kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Окружающий мир "Страницы истории XIX века" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование представления учащихся о жизни в XIX веке

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Окружающий мир "Страницы истории XIX века" 4 класс»

Тема урока

Страницы истории XIX века

Место урока в разделе

15 урок

Тип урока

открытие нового знания

Цели урока

формирование представления учащихся о жизни в XIX веке

Задачи урока

Образовательные:

-познакомить с реформами Александра Второго; сформировать представления учащихся о технических изобретениях в XIX веке

Развивающие:

-развивать память, внимание, речь

Воспитательные:

-воспитывать интерес к истории

Планируемые результаты изучения темы

Предметные

Метапредметные

Личностные

Учащийся научится:

  • осознавать поставленную задачу, делать обобщения, выводы, извлекать информацию из текста, иллюстраций

Учащийся научится:

  • принимать и сохранять цель познавательной деятельности, планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы.

Познавательные УУД

Учащийся получит возможность научиться:

  • воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты - тексты

Регулятивные УУД

Учащийся получит возможность научиться:

  • принимать и сохранять учебную задачу

Коммуникативные УУД

Учащийся получит возможность научиться:

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

Учащийся получит возможность формирования:

  • положительного отношения и интереса к изучению своей страны, осознания своего продвижения в овладении знаний и умений, осознания себя как гражданина России, чувства гордости за свою Родину


Основные понятия

Форма урока

УМК

Технология

19 век, Александр Второй, Транссибирская магистраль

фронтальная, индивидуальная

«Школа России»

Методы: словесный (беседа, работа с книгой), наглядные (демонстрация изображений объектов)

Приемы: выполнение заданий, анализ результатов, контроль за правильностью условия

Оборудование

компьютер, мультимедийный проектор, меловая доска, презентация к уроку



Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Примечание

Организационный момент

Время: 1 минута

– Встали ровно. Итак, у нас урок окружающего мира. Давайте улыбнемся друг другу, пожелаем хорошего настроения. Поприветствуем соседа по плечу, соседа по лицу.

– Я верю в вас и знаю – у вас всё получится! Приготовьтесь работать старательно и быть внимательными.

Приветствуют, слушают.

Подготовка к уроку. Включить презентацию.

Актуализации знаний

Время 5 минут

- Давайте мысленно перенесемся в прошлое и вспомним, кто такие дворяне и крепостные крестьяне и как они жили.


- Какое событие напоминает эта иллюстрация?

- Чем закончилась она?

-Кто принимал участие в войне, кроме армий?

- На что они надеялись после окончания войны?

- Получили ли они вольную?

Слушают, отвечают на поставленные вопросы:

(Отечественная война 1812г.)

(Победой русской армии.)

(Крепостные крестьяне.)

(На освобождение от крепостной зависимости)

(Не получили.)


Постановка учебной цели и задачи

Время: 2 минуты

- На слайде вам представлен ребус, который поможет нам узнать тему урока

Окружающий мир

-Кто мне может высказать свое предположение, почему именно слово «Свобода»? Как оно может быть связано с темой нашего урока?

Перелистывая страницы истории России, вы много узнали: начиная с жизни во времена Древней Руси и до Отечественной войны 1812 года. Сегодня мы познакомимся со следующими страницами нашей истории. Мы узнаем кто такие декабристы, когда стали свободными крепостные крестьяне. Пройдемся по Москве и Петербургу – от центра до окраин. Познакомимся с техническими новинками того времени.



-Свобода.


Слайд 2

Открытие новых знаний

Время: 14 минут

Откройте учебник на странице 122-123, прочитайте текст о восстании декабристов, про себя.

-Прочитав данный текст, скажите как вы понимаете кто такие декабристы?


-Почему их так прозвали? И в каком году образовалось данное общество?

-С какой целью создавались данные организации?

Взгляните на стр 122 на иллюстрацию, опишите что на ней изображено

-Чем же закончилось данное восстание?


Доблестные защитники, крестьяне-партизаны, надеялись, что их положение в стране изменится, но этого не произошло. После войны помещики увеличили барщину и оброк. Вчерашние партизаны зароптали: «Мы проливали кровь, избавили Россию от тирана, а нас вновь тиранят господа».

Теперь прочитайте текст на стр 123 об освобождении крестьян

- Скажите что же такое крепостное право?

По законам земля принадлежала помещикам, а работать на ней должны были крестьяне. Богатство помещика определялось тем, сколько у него было «душ» – крестьян мужского пола (женщин за «душ» не считали). Были помещики, имевшие по несколько тысяч «душ». Крестьян, прикрепленных к помещичьей земле, называли крепостными.

Помещики делали со своими крепостными все, что хотели: возлагали на них непосильную работу, за малейшую провинность отдавали в солдаты, секли – иногда до смерти. Крестьян продавали, разлучая детей и родителей, выменивали на собак.

-Какой была жизнь крестьян в то время?

-Мирились ли крестьяне с такой жизнью?

- Кто стал спасением для крестьян?




-Что Александр 2 сделал для народа?



- Как вы понимаете, что такое манифест?



-В каком году он был подписан?




-Почему в русскую историю Александр II вошел как царь-освободитель?

(слайд 5)


После Отечественной войны 1812 года многие надеялись на освобождение крепостных. Но это произошло только в 1861 году, когда царь Александр II подписал манифест о крестьянской вольности, за что его прозвали освободителем.


Александр II выступил перед московским дворянством с речью: «Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собою начнет отменяться снизу». Для такого заявления были все основания. Большинство российских крестьян перебивались с хлеба на квас.


С именем Александра II связано много изменений в жизни страны. Развивались города, появлялись заводы и фабрики, строились новые железные дороги. Создавались новые учебные заведения. Александр II провел и другие важные реформы. Его царствование для России было прогрессивным. Были созданы земства – местные выборные органы. Судебные процессы теперь велись состязательно – с адвокатами и присяжными заседателями. Получило развитие образование: одних народных училищ при Александре II возникло почти 20 тысяч, женских учебных заведений – до 300. Наступила оттепель и для печати: возникло более 700 наименований газет и журналов. Широкий размах приобрело общественное движение. Сама территория России увеличилась на 355 000 кв. верст.


Теперь прочитайте статью «Москва и Петербург» на стр. 123-124

-Что изменилось в облике данных городов (что отстроилось, какие новшества появились)




-Назовите мне плюсы и минусы данного прогресса, докажите


Прочтите статью учебника «Какие технические новшества вошли в жизнь людей» на стр. 124-125

Новые времена наступили в жизни страны.

-Какие технические новшества появились в XIX веке?






-Что изменилось со временем?



-Какой музей был открыт в Москве и с какой целью?




Рассмотрите карту на с. 120–121 учебника.

Найдите Транссибирскую магистраль. Через какие города она проходит?



Физминутка:

 «Мы пройдёмся по дорожке»
Чтобы отдохнули ножки,
Мы пройдёмся по дорожке.
Но дорожка не простая—
Нас от парт не отпускает.
(Ходьба на месте.)
Голову тяну к плечу,
Шею я размять хочу.
В стороны разок-другой
Покачаю головой.
(Вращение головой вправо и влево.)
Пальцы ставим мы к плечам,
Руки будем мы вращать.
Круг вперёд,
другой - вперёд,
А потом наоборот.
(Руки к плечам, вращение вперёд и назад.)
Хорошо чуть-чуть размяться.
Снова сядем заниматься.
(Дети садятся за парты.)





участники российского оппозиционного движения, члены различных тайных обществ

Объединились в тайное общество 14 декабря 1825 г

Свобода от крепостничества и царского произвола


Декабристов ожидала суровая кара




-Крепостное право – это такой закон, по которому большинство русских крестьян не могли покинуть своих господ-помещиков.





Высказывают свои предположения

-Царь Александр 2

-Подписал манифест

-Особый акт главы государства или высшего органа государственной власти, обращенный к населению

-в 1861 г

-Освободил крестьян от крепостного права

















-Возникли фабрики, заводы, выросло население, славилась Москва тканями, появились театры, музее, универсальные магазины, банки

Высказывают свое мнение


-Электрическое освещение, телефон, конная ж/д – КОНКА, трамваи, 1-й легковой автомобиль (1899), 1-й русский автомобиль с двигателем внутреннего сгорания – работал на горючем (1896) , лифты




-Питер и Москва стали крупными городами мира, изменился городской быт

-Политехнический, можно увидеть технические достижения прошлых лет


Северный

Москва — Ярославль — Киров — Пермь — Екатеринбург — Тюмень — Омск — Новосибирск — Красноярск — Владивосток.

Новый

Москва — Нижний Новгород — Киров — Пермь — Екатеринбург — Тюмень — Омск — Новосибирск — Красноярск — Владивосток.

Южный

Москва — Муром — Арзамас — Канаш — Казань — Екатеринбург — Тюмень (или Петропавловск) — Омск — Барнаул — Новокузнецк — Абакан — Тайшет — Владивосток.

Исторический

Москва — Рязань — Рузаевка — Самара — Уфа — Челябинск — Курган — Петропавловск — Омск — Новосибирск — Красноярск — Владивосток.




Слайд 3





Слайд 4

Слайд 5







Слайд 6






















Слайд 7

Первичное закрепление

Время: 5 минут

Чтобы проверить, как внимательно вы меня слушали и читали учебник, ответьте на вопросы:

-В каком году был подписан манифест?

-Какие заводы появились в Петербурге?

-Что было открыто в 1851 году между Петербургом и Москвой?

-Назовите музей, который был открыт в Москве



-1861

-Путиловский, Балтийский

-Железная дорога


-Политехнический




Самостоятельная работа с проверкой

Время: 10 минут

Тест по вариантам:

1 вариант

Вопрос № 1 
За что царя Александра прозвали освободителем?

  1. Он освободил Россию от Наполеона

  2. Он освободил граждан от налога

  3. Он освободил крестьян от крепостной зависимости

  4. Он освободил из тюрем незаслуженно арестованных

Вопрос № 2 
Почему население Москвы и Петербурга в 19 веке стало стремительно расти?

  1. Россия освободилась от французких захватчиков

  2. Россия больше не платила дань в золотую орду

  3. Вольные крестьяне шли в город на заработки

  4. Солдаты после войны были отпущены домой

Вопрос № 3 
Какое событие произошло 1 ноября 1851 года?

  1. Было отменено крепостное право

  2. Была открыта первая в России железная дорога

  3. Был продемонстрирован первый телефон

  4. Был открыт Политехнический музей

Вопрос № 4

Что такое конка?

  1. Тройка лошадей

  2. Конная железная дорога

  3. Карета

  4. Конюшня


2 вариант

Вопрос № 1

Почему после отмены крепостного права крестьяне не стали жить лучше?

  1. Их не отпускали помещики

  2. Возможности разных слоев населения были различны

  3. Они должны были заплатить налог за освобождение

  4. Они не хотели трудиться

Вопрос № 2

Что производила мануфактура?

  1. Ткань

  2. Бумагу

  3. Светильники

  4. Телефоны

Вопрос № 3

Какое событие не относится к жизни России конца 19 века?

  1. Начало строительства Транссибарской магистрали

  2. Открытие Политехнического музея

  3. Строительство Александро-Невской лавры в Петербурге

  4. Появление банков, магазинов, театров

Вопрос № 4

Какие технические новшества появились в Москве и Петербурге в 19 веке?

  1. Телефон

  2. Электрическое освещение

  3. Механические часы

  4. Лифты

1-3

2-3

3-2

4-2














1-2

2-1

3-3

4-1,2,4

Слайд 8-ответы

Обобщение и вывод

по изученному

материалу

Время: 2 минуты

Что нового узнали о страницах истории России XIX века?


О чем заставил урок задуматься?


«Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.»


Можно ли этой пословицей закончить наш урок? Докажите.

Подведение итогов урока

Высказывают свое мнение


Рефлексия

Время: 1 минута

Домашнее задание

Закончи предложение:

  • - Сегодня я узнал…

  • -Я не смог…, потому что…

стр 126- задание для домашней работы




Слайд 8


Подпись учителя: ____________________________________ Дата ____

Подпись методиста:__________________________________ Дата ____

Рабочая тетрадь (доп зд) стр 42-45

1. Помоги Муравьишке установить последовательность событий. Впиши в клеточки номера ответов в правильном порядке.



2. На контурной карте (с. 44—45) с помощью карты учебника:

а) обведи границы Российской империи;
б) обозначь красным кружком столицу Российской империи;
в) покажи цветной линией Транссибирскую магистраль на участке от Екатеринбурга до Владивостока.



3. Могло ли такое быть? Найди одно неверное утверждение и отметь его знаком «-». Устно дай объяснение.



4. Запиши цифрами:

а) век — 100 лет;
б) половина века — 50/color] лет;
в) четверть века — 25/color] лет.

К какому отрезку века относятся эти годы? Укажи разноцветными стрелками.

Обрати внимание! 25 лет составляют половину от 50 лет, а это значит, что дата, которая относится к первой или последней четверти века, будет в то же время соответствовать первой или второй половине века.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Окружающий мир "Страницы истории XIX века" 4 класс

Автор: Пономарева Анастасия Алексеевна

Дата: 07.10.2021

Номер свидетельства: 588125

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "конспект по окружающему миру для 4 класса"
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt_po_okruzhaiushchiemu_miru_dlia_4_klassa"
    ["file_id"] => string(6) "361353"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479797992"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Урок окружающего мира по теме: "Отечественная война 1812 года" 4 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "urok_okruzhaiushchiegho_mira_po_tiemie_otiechiestviennaia_voina_1812_ghoda_4_kla"
    ["file_id"] => string(6) "383872"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485368271"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Презентация по окружающему миру по теме "Страницы истории России 19 века" (4 класс)"
    ["seo_title"] => string(80) "prezentatsiia_po_okruzhaiushchemu_miru_po_teme_stranitsy_istorii_rossii_19_veka_"
    ["file_id"] => string(6) "649683"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1714070236"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»  Дружба и любовь в жизни Печорина. ( с использованием программы Activstudio) "
    ["seo_title"] => string(120) "m-iu-liermontov-gieroi-nashiegho-vriemieni-druzhba-i-liubov-v-zhizni-piechorina-s-ispol-zovaniiem-proghrammy-activstudio"
    ["file_id"] => string(6) "176058"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424358096"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "История открытия строения атома "
    ["seo_title"] => string(35) "istoriia-otkrytiia-stroieniia-atoma"
    ["file_id"] => string(6) "113073"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1409121150"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства