Просмотр содержимого документа
«Термометр - источник информации об окружающем мире»
Урок окружающего мира во 2 классе.
Тема: Термометр – источник информации об окружающем мире.
Тип урока: проблемный
Цель: получение нового знания.
Задачи:
- совершенствование базовых знаний и умений по теме «Погода»
- познакомить со значением температуры для всего живого;
- познакомить детей с устройством и особенностями работы разных видов термометров; научить измерять температуру, записывать показания термометра
- формирование общеучебных умений: поиск информации, работа с книгой, организация рабочего места; умение воспринимать информацию, выделять главное, запоминать; работать самостоятельно; умение осуществлять контроль, самоконтроль, оценку, самооценку; умение доказывать;
- формирование умения работать в группах;
- понимание важности изучения окружающего мира.
Планируемые результаты: усвоить понятие о погоде, научиться различать виды термометров и пользоваться каждым из них
Термометры: уличный, комнатный, медицинский, водный, модель термометра. Модели индивидуальных термометров.
Магнитофон, запись песни «У природы нет плохой погоды» (муз. А. Петрова, сл. Э. Рязанова)
Компьютер, мультимедийный проектор.
Слова шкала, корпус, резервуар, подкрашенная жидкость.
Картина «Осень», нарисованная с ошибками
Стаканы с холодной и горячей водой.
Предварительная работа: повесьте на окно в классе уличный термометр, а на стену в классе – комнатный.
Ход урока.
Организация начала урока.
Музыкальной «визитной карточкой» данного урока может служить песня «У природы нет плохой погоды»
Прозвенел звонок, начался урок.
Нам нужны терпение и внимание
Чтобы получить новые знания.
Актуализация знаний.
УЧИТЕЛЬ: У нас в природе осень. Назовите число и месяц.
Рассмотрите картину и найдите ошибки.
ДЕТИ: Дети не могут купаться и загорать, нет такого обилия цветов, трава осенью уже не такая зеленая.
УЧИТЕЛЬ: А какие сезонные изменения в природе мы можем наблюдать?
(дети перечисляют)
УЧИТЕЛЬ: Какова основная причина этих изменений?
ДЕТИ: Похолодание.
УЧИТЕЛЬ: Что мы чувствуем, когда говорим похолодание?
ДЕТИ: Дрожишь, зубы стучат, приходится одеваться теплее, озноб, и т.д.
УЧИТЕЛЬ: А если похолодание небольшое, мы его не сможем ощутить. Тогда как быть?
Создание проблемной ситуации.
УЧИТЕЛЬ: Посмотрите небольшую сценку, постарайтесь найти ответ.
Разыгрывается небольшая сценка – миниатюра детьми.
Максим: Алина, ты, что все время кутаешься?
Алина: Я совсем замерзла!
Максим: Да, что ты, ведь в комнате тепло!
Алина: А мне кажется – холодно.
УЧИТЕЛЬ: Чтобы не спорить, скажите мне тепло в комнате или нет?
(У детей возникают тоже разные мнения)
Побуждение к формулированию учебной проблемы
УЧИТЕЛЬ: Кто же прав? Мы не можем этого сказать. Почему? Какой возникает вопрос?
ДЕТИ: Мы еще не знаем, как определить тепло в комнате или нет.
УЧИТЕЛЬ: (добавляет) И с помощью какого прибора.
(учитель показывает различные виды термометров)
- Какова же будет тема сегодняшнего урока?
Формулировка проблемы ДЕТИ. Как определять температуру.
Актуализация проблемы.
УЧИТЕЛЬ: Сегодня мы узнаем о термометре, научимся с его помощью определять температуру. А для чего это надо уметь?
ДЕТИ: Сможем узнать температуру воздуха на улице и в классе, определим температуру воды, тела, почвы. Сможем помочь Жене и Кате – узнать тепло в комнате или нет.
УЧИТЕЛЬ: Для кого особенно важна температура воздуха? (Людей, животных, растений).
Подводящий к решению проблемы диалог. Поиск решения.
УЧИТЕЛЬ: Все вы дома видели термометр. Лежит себе спокойно в коробочке. Потом мама берет его, ставит вам градусник, и он показывает температуру тела. Что с ним происходит?
УЧИТЕЛЬ: Рассмотрите термометр. Им измеряют температуру воздуха. А изобрел его шведский физик и астроном Андерс Цельсий в 1742 году.
Из чего он состоит?
ДЕТИ: Трубочка с жидкостью, корпус, деления.
