kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Окружающий мир 2 класс "Посмотри вокруг"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок окружающего мира во 2 классе "Посмотри вокруг"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Окружающий мир 2 класс "Посмотри вокруг"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 4 города Данкова



Урок окружающего мира во 2 классе

Учитель - Балашова

Маргарита Валентиновна



Данков

2016 г.





Тема урока: « Путешествия. Посмотри вокруг»

Цель урока: формирование представлений о горизонте и линии горизонта; Задачи: познакомить со сторонами горизонта (основными и промежуточными), учить обозначать их на схеме, дать представление об умении ориентироваться - находить главные направления – север, юг, запад, восток;

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

Развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы.

Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Развитие осознания необходимости в изучении данной темы.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

Умение находить и формировать проблему урока вместе с учителем.

Способность слушать, наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в учебнике.

Добывать новые знания, используя учебник и информацию, полученную на уроке.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений.

Развитие способностей к творческому мышлению.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи.

Совместно договариваться о правилах работы в группе, в паре.

Умение слушать и понимать других.

Предметные:

Развитие познавательного интереса, воображения, творческой деятельности учащихся.

Формировать представление о горизонте и линии горизонта; познакомить со сторонами горизонта (основными и промежуточными).

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, карточки с заданиями для групповой работы, мяч, глобус, кроссворд

Ход урока

I. Организационный момент Чтоб природе другом стать, тайны все её узнать. Все загадки разгадать, научитесь наблюдать. Будем вместе развивать у себя внимательность, А поможет всё узнать наша любознательность.

II. Актуализация знаний

1. Работа в парах -Перед вами разные герои, разные имена. Как вы думаете, кто с кем дружит, кто кому нужен?
Серый волк
Забавный бурундук Чип и… (Дейл)
Добрая Белоснежка и… (семь гномов)
Забавный Винни-Пух и… (Пятачок )
Добрый Малыш и… (Карлсон)
Доверчивый Буратино и… (Мальвина, Пьеро, папа Карло)
Зеленый крокодил Гена и… (Чебурашка)

- Кому друзей вы не нашли? - Почему волк остался без друзей? - Каким должен стать волк, чтоб у него появились друзья?

2. Работа в группах - В мультфильме, который очень любят дети, крокодил Гена и Чебурашка построили дом Дружбы. Я предлагаю вам самим построить такой дом из кирпичиков. Но у вас разные кирпичики и вам надо подумать, какие из них подойдут для вашего дома. Для каждого дома очень важен фундамент, т.е. то на чем держится весь дом. И вам надо подумать, что же будет лежать в основе вашего дома. (Двое работают у доски.) На ирпичиках слова: подарок, счастье, мир, радость, любовь, доверие, горе, злость, жадность, гнев ,улыбка, успех, доброта, понимание, уважение, ссора, помощь, умение уступать. Крыша - дружба) Ваш дом дружбы построен.

3 Кроссворд «Путешествия»

Сегодня мы начнём изучать новый раздел. Как он называется, узнаете разгадав кроссворд.

Здравствуйте, привет, будьте здоровы. Назвать одним словом.(Слова приветствия.)

Близкие отношения, основанные на доверии, общности интересов. (Дружба)

Они передаются из поколения в поколение (Традиции)

Близкое окружение человека (семья)

Здесь и взрослым и детям необходимо соблюдать обязательные правила поведения и внутреннего распорядка. (Школа)

Простите, извините – слова… (извинения)

Не стыдно не знать, стыдно не …учиться

Место,где много незнакомых людей. (Общественное)

Умение уважительно и тактично общаться с людьми (Вежливость)

Одинаковое у всех членов семьи?(Фамилия)

Главное в школе не здание, а ( знания)

- Предположите, о чем мы будем говорить в этом разделе? Что изучать?

- Откройте страницу 69 учебника. Прочитайте, чему будем учиться. Что вам уже известно?

- Как считаете, интересен ли будет этот раздел? Как мы можем это проверить?

Постановка темы и целей урока Мы с вами живём на большой красивой планете. - Как называется наша планета, на которой мы живем?

Что вы знаете о нашей планете?
- Какую же форму имеет Земля?

