kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Окружающий мир. Конспект урока.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен в соответствии с современными дидактическими требованиями, состоит из основных этапов. Все этапы находятся в логико-структурной зависимости, осуществляется плавный переход от одного этапа урока к другому, отобранный дидактический материал соответствует замыслу. На уроке применяются занимательные моменты, имеющие познавательный смысл, способствующие развитию ребенка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Окружающий мир. Конспект урока. »


Предмет: окружающий мир

УМК: «Школа России» под редакцией А.А.Плешакова, учебник «Окружающий мир», автор: А.А. Плешаков.

Разработала: учитель МБОУ «СОШ п. Оротукан» Геращенко О.П.

Класс: 1 класс.

Тема: «На что похожа наша планета?»

Тип урока: урок ведения нового знания (урок «открытий» новых знаний.

Содержание учебного материала: На что похожа наша планета?

Единица содержания образования: правила поведения в природе, позволяющие сохранить нашу планету

Оборудование: учебник «Окружающий мир», рабочая тетрадь «Окружающий мир»; мультимедийная презентация, глобус, тарелка, мяч, апельсин, цветные карандаши, карта восточного полушария.


Цели урока:

  1. содержательная: познакомить с формой и движением Земли, с глобусом.

  2. деятельностная: формировать у учащихся умение извлекать необходимую информацию из разных источников, формировать у учащихся навык бережного отношения к животным;

  3. развивающая: формировать ключевые компетенции учащихся: информационную, проблемную, коммуникативную.

На уроке учащиеся должны:

1. Уметь доказывать и объяснить шарообразную форму Земли;

2. Объяснять особенности движения Земли

3. Закрепить знания о разнообразии животного мира.

Планируемые результаты:

Личностные: формировать представление о едином, целостном образе мира; формировать чувство прекрасного, гармонию отношений человека и природы; оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к природе; развивать познавательный интерес, учебные мотивы; формировать стремление к самопознанию – приобретению новых знаний и умений, положительное отношение к учебной деятельности, освоение личностного смысла учения, желания учиться.

Метапредметные:

Регулятивные учебные действия: развивать умение определять тему и цель деятельности на уроке с помощью учителя; понимать учебную задачу урока и стремиться выполнять её; соотносить выполненное с образцом (эталоном), предложенным учителем; формировать умение с помощью учителя корректировать выполненное задание; формировать

умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками в учебной деятельности; способствовать адекватному

суждению о причинах своего успеха (неуспеха) в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием; формировать умение удерживать внимание, переключаться с одного вида деятельности на другой, отвечать на итоговые вопросы, соотносить цель урока с достигнутым результатом и оценивать свои достижения на уроке.

Познавательные общеучебные действия: формировать умение ориентироваться в учебнике, извлекать необходимую информацию из разных источников, творчески перерабатывать полученную информацию, определять круг своего незнания.

Познавательные логические действия: формировать умение проводить простые логические действия (анализ, синтез, обобщение); учить выдвигать гипотезы с помощью учителя.

Коммуникативные учебные действия: формировать умение слушать и слышать учителя и друг друга, умение учитывать позицию собеседника, понимание возможности существования различных точек зрения, различных позиций, умение задавать вопросы и формулировать свою мысль, давая ответ на поставленный вопрос; формировать умение работать в парах, группах и сохранять дружеские отношения.

Предметные: уточнять и расширять представления учащихся о форме нашей планеты, устанавливать взаимосвязь в природе, формулировать правила поведения в природе.
















Этапы урока

Характеристика деятельности учителя

Характеристика деятельности учащихся

Эмоциональный настрой

- Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, коллеги, родители

. Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Каждое утро мы улыбаемся наступающему дню. Пусть наш урок озаряется Улыбкою общения, познания.


I.Мотивационный





- Предлагаю отправиться с нашими друзьями Муравьишкой Вопросиком и Мудрой Черепахой в необычное путешествие по нашей галактике Слайд 1.

- Скажите, каких животных вы знаете?

- Распределите животных по группам.

Изображение планет Солнечной системы





II. Актуализация знаний и подведение к целеполаганию

-- Муравьишка Вопросик предлагает вам отгадать загадку

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица.

Знают все – и млад и стар,

Что наш дом – большущий шар.

Догадались, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Слайд .

Учащиеся догадываются.


Земля


III. Целеполагание, формулирование

темы, фиксация затруднения.

