Конспект открытого урока окружающего мира для 3 класса
по программе «Планета знаний».
Тема: «Органы чувств».
Учитель начальных классов
Черепкова О.А.
2017
Класс:3 класс
Предмет: окружающий мир
Тема: « Органы чувств».
Цель (предметные результаты): создать условия для уточнения представлении об органах чувств и для выяснения, для какой профессии какой орган чувств самый главный.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
1.Ориентироваться в информационном материале предлагаемого учебного материала, осуществлять поиск необходимой информации при работе над предлагаемыми заданиями;
2.Строить небольшие сообщения в устной форме.
Регулятивные УУД:
1.Принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные ориентиры учителем действия в учебном материале; осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;
2.Принимать разнообразные учебные задачи; находить варианты решения учебной задачи в сотрудничестве с учителем; первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи; осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.
Личностные УУД:
1.положительное отношение к изучению математики; уважение к мыслям и настроениям другого человека.
2.Первичных умений оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Коммуникативные УУД:
1.Принимать работу парами и группами; воспринимать различные точки зрения; принимать задаваемые вопросы; контролировать свои действия;
2.Применять простые речевые средства для передачи своего мнения; следить за действиями других участников учебной деятельности.
Задачи:
Формирование универсальных учебных действий : обучение созданию графического конспекта (интеллект карты);
Формировать представление об органах чувств и их роли в профессии человека;
Развивать интеллектуальные и практические умения детей; развивать валеологические навыки, связанные с заботой о собственном здоровье;
Учить детей наблюдательности, развивать воображение и делать выводы;
Воспитывать санитарно-гигиенические навыки ухода за органами чувств.
Материалы и оборудование: ПК, презентация, материалы для экспериментов (3 стакана с водой, соль ,сахар; 4 коробки, резиновый мячик, пластмассовый кубик, желез- ная вилка, деревянная ложка и тп); плакаты: «Строение уха», «Строение глаза»; духи, цветы, банка кофе, лимон; таблички с названиями команд, таблички с номерами для команд.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок – исследование.
Основные понятия: органы чувств
Форма работы :фронтальная, групповая
Планируемый результат :
Знать
- названия органов чувств;
- признаки органов чувств;
- названия профессий.
Уметь:
- определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя;
- различать группы органов чувств;
- ставить опыты с помощью учителя;
- формулировать результат опыта;
- устанавливать взаимосвязь результатов опыта и темы урока
Эмоциональный настрой детей. - Сегодня наш кабинет превратится в научную лабораторию, а мы с вами – в исследователей. И исследовать мы будем наши органы чувств. Каждый из вас целую неделю изучал литературу по какому-то из органов, и вот пришло время поделиться своими открытиями с коллегами.
Сегодня на урок к нам пришёл очень странный человек. Что в нём странного? (слайд 2) У него нет лица, у него нет ушей, нет глаз, носа, рта. А зачем они нужны человеку? Может, и не нужны они совсем? (слайд 3) Если бы не было глаз, мы не смогли бы видеть. Человек мог бы попасть под машину. Мы бы не пришли в школу Если бы у нас не было бы носа, то мы не смогли бы дышать. Не различали бы запахи. Рот нужен нам для еды, речи. Человеку нужны уши, а то бы он ничего не слышал.
А что вы чувствуете, когда на улице мороз?
Мы чувствуем холод.
Постановкапроблемы.
Всё это наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире.
Есть пять помощников на службе у тебя, Не замечая, их используешь шутя: Глаза тебе даны, чтоб видеть, А уши служат, чтобы слышать, Язык во рту, чтоб вкус понять, А носик - запах различать, Руки - чтоб ласкать, трудиться, Воды из кружечки напиться. И ни к чему твоя тревога, они всегда тебе помогут.
О чём говорится в этом стихотворении? Назовите одним словосочетанием. (Органы чувств). А ещё без этих помощников не могут обойтись люди разных профессий. Тема нашего урока – Органы чувств. (слайд 4)
Новая тема.
