Конспект урока по окружающему миру на тему "Екатерина Великая"
Конспект урока по окружающему миру на тему "Екатерина Великая"
Форма проведения: урок – исследование
Цель:
Сформировать у учащихся образ Екатерины 2, как Великой царицы,продолжательницы дел Петра Великого, разносторонне развитого человека, дать представление учащимся о деятельности Екатерины 2.
Интеграция уроков окружающего мира с уроками математики,литературного чтения.
Создать эмоционально приятные условия на уроке
Учить работать с материалом,используя для этого различные творческие мзадания,сочетая индивидуальную и коллективную работу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру на тему "Екатерина Великая"»
Методическая разработка урока окружающего мира в 4 – м классе.
Тема « Екатерина великая».
Форма проведения: урок – исследование
Цель:
Сформировать у учащихся образ Екатерины 2, как Великой царицы,продолжательницы дел Петра Великого, разносторонне развитого человека, дать представление учащимся о деятельности Екатерины 2.
Интеграция уроков окружающего мира с уроками математики,литературного чтения.
Создать эмоционально приятные условия на уроке
Учить работать с материалом ,используя для этого различные творческие мзадания,сочетая индивидуальную и коллективную работу.
Задачи:
1. Образовательная – познакомить с жизнью Екатерины Великой, способствовать формированию представления о времени правления , ее реформах.
2. Развивающая – познавательные интересы учащихся, самостоятельность мышления, развитие умений работать с источниками информации, умение ориентироваться в тексте, развитие речи, мышления, воображения.
3. Воспитательная – способствовать формированию чувства гордости за нашу Родину, умение общаться друг с другом, слушать и понимать речь других, доказывать свою точку зрения.
Формирование УДД:
Личностные – способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные – умение определять тему урока с помощью учителя.
Коммуникативные – слушать и понимать речь других, уметь формулировать свои мысли в устной форме.
Познавательные – уметь включать действие исследования, поиска и отбора необходимой информации, её структурирование, моделирование изучаемого материала, находить ответы на вопросы, используя полученную информацию.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа (в ходе предварительной подготовки), фронтальная, работа в группах.
Средства обучения:
1. Учебник. Окружающий мир. 4 класс в 2 частях. Ч. 2/ Е.В.Саплина,А.И Саплин. АСТ Астрель Москв. 2014
2.Презентация « Екатерина Великая».
3. Карточки с заданиями для групповой работы.
Формы урока- Ф-фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая
1. Оргмомент.
- Пожелайте друг другу удачи на пути к знаниям во время урока.
- На уроке вас ждут открытия, какими они будут: большими или маленькими, у каждого из вас они будут свои.
2. Актуализация знаний
Каким по характеру был Петр 1?
Какой город основал Петр 1?
Как с 1721 года стала называться Россия?
Как стали называть царя?
Кто стал первым императором?
Сколько лет жил Петр !?Сколько лет правил?
Какие главные перемены произошли при Петре 1 ?
Так как я не могу спросить всех,кто считает ,что очень хорошо подготовился к уроку,кто ответил на все заданные вопросы поднимите (зеленый кружок)
Кто не очень хорошо?(красный кружок)Я бы вам посоветовала еще раз прочитать статью в учебнике и почитать дополнительную литературу,которую можно приобрести в библиотеке.
А еще кого из Российских императоров называют Великим?Почему?Какая тема нашего урока?
Цель? Цель нашего урока узнать,почему Екатерину назвали Великой.
3. Работа по теме урока
Яркий след в Российской истории оставила ЕкатеринаII. В 1744 году императрица Елизавета Петровна, дочь Петра 1, выбрала её в невесты
своему племяннику Петру—наследнику российского престола. Так немецкая принцесса Фике оказалась в России. Здесь она приняла православие и была наречена Екатериной. После смерти супруга Петра III она стала императрицей.
Уже в детстве проявился ее независимый характер, любознательность, настойчивость и вместе с тем склонность к живым, подвижным играм. Не удивительно, что еще в детстве, если, конечно, верить фольклору, маленькая принцесса услышала от какого-то странствующего монаха предсказание о том, что, в конце концов, она «наденет на голову корону великой империи, которой в настоящее время правит женщина». Блистая при русском дворе красотою и умом, Екатерина весь свой досуг употребляла на самообразование. Она много читала. Едва ли в целой России была женщина образованнее нее. Русский язык Екатерина выучила так, что знала множество поговорок и писала на нем сочинения. После смерти супруга Петра III в 1762 году Екатерина стала императрицей.
- А теперь давайте мысленно перенесемся в Петербург и посмотрим, как он преобразился в годы ее правления.прочитаем об этом в учебнике на стр.66.
- Санкт - Петербург стал самым многолюдным городом Империи.
На Сенатской площади установлен памятник Петру I «Медный всадник».
- Набережные реки Невы одеваются в гранитные берега, строятся каменные и чугунные мосты через реки и каналы. Слайд
- Императрица Екатерина II стремилась придать Санкт–Петербургу характер европейского города.
- Страна нуждалась в образованных людях. В городах, по приказу императрицы появились народные училища. Воспитательный дом – приют для сирот и детей бедняков – был открыт в Москве.
- При Екатерине II возводится Эрмитаж. Игра Эрудит (сообщения детей о создании Эрмитажа, о первой вакцинации,о Георгиевском кресте)
А кто был в Санкт-Петербурге?
Физминутка
- В период царствования Екатерины II Россия вела продолжительные войны, в первую очередь за выход к Чёрному и Азовскому морям. В этой войне русскими войсками руководили великие полководцы Александр Васильевич Суворов и Федор Федорович Ушаков.
Екатерина II в делах принимала за образец Петра Великого и постоянно спрашивала себя: «Как бы поступил в таком случае Пётр I ?»
Посчитайте,сколько лет царствовала Екатерина1?
Екатерина царствовала 34 года. Всё это время наполнено громкими победами русских и мудрыми распоряжениями императрицы. Поэтому история дала ей имя Великой.
Закрепление изученного
Работа в парах
- Перед вами лежат таблицы, которые вы должны заполнить. Задание: Разделите события, которые произошли в России при Петре Первом и Екатерине II в два столбика. Запишите в таблицы только номера, тех событий, которые соответствуют эпохе правления каждого из императоров.
События при Петре I
Россия стала империей
Россия стала морской державой.
Основание Санкт - Петербурга
События при Екатерине II
Открытие народных училищ и Воспитательного дома
На Черном море появился русский флот
В Санкт-Петербурге открылся Эрмитаж
Был учрежден орден Георгиевский крест.
Оцените работу вашей пары
У кого нет ошибок?(зеленый кружок)
У кого 1-2 ошибки?(желтый кружок)
У кого более 2 ошибок?(красный кружок)
Итог урока
- Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием.
Екатерину Великую часто сравнивали и продолжают сравнивать с Петром I. Один из ее современников описал суть ее правления: Петр Великий создал в России людей, Екатерина – вложила в них души. Екатерина II «кротко и спокойно закончила то, что Петр Великий принужден был учреждать насильственно». русских».
Рефлексия.
Домашнее задание: подготовить сообщения о Суворове А.В. и об Ушакове Ф.Ф
Считается, что в России картофель появился впервые в 1700 г. Петр I прислал из Голландии графу Шереметьеву мешок картофеля со строжайшим указанием высаживать его на огородах. Петербургская знать высаживала картофель на своих участках как диковинку, на балах картофель подавался как деликатес, и ели его не с солью, а с сахаром.Но в Росии он так и не прижился.
Не получилось распространить картофель и при Екатерине II. В 1765 году в Москву из Германии были выписаны 57 бочонков картофеля. Медицинская коллегия изыскивавшая средства, дабы " помочь голодавшим крестьянам Финляндии, доложила сенату, что лучший способ предотвращения этого бедствия "состоит в тех земляных яблоках, кои в Англии называются потетес, а в иных местах земляными грушами тортуфелями и картуфелями".
Тогда же, по повелению императрицы, по всей империи были разосланы клубни картофеля и наставления по его разведению. Контроль за исполнением этого мероприятия осуществляли местные губернаторы. Но затея провалилась - народ упорно не желал допускать на свой стол иноземный продукт. Картофель стали сверху вводить при Екатерине II, тогда закупили много семенной картошки. Это было сделано в первую очередь для того, чтобы помочь финским крестьянам, у которых тогда был неурожай. Медицинская коллегия решила, что лучшим способом борьбы с голодом будет использование земляных яблок, «кои в Англии потетес и картуфелями зовут». Чтобы не заказывать сто раз, Екатерина купила семян и для российских регионов. Но русские невзлюбили его, называли чертовым яблоком и даже чертовыми яйцами.
Крест русского мужества. История ордена Святого Георгия Победоносца
декабря 1769 года императрица Екатерина II учредила орден Святого Георгия — самую почитаемую военную награду в России.
Среди военных наград Российской империи наиболее почитаемым являлся орден Святого Георгия.
К учреждению ордена готовились несколько лет
Идея учреждения специальной награды, вручаемой исключительно за военные заслуги, появилась у императрицы Екатерины II сразу после воцарения. Первый проект ордена Святого Георгия — христианского мученика, покровителя военных, особо почитаемого в России, — был подготовлен к 1765 году. Императрицу, однако, предложения не устроили, и работа над орденом продлилась ещё четыре года.
Официально статут ордена Святого Великомученика Победоносца Георгия был подписан императрицей Екатериной II в Зимнем дворце 26 ноября (7 декабря по новому стилю) 1769 года.
В дворцовой церкви отслужили божественную литургию, были освящены знаки ордена — крест, звезда и лента.
Учреждение ордена сопровождалось большими празднованиями и артиллерийским салютом.
Знак ордена 1-й степени Екатерина II возложила на себя в честь учреждения новой награды.
Знак ордена представлял собой равноконечный крест с расширяющимися концами, покрытый белой эмалью. В центральном медальоне на лицевой стороне был помещён образ святого Георгия на белом коне, на оборотной стороне — монограмма «СГ», то есть «Святой Георгий». Лента двухцветная — три чёрные и две оранжевые чередующиеся полосы. Звезда была четырёхконечной, золотой, с монограммой и девизом в центре — «За службу и храбрость».
Кому за подвиги, а кому и за выслугу
Орден Святого Георгия стал первой русской наградой, имевшей четыре степени.
Крест ордена 4-й степени носили на левой стороне груди на ленточке орденских цветов, крест 3-й степени — большего размера — носили на шее, крест 2-й степени — на шее, а звезду — на левой стороне груди. Крест 1-й, самой высокой степени ордена носили на широкой ленте через правое плечо, а звезду — на левой стороне груди. Статутом ордена было определено «сей орден никогда не снимать».
Как уже говорилось, орден Святого Георгия вручался за воинские подвиги, но было и одно исключение. Награду 4-й степени могли получить офицеры за выслугу лет, за 25 лет строевой службы в сухопутных войсках, за 18 не менее чем шестимесячных кампаний (то есть походов) на флоте; с 1833 года для морских офицеров, которые не участвовали в сражениях, было введено награждение ещё и за 20 кампаний. С 1816 года в подобных случаях на кресте стали помещать надписи: «25 лет», «18 кампаний», позднее — «20 кампаний».
Госуда́рственный Эрмита́ж — один из крупнейших и самых значительных художественных и культурно-исторических музеев России и мира. Находится в Санкт-Петербурге.
Свою историю музей начинает с коллекций произведений искусства, которые приобретала в российская императрица Екатерина II. Первоначально эта коллекция размещалась в специальном дворцовом флигеле — Малом Эрмитаже откуда и закрепилось общее название будущего музея В 1852 году из сильно разросшейся коллекции был сформирован и открыт для посещения публики Императорский Эрмитаж.
Современный Эрмитаж занимает пять зданий, расположенных вдоль набережной реки Невы в центре Санкт-Петербурга, главным из которых принято считать Зимний дворец. Коллекция музея насчитывает около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия.В Эрмитаже 1500 залов.
Государственный Эрмитаж входит в первую двадцатку самых посещаемых художественных музеев мира[2].