- Определите тему урока.



- Исходя из темы, поставьте цель урока.


Заинтересованность учащихся.

Учащиеся формулируют тему урока.

- На что похожа наша планета?

- Познакомиться с формой Земли.

Узнать на какие предметы похожа наша планета

IV. Выход из затруднения, «открытие» нового знания .

- Как вы думаете, на что похожа наша планета?

- Перед вами несколько предметов: тарелка, мяч, шарик.

- Скажите, на какой предмет похожа наша планета?

Дети в затруднении.

Дети выбирают предметы, выдвигают предположения.

Физминутка.

Физкультминутка под музыку. Исполнение танцевальных движений.

V. Включение в систему знаний и расширение знаний.

Как вы думаете, какой представляли нашу планету в древности?


Слайд.

С давних времён людей интересовал вопрос о том, какую форму имеет наша планета.

-Может Земля – плоская, как тарелка?

Некоторые считали, что её держат на плечах сильные люди? Слайд.

Земля стоит на трёх китах?

Возможно, она стоит на слонах, а слоны – на черепахе?

Но, как бы не фантазировали древние люди, они были неправы…

Позже, проводя наблюдения, люди предположили, что Земля круглая. У приближающегося корабля сначала видны верхушки мачт, а затем и весь корабль.

Планета Земля имеет форму шара.

Среди космических просторов Земля кажется крошечной.

Земля – единственная планета Солнечной системы, на которой есть жизнь.

- Скажите, на что похожа наша Земля?

Земля вращается не только вокруг Солнца, но и вокруг своей оси, крутится как волчок. Земля представляет Солнцу то одну, то другую сторону. Пока она совершает один оборот вокруг своей оси, проходят 24 часа, т.е. сутки – день и ночь.

Дети выдвигают свои гипотезы.




























Дети читают по учебнику информацию.





VI. Включение в систему знаний и повторение. Творческая работа учащихся.





- Скажите, какую форму имеет наша планета?

- Как вы думаете, что изображено на глобусе синим цветом?, (зеленым?, коричневым?)

- Раскрасьте свои модели Земли.








Под музыкальное сопровождение учащиеся выполняют работу в парах.

Дети выходят к доске, демонстрируют творческие работы. (модели Земли прикрепляют на доску.)


VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).


- Путешествие завершена.

-Назовите тему урока.

- Вспомните цель урока. Слайд.

- Мы достигли поставленной цели?


- К какому выводу мы пришли? Слайд.


- Что для вас было новой информацией?

- Появилось ли у вас желание и дальше раскрывать тайны природы?

- Сегодня вы хорошо трудились на уроке, я вами довольна.

- Проведём эмоциональную оценку урока.

Выберите одну из звезд у себя на партах и осветите ими нашу планету


Тема урока: На что похожа наша планета?

Да, мы узнали, на что похожа наша планета.


Да, мы доказали на какие предметы похожа наша планета


Наша планета похожа на форму шара.

-


Этапы урока

Характеристика деятельности учителя

Характеристика деятельности учащихся

УУД (деятельность учащихся)


Эмоциональный настрой

- Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, коллеги. Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Каждое утро мы улыбаемся наступающему дню. Пусть наш урок озаряется Улыбкою общения, познания.


Личностные: нравственно – этическая ориентация.

I.Мотивационный





- Предлагаю отправиться с нашими друзьями Муравьишкой Вопросиком и Мудрой Черепахой в необычный город и полюбоваться его пейзажами. Слайд 1.

- Определите по описанию место его нахождения: большое открытое пространство, поросшее травой; целый ковёр разнообразных цветов. Слайд 2.

Догадались, что это за местность? Слайд 3.

- Что вы увидели на лугу?

Любуются картинами природы.







Учащиеся догадываются.


Луг.


Цветы, травы...

Личностные:

развивать познавательный интерес, учебные мотивы;

развивать эстетические чувства, любовь к родной природе, умение созерцать.

II. Актуализация знаний и подведение к целеполаганию

- В какой необычный «город» мы попали?

Учитель прикрепляет надпись с названием города.

- Назовите цветы, которые растут на лугу.

- На лугу много других цветов, о растениях луга мы узнаем на уроке.

- Кто жители Города – Луга?

- Кто ещё живёт на лугу? Отгадайте загадку.

На большой цветной ковёр

Села эскадрилья –

То раскроет, то закроет

Расписные крылья. Слайд 4.


