- Добрый день, дорогие друзья! Новой встрече очень рада я! Сегодня нас ждут Великие открытия! Мы снова совершим путешествие в 18 век, познакомимся с другой значимой личностью в истории России, но прежде чем начать новую тему, давайте повторим домашнее задание. - опрос д.задания проведём в виде шляпной дискуссии. - о каком знаменитом человеке мы говорили на прошлом уроке? - о Михаиле Васильевиче Ломоносове. - в нашей шляпе сегодня приготовлены несколько слов, с помощью которых мы сможем быстро повторить материал: -русский Север -« Чайка» -дьячок -рыбный обоз - области знаний -1755 год -Пушкин о Ломоносове Отрывок из поэмы Пушкина « Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» « Правду молвить, молодица Уж и впрям была царица: Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла!» - о ком речь? Из какого произведения? -о царице, (дети говорят произведение) - действительно о царице, вот и сегодня речь пойдёт о царице, вернее об императрице Екатерине Великой. - почему я сказала императрица, а не царица? - в 1721 году Пётр Первый был провозглашён императором. - что бы вы хотели ещё узнать на сегодняшнем уроке? - мы бы хотели узнать, почему Екатерину называли Великой? (На этот вопрос ответите в конце урока.) - ребята, у вас на столах лежат опорные схемы ( кластеры), по ходу нашего урока самые главные слова, которые будут отражать тот или иной отрывок, просьба заносить в схему, в конце урока проверим. Екатерина II Алексеевна (урожденная София Августа Фредерика, принцесса Анхальт-Цербстская) (1722-1796) дочь находившегося на прусской службе принца Христиана-Августа Анхальт-Цербстского и принцессы Иоганны-Елизаветы (урожденной принцессы Голштейн-Готторпской), Она получила домашнее образование: обучалась немецкому и французскому языкам, танцам, музыке, основам истории, географии, богословия. Уже в детстве проявился ее независимый характер, любознательность, настойчивость и вместе с тем склонность к живым, подвижным играм. В 1744 году Екатерина с матерью была вызвана в Россию императрицей Елизаветой Петровной, крещена по православному обычаю под именем Екатерины Алексеевны и наречена невестой великого князя Петра Федоровича (будущий император Петр III), с которым обвенчалась в 1745 году. Правила Россией 34 года. Все заслуги перечислять очень долго, я предлагаю вашему вниманию послушать распорядок дня, заденем только утро. По этому режиму вы поймёте, какие дела вершила императрица. - отрывок дня зачитывает на свитке подготовленный ученик( по ходу чтения, учитель комментирует, добавляет к прочитанному): 5-00- пробуждение императрицы с 5 до 6 утра- утренние молитвы ( Екатерина была очень набожной и мела свою отдельную молитвенную комнату) 6-00- завтрак с 6 до 6-30- проверка писем из журнала !« Всякая всячина» и от редактора пьес( она являлась деятельной сотрудницей журнала и помимо этого она ещё писала замечательные пьесы для театров, её лучшая « О, время». 7-00 беседа с настоятельницей воспитательного дома( дом-приют был открыт Екатериной для сирот и бедняков) 8-00- примерка платья для торжества( в честь открытия Академии художеств, где она собрала значительную часть художественных сокровищ Эрмитажа) 9-00- утренний приём заграничных послов( в основном это были послы из Австрии, откуда сама родом была Екатерина). - и это только утро, что хотите сказать , ребята по этому поводу. -по этому распорядку можно понять, что Екатерина была очень деятельным человеком,занималасьблаготворительностью. - Кроме этого она с каждым годом преображала город , расширяла его границы. На одной из главных площадей Санкт-петербурга вознёсся Медный васдник – памятник Петру Великому, за городом были возведены дворцы императорской семьи, окружённые живописными парками, на набережной Невы возводится в середине 18 века Зимний дворец. О нём кратко рассказывает подготовленная ученица. - Зимний дворец – один из крупнейших в мире музеев. В нём хранится огромное количество экспонатов: от глубокой древности до наших дней. А ещё там есть пятое здание – Эрмитажный театр, где при Екатерине давали спектакли, а теперь слушают лекции и концерты. - но была и другая жизнь, очень вольготно жили дворяне: 1. у них была хорошая одежда 2. богатые усадьбы 3. и тысяча крепостных крестьян - барин мог распоряжаться судьбою такого крестьянина как хотел: например, в то время среди богатых людей очень популярна охота, и борзые собаки для этой охоты были в цене, эта порода собак была завезена из-за границы в 17 веке, особенно ценились собаки с длинной шерстью, они могут развивать большую скорость и даже самостоятельно охотиться на зайцев. Барин мог запросто обменять своего крепостного или целую семью на одного щенка борзой, мог просто проиграть крестьян в карты. Такое положение не могли терпеть крестьяне, они поднимали восстание. Одно такое восстание возглавлял казак- Емельян Пугачёв, о нём подробно вы будете изучать в 8 классе. Отрядная речёвка: Командир: раз, два - 3,4 -3,4 -1,2 -кто шагает дружно в ряд? - смелый наш морской отряд и морские все законы нам давно уже знакомы! - левой, левой! На месте стой- раз, два. - мы не просто так выбрали паузу с военной тематикой, т.к. речь сейчас пойдёт о военных людях. - Во времена Екатерины Великой Россия утвердилась на берегах Чёрного и Азовского морей ( показ учениками по карте). А зачем как вы думаете? - ответы детей ( для выхода к Балтийскому морю). России пришлось для этого вести войну с Турцией. И блестящие победы одержали полководец А.В. Суворов и флотоводец Ф.Ф. Ушаков. - сегодня мы подробно поговорим о Суворове Александр Васильевич Суворов родился в семье офицера Василия Суворова. Он рос болезненным ребёнком, но даже маленьким – он мечтал стать полководцем. В 15 лет поступил в военное училище и целых 10 лет служил солдатом. Но даже, став офицером он всегда хорошо относился к солдатам. - спасибо, да действительно Суворов уважал солдат, и они ему отвечали тем же. Он ел с ними с одного котла, почему котла, потому что как таковой посуды у солдат не было, и они садились по-очереди есть за котёл деревянной или оловянной ложкой. Спал тоже рядом с ними, а не в палатке для генералов. У Суворова нет ни одного проигранного сражения.- его тактика в бою была проста. Сможете ли вы разгадать его стратегию ведения боя? - на с. 110 в учебнике гравюра Самуила Шифлера « Взятие Измаила». Эту неприступную крепость Суворов взял, вам нужно дать ответ: каким образом? - разделитесь на группы, назначьте главнокомандующего. Вам даю 3 минуты. Вы должны выдвинуть 1 версию. - ответы детей по группам . - действительно молноиносность- был конёк Суворова. В своей книге « Наука побеждать», он писал: я действую не часами, а минутами. Одна минута может решить исход сражения. Суворов дослужился до высшего звания – генералиссимуса. - что ещё помогало выигрывать сражения Суворову? - личный пример! - наш урок подходит к концу - посмотрим какие схемы-кластеры у вас получились. ( на экран через увеличитель проецируются несколько работ учащихся), по ним ребята делают вывод по уроку, дополняют, что нового узнали. -Понравился вам урок? Какие чувства у вас были на уроке? -и главный вопрос- так почему Екатерину назвали Великой?-ответы детей. |