МУЗЕИ
МУЗЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ
ЭРМИТАЖ (МУЗЕЙ)
ЭРМИТАЖГосударственный в Санкт-Петербурге – художественный и культурно-исторический музей. Входит в число лучших музеев мира, ему принадлежит первое место среди музеев России. В Эрмитаже представлены исторические и художественные памятники Востока и Запада, от эпохи палеолита до наших дней. Занимает 5 связанных друг с другом зданий на дворцовой набережной: Зимний дворец (1754–1762, арх. Б.Ф.Растрелли), Малый Эрмитаж (1764–1767, арх. Ж.Б.М.Валлен-Деламот), Старый Эрмитаж (1771–1787, арх. Ю.М.Фельтен), Новый Эрмитаж (1839–1852, арх. Л. фон Кленце), Эрмитажн
Многообразие коллекций Эрмитажа.
Ныне собрание Эрмитажа состоит из 6 разделов: первобытной культуры, античного мира, культуры народов Востока, истории русской культуры (включает дворцовые интерьеры и «Галерею 1812 года» – портреты героев Отечественной войны 1812, а также б. дворец Меншикова, Зимний дворец Петра I), нумизматики, западноевропейского искусства.
В отделе западноевропейского искусства наряду с картинами, скульптурами выставляют мебель, фарфор, изделия из серебра, шпалеры, оружие. Среди них немало выдающихся коллекций и подлинных шедевров. Так, например, лучшее за пределами Голландии собрание картин Рембрандта (26 картин), 42 картиныП.П.Рубенса, 2 картины Леонардо да Винчи (всего в мире их 14), произведения великих мастеров Франции разных эпох (живописцев – бр. Ленен, Н.Пуссена,А.Ватто, Ж.О.Д.Энгра, Э.Делакруа, К.Моне, О.Ренуара, П.Сезанна, скульпторов –Ж.А.Гудона, О.Родена). Коллекция занимает 52 зала Зимнего дворца, 2 этажа. Особенным вниманием посетителей музея пользуется французское искусство конца 19 – начала 20 вв., от импрессионистов до А.Матисса и П.Пикассо. В Эрмитаже 37 картин Матисса (в т.ч. Танец и Музыка), 31 картина Пикассо.
Редкими коллекциями располагает отдел Востока. В нем находятся памятники древнейших цивилизаций: Египта, Шумера, Ассирии, Вавилона, Урарту (государства, существовавшего на территории Армении в 8–6 вв. до н.э.). Наряду с ними хранятся предметы, созданные мастерами Китая, Индии, Византии, Турции и других стран Востока. Среди них немало знаменитых коллекций, каких нет больше нигде в мире, как например выдающееся собрание «сасанидского серебра» – иранской художественной посуды (3–7 вв.), украшенной изображениями сцен охоты, животных, птиц. Подобной коллекции нет ни в самом Иране, ни в других странах.
Всемирной известностью пользуется отдел первобытной культуры (отдел археологии). В нем находятся каменные орудия эпохи палеолита, наскальные рисунки, предметы, сделанные из бивня мамонта и др. Некоторые из них были созданы 500 000 лет до н.э. Особой известностью пользуется коллекция скифских вещей (8–3 вв. до н.э.), найденных в южной части нашей страны в древних могильниках. Комплекс предметов из золота, серебра и драгоценных камней, найденных в кургане Майкоп на Северном Кавказе в конце 19 в., принадлежит к числу уникальных коллекций Эрмитажа. Эти вещи были созданы в 4 тыс. до н.э. Таких комплексов древнейших ювелирных предметов существует в мире только два (второй находится в Болгарии). Немало здесь и вещей, каких нет нигде больше.
Среди памятников отдела выделяется единственная в мире, как по составу, так и по сохранности вещей, коллекция из раскопок курганов на Горном Алтае, проведенных С.И.Руденко в 1929–1949. Здесь были найдены прекрасно сохранившиеся предметы из меха, войлока, кожи, ткани, уцелевшие в обледенелых камерах курганов 6–4 вв. до н.э. Из одного из них, кургана Пазырык, происходит единственный в мире ковер, вытканный из шерсти в 5–4 вв. до н.э. (возможно, сделанный в Персии) и другой – из фетра с аппликациями местной работы.
Античный отдел занимает весь первый этаж Нового Эрмитажа. В нем экспонируют скульптуры, вазы, изделия древних ремесленников. Среди них выделяются колоссальная статуя Юпитера (3,5 м высоты), высеченная римскими мастерами 1 в. н.э. и Венера Таврическая, приобретенная еще при Петре I в Италии. Современные специалисты пришли к выводу, что это греческий подлинник 3 в. до н.э. Подобных статуй сохранилось в мире очень мало. Уникальные изделия древних мастеров были обнаружены при раскопках греческих городов Крыма. Феодосийские серьги тончайшей виртуозной работы (4 в. до н.э.), подвески с изображением Афины (начало 4 в. до н.э.) и ряд других античных предметов из золота пользуются мировой известностью.
В отделе русской культуры представлены памятники, отражающие различные этапы развития искусства нашей страны. Здесь хранятся картины, скульптуры, художественные предметы. Особой популярностью у посетителей музея пользуются экспонаты, переданные в Эрмитаж из «кабинета Петра Великого», куда после его смерти поступили его личные вещи: станки, инструменты, предметы, сделанные им самим (например, люстра из слоновой кости), а также «Восковая персона» – документальный портрет Петра I, созданный скульптором Б.К.Растрелли (отцом архитектора Б.Ф.Растрелли) сразу после смерти царя. Б.К.Растрелли снял посмертную маску с лица, рук, ног Петра I, чтобы быть максимально точным.
Большой известностью пользуются уникальные часы в виде яйца, сделанные знаменитым механиком Иваном Кулибиным из Нижнего Новгорода в подарок Екатерине II. Механизм состоит из 427 частей. Каждый час открываются дверцы и в сопровождении церковного песнопения выступают маленькие фигурки, которые разыгрывают евангельскую сцену. В полдень часы играют мелодию, сочиненную самим И.Кулибиным.
К отделу русской культуры относятся и парадные залы Зимнего дворца. Многие из них связаны с важными событиями истории страны. Так, в галерее 1812 прославляются герои этой войны, благодаря которым была одержана победа над французской армией. Петровский зал напоминает о победе над шведами в Северной войне. Памятниками октябрьской революции являются Малахитовый зал, где происходили последние заседания Временного правительства, и Малая столовая, где были арестованы министры Временного правительства.
Во всех экспозициях Эрмитажа выставляют только подлинные вещи. Никаких копий, слепков среди них нет. В настоящее время в музее хранятся более 2 млн. 800 тыс. экспонатов (их количество постоянно растет). Для показа коллекций отведено более 350 залов.
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 4 КЛАСС ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ
Урок 53. ЕКАТЕРИНА ВЕЛИКАЯ
Цели:
1. Сформировать представления учащихся о жизни в России во времена правления Екатерины II.
2. Познакомить учащихся с известными военачальниками – А. В. Суворовым и Ф. Ф. Ушаковым.
3. Развивать устную речь.
4. Воспитывать интерес к истории.
Оборудование: портреты А. В. Суворова, Ф. Ф. Ушакова, фотографии Зимнего дворца, набережной Невы, памятника «Медный всадник», а также чугунных и каменных мостов.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Добрый день, дорогие друзья!
Новой встрече очень рада я!
Сегодня нас ждет сама
Царица Екатерина Великая.
Учитель. Нас ожидает встреча с императрицей Екатериной Второй и знакомство с Петербургом того времени.
II. Проверка домашнего задания.
Учитель проводит опрос учащихся:
– Почему А. С. Пушкин назвал М. В. Ломоносова «первым нашим университетом»?
– Какие качества характера позволили М. В. Ломоносову пройти с честью все испытания?
– В чем были трудности учебы в то время?
– Назовите заслуги М. В. Ломоносова в развитии науки и культуры.
Далее учитель проводит графический диктант. Если высказывание верное, то учащиеся ставят «+». Если неверное, то «–».
1. М. В. Ломоносов родился в 1711 году в Москве.
2. Отец М. Ломоносова был рыбаком.
3. В 11–12 лет он стал учить грамоту.
4. Его первым учителем был дьячок местной церкви.
5. М. Ломоносов в 15 лет решил отправиться в Москву.
6. В это время английский язык был международным языком науки.
7. За отличную учебу Ломоносов был отправлен в Петербург, а потом в Англию.
8. По возвращении на родину М. Ломоносов начал работать в Петербургской академии наук.
Ответы: – + + + – – – + .
Учащиеся сдают работы на проверку.
III. Работа над новым материалом.
Учитель. Сегодня на уроке речь пойдет о Екатерине Великой, продолжательнице дел Петра I. Почему ее назвали Великой, мы узнаем на этом уроке.
Когда в 14 лет Екатерина II переехала в Россию, здесь царствовала Елизавета Петровна. Острый и живой ум, красота немецкой принцессы обратили на себя внимание императрицы. Она славилась искусством управлять государством и выбирать своих приближенных. В делах она принимала за образец Петра Великого и постоянно спрашивала себя: «Как бы поступил в таком случае Петр I?» Екатерина царствовала 34 года. Все это время наполнено громкими победами русских и мудрыми распоряжениями императрицы. Поэтому история дала ей имя Великой. В ее честь в Петербурге поставлен памятник.
Учитель демонстрирует фотографии памятника Екатерине II.
– Какие же изменения произошли в Петербурге при Екатерине II? Прочитайте текст на с. 105–107 учебника.
Ученики. В Петербурге на главной площади возник памятник Петру I – «Медный всадник»; Нева оделась в каменные набережные, был возведен Зимний дворец, строились каменные и чугунные мосты.
Учитель демонстрирует фотографии Зимнего дворца, памятника «Медный всадник», мостов, набережной реки Невы.
Учитель. Набережная, на которой стоит Зимний дворец, называется Дворцовой. Это огромное нарядное здание построено архитектором Франческо Бартоломео Растрелли для дочери Петра – императрицы Елизаветы Петровны. Правда, пожить в нем она так и не успела. При Елизавете Петровне Россия стала могучей державой. В Петербурге жили посланники многих иностранных правителей. Главная парадная лестница дворца называется Посольской, а парадный подъезд – Иорданским. Посольская – потому что по этой лестнице входили послы иностранных государств. А Иорданский подъезд назван так потому, что под Рождество напротив него во льду вырубалась Иорданская купель, в день Рождества ее освещали, а потом в нее окунались все желающие.
– А что в наши дни находится в Зимнем дворце?
Ученики. Музей Эрмитаж.
Эрмитаж
Воскресное утро. Осенний пейзаж.
А небо – прозрачно и чисто.
Сегодня мы с другом идем в Эрмитаж!
Ложатся нам под ноги листья.
Мы слышали столько про этот музей
От наших знакомых, родных и друзей!
И стало неловко нам даже,
Что не были мы в Эрмитаже.
И вот мы в музей знаменитый спешим,
Опавшей листвою мы дружно шуршим,
И вот мы под аркой проходим,
И вот мы на площадь выходим.
А вот перед нами и Зимний дворец!
Огромный зеленый фигурный ларец!
Учитель. Это один из крупнейших в мире музеев. В нем хранится огромное количество экспонатов: от глубокой древности до наших дней. Но только небольшая часть экспонируется в четырех зданиях: Зимнем дворце, Малом, Старом и Новом Эрмитажах. А еще там есть пятое здание – Эрмитажный театр, где при Екатерине давали спектакли для двора, а теперь слушают лекции и концерты.
Несколько залов в Эрмитаже посвящены древнему миру: Древней Греции, Древнему Египту, Древнему Риму.
Учитель читает отрывок из книги Олега Тарутина «Что я видел в Эрмитаже» и показывает фотографии экспонатов музея.
Античные вазы
Прекрасные эти античные вазы
Понравились нам почему-то не сразу.
«Подумаешь, вазы!» – подумали мы.
Другим были заняты наши умы.
Сначала на них мы взглянули, скучая,
Потом мы к одной пригляделись случайно,
Потом загляделись…
И, может быть, час
Никак не могли оторваться от ваз.
…То вазы-гиганты,
то карлики-вазы,
и каждая ваза – с рисунком-рассказом!
…Герой в колеснице летит на войну.
Плывут аргонавты в чужую страну.
Персей убивает Медузу Горгону.
Афина Паллада диктует законы.
Сражается с Гектором грозный Ахилл
(и Гектор, как видно, лишается сил)…
А вот Артемида, богиня охоты,
Из меткого лука стреляет в кого-то.
А это на лире играет Орфей.
А это вручают спортивный трофей.
А вот – Одиссей, подающий советы.
А это – кентавры…
А это…
А это…
Но мы описать и не пробуем враз
крупнейшую в мире коллекцию ваз.
Учитель. В 1785 году Екатерина II издает «Жалованную грамоту дворянству», согласно которой:
1) дворяне освобождались от телесных наказаний, налога, обязательной службы;
2) подтверждалось право собственности на землю и крепостных крестьян.
Привилегии дворян были расширены, а жизнь крепостных крестьян стал невыносимой.
– Прочитайте статью на с. 107–108 учебника «Как жили дворяне и крепостные крестьяне».
Учитель. Еще в начале своего правления Екатерина II попыталась поставить перед обществом вопрос об отмене крепостного права, но встретила оппозицию со стороны дворянства. Идти же наперекор дворянству было для царицы рискованно. Это означало неизбежную потерю трона.
– Как вели себя крепостные крестьяне?
Ученики. Одни крестьяне бежали от своих хозяев. Другие собирались в разбойные шайки, грабили на дорогах, нападали на помещичьи усадьбы, убивали их хозяев, жен и детей.
Физкультминутка
Учитель. Во время царствования Екатерины Великой Россия утвердилась на берегах Черного и Азовского морей.
Блестящие победы одержали знаменитые военачальники А. В. Суворов и Ф. Ф. Ушаков. (Учитель демонстрирует портреты военачальников.)
– Прочитайте статью «Знаменитые военачальники» на с. 108–110 учебника. Скажите, какие победы одержали русские солдаты под командованием А. В. Суворова и Ф. Ф. Ушакова?
Ученики. Разгром турецкого флота, взятие крепости Измаил.
Учитель (дополняет). Федор Федорович Ушаков, флотоводец, адмирал, один из создателей российского Черноморского флота и с 1790 года его командующий. Разработал и применил маневренную тактику, одержав ряд крупных побед над турецким флотом в Керченском морском сражении. Он успешно провел Средиземноморский поход российского флота во время войны против Франции.
Александр Васильевич Суворов. В 1729 году в семье офицера Василия Суворова родился сын. Мальчик был хилым и болезненным, но с ранних лет мечтал лишь об одном – служить в армии и стать полководцем. Отец не верил, что Александру удастся вынести тяготы и лишения военной службы – уж слишком слаб он был здоровьем. Но в 15 лет Александр Суворов поступил в военную школу. Десять лет он прослужил простым солдатом, а в 1754 году был произведен в офицеры. Суворов изнутри знал солдатскую службу, поэтому всегда в первую очередь заботился о солдатах. Они платили ему за это любовью и уважением. С именем Суворова связаны многие победы русской армии. Прямой и честный характер Суворова не позволял ему склонять голову даже перед императорами. В 1799 году Суворов стал генералиссимусом – это наивысшее воинское звание в русской армии. Умер Суворов в 1800 году, похоронили его в Александро-Невской Лавре. А после него, кроме памяти о трудных походах и замечательных победах, осталась книга «Наука побеждать».
IV. Закрепление изученного.
Учитель проводит беседу по вопросам:
– Почему Екатерина Вторая воздвигла памятник Петру Первому?
– Справедливо ли Екатерину Вторую называют Великой?
– Какие перемены произошли в России в это время?
– Как изменилась жизнь дворян и крепостных крестьян?
– Чем прославились А. В. Суворов и Ф. Ф. Ушаков?
Далее учитель проводит дидактическую игру «Историческое домино». Учитель заранее готовит 3 комплекта карточек. Необходимо разрезать их на прямоугольники по жирным линиям.
Класс делится на 3 команды. Побеждает команда, быстрее всех составившая верную цепочку из карточек домино.