- Верно, жители Города – Луга - цветы и бабочки.

Город – Луг.

Ромашка, одуванчик, лютик. …


Жители Города – Луга - цветы.





Жители луга – бабочки.


Коммуникативные учебные действия: формировать умение слушать и слышать учителя и друг друга.

Познавательные учебные действия: уточнить знания о природном сообществе – луге, формировать умение проводить простые логические действия

III. Целеполагание, формулирование

темы, фиксация затруднения.

- Определите тему урока.



- Исходя из темы, поставьте цель урока.


- При въезде в Город – Луг - рекламный щит, содержание которого позволит нам уточнить тему урока и цель.

Учитель прикрепляет рекламный щит с названием темы урока.

- Тема урока: Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Слайд 5.

- Цели урока: узнать о разнообразии цветов и бабочек на лугу; установить взаимосвязь в природе; усвоить правила поведения в природе. Слайд 6.

- Проверим по учебнику цели, которые определил Муравей Вопросик. Откройте учебник с.46. (Закройте)

Заинтересованность учащихся.

Учащиеся формулируют тему урока.

- Цветы и бабочки на лугу.

- Узнаем, какие цветы растут на лугу и какие бабочки живут на лугу.

(Научимся некоторым важным правилам поведения в природе.)













Дети работают с учебником с.46.

Регулятивные учебные действия: формировать умение определять тему, цель деятельности на уроке с помощью учителя.

IV. Выход из затруднения, «открытие» нового знания .

- Какие цветы растут на лугу? Определите названия цветов данных в рабочей тетради с.30.

Если возникнут затруднения, то воспользуйтесь атласом – определителем.

-Работаем в парах, задание распределяем по рядам: 1 ряд – с.49; 2 ряд – с.52, 56; 3 ряд – с.61, с.72. (Не все цветы представленные в тетради будут в атласе)

- Проводим проверку, правильно ли вы определили названия цветов. Слайд 7.

Идём по Городу – Лугу, какие необычные здесь дома.

Учитель вывешивает предметные картинки с цветами – домиками ( нивяник, таволга, короставник).

- Какие цветы можно встретить на открытых пространствах нашего края?

-Давайте посмотрим, какие цветы встречаются в нашем крае. Слайд 8 – 14.


- Почему их так называют? Это тема будущего урока.










- Прогулка продолжается.

- Кого называют летающими цветами?

- Какие бабочки живут на лугу?

Определите названия бабочек данных в рабочей тетради с.31.

Если возникнут затруднения, то воспользуйтесь атласом – определителем.

-Работаем в парах, задание распределяем по рядам: 1 ряд – с.135, с.136; 2 ряд и 3ряд: с.138.(Не все цветы представленные в тетради будут в атласе)


-Проводим проверку, правильно ли вы определили названия бабочек. Слайд.

- Закройте тетрадь.

- Учитель вывешивает предметные картинки с бабочками над домиками в соответствии с рисунком в учебнике с.46. ( нивяник – голубянка, таволга – пестрянка, короставник – зорька)

- Почему их так называют? Это тема другого урока.








- Каких бабочек можно встретить в нашем крае?

- Давайте посмотрим, какие бабочки встречаются в нашем крае. Слайд.

В списки редких бабочек внесены: аполлон восточносибирский, желтушка восточная.

Дети в затруднении.



Дети работают в парах по атласам – определителям (с.49 – нивяник, ромашка непахучая; с.52 – лютик; с.56 – клевер луговой;

с.61 – короставник, колокольчик; с.72 – таволга).

Проверка по эталону.



Дети помогают определять название цветка – домика.


Дети перечисляют цветы. (Лютик, иван – чай, пижма, одуванчик, клевер, лютик, горец луговой, герань луговая)


Дети выдвигают предположения.

Нивяник - (похожа на ромашку, но легко отличить по цельным листьям); название от слова «нива» - засеянное поле, пашня.

Иван – чай – высушенные листья заваривают как чай. Лютик – от слова «лютый» - жестокий, злой; связано с тем, что это растение ядовитое; если едкий сок лютика попадёт в глаза, возникает жжение, резь и даже временная потеря зрения (в народе «куриная слепота»).





Бабочек.



Дети в затруднении.

Дети работают в парах по атласам – определителям (с.135 – пестрянка; с.136 – адмирал, крапивница; с.138 – лимонница, голубянка, зорька, желтушка)

Проверка по эталону.