Зрение
Послушайте и скажите, какой орган важен для этих людей (слайд 5)
«В большой мастерской работают два художника. Мастерская очень светлая, потому что горят яркие лампы. Художнику для работы необходимы кисти и краски. Художнику нужно видеть предметы, передавать их на картине. Ему важно выбрать наиболее удачный и правильный цвет в изображаемом предмете или портрете»
«Шагнув с порога в помещение швейной мастерской, я был ослеплен разнообразием красочных полотен. Одна швея сшивала очень темное полотно. Видно было, что на темной ткани швее было трудно следить за черной ниткой строчки. Я подумал, как важно, чтобы у этой швеи строчка получилась такая ровная и четкая»
Есть профессии, где зрение имеет важную роль для выполнения качественной работы. Наверное любая профессия требует хорошего зрения.
- Ребята, а вам важно иметь хорошее зрение.
(Да, потому что мы учимся, рассматриваем разные предметы, изучаем цвета.)
А вот мы сейчас и проверим, легко ли вам будет без ваших помощников – глаз.
Глаза - самый загадочный орган. Это разведчики всего увиденного. Рассмотрите глаза друг друга. Каким бывает цвет глаз (карие, голубые, синие, серые, зелёные, янтарные, болотные)? По цвету глаз можно узнать характер человека. У глаза есть свои стражи. Они оберегают от пыли, грязи, ветра. Догадались, о каких стражниках идет речь? Брови, веки, ресницы. На каждом веке у нас по 80 ресниц, каждая ресница живет 100 дней. Погладим брови. Они отводят пот, стекающий со лба. Человек моргает 3 раза в минуту. Зачем? При моргании у человека глаз смачивается слезной жидкостью, это предохраняет от высыхания и очищает от пыли. Хотите увидеть и узнать строение глаза?
Выступление ученика:Глаза – это окно в окружающий нас мир. Сам глаз круглый, как яблоко, за что его называют глазным яблоком. Глазное яблоко покрыто твердой оболочкой, как яйцо скорлупой. Эта оболочка называется роговицей. Если ее пробить, то с глазом может пройти то же, что и с разбитым яйцом. В центре глаза есть черная точка, это – зрачок. Он пропускает свет и может то расширяться, то сужаться. Цветное колечко вокруг зрачка – это радужка. От нее зависит цвет глаз. За зрачком находится хрусталик. Он помогает видеть далекие и близкие предметы. Глаз связан с мозгом. Предметы в глазах отображаются перевернутыми. Правильным изображение делает головной мозг. Глаз имеет сложное строение. Если глаз повредить, то восстановить зрение невозможно.
-Берегите зрение!
Слух
– Здравствуй, тетя Катерина! – У меня яиц корзина. – Как поживают домашние? – Яйца свежие вчерашние. – Ничего себе вышла беседа! – Авось распродам до обеда. Учитель: – Что же произошло? Почему два человека не поняли друг друга? (Ответы детей) Учитель: – Слух – большая ценность для человека. А какие помощники, какие органы нам помогают слышать? – Уши – это орган чего? (Ответ детей) Учитель: – Давайте проведем опыт. Закройте уши. Что произошло? Ученики: – Перестали слышать, исчезли все звуки.
Сообщение.Наши похожи на морские раковины. Поэтому внешняя часть уха называется ушной раковиной. Подобная форма ушей позволяет нам лучше слышать. Ушная раковина - это всего лишь внешняя часть нашего уха. А ещё у нас есть внутреннее ухо и среднее ухо. Наружняя часть ловит звук и передаёт его в среднее ухо. Там находится тонкая плёночка - барабанная перепонка. Звук ударяется об барабанную перепонку и передаётся во внутреннее ухо. Во внутреннем ухе находится слуховой нерв, который передаёт сигнал в головной мозг. После этого звуки приобретают для нас смысловое значение. Мы их различаем, понимаем.
- Каким профессиям важно иметь хороший слух?