- Уже в древности мудрецы размышляли об этом. Они думали, что Земля – плоский остров. Он лежит на спинах больших слонов, которые стоят на панцире огромной черепахи, плавающей в океане. Другие представляли себе Землю в форме половинки яблока, которая плоской частью лежит на трёх китах, плавающих в океане.

- Как вы думаете, правы ли были мудрецы? - Чтобы определить, кто прав, прочитаем рассказ В.Горькова и Ю.Авдеева «Как выглядит Земля?» (учебник, стр. 72-73).

-Так какой же формы Земля?

В том, что Земля имеет форму шара, люди убедились задолго до того, как поднялись в космос. Когда люди научились строить парусные корабли и стали плавать по морю, они заметили одну интересную особенность: когда мореплаватели встречали другой корабль, то вначале далеко в море появлялась мачта корабля. Лишь при приближении становился виден весь корабль.Прошло много времени, и люди поняли, что так может быть только если Земля по форме напоминает шар.

- Как вы думаете, почему так происходило? (Слайд №7)

- Почти пять веков назад отважный капитан Фернан Магеллан снарядил пять судов. Они должны были выйти из порта и плыть постоянно в одном и том же направлении, чтобы вернуться в этот же порт. Долгие месяцы плыли корабли. Один из парусников разбился о скалы, другой вернулся домой с полпути, третий сожгли, четвёртый попал в плен. Погиб Магеллан. И только одно маленькое судно под названием «Виктория» вернулось обратно в порт только через три года с противоположной стороны. - Что доказало это путешествие?( Это стало еще одним доказательством шарообразной формы Земли.) 
- Как вы думаете, какой вывод о форме Земли можно сделать после этого путешествия?

- Правильно. Это путешествие ещё раз доказало, что Земля имеет форму шара.

- И вот в наши дни, когда люди запустили в космос космические корабли, космонавты своими глазами увидели, что Земля имеет форму шара. 
Шарообразная форма нашей планеты объясняет, почему людям никогда не удавалось добраться до края Земли. У нее нет края.

Люди сделали модель Земли. Как она называется?(глобус)
А ещё люди стали изображать поверхность Земли на карте. Проведём опыт. Какую форму имеет планета Земля?



- Почему я принесла на урок мяч? На что он похож?
- Представьте, что вы стоите на огромном- преогромном шаре. Вы не можете сразу увидеть всю его поверхность, а только ту часть, которая находится с вашей стороны, вокруг вас.


Продолжите моё предложение-вывод: 
«Путешествуя по Земле, вы увидите новые поверхности суши и воды, но никогда … не закончите своё путешествие. Ведь по шару, как по кольцу, можно ходить бесконечно.
- Определить тему урока вам поможет ребус (работа в группах по отгадыванию ребуса) 
отгадка «горизонт» 
- Знакомо ли вам это слово? Кто слышал его раньше? 
Тема нашего урока «Горизонт». 

  1. Постановка учебной задачи

Задачи нашего урока – узнать, что такое горизонт и линия горизонта, познакомиться со сторонами горизонта, учиться обозначать стороны горизонта на схеме . 
- Перед вами вопросы, которые мы рассмотрим сегодня на уроке. 
1. Что называется горизонтом? 
2. Почему существует на Земле горизонт? 
3. Как изменяется линия горизонта при подъеме? 
4. Можно ли доехать или дойти до линии горизонта? 
5. В какой местности лучше можно увидеть линию горизонта? 
6. Как определить стороны горизонта? 

IV.Формирование новых знаний

- Отправляясь в путешествие, люди узнавали всё больше нового. Земную поверхность, которую они видели вокруг себя, люди стали называть горизонтом.

Дети работают со словарем С.И, Ожегова

«Горизонт-видимая граница неба и земной или водной поверхности, а также пространство неба над этой границей» стр.120.

-Горизонт в переводе от греческого означает «кругозор», т.е. то, что мы видим вокруг себя

.Земная поверхность, которую мы видим вокруг себя, называется горизонтом.



- Откройте учебник на странице 70 и найдите в нём определение горизонта, прочитайте.

-Что же называют горизонтом? - Почему на земле существует горизонт? (Горизонт существует на Земле потому, что она имеет форму шара.) Что такое горизонт? Я за ним, а он вперед. Как суметь его догнать? Может, нужно побежать? Горизонт, какойсмешной – Я назад, а он за мной! Я бегу, он по-пятам! Там где я, уже он там! Горизонт такой чудак Нам не встретиться никак.

- А как будет называться линия, где небо как бы сходится с землёй?
- Рассмотрите фотографии в учебнике на с.70

- Покажите друг другу в парах линию горизонта на фотографиях в учебнике - Как вы думаете, можно ли добраться до линии горизонта? - Почему нельзя? (Земля имеет форму шара), это воображаемая линия. 
- В какой местности можно лучше увидеть линию горизонта? ( На открытых поверхностях Земли) -Что вы увидите, если будете двигаться в каком – нибудь направлении?- Сделайте вывод: Можно ли дойти до линии горизонта? Можно ли дойти до горизонта? Можно… Отчего бы не дойти? Разве запрещает это кто-то?.. Мигом собрались – и мы в пути. ...Кажется, он вот - не за горами. Мы б уже дошли пятнадцать раз! Что же он куражится над нами? Пятится и пятится от нас! Сколько же идти к нему придётся? До утра? А может, до зимы?.. И хотя дойти нам и неймётся, Всё-таки остановились мы. Истрепались новые ботинки, Времени истрачено – вагон! Горизонт как был, - в туманной дымке.

Может, заколдован кем-то он?

Сказка о горизонте/Аркатов И.С.

Один человек отправился догонять горизонт. Он шел, а горизонт уходил. Он делал шаг, и горизонт делал шаг от него. Он бежал, и горизонт убегал вперед. Человек скакал на коне, мчался на машине, летел в самолете, а горизонт оставался все таким же далеким, как и в начале пути. Человек был уверен, что в горизонте заключена какая-то загадочная тайна, которую природа еще никому не открыла. Человек встретил на своем пути много мудрых людей. Многое узнал и понял. Много тайн постиг, но горизонт не приблизился к нему ни на шаг.

-Зря только тратишь время и силы, - говорили человеку самые мудрые люди. - Горизонт не покорился даже самым могучим волшебникам.

Но человек не сдавался. Прошли годы. Человек обошел всю землю и вернулся туда, откуда начал свой путь. Он остановился на холме, где часто играл в детстве, где впервые увидел горизонт. И вдруг все понял. Горизонт всюду! На каждом шагу. И сразу услышал у самого уха его тревожный, манящий в неведомые дали голос. Человек счастливо улыбнулся, закрыл глаза, вытянул руки вперед и почувствовал, как на ладони ему легла легкая, прохладная, трепещущая на ветру нить. Теперь он ясно понимал: все прекрасное, необыкновенное и сказочное было всегда рядом.

- Но как бы я все это понял, если бы сидел на месте? - сказал человек.

Как далеко находится от нас линия горизонта? граница видимой нами части земной поверхности. На ровном месте, на открытом пространстве – на расстоянии около 4 км 500 м. Если поднимемся на вышку высотой 10 метров- 11 км 300 м. С вершины 100 метрового холма -35 км700м. Если поднимемся на 1000 м ,тона 121 км. С высоты 5 км – 271км. Из космоса с высоты 30000км –увидим шар земной целиком.

- Послушайте загадку, о чём она? Он и летом и зимой Между небом и землёй. Хоть всю жизнь к нему иди- Он всё будет впереди. ( горизонт) - Как догадались, что загадка о горизонте? - По каким словам?

Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад и стар,
Что она – большущий шар. (Земля) - По каким доказательствам мы можем говорить о шарообразности земли?

Там где солнце утром всходит,
На ночь где оно заходит,
Там где ветры злые дуют,
И медведи где зимуют,
Каждый школьник должен знать,
Что б в лесу не заплутать. (Стороны горизонта)

V Физкультминутка.

VI. Закрепление изученного
Все чаще жители древних стран надолго уплывали от своей родины, отправляясь в далекие путешествия по Земле. - Как в старину мореходам удавалось плыть всё время в нужном направлении, не сбиваясь с пути? -Как же они находили дорогу домой?  
Оказывается, они были очень наблюдательны и умели ориентироваться.

Не заблудиться им помогало Солнце. Ведь оно каждое утро восходит с одной стороны, а закатывается, садится с противоположной.

-Подумайте, как будет называться та сторона, где солнце восходит, где заходит?

- Ещё в глубокой древности люди научились определять по Солнцу две стороны света – восток и запад, а со временем ещё две – север и юг. То направление, где Солнце поднимается выше всего и сильнее греет, они назвали югом.. Оттуда ветер чаще приносит теплый воздух. Противоположное направление, где Солнце никогда не появляется, и откуда дуют холодные ветры, назвали севером. Различали четыре основных направления, которые называли «сторонами света». Сейчас мы называем их «сторонами горизонта». Всё это объединили в схему Принято на схемах и картах всегда север обозначать вверху, юг – внизу, запад – слева, восток – справа.

-Это четыре основных направления, их называют стороны света или стороны горизонта.

-Посмотрите на схему

- На схемах и картах север всегда вверху, юг – внизу, запад – слева, восток – справа. -Как обозначаются названия сторон горизонта на русском языке? -Как вы думаете, какая из сторон горизонта важнее? -Послушайте сказку. Сказка про Север, Юг, Запад, Восток.(инсценирование сказки)

Ведущий: - Как-то раз встретились Север, Юг, Запад и Восток, чтобы решить, кто из них важнее.

Север: - Я холодными ветрами управляю, льдами да снегами. Я - самый важный и самый главный! Я всех заморозить могу!

Юг: - А вот и не всех. Меня ты не заморозишь - такой я тёплый. Я твои льды своими тёплыми ветрами растопить могу. Я – самый важный! Я тёплыми морями управляю.

Восток : - Откуда тепло исходит? От Солнца! А где оно встаёт? На востоке. Выходит, что самый главный из вас – я!

Запад: - Встаёт-то оно на востоке, да вот потом на закате ко мне на запад уходит. Значит, больше ему там нравится. Поэтому самый важный – я!

Ведущий: - Но тут Солнце, которое за их спором с неба следило, улыбнулось и говорит:

Солнце: - Все вы одинаково хороши и важны – вы людям правильный путь находить помогаете! -Сделайте вывод: какая из сторон горизонта важнее? -Какие стороны горизонта вы знаете? -Зачем нужно их знать? (чтобы правильно определять свое местонахождение и найти путь домой) 

(Слайд №8) Расстояние от одной стороны горизонта до другой довольно велико. Это создавало трудности в ориентировании. Тогда люди договорились дать названия промежуточным сторонам и обозначить их двумя словами и буквами.

-Подумайте, какая сторона горизонта будет

находиться между севером и западом, севером и востоком, югом и западом, югом и востоком?

СЗ – северо-запад ЮЗ - юго-запад

СВ – северо-восток ЮВ – юго-восток - Это промежуточные стороны горизонта. Подробнее вы будете их изучать на уроках географии в старших классах.

Групповая работа( расположить предметы в указанном направлении)

Вот что у вас должно было получиться.

Применение знаний в знакомой ситуации
Практическая работа по ориентированию. 
Заполнить маршрут под диктовку.
1 клеточка будет соответствовать 1дню.  
Учитель диктует направления, в которых двигается группа, а дети изображают путь на листе. Практическая работа

Итак, представьте, что мы с вами отправились в путешествие. Попробуем нарисовать маршрут нашего путешествия. (Работа в тетрадях)

За один день мы проходим расстояние, равное одной клетке. В первый день, выйдя из точки О, мы пошли на север. Во второй день - на запад. В третий - на запад. В третий на север. В четвертый, пятый и шестой шли на восток. В седьмой – на юг. В восьмой день – на запад. В девятый – на юг. В десятый - снова на запад.

- Куда мы вернулись? (Вернулись обратно. Проверка по схеме на доске.)



Если вы двигались в правильном направлении, то у вас должен получиться тот вид транспорта, на котором мы с вами путешествуем – корабль.