.





Дети выдвигают предположения.

Голубянка – крылья голубого цвета. Пестрянка – пёстрая. Адмирал – украшена красными полосами, напоминающими ленты адмиральского мундира. Крапивница – гусеницы кормятся листьями крапивы. Лимонница – самец лимонно жёлтого цвета. Зорька – на крыльях как будто отсветы зари.


Дети перечисляют бабочек. (Лимонница, голубянка, крапивница, аполлон восточносибирский, желтушка восточная).



Личностные: формировать стремление к самопознанию - приобретению новых знаний и умений.


Регулятивные учебные действия: формировать умение соотносить выполненное задание с образцом (эталоном), развивать умение с помощью учителя корректировать выполненное задание.

Познавательные учебные действия: развивать умение извлекать необходимую информацию из разных источников, формировать умение проводить наблюдение за природой родного края.

Коммуникативные учебные действия: формировать умение работать в парах и учитывать позицию собеседника.


Физминутка.

Физкультминутка «Бабочка». Слайд.

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

Коммуникативные учебные действия: формирование невербальных способов коммуникации – посредством жестов, мимики.

V. Включение в систему знаний и расширение знаний.

Как вы думаете, существует взаимосвязь цветов и бабочек? Выдвинете свои предположения (гипотезы), ответив на вопросы Муравья Вопросика. Слайд.

- Почему бабочки не могут жить без цветов?

- Почему цветы не могут жить без бабочек?

- Почему бабочки и цветы всегда рядом?

-Проверяем работу групп. Выдвигайте свои предположения.

- Проверяем ваши гипотезы по учебнику. Откройте учебник с. 47. Прочитайте информацию Мудрой Черепахи.

- Наши предположения совпали с верными ответами. Слайд.

Учитель прикрепляет бабочек на крыши цветов– домиков.

- Прогулка по Городу – Лугу продолжается. Любуйтесь красотой природы, пейзажами! Слайд.

- Что произошло после прихода детей на луг? Слайд.

Составьте рассказы по рисункам.












- На какой луг приятно будет вернуться?

- Какие правила поведения надо соблюдать в природе? Слайд.




- Прочитайте вывод Мудрой Черепахи в учебнике с. 47. Закройте учебник.





- Мы – защитники природы призываем всех жителей «города» любить, беречь, охранять природу и помнить, что всё в природе взаимосвязано.

Учитель прикрепляет рекламные щиты с призывами: В природе всё взаимосвязано! Берегите природу!




Дети работают в группах, распределённых по рядам. ( 1 ряд – 1?, 2 ряд – 2?, 3 ряд – 3?)




Дети выдвигают свои гипотезы.


Дети читают по учебнику информацию.

(Бабочки не могут жить без цветов, потому что питаются нектаром цветов. Цветам плохо без бабочек, потому что бабочки опыляют их. Без этого у растений не будет плодов и семян.)







Дети составляют рассказы по рисункам.

По 1 рисунку: На луг пришли дети. Они начали бегать, ловить бабочек, рвать цветы, засорять местность. Выбросили бутылку из-под газированной воды, стаканчики. После их ухода у луга стал неприглядный вид.

По 2 рисунку: На луг пришли дети. Ах, как тут чудесно! Один мальчик начал фотографировать бабочек, цветы. Другой - записывать свои наблюдения в дневник. Девочка - выполнять зарисовки местности. После их ухода луг был прекрасен как прежде.

Дети формулируют правила поведения в природе на лугу.

(Не рвать цветы. Не ловить насекомых. Не засорять местность. Не причинять вреда природе! Если будем наблюдать, рисовать, фотографировать, то узнаем много секретов природы!)

Всё в природе взаимосвязано. Цветы и бабочки не могут жить друг без друга. Бабочки не могут жить без цветов, потому что питаются нектаром цветов. Цветам плохо без бабочек, потому что бабочки опыляют их. Без этого у растений не будет плодов и семян.







Познавательные учебные действия: формировать умение проводить простые логические действия (анализ, синтез, обобщение),устанавливать причинно-следственные связи, логически доказывать правильность своих действий.

Коммуникативные учебные действия: формировать умение учитывать позицию собеседника, способствовать самовыражению в продуктивном диалоге, понимание, уважение к иной точке зрения, умение обосновать и доказать свою точку зрения. формировать умение работать в группе.


Личностные УУД:

формировать нравственно - этические нормы поведения в

природе

оценивать поступки других людей и свои собственные

по отношению к природе;


VI. Включение в систему знаний и повторение. Творческая работа учащихся.




























Прогулка продолжается, идём по улице Творческая фантазия. Работают: Цветочная больница, Школа Карандаша, Дом творчества Карандаша, Мастерская Самоделкина.

Учитель прикрепляет рисунки домиков.

Распределение на группы после прочтения грамматических примеров.

Учитель раздаёт карточки, дети расходятся по классу, формируются группы. Каждая группа получает задание. Слайд.

1 группа «Цветочная больница»: составление сказочной истории по рисунку учебника и опорным словам.

2 группа «Школа Карандаша»: рисование бабочек с помощью нетрадиционного приёма рисования «Монотипия». (Листы бумаги в форме бабочек)

3 группа «Дом творчества Карандаша»: рисование цветов с помощью нетрадиционного приёма рисования «Волшебные ниточки». (Листы бумаги в форме цветов)

4 группа «Мастерская Самоделкина»: ремонт крыльев бабочек, стебельков цветов.

- Подводим итоги работы творческих групп.


- Прогулка по Городу - Лугу подошла к своему завершению, подведём итоги.

- Артисты кукольного театра приглашают на миниатюру «Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?»

Учитель прикрепляет рисунок.



































- Защитники природы: Незнайка, Карандаш, Самоделкин ещё раз объяснили нам почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек.

Из какого литературного произведения герои?












Под музыкальное сопровождение «Вальс цветов» П. И. Чайковского учащиеся выполняют работу в группах.













Дети выходят к доске, демонстрируют творческие работы. (Цветы, бабочки прикрепляют на доску.)



Дети показывают фрагмент кукольной театрализации.


Незнайка: Мне очень понравилась прогулка по Городу – Лугу!


Карандаш: Прекрасны его пейзажи!


Самоделкин: Ребята, берегите природу!


Незнайка:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если все сорвём цветы –

Опустеет вся планета,

И не будет красоты.


Самоделкин:

Если я поймаю бабочку,

Если ты поймаешь бабочку,

Если все: и я, и ты

По одной поймаем бабочке,

Всех мы бабочек погубим

И не будет красоты.


Карандаш:

Представьте, что бабочки все улетели.

Луга и поляны тогда опустели.

Цветы без бабочек не проживут,

Не бросят семя, плодов не дадут.


Незнайка:

Чтоб дал семена и вырос цветочек,

Бабочки спешат на лужочек.

Напьются нектара, вдохнут аромат

И беззаботно над лугом летят.






Н.Н. Носов. Приключения Незнайки.


Личностные: формировать нравственно-этические нормы поведения, развивать чувство прекрасного.

Познавательные учебные действия: формировать умение творчески преобразовывать информацию.

Коммуникативные учебные действия: формировать умение работать в группе.


VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).


- Прогулка завершена.

-Назовите тему урока.


- Вспомните цель урока. Слайд.

- Мы достигли поставленной цели?


- К какому выводу мы пришли? Слайд.





- Что для вас было новой информацией?

- Появилось ли у вас желание и дальше раскрывать тайны природы?

- Сегодня вы хорошо трудились на уроке, я вами довольна.

- Проведём эмоциональную оценку урока.

Нарисуйте лицо своему смайлику. Пусть эти человечки станут жителями нашего Города – Луга.


Тема урока: Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?



Да, мы узнали почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек.

Бабочки не могут жить без цветов, потому что питаются нектаром цветов. Цветам плохо без бабочек, потому что бабочки опыляют их. Без этого у растений не будет плодов и семян.






Дети рисуют лицо смайлику, прикрепляют к доске.

Личностные: формировать положительное отношение к учебной деятельности.

Регулятивные учебные действия: развивать умение соотносить цель урока с достигнутым результатом.


Выход за рамки урока.

Хотите стать градостроителями? К следующему уроку постройте свой воображаемый Город - Луг, дайте ему название, узнайте о своих жителях: луговых цветах, бабочках, выясните почему их так назвали.

Какой цветок подходит вам по характеру?

А может кого – то заинтересовало произведение Н.Н. Носова?


Личностные: формировать интерес к предмету и теме урока, стремление к самопознанию - приобретению новых знаний и умений; освоение личностного смысла учения, желания учиться.







































Этапы урока

Характеристика деятельности учителя

Характеристика деятельности учащихся

Эмоциональный настрой

- Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, коллеги. Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Каждое утро мы улыбаемся наступающему дню. Пусть наш урок озаряется Улыбкою общения, познания.