УЧИТЕЛЬ: Правильно. В корпусе термометра есть шкала, на ней нанесены деления и числа, а в трубочке подкрашенная жидкость или ртуть.
(На доску рядом с моделью термометра вывешиваются таблички с названиями частей термометра).
Середина шкалы – это нуль. Отсюда начинается отсчёт температуры. Значения выше нуля записываются со знаком плюс + 10⁰, значения ниже нуля записываются со знаком минус - 10⁰. Читать такую температуру можно по-разному.
Формулировка нового знания: Конец столбика жидкости в трубке указывает на число градусов.
Виды термометров.
УЧИТЕЛЬ: Посмотрите на этот термометр. Что видите?
ДЕТИ: На нем нет значений ниже нуля.
УЧИТЕЛЬ: Это термометр для измерения температуры воды. Почему на нем нет значений ниже нуля?
ДЕТИ: Потому что, наверное, вода замерзает.
УЧИТЕЛЬ: А теперь давайте рассмотрим мамин термометр, которым она измеряет вам температуру. Чем он отличается?
ДЕТИ: Значения начинаются с 34 и заканчиваются 41. А еще значение 37 красным цветом выделено. И жидкость странная.
УЧИТЕЛЬ: Это термометр для тела. В нем вместо жидкости использована ртуть. У живого человека температура не может быть ниже 35 градусов и выше 41.
2) Инсценирование стихотворения С. Михалкова «Тридцать шесть и пять».
У меня опять: Тридцать шесть и пять!
Озабоченно и хмуро я на градусник смотрю:
Где моя температура? Почему я не горю?
Почему я не больной? Я здоровый! Что со мной?
У меня опять: Тридцать шесть и пять!
Живот потрогал – не болит! Чихаю – не чихается!
И кашля нет! И общий вид такой, как полагается!
И завтра ровно к девяти придётся в школу мне идти
И до обеда там сидеть – читать, писать и даже петь!
И у доски стоять, молчать, не зная, что же отвечать…
У меня опять: Тридцать шесть и пять!
Я быстро градусник беру и меж ладоней долго тру,
Я на него дышу, дышу и про себя прошу, прошу:
«Родная, миленькая ртуть! Ну, поднимись ещё чуть – чуть!
Ну, поднимись хоть не совсем –
Остановись на «тридцать семь»!»
Прекрасно! Тридцать семь и два! Уже кружиться голова!
Пылают щёки (от стыда!)…
Ты нездоров, мой мальчик? Да…
Я опять лежу в постели –
Не велели мне вставать.
А у меня на самом деле – Тридцать шесть и пять!
УЧИТЕЛЬ: Какая температура у здорового человека считается нормальной? А если человек заболел? Вот почему она выделена на шкале красным цветом.
Формулировка нового знания: Разными термометрами измеряют температуру воздуха, воды, почвы, тела человека.
Практическая работа: «Принцип работы термометра»
УЧИТЕЛЬ: Я предлагаю провести опыт. И посмотреть, как там все происходит.
Дети делятся на группы и производят опыт по нагреванию термометра горячей водой.
Все внимательно всматриваются.
УЧИТЕЛЬ: Почему столбик термометра поднимается вверх?
ДЕТИ: Может ее что-то толкает, может ей становится жарко и она убегает и т.д.
УЧИТЕЛЬ: Понятно. Кто думает иначе?
При нагревании все вещества расширяются. Цветная жидкость выходит из резервуара в трубочку, и столбик её удлиняется. На этом основана работа термометра.
УЧИТЕЛЬ: А почему жидкость перестает ползти?
ДЕТИ: Потому что настолько нагрелась.
УЧИТЕЛЬ: Верно ребята. Жидкость в термометре поднялась выше значения нуль, потому что вода была теплая. Так же определяется и температура воздуха.
УЧИТЕЛЬ: Я предлагаю провести ещё один опыт. Вот здесь, в стакане вода из-под крана. Поставьте термометр. Посмотрим, что будет.
ДЕТИ: ОЙ! Жидкость поползла вниз! Опустилась ниже нуля.
УЧИТЕЛЬ: Можно сказать, что она упала? В каком значении применим это слово «упала»?
ДЕТИ: опустилась вниз.
Формулировка нового знания. Чем выше поднялась подкрашенная жидкость в термометре – тем теплее воздух, горячее вода. Если температура ниже нуля – значит воздух холодный.
Физкультминутка
Поработали мы дружно,
Отдохнуть немного нужно.
Выполняются упражнения релаксирующего характера под музыку песни «У природы нет плохой погоды»