Музыканту – чтобы не фальшивить, настройщикам музыкальных инструментов, шофёру – чтобы не создавать аварийные ситуации
Люди, работающие в условиях сильного шума, оказываются в группе риска. Какие предприятия в нашем городе есть, где сильный шум может нанести вред для слуха.
Обоняние
-А сейчас вы все закроете глаза, я пронесу по классу вещь, а вы определите, что это. (Желательно достать апельсин или мандарин, у них стойкий запах)
-Что? Как узнали?
Какой орган чувств помогает услышать запах?
- Как называется этот орган чувств?
Обоняние – это способность человека чувствовать запахи.
Сообщение – орган обоняния.
Чувство запаха возникает только тогда, когда человек делает вдох.
Поднесите к носу пахучее вещество. При нормальном дыхании вы будете ощущать его запахи. Задержите дыхание на некоторое время, и запаха чувствовать не будете, хотя источник его находится у самого носа.
Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в теплую и влажную погоду. На свету обоняние острее, чем в темноте.
Рассказывают, что когда-то в Грасе жил искусный мастер духов. Ему достаточно было на несколько минут попасть в зрительный или танцевальный зал, чтобы он мог определить, какими духами пользуются женщины в этом зале, и какой состав у этих духов.
Как называется эта профессия? Вкус
Проведём эксперимент. Перед вами 3 стакана с водой. Как вы думаете, в каком стакане соленая вода, в каком – сладкая, в каком – пресная? Что нужно сделать, чтобы определить вкус воды в стаканах?(Попробовать.Дети их других команд выходят и определяют, где какая вода.)
Сообщение – орган вкуса.
«Как вкусно!» - говоришь ты, когда ешь хорошо приготовленный обед, или фрукты, или пирожные. А что такое вкус? Возьми щепотку сахара и попробуй ее кончиком языка. Сразу почувствуешь: сладко. Если вместо сахара лизнешь крупинку соли, ощутишь: это соленое.
А вот если кончиком языка прикоснуться к лимону или к капельке клюквенного сока, то и не поймешь, какой он. Только когда сок растворится у тебя во рту и попадет на боковые стороны языка, ты решишь: это кислое.
А когда попробуешь что-то горькое, тебе не скажут правду ни кончик языка, ни его края. Горькое ты почувствуешь только тогда, когда оно попадет на самую заднюю часть языка.
Сладкое и соленое язык ощущает своим кончиком, кислое – боками, а горькое – корнем.
Уникальные профессии В отличие от простых смертных дегустаторы при оценке на вкус той или иной пищи стараются, чтобы на их восприятие не накладывались другие раздражители: свет (дегустаторы закрывают глаза), звук (в помещении должна соблюдаться тишина) и т. д. Им очень трудно.
Осязание.
- И так у нас остался еще один, последний орган чувств. Сейчас я попрошу подойти ко мне 2 человек. Одному я завяжу глаза, а второй будет дотрагиваться до его руки различными предметами. Тот, кто с закрытыми глазами должен угадать, чем к нему прикоснулись. (Иметь надо вату или кисточку для рисования, колючий предмет (расческу), теплый предмет (нагретый), тяжелый(грузик, гиря).
- Что чувствуешь? (Тепло, боль, холод)
-Что помогает определить, какой это предмет?
-С помощью кожного покрова вы смогли определить свойства предметов: температуру, их тяжесть.
Дид. упр.: «Определи на ощупь». Определить людям каких профессий принадлежат предметы, и какие действия можно с ними выполнять.
Кожа помогает осязать различные прикосновения. Кожа – орган осязания.
- Ребята, как вы думаете, наша кожа требует ухода? Какого? (Ответы детей)
Осязание – это способность человека чувствовать прикосновения.
Сообщение. – орган осязание.
Кожа, оказывается, может «рассказать» человеку о том, что его окружает. Чувствительность нашего «скафандра» заключается в том, что он сообщает нам, к чему мы прикасаемся.
Закрыв глаза, ты можешь почувствовать шероховатость, гладкость, форму, ребристость поверхности, к которой прикоснулся, и угадать, что перед тобой. Это чувство называется осязанием.
Кожей мы можем ощущать холод или тепло, ветер или жару, жжение или удар, решить, что для нас хорошо, а что плохо. Это свойство коже придают пролегающие в ней малюсенькие нервные окончания.
В состав клеток кожи, входит органическое вещество кератин. Это прочное и упругое вещество. Благодаря ему кожа никогда сама не рвется и не сползает.
Опытному сборщику хлопка достаточно взять в руки маленький комочек хлопка, чтобы он мог сделать заключение о его сорте и степени зрелости. Мукомол по зерну и муке узнает сорт пшеницы и содержание в ней белка.
Товароведы, имеющие дело с тканью, могут с закрытыми глазами безошибочно узнать, что это за материал, каково его качество. Как показал опыт, для этого им бывает достаточно прикосновения длительностью ментше секунды.
На свое осязание не в меньшей степени, чем на зрение, полагается и врач. Пальпируя больного, он в некоторых случаях по чистым или глухим отзвукам может определить состояние тканей организма и таким образом поставить диагноз, что называется, с закрытыми глазами.
Как же сохранить наши органы чувств здоровыми?
Глаза
1.Читай, пиши только при хорошем освещении, но помни, что яркий свет не должен попадать в глаза.
2. Следи за тем, чтобы книга или тетрадь были на расстоянии 30-35 см от глаз. Для этого поставь руку локтем на стол и кончиками пальцев дотянись до виска.
3. Книгу при чтении полезно поставить на наклонную подставку. При письме свет должен падать слева. Иначе тень от руки закроет тетрадь.
4. Не читай лежа.
5. Не читай в транспорте. Книга прыгает перед глазами, и они быстро устают.
6. Если долго читаешь, пишешь, рисуешь, через каждые 20-30 минут давать глазам отдохнуть: смотри в окно, вдаль, пока не сосчитаешь до 20.
7. Вредно для глаз подолгу смотреть телевизор, компьютер. Нельзя смотреть передачи более 1,5 часа. Садись от экрана телевизора не ближе, чем в 2-3 метрах.
8. Не три глаза руками – так можно занести соринку или опасные бактерии.
9. Пользуйся чистым носовым платком.
10. Не стесняйся носить очки.
Береги уши
1. Надо регулярно мыть уши с мылом.
2. Никогда не ковыряй в ушах спичками, булавкой и другими острыми предметами. Так можно повредить барабанную перепонку и совсем потерять слух.
3. Сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух, плохо влияют на весь организм. Чаще отдыхай в лесу, на лугу, у реки, среди тишины.
4. Если почувствуешь боль в ухе или туда попадет соринка (бусинка, насекомое), обратись к врачу.
Как сохранить обоняние?
1. Надо закаляться, беречь организм от простуды.
2. Не курить, так как обоняние ухудшается у курящих людей.
Игра «Полезно – вредно». -Если это полезно, надо встать, а если вредно – надо сесть. 1. Читать лежа (вредно). 2. Делать гимнастику для глаз (полезно). 3. Смотреть близко телевизор (вредно). 4. Читать при хорошем освещении (полезно). 5. Ковырять в ушах (вредно). 6. Защищать уши от сильного шума (полезно). 7. Ежедневно прочищать нос утром, когда вы умываетесь (полезно). 8. Охранять кожу от ожогов, порезов, ушибов (полезно).
Сегодня мы провели настоящее исследование.
Какая профессия занимается исследованием? Это люди, которые что-то изучают, исследуют. Значит, и мы можем назвать себя исследователями.
Что исследовали сегодня исследователи?
Рефлексия: Ребята, сделайте вывод после нашего урока:
Какие органы чувств есть у человека?
Может ли человек полно воспринимать окружающий мир, если у него нарушен какой-нибудь орган?
Благодаря чему мы можем видеть, слышать, чувствовать, нюхать?
(благодаря нервам, нервным окончаниям, расположенных в органах чувств)
д/з составить интеллект карту- памятку, как надо беречь органы чувств.