I.Мотивационный





- Предлагаю отправиться с нашими друзьями Муравьишкой Вопросиком и Мудрой Черепахой в необычный город и полюбоваться его пейзажами. Слайд 1.

- Определите по описанию место его нахождения: большое открытое пространство, поросшее травой; целый ковёр разнообразных цветов. Слайд 2.

Догадались, что это за местность? Слайд 3.

- Что вы увидели на лугу?

Любуются картинами природы.







Учащиеся догадываются.


Луг.


Цветы, травы...

II. Актуализация знаний и подведение к целеполаганию

- В какой необычный «город» мы попали?

Учитель прикрепляет надпись с названием города.

- Назовите цветы, которые растут на лугу.

- На лугу много других цветов, о растениях луга мы узнаем на уроке.

- Кто жители Города – Луга?

- Кто ещё живёт на лугу? Отгадайте загадку.

На большой цветной ковёр

Села эскадрилья –

То раскроет, то закроет

Расписные крылья. Слайд 4.


- Верно, жители Города – Луга - цветы и бабочки.

Город – Луг.

Ромашка, одуванчик, лютик. …


Жители Города – Луга - цветы.





Жители луга – бабочки.


III. Целеполагание, формулирование

темы, фиксация затруднения.

- Определите тему урока.



- Исходя из темы, поставьте цель урока.


- При въезде в Город – Луг - рекламный щит, содержание которого позволит нам уточнить тему урока и цель.

Учитель прикрепляет рекламный щит с названием темы урока.

- Тема урока: Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Слайд 5.

- Цели урока: узнать о разнообразии цветов и бабочек на лугу; установить взаимосвязь в природе; усвоить правила поведения в природе. Слайд 6.

- Проверим по учебнику цели, которые определил Муравей Вопросик. Откройте учебник с.46. (Закройте)

Заинтересованность учащихся.

Учащиеся формулируют тему урока.

- Цветы и бабочки на лугу.

- Узнаем, какие цветы растут на лугу и какие бабочки живут на лугу.

(Научимся некоторым важным правилам поведения в природе.)













Дети работают с учебником с.46.

IV. Выход из затруднения, «открытие» нового знания .

- Какие цветы растут на лугу? Определите названия цветов данных в рабочей тетради с.30.

Если возникнут затруднения, то воспользуйтесь атласом – определителем.

-Работаем в парах, задание распределяем по рядам: 1 ряд – с.49; 2 ряд – с.52, 56; 3 ряд – с.61, с.72.

- Проводим проверку, правильно ли вы определили названия цветов. Слайд 7.

Идём по Городу – Лугу, какие необычные здесь дома.

Учитель вывешивает предметные картинки с цветами – домиками ( нивяник, таволга, короставник).

- Какие цветы можно встретить на открытых пространствах нашего края?

-Давайте посмотрим, какие цветы встречаются в нашем крае. Слайд 8 – 14.


- Почему их так называют? Это тема будущего урока.








- Прогулка продолжается.

- Кого называют летающими цветами?

Видеофрагмент «Зарождение бабочки». Слайд 15.

- Какие бабочки живут на лугу?

Определите названия бабочек данных в рабочей тетради с.31.

Если возникнут затруднения, то воспользуйтесь атласом – определителем.

-Работаем в парах, задание распределяем по рядам: 1 ряд – с.135, с.136; 2 ряд и 3ряд: с.138.

-Проводим проверку, правильно ли вы определили названия бабочек. Слайд.

- Закройте тетрадь.

- Учитель вывешивает предметные картинки с бабочками над домиками в соответствии с рисунком в учебнике с.46. ( нивяник – голубянка, таволга – пестрянка, короставник – зорька)

- Почему их так называют? Это тема другого урока.








- Каких бабочек можно встретить в нашем крае?

- Давайте посмотрим, какие бабочки встречаются в нашем крае. Слайд.

В списки редких бабочек внесены: аполлон восточносибирский, желтушка восточная.

Дети в затруднении.



Дети работают в парах по атласам – определителям (с.49 – нивяник, ромашка непахучая; с.52 – лютик; с.56 – клевер луговой;

с.61 – короставник, колокольчик; с.72 – таволга).

Проверка по эталону.



