Орг. момент | Речевая разминка: 1. Упражнения на формирование правильной осанки: а) правильное положение тела, стоя, сидя; б) упражнения «Мельтница» (имитация рубки дров). 2. Дыхательная гимнастика: Прочитать на одном дыхании: Хомка, хомка, хомячок, Подметает хомка хатку Полосатенький бочок, И выходит на зарядку. Хомка раненько встает Хомка хочет сильным стать Щечки моет, шейку трет. (Вдох – и на выдохе «Раз, два, три, четыре, пять!» - выдохнуть весь воздух). | Выполняют упражнения | | |
Актуализация знаний | Беседа. - О чем мы говорили на прошлом уроке? - Какие понятия выучили? Игра «Дай определение». На доске лепестки на которых даны задания - ответить на вопросы: - Текст- несколько предложений, связанных между собой. - Тема – это то, о чем говорится в тексте. - Основная мысль – это самое важное, самое главное, о чем говорит нам текст. - Структура текста Начало Основная часть Концовка - Заголовок – заглавие, название текста. - Абзац – минимальная смысловая часть текста, которая пишется с красной строки, в которой содержится новая мысль. - Какой признак должен быть обязательно в тексте? (Тема, основная мысль). Что, значит, понять основную мысль текста? Понять основную мысль текста – это как бы найти волшебный ключик к тексту, и текст откроется нам, поделится с нами своими мыслями, чувствами. | Отвечают на вопросы. Текст, тема, основная мысль, заголовок. Выходят к доске и дают ответы. | | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД) Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. (личностные УУД) |
Целеполагание | Мотивация учебной деятельности. - А как вы думаете, почему один лепесток остался без ответа? Это один из признаков текста. Вы часто на уроке слышите – перескажите текст, расскажи правило. Это нелёгкий труд. - Вот сегодня на уроке я и открою секрет, который поможет вам легко рассказать любой текст, выучить любое правило. - Какая цель нашего урока? -Я раздала вам задания, которые помогут вам догадаться - что это за признак текста. Игра «Угадай сказку» 1. Коза, козлята, волк, кузнец, съел. (Русская народная сказка « Волк и 7 козлят») 2. Дед, баба, курочка, мышка, яичко. (Русская народная сказка «Курочка Ряба») 3. Муха, денежка, базар, самовар, паук, комар. (К.И.Чуковский «Муха-Цокотуха»). - Как вы угадывали сказки? (Помогали главные слова из сказок) - Эти слова называются опорными. Откроем последний листок «опорные слова». - Значит, тема нашего урока….? | Ответы детей. Дети называют сказки. . | | Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными вопросами (коммуникативные УУД) |
Развитие умений - применение знания Работа с учебником Задание 11 Задание 12 Задание 13 | - Прочитайте текст. Определите тему текста. Назовите основную мысль текста. - Закройте учебники. Прочитайте на доске слова, которые были выделены в тексте. Двадцать пять Оловянных солдатиков Сыновья Оловянной ложки Очень красивы Ружье Грудь колесом Мундир Красный с синим - Вспомните по этим словам содержание текста. - Как называются такие слова? (Опорные слова.) - Почему? (Мы как бы опираемся на них в своем пересказе.) - Попробуйте сами сказать, для чего нам нужны опорные слова? (Чтобы правильно пересказать текст, вспомнить сказку…) - Откройте учебники и сравните свои выводы со сведениями на с. 12. - Почему опорные слова еще можно назвать ключевыми? - Подходят ли оба названия – опорные и ключевые - для этих слов? - Ребята, какую работу мы сейчас выполняли? - А если опорных слов нет, что нужно сделать? - Прочитайте задание. - Выделите опорные слова. - По опорным словам сделать краткий пересказ. - Сделайте вывод (По опорным словам можно вспомнить содержание текста, опорные слова помогают передать в тексте самое главное), – Прочитайте опорные слова одной известной сказки. Попробуйте по опорным словам составить сказку, а также ее проинсценировать. (Заяц, лиса, лубяная избушка, ледяная избушка, собака, медведь, петух) | Дети читают. Пересказ: 1 – 2 человека пересказывают текст. . Дети читают сведения на с. 12 Отвечают на вопросы. - По опорным словам составляли текст. - Их надо выделить. Работа в учебнике: дети читают задание. Дети зачитывают слова, которые они выделили в тексте, пересказ. Работа в учебнике: дети читают задание. Инсценировка сказки. | Умение выделять опорные (ключевые) слова в тексте Уметь на основе опорных слов составлять текст Умение выделять опорные (ключевые) слова в тексте Уметь на основе опорных слов составлять текст Уметь на основе опорных слов составлять текст | Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. (коммуникативные УУД) Умение ориентироваться в учебнике, умение работать с иллюстрациями в учебнике, с текстом (познавательные УУД) Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. (коммуникативные УУД) Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника (регулятивные УУД) |