Открытие новых знаний Время: 14 минут | Откройте учебник на странице 122-123, прочитайте текст о восстании декабристов, про себя. -Прочитав данный текст, скажите как вы понимаете кто такие декабристы? -Почему их так прозвали? И в каком году образовалось данное общество? -С какой целью создавались данные организации? Взгляните на стр 122 на иллюстрацию, опишите что на ней изображено -Чем же закончилось данное восстание? Доблестные защитники, крестьяне-партизаны, надеялись, что их положение в стране изменится, но этого не произошло. После войны помещики увеличили барщину и оброк. Вчерашние партизаны зароптали: «Мы проливали кровь, избавили Россию от тирана, а нас вновь тиранят господа». Теперь прочитайте текст на стр 123 об освобождении крестьян - Скажите что же такое крепостное право? По законам земля принадлежала помещикам, а работать на ней должны были крестьяне. Богатство помещика определялось тем, сколько у него было «душ» – крестьян мужского пола (женщин за «душ» не считали). Были помещики, имевшие по несколько тысяч «душ». Крестьян, прикрепленных к помещичьей земле, называли крепостными. Помещики делали со своими крепостными все, что хотели: возлагали на них непосильную работу, за малейшую провинность отдавали в солдаты, секли – иногда до смерти. Крестьян продавали, разлучая детей и родителей, выменивали на собак. -Какой была жизнь крестьян в то время? -Мирились ли крестьяне с такой жизнью? - Кто стал спасением для крестьян? -Что Александр 2 сделал для народа? - Как вы понимаете, что такое манифест? -В каком году он был подписан? -Почему в русскую историю Александр II вошел как царь-освободитель? (слайд 5) После Отечественной войны 1812 года многие надеялись на освобождение крепостных. Но это произошло только в 1861 году, когда царь Александр II подписал манифест о крестьянской вольности, за что его прозвали освободителем. Александр II выступил перед московским дворянством с речью: «Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собою начнет отменяться снизу». Для такого заявления были все основания. Большинство российских крестьян перебивались с хлеба на квас. С именем Александра II связано много изменений в жизни страны. Развивались города, появлялись заводы и фабрики, строились новые железные дороги. Создавались новые учебные заведения. Александр II провел и другие важные реформы. Его царствование для России было прогрессивным. Были созданы земства – местные выборные органы. Судебные процессы теперь велись состязательно – с адвокатами и присяжными заседателями. Получило развитие образование: одних народных училищ при Александре II возникло почти 20 тысяч, женских учебных заведений – до 300. Наступила оттепель и для печати: возникло более 700 наименований газет и журналов. Широкий размах приобрело общественное движение. Сама территория России увеличилась на 355 000 кв. верст. Теперь прочитайте статью «Москва и Петербург» на стр. 123-124 -Что изменилось в облике данных городов (что отстроилось, какие новшества появились) -Назовите мне плюсы и минусы данного прогресса, докажите Прочтите статью учебника «Какие технические новшества вошли в жизнь людей» на стр. 124-125 Новые времена наступили в жизни страны. -Какие технические новшества появились в XIX веке? -Что изменилось со временем? -Какой музей был открыт в Москве и с какой целью? Рассмотрите карту на с. 120–121 учебника. Найдите Транссибирскую магистраль. Через какие города она проходит? Физминутка: «Мы пройдёмся по дорожке» Чтобы отдохнули ножки, Мы пройдёмся по дорожке. Но дорожка не простая— Нас от парт не отпускает. (Ходьба на месте.) Голову тяну к плечу, Шею я размять хочу. В стороны разок-другой Покачаю головой. (Вращение головой вправо и влево.) Пальцы ставим мы к плечам, Руки будем мы вращать. Круг вперёд, другой - вперёд, А потом наоборот. (Руки к плечам, вращение вперёд и назад.) Хорошо чуть-чуть размяться. Снова сядем заниматься. (Дети садятся за парты.) | участники российского оппозиционного движения, члены различных тайных обществ Объединились в тайное общество 14 декабря 1825 г Свобода от крепостничества и царского произвола Декабристов ожидала суровая кара -Крепостное право – это такой закон, по которому большинство русских крестьян не могли покинуть своих господ-помещиков. Высказывают свои предположения -Царь Александр 2 -Подписал манифест -Особый акт главы государства или высшего органа государственной власти, обращенный к населению -в 1861 г -Освободил крестьян от крепостного права -Возникли фабрики, заводы, выросло население, славилась Москва тканями, появились театры, музее, универсальные магазины, банки Высказывают свое мнение -Электрическое освещение, телефон, конная ж/д – КОНКА, трамваи, 1-й легковой автомобиль (1899), 1-й русский автомобиль с двигателем внутреннего сгорания – работал на горючем (1896) , лифты -Питер и Москва стали крупными городами мира, изменился городской быт -Политехнический, можно увидеть технические достижения прошлых лет Северный Москва — Ярославль — Киров — Пермь — Екатеринбург — Тюмень — Омск — Новосибирск — Красноярск — Владивосток. Новый Москва — Нижний Новгород — Киров — Пермь — Екатеринбург — Тюмень — Омск — Новосибирск — Красноярск — Владивосток. Южный Москва — Муром — Арзамас — Канаш — Казань — Екатеринбург — Тюмень (или Петропавловск) — Омск — Барнаул — Новокузнецк — Абакан — Тайшет — Владивосток. Исторический Москва — Рязань — Рузаевка — Самара — Уфа — Челябинск — Курган — Петропавловск — Омск — Новосибирск — Красноярск — Владивосток. | Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 |