Дети помогают определять название цветка – домика.


Дети перечисляют цветы. (Лютик, иван – чай, пижма, одуванчик, клевер, лютик, горец луговой, герань луговая)


Дети выдвигают предположения.

Нивяник - (похожа на ромашку, но легко отличить по цельным листьям); название от слова «нива» - засеянное поле, пашня.

Иван – чай – высушенные листья заваривают как чай. Лютик – от слова «лютый» - жестокий, злой; связано с тем, что это растение ядовитое; если едкий сок лютика попадёт в глаза, возникает жжение, резь и даже временная потеря зрения (в народе «куриная слепота»).


Бабочек.



Дети в затруднении.

Дети работают в парах по атласам – определителям (с.135 – пестрянка; с.136 – адмирал, крапивница; с.138 – лимонница, голубянка, зорька, желтушка)

Проверка по эталону.



.





Дети выдвигают предположения.

Голубянка – крылья голубого цвета. Пестрянка – пёстрая. Адмирал – украшена красными полосами, напоминающими ленты адмиральского мундира. Крапивница – гусеницы кормятся листьями крапивы. Лимонница – самец лимонно жёлтого цвета. Зорька – на крыльях как будто отсветы зари.


Дети перечисляют бабочек. (Лимонница, голубянка, крапивница, аполлон восточносибирский, желтушка восточная).



Физминутка.

Физкультминутка «Бабочка». Слайд.

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

V. Включение в систему знаний и расширение знаний.

Как вы думаете, существует взаимосвязь цветов и бабочек? Выдвинете свои предположения (гипотезы), ответив на вопросы Муравья Вопросика. Слайд.

- Почему бабочки не могут жить без цветов?

- Почему цветы не могут жить без бабочек?

- Почему бабочки и цветы всегда рядом?

-Проверяем работу групп. Выдвигайте свои предположения.

- Проверяем ваши гипотезы по учебнику. Откройте учебник с. 47. Прочитайте информацию Мудрой Черепахи.

- Наши предположения совпали с верными ответами. Слайд.

Учитель прикрепляет бабочек на крыши цветов– домиков.

- Прогулка по Городу – Лугу продолжается. Любуйтесь красотой природы, пейзажами! Слайд.

- Что произошло после прихода детей на луг? Слайд.

Составьте рассказы по рисункам.












- На какой луг приятно будет вернуться?

- Какие правила поведения надо соблюдать в природе? Слайд.




- Прочитайте вывод Мудрой Черепахи в учебнике с. 47. Закройте учебник.





- Мы – защитники природы призываем всех жителей «города» любить, беречь, охранять природу и помнить, что всё в природе взаимосвязано.

Учитель прикрепляет рекламные щиты с призывами: В природе всё взаимосвязано! Берегите природу!




Дети работают в группах, распределённых по рядам. ( 1 ряд – 1?, 2 ряд – 2?, 3 ряд – 3?)




Дети выдвигают свои гипотезы.


Дети читают по учебнику информацию.

(Бабочки не могут жить без цветов, потому что питаются нектаром цветов. Цветам плохо без бабочек, потому что бабочки опыляют их. Без этого у растений не будет плодов и семян.)







Дети составляют рассказы по рисункам.

По 1 рисунку: На луг пришли дети. Они начали бегать, ловить бабочек, рвать цветы, засорять местность. Выбросили бутылку из-под газированной воды, стаканчики. После их ухода у луга стал неприглядный вид.

По 2 рисунку: На луг пришли дети. Ах, как тут чудесно! Один мальчик начал фотографировать бабочек, цветы. Другой - записывать свои наблюдения в дневник. Девочка - выполнять зарисовки местности. После их ухода луг был прекрасен как прежде.

Дети формулируют правила поведения в природе на лугу.

(Не рвать цветы. Не ловить насекомых. Не засорять местность. Не причинять вреда природе! Если будем наблюдать, рисовать, фотографировать, то узнаем много секретов природы!)

Всё в природе взаимосвязано. Цветы и бабочки не могут жить друг без друга. Бабочки не могут жить без цветов, потому что питаются нектаром цветов. Цветам плохо без бабочек, потому что бабочки опыляют их. Без этого у растений не будет плодов и семян.







VI. Включение в систему знаний и повторение. Творческая работа учащихся.





























В нашем «городе» время творческой фантазии. Работают: Цветочная больница, Школа Карандаша, Дом творчества Карандаша, Мастерская Самоделкина.

Учитель прикрепляет рисунки домиков.

Распределение на группы после прочтения грамматических примеров.

Учитель раздаёт карточки, дети расходятся по классу, формируются группы. Каждая группа получает задание. Слайд.

1 группа «Цветочная больница»: составление сказочной истории по рисунку учебника и опорным словам.

2 группа «Школа Карандаша»: рисование бабочек с помощью нетрадиционного приёма рисования «Монотипия». (Листы бумаги в форме бабочек)

3 группа «Дом творчества Карандаша»: рисование цветов с помощью нетрадиционного приёма рисования «Волшебные ниточки». (Листы бумаги в форме цветов)

4 группа «Мастерская Самоделкина»: ремонт крыльев бабочек, стебельков цветов.

- Подводим итоги работы творческих групп.


- Прогулка по Городу - Лугу подошла к своему завершению, подведём итоги.

- Артисты кукольного театра приглашают на миниатюру «Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?»

Учитель прикрепляет рисунок.



































- Защитники природы: Незнайка, Карандаш, Самоделкин ещё раз объяснили нам почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек.

Из какого литературного произведения герои?












Под музыкальное сопровождение «Вальс цветов» П. И. Чайковского учащиеся выполняют работу в группах.












Дети выходят к доске, демонстрируют творческие работы. (Цветы, бабочки прикрепляют на доску.)



Дети показывают фрагмент кукольной театрализации.



Незнайка: Мне очень понравилась прогулка по Городу – Лугу!


Карандаш: Прекрасны его пейзажи!


Самоделкин: Ребята, берегите природу!


Незнайка:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если все сорвём цветы –

Опустеет вся планета,

И не будет красоты.


Самоделкин:

Если я поймаю бабочку,

Если ты поймаешь бабочку,

Если все: и я, и ты

По одной поймаем бабочке,

Всех мы бабочек погубим

И не будет красоты.


Карандаш:

Представьте, что бабочки все улетели.

Луга и поляны тогда опустели.

Цветы без бабочек не проживут,

Не бросят семя, плодов не дадут.


Незнайка:

Чтоб дал семена и вырос цветочек,

Бабочки спешат на лужочек.

Напьются нектара, вдохнут аромат

И беззаботно над лугом летят.


Н.Н. Носов. Приключения Незнайки.


VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).


- Прогулка завершена.

-Назовите тему урока.


- Вспомните цель урока. Слайд.

- Мы достигли поставленной цели?


- К какому выводу мы пришли? Слайд.




- Что для вас было новой информацией?

- Появилось ли у вас желание и дальше раскрывать тайны природы?

- Сегодня вы хорошо трудились на уроке, я вами довольна.

- Проведём эмоциональную оценку урока.

Нарисуйте лицо своему смайлику. Пусть эти человечки станут жителями нашего Города – Луга.


Тема урока: Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?



Да, мы узнали почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек.

Бабочки не могут жить без цветов, потому что питаются нектаром цветов. Цветам плохо без бабочек, потому что бабочки опыляют их. Без этого у растений не будет плодов и семян.






Дети рисуют лицо смайлику, прикрепляют к доске.

Выход за рамки урока.

Хотите стать градостроителями? К следующему уроку постройте свой воображаемый Город - Луг, дайте ему название, узнайте о своих жителях: луговых цветах, бабочках, выясните почему их так назвали.

Какой цветок подходит вам по характеру?

А может кого – то заинтересовало произведение Н.Н. Носова?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Окружающий мир. Конспект урока.

Автор: Геращенко Ольга Павловна

Дата: 24.08.2015

Номер свидетельства: 226668

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект урока окружающего мира по теме "Круговорот воды в природе" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-krughovorot-vody-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "199658"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428604115"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Конспект урока по естествознанию"
    ["seo_title"] => string(35) "konspekt_uroka_po_estestvoznaniiu_2"
    ["file_id"] => string(6) "560589"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1603129720"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Конспект урока  на тему "Птицы" "
    ["seo_title"] => string(31) "konspiekt-uroka-na-tiemu-ptitsy"
    ["file_id"] => string(6) "201793"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429115800"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Конспект урока окружающего мира "
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira"
    ["file_id"] => string(6) "101496"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402419597"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "конспект урока "Тело человека" "
    ["seo_title"] => string(33) "konspiekt-uroka-tielo-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "108101"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403550001"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства