воспитывать стремление вести здоровый образ жизни.
Оборудование: компьютер,3 листа формат А4, предметы для заданий – 2 яблока, лимон, чеснок, кусочек свежего хлеба, дудочка, колокольчик, погремушка, свисток, коробка с кубиком – рубиком, коробка с чупа – чупсами, платок, картинка маленького принца, флажки, 2 стакана с водой.
Ход урока.
(1 слайд - Пожелание учителя. – Проверь, всё ли готово к уроку?
Мы пришли сюда учиться.
Не лениться, а трудиться.
Только то, кто много знает,
В жизни что- то достигает.)
1.Организационный момент.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок.
Во – первых, к нам пришли гости, во- вторых, на уроке вас ждут игровые задания, сказка, исследования, презентация, групповая работа и в – третьих, самые трудолюбивые и внимательные будут награждены. Я вижу, что все прочитали на перемене моё обращение. Все готовы к уроку.
Начнем урок с проверки домашнего задания.
(2 слайд – проверка домашнего задания)
2.Проверка домашнего задания.
-На предыдущем уроке мы начали изучать раздел, посвященный организму человека. Дома вы должны были повторить внешнее и внутреннее строение человека.
- На ваших партах лежат кроссворды разных видов сложности: I вариант - с подсказками, II вариант - без подсказок, III вариант- самый сложный - с большим количеством вопросов . Оцените свои возможности и выберите тот вариант, который вы сможете положительно и быстро решить. Другие варианты отложите на край парты.
-Посмотрите. Выберите кроссворд. Подпишите свою работу.
Решив кроссворд №1, №2 ученик может набрать от «3» до «5» баллов.
Кроссворд №3 с подсказками поможет ученику набрать только «3» или «4» балла.
-Приступайте к выполнению задания.
Через 3 минуты учащиеся сдают кроссворды.
- Закончили работу. Передайте все задания.
- Если вы правильно ответили на вопросы кроссворда, в вертикальном столбике
у вас должно было получиться слово – организм или слова - организм человека.
(3 слайд - организм человека)
-Есть такие ребята? Молодцы! Вы уже заработали себе положительную оценку.
Все работы я проверю и оценю после урока.
3.Сообщение темы урока.
-Теперь, ребята, предлагаю вам загадки. Отгадав их, вы сможете определить тему урока. Слушайте внимательно!
1. Брат с братом через дорогу живут,
А один другого не видит. (Глаза)
(4 слайд – 5 органов чувств. Открываем по очереди.)
2. У одной головы два братца по разные стороны сидят,
А ничего не видят и не говорят. (Уши).
3. Вот гора, а у горы две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит. (Нос)
4. Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)
5. Тело сверху прикрываю, защищаю и дышу. (Кожа)
-Глаза, уши, нос, язык, кожа - эти органы, которые на уроке изучают вместе. Почему?
-Потому что они – органы чувств.
-Органы чувств - главные помощники человека, с помощью которых он получает информацию об окружающем мире. Попробуйте сформулировать тему урока?
(5 слайд - Органы чувств
-Добавим еще два слова
помощники человека)
- Как любой орган, органы чувств нужно беречь. И сегодня мы поговорим и о правилах гигиены.
-Прочитайте тему урока.
(5 слайд - Органы чувств – помощники человека. Правила гигиены.)
4. Работа по теме урока.
- Тема эта большая. Сегодня мы исследуем три органа чувств. Это глаза, уши, нос.
(6 слайд – глаза, уши, нос)
- Моими помощниками – младшими учителями – сегодня будут…
(Учитель сообщает Ф.И.О. учеников)
-На каждый орган действует определенное условие окружающей среды.
Глаз воспринимает свет, ухо - звук, нос - запахи.
Работа всех органов чувств связана с работой нервной системы.
( 7 слайд – портрет Павлова)
Русский академик, ученый – физиолог, Иван Петрович Павлов говорил, «нервная система обеспечивает приспособление организма к внешней среде»
-Вспомните, из чего состоит нервная система? (Головной мозг, спинной мозг и нервы, похожие на белые шнуры и нити)
-Кто «главный начальник» в этой системе? (Мозг.)
-Именно в мозг поступают различные сигналы. Определённый участок головного мозга регулирует работу того или иного органа чувств.
- Проведем исследование каждого органа чувств.
-Назовите органы зрения. (Глаза).
(8 слайд – глаза)
-Прочитайте вопрос на экране
(9 слайд - Что мы можем делать благодаря зрению?)
-Чтобы ответить на этот вопрос посмотрите несколько слайдов.
(10,11,12,13 слайды – фото природы)
- Не правда ли, красиво?!
- Скажите, кто движется на этом слайде? (14 слайд - кукла и петрушка)
- Скажите, какого цвета яблоко у меня в руке?
- Какое яблоко больше?
-Что же мы можем делать благодаря зрению? Ответьте на вопрос (15 слайд - вопрос)
-С помощью зрения мы различаем цвет, форму, величину предметов, определяем:
движется предмет или нет. Благодаря зрению мы можем читать, смотреть телевизор, работать за компьютером, любоваться природой и многое другое. Верно говорят, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
- Глаза – орган зрения.
Посмотрите в глаза своих одноклассников. Видите, какие они у вас красивые и разные?
Взгляните на экран. (16 слайд) На этих фотографиях глаза тоже разные. Опишите их. (Грустные, весёлые, игривые, задумчивые)
- И всё же у них есть сходства. Прошу к доске … (Выходит первый младший учитель)
(17 слайд)
Сообщение ученика.
- Глаза помещаются во впадинах черепа, которые называются глазницы.
Глаза защищены подвижными нижними и верхними веками. На веках находятся ресницы. Каждая ресничка «живёт» примерно 100 дней. Затем она выпадает, а на её месте вырастает новая. На каждом веке у человека насчитывается примерно по 80 ресниц. Веки и ресницы защищают глаза от сильного ветра, света, пыли. Над глазами находятся брови, которые мешают капелькам пота, выступающим на лбу, стекать в глаза. Если глаз попадет соринка, то выступают слезы, которые увлажняют поверхность глаза, смывают все посторонние частицы и убивают микробы.
(18 слайд)
-Глаз состоит из зрачка, хрусталика, радужной оболочки, зрительного нерва. Более подробно строение глаз вы изучите в старших классах.
- Зрение можно тренировать, проведем упражнение для глаз.
- Сейчас на экране появится русская деревянная игрушка. Многие иностранные туристы покупают её, в качестве сувенира из России. Какую игрушку вы сейчас увидите? (Матрешки)
- Вам необходимо только глазками, не поворачивая головы, проследить путь движения матрешек.
-Внимание, следим только глазками за матрешками.
(19 слайд - матрешки)
- Глазки у нас устали. Им требуется отдых. Чтобы снять напряжение с глаз достаточно несколько минут посмотреть в окошко или перевести взгляд на картину на стене или просто закрыть их. Сядьте удобно. Закройте ладошками глаза. Представьте белоснежные облака на голубом небе, яркое солнышко, которое улыбается вам, море, волны. Вы лежите на песочке. И вам тепло и приятно. (30 секунд звучит музыка)
-Но пришло время вернуться в школу. Открывайте глазки.
- Итак, ребята, вы согласны, что глаза – помощники человека? (Да).
- Что вы слышали во время отдыха? (Музыку)
-Какой орган вам помог её слышать? (Уши)
- Исследуем следующие органы слуха - уши.
(20 слайд - уши)
- Какую роль в нашей жизни играют эти органы?
- С помощью ушей человек слышит все те звуки, которыми наполнен мир: шум дождя, пение птиц, журчание ручья, музыку. Особенно важно для нас слышать речь других людей, ведь с помощью слов мы передаём друг другу свои мысли, знания. Приглашаю рассказать о строение уха младшего учителя …
(21 слайд)
Сообщение ученика.
- То, что мы называем ухом, на самом деле – ушная раковина, наружная часть уха. Она позволяет лучше улавливать звуки. От ушной раковины внутрь идёт слуховой проход, который заканчивается тонкой, но прочной барабанной перепонкой. Это всё – наружное ухо.
Под действием звука барабанная перепонка колеблется и передает звуковые колебания в среднее ухо. В среднем ухе находятся три слуховые косточки, соединенные между собой. Они передают колебания во внутреннее ухо. В нашем внутреннем ухе находится улитка.
Она передает по нерву толчки в мозг.
- Спасибо,… за полезную информацию.
- Повторим хором – ушная раковина, слуховой проход, барабанная перепонка– это наружная часть уха. Три слуховых косточки – среднее ухо. Улитка – внутреннее ухо.
Сценка.
Повстречались как-то на улице тетка Екатерина и тетка Дарья.
-Здравствуй, тетка Катерина!
-У меня яиц корзина.
-Как поживают домашние?
-Яйца свежие, вчерашние.
-Ничего себе вышла беседа!
-Авось распродам до обеда.
-Что произошло? Почему два человека не поняли друг друга?
(Тетка Катерина была глуховата.)
- Проведем исследование ваших ушек – посмотрим, хорошо ли вы слышите и различаете звуки. Сначала помассируем ушки - нежно пальчиками разотрите их. Готово.
- Внимательно слушайте музыку и угадывайте, музыкальный инструмент.
(22,23,24 слайды)
- А теперь физминутка, которую вы уже знаете.
Встали. Сейчас вам тоже помогут ушки. (На доске - подсказки)
Учитель гудит в трубочку – дети прыгают, звенит колокольчиком – дети стоят, свистит в свисток – дети шагают, гремит погремушкой – дети делают упражнения для рук.
- Спасибо. Я довольна всеми.
-Вы согласны, что орган слуха - уши, как и глаза, важные помощники человека?
- Внимание на экран. (25 слайд)
Как называется следующий орган чувств? ( Нос)
- Потрогайте, ребята, нос на своем лице. Представьте себе на миг, что нос исчез. Лицо наше будет выглядеть не совсем обычно и непривычно. Зачем же человеку нос?
- Через нос мы дышим. Нос очищает вдыхаемый воздух от пыли и микробов. В носу согревается вдыхаемый холодный воздух. Поэтому в морозы старайтесь дышать только через нос.
- В окружающем нас мире мы различаем очень много запахов.
- Способность чувствовать запахи называется обонянием. Нос – орган обоняния.
(25 слайд)
-Приглашаю к доске…
Сообщение ученика.
-Пахучие вещества, выделяемые пищей, цветами, духами и другими предметами, вместе с вдыхаемым воздухом попадают в носовую полость. В верхней части носовой полости находятся чувствительные окончания обонятельных нервов. Пахучие вещества раздражают их, возбуждение передается в головной мозг, и человек узнает различные запахи.
Острота обоняния зависит от температуры и влажности воздуха. Она снижется при насморке. Обоняние важно для человека. С его помощью мы узнаем: свежая ли пища, вода, чистый ли воздух. Можем определить запах гари, дыма.
-Спасибо. Теперь повторим еще раз, как человек узнает различные запахи.( 26 слайд)
- Ребята, а знакомо ли вам слово «парфюмер»? Кто знает, чем занимается парфюмер?
(27 слайд)
Парфюме́р — человек, занимающийся составлением парфюмерных композиций, созданием новых ароматов для духов. В каждой крупной фирме, занимающейся выпуском парфюмерии и косметики, есть свой парфюмер.
- Предлагаю исследовать ваши носики. Побудьте немного парфюмерами.
Определите по запаху, что лежит в коробочке. Закрывайте глаза. А я подойду к каждому с коробочкой. Глаза открываем по моему сигналу.
-Что это было? Можно ли этот запах взять для туалетной воды, духов?
Учитель проходит с тарелочкой, на которой лежит (чеснок, лимон, свежий хлеб)
- Все молодцы! Хорошо справились с заданием.
- Согласны вы теперь что уши – тоже помощники человека.
- Вы познакомились с тремя органами чувств. Теперь посмотрим, а помогут ли они вам определить то, что я спрятала в коробке? Учитель показывает коробку с кубиком- рубиком.
-Начнем с ушек. Учитель гремит коробкой. Ушки нам помогают не всегда.
-Может поможет носик. Учитель дает понюхать коробку. Носик тоже не всегда помощник.
-Остаются глаза. Учитель показывает содержимое коробки (Да)
-Всегда ли глаза помогают определить или узнать что-то? (Нет) Учитель показывает стаканы со сладкой водой и кислой.
-Определить, какая в стакане вода - соленая, кислая или сладкая – поможет другой орган чувств – язык.
-Какой же мы сделаем вывод: Все органы чувств важны для человека.
- Может ли человек обойтись без какого – нибудь органа чувств?
-Может. В нашем мире есть, к сожалению, люди – инвалиды, которые потеряли зрение, слух, не могут говорить. Возможно, они родились такими. На минуту представим, как им бывает тяжело. На 5 секунд зажмурьте глаза и закройте ушки. …
Правда, жутко и страшно, когда вокруг одна темнота и тишина. Но такие люди живут и по-своему познают окружающий мир. Хотя им намного тяжелее, чем нам. Поэтому ребята будьте внимательны и добры к таким людям, если они встретятся в вашей жизни.
5. Выполнение практической работы.
Мини – проект «Я здоровье берегу! Сам себе я помогу!» (Проектную работу можно выполнить на следующем уроке или в группе продленного дня)
-Послушайте сказку.
В одном сказочном королевстве жил молодой принц.
И любил он хвастаться своим крепким здоровьем.
- У меня орлиные глаза. Я всех и всё вижу.
-У меня самые чувствительные уши, как у летучих мышей,- доказывал он своим придворным.
- Я смогу по запаху найти любую вещь лучше собаки,- кричал он всем.
И вот однажды злая колдунья решила проучить принца, она заколдовала его. Принц забыл все правила гигиены органов чувств и стал болеть. Со временем он стал плохо слышать, плохо видеть, перестал различать запахи и превратился в страшное чудовище. (Картинка принца)
- Вы, ребята, согласны сегодня расколдовать принца?
-Для этого нужно вспомнить правила гигиены органов чувств.
- Сделаем для принца коллективный плакат «Я здоровье берегу! Сам себе я помогу!»
Для этой работы разобьемся на группы по пять человек. 1 ряд – это команда «Глазки» Вот ваш стол. 2 ряд – команда «Ушки» . Это ваш стол. 3 ряд - команда «Носики». Учитель ставит на столы таблички с названием команд.
- Рассказываю правила выполнения плаката.
(28 слайд-
План выполнения плаката «Я здоровье берегу! Сам себе я помогу!»
1 шаг – чтение текста в учебнике. Глаз – орган зрения страница, 132.
Уши – орган слуха, страница 133. Нос – орган обоняния, страница 134.
2 шаг- выбор нужного материала.
3 шаг – приклеивание картинок, правил.
4 шаг – подготовка к выступлению)
1 шаг – сначала каждая команда внимательно читает свой текст в учебнике о том, как нужно беречь органы чувств.
2 шаг – после команды подходят к столам и тихо выбирают нужные для своего плаката рисунки и правила.
3 шаг - найденный материал команда приклеивает на бумагу.
-Проверьте, правильно ли вы выбрали картинки, правила.
4 шаг – подготовка к выступлению. Капитан распределяет, кто какое правило говорит.
Команда поднимает красный флаг – сигнал готовности.
- Есть вопросы? Всё понятно. Приступайте к выполнению работы.
6. Защита проектов.
- Послушаем каждую группу о том, как нужно беречь органы чувств.
- Оцените работу команды «Глазки» . (Дети хлопают в ладоши. После ответов команда садится на свои места)
-Посмотрите, наш принц меняется. (Последовательно у принца меняются глаза, нос, уши).
- Молодцы, ребята. Вы подготовили полезные плакаты. Хорошо рассказали, что вредно, а что полезно для органов чувств. Наш принц изменился и больше не будет хвастаться своим здоровьем, а будет его беречь. К сожалению, ребята, только в сказках можно полностью восстановить потерянное зрение, слух, обоняние. В настоящей жизни это практически невозможно. Поэтому с самого детства берегите органы чувств. Это наши окна в мир. Они позволяют нам полноценно учиться и трудиться.
Для органов чувств вредны простудные заболевания, курение. Поэтому оберегайте себя от простуды, закаляйте свой организм, избегайте вредных привычек, ведите только здоровый образ жизни.
7.Итог урока.
- Подведем итог нашего урока. Мы сегодня говорили об органах чувств.
-Почему глаза, уши, нос являются помощниками человека?
- Чтобы полноценно учиться и трудиться, что нужно делать?
(Беречь, тренировать, охранять органы чувств – закаляться, не курить, не болеть, выполнять правила гигиены)
8. Рефлексия.
- Вам понравился урок? Какое у вас настроение?
- Что вы узнали, запомнили и расскажите своим родителям или другу?
- Какое задание понравилось больше всего выполнять?
- Что было трудно выполнять?
- Поднимите руку, кто доволен своей работой на уроке?
9. Домашнее задание.
-Откройте дневники и запишите задание. Читать текст в учебнике на страницах132-134. подготовить пересказ о правилах гигиены органов чувств. Приготовить памятки на любую тему «Берегите зрение»
- Приготовьте по желанию презентацию «Органы чувств». (Что включить в презентацию обсудим на перемене)
10. Оценка работы учащихся.
- Вы хорошо сегодня отвечали, выполнили хорошие работы и все заслуживаете …большие «5». Особенно хочется отметить …
(29 слайд с большими пятерками).
- В начале урока я обещала наградить самых трудолюбивых и внимательных . Думаю все достойны этой награды. Предлагаю вам отгадать эту награду с помощью других органов чувств – кожи и языка.
-Приглашаю смельчака. Завяжу ему глаза.
Вот в коробочке сюрприз. Ты достань его, потрогай, поверти, погладь. А теперь откройте ротик и попробуйте на вкус. Что же это? (Чупа – чупс) Угощайтесь.