Конспект урока
по окружающему миру в 4 классе
на тему: «Екатерина Великая» (программа «Школа России»)
Цели: - сформировать представления о жизни в России во времена правления Екатерины II;
развивать устную речь; воспитывать любовь к Родине и интерес к истории.
Оборудование: мултимедийные средства обучения (интерактивная доска SMART, проектор), рисунки и слайды с изображением Екатерины Великой, Александра Васильевича Суворова, Федора Федоровича Ушакова; учебник А.А.Плешаков «Окружающий мир» (2 часть)
Ход урока:
1. Организационный момент.
Каждый день – всегда, везде,
На уроках и в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
2. Проверка домашнего задания.
1) Игра «Домино». Сначала открыть все карточки на 30 секунд. Дать установку на запоминание: «Запомнить, как можно больше карточек и их расположение». (Слайд 1)
2) Игра «Анаграмма» -отгадать слово. Подсказка: «Фамилия великого русского ученого 18 века» (Слайд 2).
3) Тест на знание темы «М.В.Ломоносов» (Слайд 3)
3. Сообщение новой темы. Постановка целей урока.
1) – Кто продолжил дело Петра I? И о ком пойдет речь на этом уроке? Это нам предстоит узнать.
(Разгадывание кроссворда на слайде 4).
Вопросы к кроссворду: 1. В какой город отправили учиться Ломоносова, как одного из лучших учеников? 2. Кто был его первым учителем? 3. Кем был его отец? 4. В какой академии наук началась его работа, по возвращению на Родину? 5. В какой стране за границей учился Ломоносов? 6. Около какого города родился Ломоносов? 7. Ломоносов был выдающимся … . 8. Он открыл атмосферу на планете …. . 9. Название судна Ломоносова.
Ответы: 1. Петербург. 2. Дьячок. 3. Рыбак. 4. Петербургской. 5. Германия. 6. Холмогоры. 7. Химик, физик. 8. Венера. 9. Чайка. Ключевое слово: ЕКАТЕРИНА.
Учитель: - Молодцы! Сегодня на уроке речь пойдет о Екатерине Великой, продолжательнице дел Петра I. Почему её назвали Великой, мы узнаем на уроке.
4. Изучение нового материала.
1) Рассказ учителя или подготовленного ученика. (Слайд 5)
- После Петра I в России царствовала Екатерина II. Кем она была по происхождению? (Немецкой принцессой).
- Верно. В 14 лет она переехала в Россию. Когда Екатерина II прибыла в Россию, здесь царствовала Елизавета Петровна. Острый и живой ум, красота немецкой принцессы обратили на себя внимание императрицы. Блистая при русском дворе красотою и умом, Екатерина весь свой досуг употребляла на самообразование. Она много читала, изучала сочинения замечательных писателей и получила массу разнообразных сведений. Едва ли в целой России была женщина образованнее неё. В то же время Екатерина усвоила обычаи и дух русского народа, а русский язык выучила так, что знала все поговорки и писала на нем сочинения. После смерти супруга Петра III в 1762 году Екатерина сделалась императрицей. Она славилась искусством управлять государством и выбирать своих приближенных. В делах она принимала за образец Петра Великого и постоянно спрашивала себя «Как бы поступил в таком случае Пётр?». Екатерина властвовала 34 года. Все это время наполнено громкими победами русских и мудрыми распоряжениями императрицы. Поэтому история и дала ей имя Великой, в её честь в Петербурге поставлен памятник. Самыми значительными людьми при императрице были Румянцев, Орлов, Потёмкин и другие. С именем каждого из них связаны великие дела.
2) Работа по учебнику. (Слайд 6).Читаем текст по подзаголовкам. Выделяем основные черты правления Екатерины II.
- Какие изменения произошли в Петербурге при Екатерине II?(учащиеся запиывают в тетрадь).
4. Физкультминутка.
5. Работа по теме.
3) Слайд 7. Учитель: - Давайте вспомним знаменательные события в жизни России, которые мы уже изучили.
1790 год – Что же это за дата, которую вписали историки в летопись страны? Какое важное событие в жизни России произошло в этом году?
Прочитайте отрывок на с.109.
Слайд 8. 1790 год – взятие Измаила.
6. Закрепление изученного материала.
1)(Слайд 9.) – Распределите события, которые произошли при Петре I, а какие события произошли при Екатерине II.
2) (Слайд 10). – Рассмотрите портреты. Определите, кто на них изображён. Чем прославились эти люди в русской истории?
7. Подведение итогов урока.
- Назовите годы правления ЕкатериныII.
- Какие произошли изменения при Екатерине II?
8. Домашнее задание.
Прочитать текст, ответить на вопросы «Проверь себя», выполнить задания на с.111.