-Среди этих букв «спряталось» слово. -Как вы думаете, как его отыскать? (самостоятельная работа учащихся с самопроверкой на индивидуальных рабочих листах) -Чтобы в буквах не заблудиться, нужно двигаться строго по маршруту, указанному ниже. Один шаг – одна клетка. Движение начинайте от стрелки вверху таблицы. - Какое слово у вас получилось? - Как вы думаете, почему именно это слово «спряталось»?

Начиная двигаться с буквы «гэ» в указанном направлении, собрать слово.

С

К

Г

Д

В

Р

О

Ж

А

И

Э

Т

Щ

З

О

Н

Б

М

Е

Ч

С

К

Г

Д


С

К

Г

Д

В

Р

О

Ж

А

И

Э

Т

Щ

З

О

Н

Б

М

Е

Ч

С

К

Г

Д

Ю-Ю-З-Ю-Ю-В-В-С



VI.. Подведение итогов урока










Блиц-опрос 
-Земная поверхность, которую мы видим вокруг, называется - … (горизонт) 

-Почему существует на Земле горизонт? 

-Воображаемая граница, где небо сходится с землей, называется ….. (линией горизонта) 
-Как изменяется линия горизонта при подъеме? 
-Можно ли доехать или дойти до линии горизонта? 
-В какой местности лучше можно увидеть линию горизонта? 
-Основные стороны горизонта называются … (север, юг, запад, восток) 
-Если встать лицом к северу, то сзади будет …(юг) 
-Если встать лицом к востоку, то сзади будет … (запад) 
-Земля имеет форму (шара)

 -Это доказал - … (Ф. Магеллан) -В какой части плана и карты обозначают север?



VII.Рефлексия. 
- А сейчас оцените себя, как вы работали на уроке. У каждого из вас на парте светофорики. Заштрихуйте парус в такой цвет, на который вы оцениваете свою работу. 
1. Отлично работал (а) и многому научился(ась) - зеленый.
2.Хорошо работал(а) на уроке - жёлтый. 
3.Надо еще постараться – красный. 

VIII. Домашнее задание. 
Подготовить сообщение о приборе, который помогает определить стороны горизонта - , 1 ряд - выполнить задания в р.т. с. 27-29, 2 ряд - сделать модель «стороны горизонта», используя пластилин и счётные палочки, 3 ряд - повторить материал учебника. с. 70-73. - Дома прочитайте статью в учебнике (стр. 70 – 73).

- Составьте и нарисуйте маршрут вашего движения из школы домой.

Использованные источники:

1. Аркатов И.С. Сказка о горизонте http://www.proshkolu.ru/user/Arkatov/- ссылка

2. Бовина Людмила Ивановна Тема «Что такое горизонт. Как определяют стороны горизонта»

3. Бондарь Л.Ф. http://festival.1september.ru/articles/612516/- ссылка

4. Неклюдов А. Горизонт http://www.proza.ru/avtor/andnek- ссылка

5. Плешаков А.А. Окружающий мир 2 класс .-М.: Просвещение,2012.-143 стр.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Окружающий мир 2 класс "Посмотри вокруг"

Автор: Балашова Маргарита Валентиновна

Дата: 12.11.2016

Номер свидетельства: 358019

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "конспект урока окружающий мир « Путешествия. Посмотри  вокруг» "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchii-mir-putieshiestviia-posmotri-vokrugh-1"
    ["file_id"] => string(6) "104995"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402777983"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока окружающий мир."Путешествия. Посмотри вокруг" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchii-mir-putieshiestviia-posmotri-vokrugh"
    ["file_id"] => string(6) "104967"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402774804"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока по окружающему миру "Природа в классе", 1 класс. Презентация "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-priroda-v-klassie-1-klass-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "167969"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423154766"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект урока по окружающему миру "Царства живой природы" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-tsarstva-zhivoi-prirody"
    ["file_id"] => string(6) "150037"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420387016"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока по окружающему миру по теме: "Что такое снег?". Технология ТОГИС. "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-po-tiemie-chto-takoie-sniegh-tiekhnologhiia-togis"
    ["file_id"] => string(6) "226944"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440526227"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства