способствовать формированию и развитию интереса учащихся к предмету;
способствовать овладению учащимися всеми видами памяти;
способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.
Воспитательные цели:
способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых качеств личности;
способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям.
Профориентационные цели:
обобщать у учащихся знания о сфере трудовой деятельности;
развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности;
воспитывать уважение к работающему человеку.
Методическое оснащение урока:
Материальное оснащение урока
- кабинет вычислительной техники
Дидактическое обеспечение:
- учебник;
- учебный элемент;
- электронная презентация учебного элемента;
- таблицы;
- материалы для контроля знаний:
задания;
тест.
Методы обучения: беседа, объяснение, иллюстрация, практическая работа (упражнения)
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
письменный фронтальный, устный индивидуальный
Тип урока: комбинированный
Б). Ход урока
1. Организационный момент:
- приветствие;
- проверка явки учащихся;
- заполнение учителем классного журнала;
- настрой учащихся на работу;
- доведение до учащихся плана урока.
2. Проверка выполнения учащимися домашнего задания
Программированный опрос по теме «Роль экспериментальных исследований»
1). Инновационная деятельность предприятия, фирмы в условиях конкуренции не может существовать без эксперимента.
2). Экспериментальные исследования не могут быть направлены на решение конкретной проблемы.
3). Путем исследовательского поиска не решить проблему проектирования.
4).Результаты эксперимента имеют практическую значимость для предприятия.
5). Результаты эксперимента имеют только теоретическую значимость.
6). Результаты эксперимента не могут иметь познавательную значимость.
7). Деятельность предприятия может существовать без экспериментальных научных исследований.
8). В результате исследовательской деятельности формируется познавательная компетенция.
9). В результате исследовательской деятельности формируется коммуникативная компетенция.
10). В результате исследовательской деятельности формируется информационная компетенция.
3. Актуализация знаний учащихся:
- Что такое информация? (Все, что получаем из окружающего мира).
- Что называется информационным процессом? (действия, которые выполняем над информацией)
- Перечислите действия возможные действия над информацией. (Процесс сбора, хранения, поиска, обработки, кодирования и передачи).
- Что составляет основу современного информационного обеспечения? (технологические достижения:
Развитие средств связи, обеспечивающих передачу информации;
Развитие техники, которая дает возможность хранить, обрабатывать, отображать, копировать, размножать информацию;
Появление новой среды накопления информации;
Возможность автоматизировать обработку информации с помощью компьютера).
- Что включает информационная деятельность человека?
(Сбор, обработка, передача, хранение информации, поиск, защита информации).
- Каким образом человек получает информацию? (Мы получаем информацию с помощью наших органов чувств из окружающего мира, посредством разговорного языка от других людей или из книг, добывая в процессе деятельности.)
- Как может быть представлена информация? (Форма представления информации очень важна при ее передачи, это могут быть тексты, символы, графики, музыка. Независимо от формы представления и способа передачи информации, она всегда передается с помощью какого-то языка).
- Для чего нужно хранить информацию? (Чтобы информация была доступна многим людям, ее необходимо хранить.
Для хранения информации используются самые различные материалы – носители информации)
4. Изложение нового материала:
В современных экономических условиях и условиях жесткой конкуренции эффективная проектная работа возможна только в том случае, если предлагаемые продукция и услуги окажутся наиболее привлекательными для заказчика. В первую очередь это обеспечивается:
Высоким техническим качеством проектов, современными техническими решениями, обоснованностью и квалифицированностью проектных проработок.
Максимально сжатыми сроками проектирования.
Гибкой реакцией на изменяющиеся требования заказчика, оперативным внесением в проект необходимых изменений и корректировок.
Выдачей проектной документации в более привлекательном для заказчика виде, удобном для работы, хранения, тиражирования.
Проект – коммуникативный документ, по которому надо понять позицию, аргументацию предлагаемых решений. Проект может быть изложен на электронных или бумажных носителях, это интеллектуальный продукт разработчика (ов).
Эти требования делают объективно необходимым активное применение в проектной деятельности современных информационных технологий.
Поставленная задача определяет высокий уровень технического содержания проектов. В первую очередь сюда следует отнести:
Использование современных программных средств.
Выполнение проектной документации в цифровом формате (графика).
Создание математических моделей технологических систем, на которых выполнялись проектные расчеты и которые могут быть использованы при эксплуатации запроектированных объектов.
Формирование баз данных по примененному в проекте оборудованию.
Создание технической базы для применения современных программных средств при проектировании, включающей современные компьютеры, высокоскоростную локальную компьютерную сеть с управляющими серверами, серверы накопления, обмена, хранения информации (справочной, нормативной, текущей, архивной и т.п.), быстродействующие устройства ввода и вывода информации, соответствующее системное программное обеспечение.
Организация эффективного информационного обеспечения процесса проектирования.
Эффективное управление процессом проектирования с использованием имеющихся технических, программных и информационных ресурсов.
Обучение проектировщиков методам и средствам компьютерного проектирования, новым информационным технологиям, возможностям применяемого и перспективного технического и программного обеспечения, методическое обеспечение дальнейшего развития информационных технологий.
Создание единого информационного пространства проектной деятельности, единой программной среды, соответствующей видам и объемам разрабатываемой и используемой информации.
Процесс проектирования представляет собой достаточно сложную систему с большим числом участников, множеством информации.
Проектирование начинается с анализа и подготовки исходной информации - материалы заказчика, архивные материалы и т.п. - текстовые материалы, таблицы, схемы, а также материалы инженерных изысканий. Для того, чтобы дальнейшее технологическое проектирование выполнялось на основе информационных технологий, в настоящее время все входящие материалы переводятся в электронный вид (Word, Excel).
Традиционно над проектом последовательно работают специалисты различных направлений. Эта последовательность определяется технологией проектирования.
Проектирование – неотъемлимая составляющая любой сферы деятельности людей: технической, социальной, экономической, военной, педагогической, художественной или другой.
Владение информационными технологиями, умение применять их в своей деятельности – составная часть профессиональной культуры специалиста любого профиля. При проектировании необходимо знать историю, иметь представление об основах конструирования, о механизмах передачи и преобразования движения, деталях машин, об инженерной графике, приводах машин, источниках электропитания, об основах электротехники и автоматике и многое другое. Если пректировщик взялся за проектирование объектов, то ему понадобятся знания инженерной психологии, промышленной социологии, а на столе будет обязательно информация по композиции, колористике, рекламе, бизнесу, маркетингу, художественному конструированию и многое другое.
Основу современного информационного обеспечения составляют технологические достижения:
Развитие средств связи, обеспечивающих передачу информации;
Развитие техники, которая дает возможность хранить, обрабатывать, отображать, копировать, размножать информацию;
Появление новой среды накопления информации;
Возможность автоматизировать обработку информации с помощью компьютера.
Информационная деятельность человека включает:
Сбор информации;
Обработка информации;
Передача информации;
Хранение информации;
Поиск информации;
Защита информации.
Процесс сбора, хранения, поиска, обработки, кодирования и передачи информации называется информационным процессом.
Основой информационного процесса в человеческом обществе являются коммуникации. Люди – самый важный объект в коммуникации.
Коммуникационная среда – это совокупность условий обмена информацией.
ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ
Восприятие информации с помощью технических устройств – измерительных приборов, у которых есть датчики (весы, термометр, барометр и др.)
Восприятие информации с помощью органов чувств:
зрение, вкус, слух обоняние, осязание.
СБОР ИНФОРМАЦИИ
Мы получаем информацию с помощью наших органов чувств из окружающего мира, посредством разговорного языка от других людей или из книг, добывая в процессе деятельности.
Информация для человека – сведения о чем-то или о ком-то.
Мы получаем ее из различных источников.
Человеческое общество по мере своего развития исследовало окружающий мир, накапливая о нем информацию. Знания об окружающем мире и о самом себе позволяют человеку лучше приспособиться к жизни.
Одна и та же информация может быть представлена различными способами.
Информация играет в жизни людей огромную роль.
Информация – основной ресурс современного мира. Эффективность многих решений зависит от полноты, достоверности и оперативности получаемой информации. Жизненно важно научится правильно с ней работать и использовать инструменты для этой работы.
Собранная человечеством и хранящаяся в книгах информация называется сведениями. Читая книги, мы извлекаем из них информацию. Извлеченная информация обрабатывается и сохраняется в головном мозге человека и становится его знаниями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
способствовать формированию и развитию интереса учащихся к предмету;
способствовать овладению учащимися всеми видами памяти;
способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.
Воспитательные цели:
способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых качеств личности;
способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям.
Профориентационные цели:
обобщать у учащихся знания о сфере трудовой деятельности;
развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности;
воспитывать уважение к работающему человеку.
Методическое оснащение урока:
Материальное оснащение урока
- кабинет вычислительной техники
Дидактическое обеспечение:
- учебник;
- учебный элемент;
- электронная презентация учебного элемента;
- таблицы;
- материалы для контроля знаний:
задания;
тест.
Методы обучения: беседа, объяснение, иллюстрация, практическая работа (упражнения)
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
письменный фронтальный, устный индивидуальный
Тип урока: комбинированный
Б). Ход урока
1. Организационный момент:
- приветствие;
- проверка явки учащихся;
- заполнение учителем классного журнала;
- настрой учащихся на работу;
- доведение до учащихся плана урока.
2. Проверка выполнения учащимися домашнего задания
Программированный опрос по теме «Роль экспериментальных исследований»
1). Инновационная деятельность предприятия, фирмы в условиях конкуренции не может существовать без эксперимента.
2). Экспериментальные исследования не могут быть направлены на решение конкретной проблемы.
3). Путем исследовательского поиска не решить проблему проектирования.
4).Результаты эксперимента имеют практическую значимость для предприятия.
5). Результаты эксперимента имеют только теоретическую значимость.
6). Результаты эксперимента не могут иметь познавательную значимость.
7). Деятельность предприятия может существовать без экспериментальных научных исследований.
8). В результате исследовательской деятельности формируется познавательная компетенция.
9). В результате исследовательской деятельности формируется коммуникативная компетенция.
10). В результате исследовательской деятельности формируется информационная компетенция.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Да
+
+
+
нет
+
+
+
+
+
+
+
3. Актуализация знаний учащихся:
- Что такое информация? (Все, что получаем из окружающего мира).
- Что называется информационным процессом? (действия, которые выполняем над информацией)
- Перечислите действия возможные действия над информацией. (Процесс сбора, хранения, поиска, обработки, кодирования и передачи).
- Что составляет основу современного информационного обеспечения? (технологические достижения:
Развитие средств связи, обеспечивающих передачу информации;
Развитие техники, которая дает возможность хранить, обрабатывать, отображать, копировать, размножать информацию;
Появление новой среды накопления информации;
Возможность автоматизировать обработку информации с помощью компьютера).
- Что включает информационная деятельность человека?
(Сбор, обработка, передача, хранение информации, поиск, защита информации).
- Каким образом человек получает информацию? (Мы получаем информацию с помощью наших органов чувств из окружающего мира, посредством разговорного языка от других людей или из книг, добывая в процессе деятельности.)
- Как может быть представлена информация? (Форма представления информации очень важна при ее передачи, это могут быть тексты, символы, графики, музыка. Независимо от формы представления и способа передачи информации, она всегда передается с помощью какого-то языка).
- Для чего нужно хранить информацию? (Чтобы информация была доступна многим людям, ее необходимо хранить.
Для хранения информации используются самые различные материалы – носители информации).
4. Изложение нового материала:
В современных экономических условиях и условиях жесткой конкуренции эффективная проектная работа возможна только в том случае, если предлагаемые продукция и услуги окажутся наиболее привлекательными для заказчика. В первую очередь это обеспечивается:
Высоким техническим качеством проектов, современными техническими решениями, обоснованностью и квалифицированностью проектных проработок.
Максимально сжатыми сроками проектирования.
Гибкой реакцией на изменяющиеся требования заказчика, оперативным внесением в проект необходимых изменений и корректировок.
Выдачей проектной документации в более привлекательном для заказчика виде, удобном для работы, хранения, тиражирования.
Проект – коммуникативный документ, по которому надо понять позицию, аргументацию предлагаемых решений. Проект может быть изложен на электронных или бумажных носителях, это интеллектуальный продукт разработчика (ов).
Эти требования делают объективно необходимым активное применение в проектной деятельности современных информационных технологий.
Поставленная задача определяет высокий уровень технического содержания проектов. В первую очередь сюда следует отнести:
Использование современных программных средств.
Выполнение проектной документации в цифровом формате (графика).
Создание математических моделей технологических систем, на которых выполнялись проектные расчеты и которые могут быть использованы при эксплуатации запроектированных объектов.
Формирование баз данных по примененному в проекте оборудованию.
Создание технической базы для применения современных программных средств при проектировании, включающей современные компьютеры, высокоскоростную локальную компьютерную сеть с управляющими серверами, серверы накопления, обмена, хранения информации (справочной, нормативной, текущей, архивной и т.п.), быстродействующие устройства ввода и вывода информации, соответствующее системное программное обеспечение.
Организация эффективного информационного обеспечения процесса проектирования.
Эффективное управление процессом проектирования с использованием имеющихся технических, программных и информационных ресурсов.
Обучение проектировщиков методам и средствам компьютерного проектирования, новым информационным технологиям, возможностям применяемого и перспективного технического и программного обеспечения, методическое обеспечение дальнейшего развития информационных технологий.
Создание единого информационного пространства проектной деятельности, единой программной среды, соответствующей видам и объемам разрабатываемой и используемой информации.
Процесс проектирования представляет собой достаточно сложную систему с большим числом участников, множеством информации.
Проектирование начинается с анализа и подготовки исходной информации - материалы заказчика, архивные материалы и т.п. - текстовые материалы, таблицы, схемы, а также материалы инженерных изысканий. Для того, чтобы дальнейшее технологическое проектирование выполнялось на основе информационных технологий, в настоящее время все входящие материалы переводятся в электронный вид (Word, Excel).
Традиционно над проектом последовательно работают специалисты различных направлений. Эта последовательность определяется технологией проектирования.
Проектирование – неотъемлимая составляющая любой сферы деятельности людей: технической, социальной, экономической, военной, педагогической, художественной или другой.
Владение информационными технологиями, умение применять их в своей деятельности – составная часть профессиональной культуры специалиста любого профиля. При проектировании необходимо знать историю, иметь представление об основах конструирования, о механизмах передачи и преобразования движения, деталях машин, об инженерной графике, приводах машин, источниках электропитания, об основах электротехники и автоматике и многое другое. Если пректировщик взялся за проектирование объектов, то ему понадобятся знания инженерной психологии, промышленной социологии, а на столе будет обязательно информация по композиции, колористике, рекламе, бизнесу, маркетингу, художественному конструированию и многое другое.
Основу современного информационного обеспечения составляют технологические достижения:
Развитие средств связи, обеспечивающих передачу информации;
Развитие техники, которая дает возможность хранить, обрабатывать, отображать, копировать, размножать информацию;
Появление новой среды накопления информации;
Возможность автоматизировать обработку информации с помощью компьютера.
Информационная деятельность человека включает:
Сбор информации;
Обработка информации;
Передача информации;
Хранение информации;
Поиск информации;
Защита информации.
Процесс сбора, хранения, поиска, обработки, кодирования и передачи информации называется информационным процессом.
Основой информационного процесса в человеческом обществе являются коммуникации. Люди – самый важный объект в коммуникации.
Коммуникационная среда – это совокупность условий обмена информацией.
ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ
Восприятие информации с помощью технических устройств – измерительных приборов, у которых есть датчики (весы, термометр, барометр и др.)
Восприятие информации с помощью органов чувств:
зрение, вкус, слух обоняние, осязание.
СБОР ИНФОРМАЦИИ
Мы получаем информацию с помощью наших органов чувств из окружающего мира, посредством разговорного языка от других людей или из книг, добывая в процессе деятельности.
Информация для человека – сведения о чем-то или о ком-то.
Мы получаем ее из различных источников.
Человеческое общество по мере своего развития исследовало окружающий мир, накапливая о нем информацию. Знания об окружающем мире и о самом себе позволяют человеку лучше приспособиться к жизни.
Одна и та же информация может быть представлена различными способами.
Информация играет в жизни людей огромную роль.
Информация – основной ресурс современного мира. Эффективность многих решений зависит от полноты, достоверности и оперативности получаемой информации. Жизненно важно научится правильно с ней работать и использовать инструменты для этой работы.
Собранная человечеством и хранящаяся в книгах информация называется сведениями. Читая книги, мы извлекаем из них информацию. Извлеченная информация обрабатывается и сохраняется в головном мозге человека и становится его знаниями.
ВИДЫ ИНФОРМАЦИИ И ЕЕ СВОЙСТВА
Генетическая;
Геологическая;
Синоптическая;
Ложная (дезинформация);
Полная;
Экономическая;
Техническая и т.д. Это далеко не все виды информации.
Для того, чтобы классификация по видам была полезной, она должна быть основана на некоторой системе. Обычно при классификации используется то или иное свойство или может быть набор свойств.
Внутренние свойства – это свойства, органически присущие объекту. Они обычно «скрыты» от изучающего объект и проявляют себя косвенным образом при взаимодействии данного объекта с другими.
Внешние свойства – это свойства, характеризующие поведение объекта при взаимодействии с другими объектами.
Свойства информации, от которых часто зависит жизнь и здоровье людей, экономическое развитие общества:
Качество информации – обобщенная положительная характеристика, отражающая степень ее полезности для пользователя.
Показатель качества – одно из важных положительных свойств информации (с позиции потребителя). Любое отрицательное свойство может быть заменено обратным ему. Положительным.
Релевантность – способность информации соответствовать нуждам (запросам) потребителя.
Полнота – свойство информации исчерпывающе (для данного потребителя) характеризовать отображаемый объект и / или процесс.
Своевременность – способность информации соответствовать нуждам потребителя в нужный момент времени.
Достоверность – свойство информации не иметь скрытых ошибок.
Доступность – свойство информации, характеризующее возможность ее получения данным потребителем.
Защищенность – свойство, характеризующее невозможность несанкционированного использования или изменения.
Эргономичность – свойство, характеризующее удобство формы или объема информации с точки зрения данного потребителя.
Адекватность – свойство информации однозначно соответствовать отображаемому объекту или явлению. Адекватность оказывается для потребителя внутренним свойством информации, проявляющем себя через релевантность и достоверность.
Среди внутренних свойств информации важнейшими являются объем (количество) информации и ее внутренняя организация, структура.
Особым способом организованная информация – знания. Знания представляют собой информацию не о каком-то единичном и конкретном факте, а о том, как устроены все факты определенного типа.
Управление информацией позволяет человеку правильно организовать производство и отношения между людьми.
В деятельности человека огромную роль играют компьютерные технологии. Они представляют необходимый сервис в виде пакетов офисных приложений.
На всех этапах проектирования постоянно нужна информационная
поддержка.
Энциклопедии Выставки
Справочники Ярмарки
Популярные издания Музеи
Специальные издания Кино
Каталоги Общение со специалистами
Журналы Экспериментальные данные
Проспекты INTERNET
Результаты моделирования Телевидение
Данные источники информации позволяют определить цель проектирования, представить «банк» современных и перспективных конструкционных материалов с их техническими свойствами.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ
Информацию можно представить в различной форме:
Знаковой письменной, состоящей из различных знаков:
- символьную в виде текста,
- чисел,
- специальных символов,
- графическую;
- табличную;
В виде жестов или сигналов;
Устной словесной
Форма представления информации очень важна при ее передачи (это могут быть тексты, символы, графики, музыка). Независимо от формы представления и способа передачи информации, она всегда передается с помощью какого-то языка.
Основу любого языка составляет алфавит – конечный набор знаков (символов) любой природы, из которых формируется сообщение. Языки делятся на естественные (разговорные) и формальные.
О
Входная
информация
Выходная информация
БРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ
Ручная обработка
К
Выходная информация
омпьютерная обработка
И
Входная информация
нформация, получаемая извне – входная.
Результат деятельности человека или компьютера – выходная информация.
О б р а б о т к а и н ф о р м а ц и и
В ручную
С помощью компьютера
С помощью приспособлений
ХРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ
Человеческий разум – самый совершенный инструмент познания мира.
Чтобы информация была доступна многим людям, ее необходимо хранить.
Для хранения информации используются самые различные материалы – носители информации:
1. Память человека – информация одного человека;
2. Бумага – твердая копия;
3. Фото- и кинопленка;
4. Магнитная аудио- и видеолента, магнитные и оптические диски – электронная копия.
КОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ
С появлением языка, а затем и знаковых систем расширились возможности общения между людьми. Представление информации с помощью какого-либо языка называют кодированием. Одну и ту же информацию можно представить с помощью различных кодов. Например, запись разговора можно зафиксировать посредством русских букв или специальных стенографических значков. Люди всегда искали способы быстрого обмена сообщениями. По мере развития техники появились разные способы кодирования информации. Уникальный и простой способ представления информации с помощью языка, содержащего всего два символа алфавита – 1 и 0, широко используется в технических устройствах, в том числе и в компьютере.
Единицы измерения объема информации
Название
Условное обозначение
Соотношение с другими единицами
Бит
Бит
Килобит
Кбит
1 Кбит=1024бит
Мегабит
Мбит
1 Мбит=1024Кбит
Гигабит
Гбит
1 Гбит=1024Мбит
Байт
Б
1байт=8бит
Килобайт
Кбайт (Кб)
1 Кб=1024б
Мегабайт
Мбайт (Мб)
1Мб=1024Кб
Гигабайт
Гбайт (Гб)
1Гб=1024Мб
При международном обмене информацией используется кодировка ASCII (американский стандартный код для обмена информацией) она включает в себя 128 символов: прописные и строчные латинские буквы, цифры и знаки препинания, некоторые служебные символы.
Для кодировки букв русского алфавита используется кодовая таблица КОИ-8 (код обмена информацией)
ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ
В процессе передачи или обмене информацией существует ее источник и получатель, т.е. источник информации и приемник информации. Информация передается по каналам связи с помощью сигналов: механических, тепловых, электрических и др.
Т. о. для обмена информацией необходимо существование системы, состоящей из источника информации и приемника информации:
ЧЕЛОВЕК – КОМПЬЮТЕР: человек – источник, компьютер – приемник, электричество – носитель, канал передачи – провода.
КОМПЬЮТЕР - ЧЕЛОВЕК: компьютер – источник, человек – приемник, канал передачи – монитор, носитель - изображение на экране.
ПОИСК ИНФОРМАЦИИ
Для поиска информации нужно время. Фактор времени важен для современного человека.
Чтобы упростить поиск информацию ее необходимо упорядочить, например в книге – оглавление, в библиотеке – каталоги, в школе – расписание, в компьютере – папки и файлы и т.д.
ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ
Информация может быть разного содержания: государственная, военная, медицинская, коммерческая, личная и др. И к каждой информации должен быть ограничен доступ, поэтому она должна быть защищена и должен быть контроль доступа к информации и шифры доступа.
Способы защиты:
Безопасность зданий, где хранится секретная информация;
Контроль доступа к секретной информации с помощью пароля, пропуска, идентификации личности по отпечаткам пальцев, голосу, личной подписи;
Разграничение доступа, которое заключается в разделении информации на части и организации доступа к ней людей в зависимости от полномочий;
Дублирование каналов связи и подключение резервных устройств; в случае неисправности действующих систем происходит переключение на резервную систему и запасной канал связи;
Криптографические преобразования информации с помощью шифров.
Самый простой пример шифрования, когда номер буквы шифровального текста в алфавите получается с помощью сложения номера буквы текста в алфавите и номера буквы ключа в алфавите.
Зашифруем слово «информация», ключ шифра слово «урок». Схема шифрования заключается в следующем. Поставить под буквами слова буквы ключа. Записать под каждой буквой ее номер в алфавите и сложить их. Если сумма равна или больше 33. то вычесть 32. Числа надо заменить на буквы, и результат шифрования готов. При шифровании фразы пробелы шифруются кодом 0.
Текст
И
Н
Ф
О
Р
М
А
Ц
И
Я
9
14
21
15
17
13
1
23
9
32
Ключ
У
Р
О
К
У
Р
О
К
У
Р
20
17
15
11
20
17
15
11
20
17
Шифровальный текст
29
31
36
ЗАМЕНА
36-32=4
26
37
ЗАМЕНА
37-32=5
30
16
34
ЗАМЕНА
34-32=2
29
49
ЗАМЕНА
49-32=17
Ъ
Ю
Г
Ш
Д
Э
П
Б
Ъ
Р
Закрепление знаний учащихся:
Закодировать текст в коде ASCII
Текст
APPLE
Десятичный код
6580807669
Двоичный код
0100000101010000010100000100100010000101
Декодировать текст с помощью кодовой таблицы КОИ-8, заменяя трехзначный код на символ
Десятичный код
240207208217212203193322061973220821721220319346
Текст
Попытка непытка.
Тест
Укажите правильный порядок возрастания единиц измерения объема информации:
А) бит, байт, гигабайт, килобайт;
Б) байт, мегабайт, килобайт, гигабайт;
В) байт, килобайт, мегабайт, гигабайт;
Г) байт, килобайт, гигабайт, мегабайт.
2. Перевод текста с одного языка на другой является процессом:
А) хранение информации;
Б) передача информации;
В) обмен информацией;
Г) обработка информации.
3. Сообщение «ИНФОРМАТИКА» имеет информационный объем:
А) 11 бит;
Б) 88 бит;
В) 88 байт;
Г) 1,3 байт.
4. Самым предпочтительным носителем информации на современном этапе является:
А) лазерный компакт-диск;
Б) бумага;
В) дискета;
Г) средства видеозаписи.
5. Основу современного информационного обеспечения не составляют:
А) развитие средств связи;
Б) современная организация офиса;
В) возможность автоматизировать обработку информации;
Г) развитие техники для обработки информации.
6. Процесс коммуникации предполагает:
А) наличие двух и более людей;
Б) наличие средств хранения информации;
В) наличие источника, приемника информации и канала связи между ними;
Г) наличие двухсторонней связи.
Физкультминутка:
После того как мы читали и писали, необходимо сделать гимнастику для глаз, смотри приложение 4.
Т.к. во время урока мы долго сидели за столом, то для того чтобы почувствовать себя бодрее, сделаем несколько упражнений, не ставая со стула, смотри приложение 5.
Практическая работа по теме «информационное обеспечение процесса проектирования»:
(При выполнении заданий практической работы необходимо использовать приложения)
ЗАДАНИЕ №1
Дешифровать слово «ЖЦДЩВЪЭОЪР» с помощью ключа шифра «урок» (алфавит в приложении 1)
ЗАДАНИЕ №2
На стандартно оформленной машинописной странице должно быть 30 строк по 60 символов в каждой. Определите информационный объем страницы в битах и Кбайтах. Объем информации, содержащийся в одном символе равен 1 байту.
ЗАДАНИЕ № 3
Определить какое из действий не относится к информационному процессу:
Используя таблицу кодов КОИ-8 закодировать фамилию, имя, отчество (приложение 3)
Уборка рабочих мест:
Подведение итогов урока учителем:
- сообщение учителем о достижении цели урока;
- объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке, выставление отметок в классный журнал и в дневник учащихся;
- сообщение о теме следующего урока;
- задание учащимся на подготовку к следующему уроку.
Лист ответов
Задание №1
ТЕХНОЛОГИЯ
Задание №2
14400 бита 1,75 Кбайта
Задание №3
А) выдача Б) передача
Задание №4
01000100
01001011
01010010
01010011
Задание №5
686976698469
Задание №6
0100110101000001010101010101001101000101
Задание №7
Век живи, век учись.
Задание №8
Время не ждет.
Ответы к тесту:
1
2
3
4
5
6
А
+
+
Б
+
В
+
+
Г
+
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Порядок букв в алфавите
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
ь
ы
Ъ
Э
Ю
Я
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Здесь приведена часть кодовой таблицыASCII.
Символ
Десятичный код
Двоичный код
Пробел
32
00100000
Запятая
44
00101100
Точка
45
00101110
A
65
01000001
B
66
01000010
C
67
01000011
D
68
E
69
01000101
F
70
01000110
G
71
01000111
H
72
01001000
I
73
01001001
J
74
01001010
K
75
L
76
01001100
M
77
01001101
N
78
01001110
O
79
01001111
P
80
01010000
Q
81
01010001
R
82
S
83
T
84
01010100
U
85
01010101
V
86
01010110
W
87
01010111
X
88
01011000
Y
89
01011001
Z
90
01011010
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Ниже приводится фрагмент кодовой таблицы КОИ-8
Символ
(прописные буквы)
Десятичный код
Двоичный код
Символ
(строчные буквы)
Десятичный код
Двоичный код
Ю
192
11000000
Ю
224
11100000
А
193
11000001
А
225
11100001
Б
194
11000010
Б
226
11100010
Ц
195
11000011
Ц
227
11100011
Д
196
11000100
Д
228
11100100
Е
197
11000101
Е
229
11100101
Ф
198
11000110
Ф
230
11100110
Г
199
11000111
Г
231
11100111
Х
200
11001000
Х
232
11101000
И
201
11001001
И
233
11101001
Й
202
11001010
Й
234
11101010
К
203
11001011
К
235
11101011
Л
204
11001100
Л
236
11101100
М
205
11001101
М
237
11101101
Н
206
11001110
Н
238
11101110
О
207
11001111
О
239
11101111
П
208
11010000
П
240
11110000
Я
209
11010001
Я
241
11110001
Р
210
11010010
Р
242
11110010
С
211
11010011
С
243
11110011
Т
212
11010100
Т
244
11110100
У
213
11010101
У
245
11110101
Ж
214
11010110
Ж
246
11110110
В
215
11010111
В
247
11110111
Ь
216
11011000
Ь
248
11111000
Ы
217
11011001
Ы
249
11111001
З
218
11011010
З
250
11111010
Ш
219
11011011
Ш
251
11111011
Э
220
11011100
Э
252
11111100
Щ
221
11011101
Щ
253
11111101
Ч
222
11011110
Ч
254
11111110
Ъ
223
11011111
Ъ
255
11111111
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Гимнастика для глаз
поморгай глазами (30 секунд)
посмотри неподвижно в одну точку (30 секунд)
посмотри вверх и быстро переведи глаза вниз, в стороны
переведи взгляд вверх, вниз, опять вверх, вниз. Отдохни и повтори еще раз
упражнение для снижения утомления при длительной работе на близком расстоянии (чтении, письме). Выполняется стоя. Смотреть перед собой 2-3 секунды, затем, держа перед глазами на расстоянии 25-30 сантиметров указательный палец правой руки, смотреть на его конец 3-4 секунды. Опустить руку. Повторить упражнение 10-12 раз.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Если вы устали
Все упражнения выполняются, не ставая со стула.
сядьте спиной к столу. Обопритесь на него кистями рук и приподнимитесь, вынося таз вперед. В этом положении задержитесь на 10 секунд. Повторить пять раз.
разведите руки в стороны и согните их в локтях. Энергично отведите локти назад. Повторить 10 раз.
руки согнуты в локтях, кисти лежат на затылке. Поворот туловища вправо-влево, по пять раз в каждую сторону.
руки разведены в стороны на высоте плеч, ладони вверх. Сведите лопатки, затем поднимите руки над головой, задержите их в таком положении на 10 секунд. Повторить пять раз.
руки согнуты в локтях, пальцы касаются плеч. Локти описывают широкие круги назад. Повторить 10 раз.
Упражнение для пальцев. Сомкните раздвинутые пальцы правой и левой рук. С силой , не сдвигая кончиков пальцев, сдавите руки. Кисти рук расслаблены, пальцы имитируют игру на фортепиано – всего несколько секунд. Затем еще несколько секунд встряхивайте руками, словно хотите стряхнуть с них капельки воды. Повторить 20 раз.
Список литературы:
1. Под редакцией В.Д. Симоненко Технология учебник для учащихся 10 класса Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2005
2. . Под редакцией В.Д. Симоненко Технология учебник для учащихся 11 класса Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2005
Под редакцией профессора Н.В.Макаровой Информатика 10-11 класс Питер Москва Санкт-Петербург-Нижний Новгород-Воронеж-Ростов-на-Дону-Екатеринбург-Самара-Киев-Харьков-Минск 2003
В. А. Острейковский Информатика Москва «Высшая школа» 2000
Л. Босова Информатика учебник для 11 класса Москва БИНОМ. Лаборатория знаний 2005
Волгоградский государственный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
План урока
По теме «Информационное обеспечение процесса проектирования»