, Баба-Яга, Золушка, Морозно, Мальвина, Красная Шапочка)

6). Психологический тест для мальчиков и девочек.

Красная Шапочка отправила вам тест. « Кто ты: Серый Волк или Красная Шапочка?» (Приложение 3).

Слады 17-23 (самопроверка теста и самооценка)


7) -Теперь подумай, кем ты хотел(а) быть на самом деле?

Хочу рассказать вам одну легенду.

«Жил был юноша с плохим характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал: «Забивай 1 гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо»

В первый день забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие недели научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая их каждый день. Понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди.

Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришел к отцу и сказал ему эту новость. Тогда отец сказал сыну: «Вынимай 1 гвоздь из ворот каждый раз, когда не потеряешь терпения»

Наконец, наступил тот день, когда сын смог сказать отцу, что вытащил все гвозди.

Отец подвел сына к воротам и сказал: «Сын, ты прекрасно себя научился вести, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах! Никогда они не будут такими как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах!»

Слайд 24.


-Какое чувство вы испытываете, делая доброе дело? А злое?

- Как вы думаете, чего на земле больше: добра или зла? Об этом нам помогут узнать весы?

Это чашечные весы. На одну чашу весов мы будем класть «зло».

(листочки со словами: Зависть. Жадность. Грубость. Предательство. Война. Ложь).

— Чтобы победить зло, надо постараться, чтоб перевесила чаша весов с «добром».

-Вспомним, какие добрые дела вы совершали, запишите одно из них и положим их на чашу весов с «добром».

Дети подходят по одному к весам, говорят о своем добром деле и кладут надпись. Вскоре чаша весов «добра» перевешивает чашу «зла».

— Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки — в реку, реки — в море добра.

Слайд 25. «Поделись своею добротой»


8. Работа на понимание.

- Что нового вы узнали о добре и зле?

- Подтвердились ли ваши представления о том, что такое добро и зло?

- Сейчас часто можно услышать, что зло одолело добро, что каждый живет сам по себе, не вникая в проблемы других. Говорят, россияне, шагнув в новый мир, где денежные отношения стали вытеснять прежние, построенные на доброте и желании бескорыстно помочь другому, утратили былую отзывчивость и то тепло души, которым во все времена славились.

Так ли это? Ответ на этот вопрос очень важен, потому что речь идет о национальном характере. Делать добро – это душевная потребность для русских людей, которая сохранилась в нас еще от далеких предков. В нашей нынешней жизни так много зла, недоверия, жестокости, что некоторые теряют веру в доброту, благородство и бескорыстие людей.

Помните:
 Добро – это то, что способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души.
 Зло – это то, что способствует моральной деградации человека, толкает к дурным поступкам и, соблазняя к совершению греха, губит душу.

Помните, что желание делать добро и бескорыстно помогать другим – отличительная черта русского человека. Будьте добры к окружающим, и они вам ответят тем же.


9. Итог урока

— Наш урок подходит к концу. Вспомните:

-Какие задачи мы ставили перед собой?

- Заполните третью графу в табличке. ( можно выслушать 2-3 учеников).

- Оцените своё участие в уроке и удовлетворенность своей деятельностью. (светофорик)

10. Домашнее задание

1). Для всех: С.12-13, проанализировать свою запись в таблице и рассказать членам семьи и друзьям о том, как развивались представления людей о добре и зле.

2). Выбор: а) Подготовь рассказ с примерами из истории представлений человека о добре и зле. б) Почему важно бороться со злом? Обоснуйте свое мнение.

11. Рефлексия.

Слайд 26.


- Меня заставил задуматься этот урок над …..

- Для меня стало важным …..

-Я бы хотел продолжить разговор о ……..




Литература, Интернет-ресурсы.

- «Основы светской этики», 4–5 кл., Москва, «Просвещение», 2012 г., с. 12– 13

- Полетавкина Л.Г. «Будьте добрыми и человечными!» // Пед. Совет. 2005. №3. c. 10-13

- Давыдова М.А. Доброе слово – что ясный день // Праздник в школе. 2002. №10. c. 3-11.

- Словарь Ожегова

- 900igr.net › ... › Добро › Добро и зло.ppt















Приложение 2.

Мальвина: Здравствуй, Буратино!

Буратино: Здравствуй, Мальвина!

Мальвина: Что это ты невеселый сегодня? Может быть, задание не выполнил?

Буратино: Плохо я справился с заданием.

Мальвина: Почему?

Буратино (злобно выкрикивает): Потому, что не умею себя сдерживать.

Мальвина: А как ты думаешь, приятно ли людям с тобой говорить, когда ты такой сердитый?

Буратино: Вот еще! Кто не хочет, пусть со мной не разговаривает, плакать не буду.

Мальвина: Буратино, ответь, пожалуйста, каким тоном ты разговариваешь?

Буратино: Что значит — каким тоном? Обыкновенным!

Мальвина: Подожди, Буратино, пусть ребята тебе подскажут, действительно ли у тебя обыкновенный тон. (Ребята высказывают свои мнения.)

Я заметила, что ты говоришь таким тоном не только с ребятами, но, к сожалению, и с папой Карло.

Буратино: Не было этого, не было, не было

Мальвина: Ну вот, опять ты свое. А когда ты говорил папе Карло: «Хочу мороженое, хочу мороженое» — или: «Хочу в школу, хочу в школу — разве это не было сказано капризным, недовольным голосом?

Буратино: Может быть, я иногда и говорю немного громко или капризно. Зато я хороший товарищ, всем помогаю, люблю всех веселить. Только некоторые шуток не понимают. Вот вчера, например, иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как грохнется на землю. Я, конечно, начал смеяться и спросил у него: «Ну как, посадка прошла?» Он обиделся и почему-то ушел: что я плохого ему сказал? Или вот учительница двойку за кляксу ему поставила, а я, чтобы утешить его, спел: «Клякса-вакса-гуталин, на носу горячий блин!» Что тут было! Он очень рассердился. А я ведь развеселить его хотел.

Мальвина: Нехорошо он поступил, правда, ребята? (Выслушиваются ответы ребят.)

Мальвина: Я думаю, что ребята правильно тебе сказали: ты поступил плохо. Нужно всегда вначале подумать: не обидишь ли ты человека тем, что ему скажешь. Нужно следить за своими словами.

Буратино: Я разве один так разговариваю? Да я, можно сказать, учусь у ребят. Вот они на меня нападают, объясняют, что правильно, что неправильно. А сами как разговаривают? Пусть скажут? ... А, замолчали! Потому что многие из них очень похожи на меня.

Есть такие (переходит на шепот), что даже бранятся. Да, да, я сам слышал! Из-за мелочи называют друг друга грубыми словами, дразнятся, не уступают друг другу. А иногда смеются над неудачами товарищей! Разве не так?

(Высказывание учеников)

- А давайте, ребята, не будем спорить, кто хуже или лучше себя ведет, а просто все станем добрей. Хорошо я придумал, Мальвина?

Мальвина: Это ты здорово придумал!

Недаром в народе говорят: «Слово лечит, слово и ранит». Запомните это!
















Приложение 3.

- Представь, что ты один (одна) гуляешь по волшебному лесу и собираешь грибы (вообще-то без взрослых ходить в лес, даже в сказочный, нельзя, но мы ведь понарошку!). Так вот, после долгой прогулки у тебя в корзинке лежит всего лишь одна сыроежка.


Слайд 17

И тут... навстречу тебе медленно движется Гномик с огромной корзинкой, доверху наполненной белыми грибами. Вокруг, кроме нас, никого... Как ты поступишь?

а) Отберешь грибы у Гномика; он ведь намного меньше и слабее тебя. К тому же он живет в лесу, хорошо его знает и вполне может набрать себе еще.

б) Предложишь Гномику поделиться с гобой, тебе ведь не удалось ничего найти, да зачем ему, такому маленькому, столько грибов.

в) Предложишь Гномику помочь нести грибы, но обязательно намекнешь, что за то он должен будет отдать часть его грибов. Ведь это справедливо?

г) Поздороваешься и пройдешь мимо.

д) Поможешь Гномику донести его корзину, ведь вдвоем сделать это не так уж тяжело.

е) Возьмешь усталого Гномика вместе с тяжелой корзиной и отнесешь к нему домой. Нет ничего страшного в том, что ты вернешься домой поздно, усталый(ая) и без грибов.


Слайды 18-23


- Выбрал(а)? Теперь послушай, кто ты, судя по твоему ответу: Серый Волк, Красная Шапочка или еще кто-нибудь?


Прочитай твою характеристику рядом с буквой, соответствующей выбранному тобой ответу.

а) Если ты действительно так поступишь, то ты безжалостный Серый Волк. Знай, что в следующий раз в лесу ты сможешь встретить не беззащитного Гномика, а страшного Людоеда.

б) Ты похож на Маленькую разбойницу из сказки Х.К. Андерсена «Снежная королева», которая ограбила Герду. Потом Маленькая разбойница все же устыдилась своего поступка и вернула Герде почти все ее вещи.

в) Ты не лентяй (ка) и не разбойник (ца), но ничего не делаешь просто так, от души. Раньше таких людей называли ростовщиками или менялами, они всегда и во всем старались извлечь для себя выгоду. Но были ли у них настоящие друзья?

г) Ты считаешь себя воспитанным (ой), словно Пьеро или Болванчик, постоянно кивающий всем головой. Однако по-настоящему воспитанный человек умеет не только здороваться и мыть руки перед едой. Он всегда готов оказать посильную помощь нуждающимся в ней.

д) Ты — Красная Шапочка и готов (а) помочь любимому. Может быть, поэтому и охотники, в свою очередь, помогли ей и ее бабушке?

е) Ты жалостлив (а) и отзывчив (а), как Буратино, охотно решаешь чужие проблемы, но кто будет решать твои? Ведь, задержавшись допоздна, ты заставишь волноваться своих родителей. Старайся оказывать помощь так, чтобы не доставлять хлопот и неудобств родным и близким.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Разработка урока по курсу ОРКСЭ Модуль «Основы светской этики» Тема «Добро и зло»

Автор: Лазуткина Алла Васильевна

Дата: 29.11.2019

Номер свидетельства: 529333

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "ОРКСЭ модуль: «Основы светской  этики» Тема: «Добро и зло» "
    ["seo_title"] => string(52) "orkse-modul-osnovy-svietskoi-etiki-tiema-dobro-i-zlo"
    ["file_id"] => string(6) "110844"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1406707175"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства