kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Информация. Информационные процессы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема

Информация. Информационные процессы

А). Дидактическое обоснование урока

Цели урока:

  1. Образовательные цели:
    1. способствовать формированию и развитию умений и навыков работы с информацией;
    2. способствовать запоминанию основных терминов;
    3. способствовать запоминанию цифрового материала, как основного ориентира для понимания количественных  и качественных характеристик информации;
    4. способствовать осознанию основного технологического материала;
    5. способствовать формированию представлений о видах деятельности с информацией.
  2. Развивающие цели:
    1. способствовать овладению способами мыслительной деятельности;
    2. способствовать формированию и развитию интереса учащихся к предмету;
    3. способствовать овладению учащимися всеми видами памяти;
    4. способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.
  3. Воспитательные цели:
    1. способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых качеств личности;
    2. способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям.
  4. Профориентационные цели:
    1. обобщать у учащихся знания о сфере трудовой деятельности;
    2. развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности;
    3. воспитывать уважение к работающему человеку.

 

Методическое оснащение урока:

  1. Материальное оснащение урока

- кабинет вычислительной техники

  1. Дидактическое обеспечение:

- учебник;

- учебный элемент;

- электронная презентация учебного элемента;

- таблицы;

- материалы для контроля знаний:

  • задания;
  • тест.

 

Методы обучения: беседа, объяснение,  иллюстрация, практическая работа (упражнения)

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

письменный фронтальный, устный индивидуальный

Тип урока: комбинированный

Б). Ход урока

1. Организационный момент:

- приветствие;

- проверка явки учащихся;

- заполнение учителем классного журнала;

- настрой учащихся на работу;

- доведение до учащихся плана урока.

2. Проверка выполнения учащимися домашнего задания

Программированный опрос по теме «Роль экспериментальных исследований»

1). Инновационная деятельность предприятия, фирмы в условиях конкуренции не может существовать без эксперимента.

2). Экспериментальные исследования не могут быть направлены на решение конкретной проблемы.

3). Путем исследовательского поиска не решить проблему проектирования.

4).Результаты эксперимента имеют практическую значимость для предприятия.

5). Результаты эксперимента имеют только теоретическую значимость.

6). Результаты эксперимента не могут иметь познавательную значимость.

7). Деятельность предприятия может существовать без экспериментальных научных исследований.

8). В результате исследовательской деятельности формируется познавательная компетенция.

9). В результате исследовательской деятельности формируется коммуникативная компетенция.

10). В результате исследовательской деятельности формируется информационная компетенция.

3. Актуализация знаний учащихся:

- Что такое информация? (Все, что получаем из окружающего мира).

- Что называется информационным процессом? (действия, которые выполняем над информацией)

- Перечислите действия возможные действия над информацией. (Процесс сбора, хранения, поиска, обработки, кодирования и передачи).

        - Что составляет основу современного информационного обеспечения? (технологические достижения:

  • Развитие средств связи, обеспечивающих передачу информации;
  • Развитие техники, которая дает возможность хранить, обрабатывать, отображать, копировать, размножать информацию;
  • Появление новой среды накопления информации;
  • Возможность автоматизировать обработку информации с помощью компьютера).

   - Что включает информационная деятельность человека?

(Сбор, обработка, передача, хранение информации, поиск, защита информации).

       - Каким образом человек получает информацию? (Мы получаем информацию с помощью наших органов чувств из окружающего мира, посредством разговорного языка от других людей или из книг, добывая в процессе деятельности.)

       - Как может быть представлена информация? (Форма представления информации очень важна при ее передачи, это могут быть тексты, символы, графики, музыка. Независимо от формы представления и способа передачи информации, она всегда передается с помощью какого-то языка).

      - Для чего нужно хранить информацию? (Чтобы информация была доступна многим людям, ее необходимо хранить.

Для хранения информации используются самые различные материалы – носители информации)

4. Изложение нового материала:

      В современных экономических условиях и условиях жесткой конкуренции эффективная  проектная работа возможна только в том случае, если предлагаемые продукция и услуги окажутся наиболее привлекательными для заказчика. В первую очередь это обеспечивается:

  • Высоким техническим качеством проектов, современными техническими решениями, обоснованностью и квалифицированностью проектных проработок.
  • Максимально сжатыми сроками проектирования.
  • Гибкой реакцией на изменяющиеся требования заказчика, оперативным внесением в проект необходимых изменений и корректировок.
  • Выдачей проектной документации в более привлекательном для заказчика виде, удобном для работы, хранения, тиражирования.

     Проект – коммуникативный документ, по которому надо понять позицию, аргументацию предлагаемых решений. Проект может быть изложен на электронных или бумажных носителях, это интеллектуальный продукт разработчика (ов).

Эти требования делают объективно необходимым активное применение в проектной деятельности современных информационных технологий.

Поставленная задача определяет высокий уровень технического содержания проектов. В первую очередь сюда следует отнести:

  • Использование современных программных средств.
  • Выполнение проектной документации в цифровом формате (графика).
  • Создание математических моделей технологических систем, на которых выполнялись проектные расчеты и которые могут быть использованы при эксплуатации запроектированных объектов.
  • Формирование баз данных по примененному в проекте оборудованию.
  • Создание технической базы для применения современных программных средств при проектировании, включающей современные компьютеры, высокоскоростную локальную компьютерную сеть с управляющими серверами, серверы накопления, обмена, хранения информации (справочной, нормативной, текущей, архивной и т.п.), быстродействующие устройства ввода и вывода информации, соответствующее системное программное обеспечение.
  • Организация эффективного информационного обеспечения процесса проектирования.
  • Эффективное управление процессом проектирования с использованием имеющихся технических, программных и информационных ресурсов.
  • Обучение проектировщиков методам и средствам компьютерного проектирования, новым информационным технологиям, возможностям применяемого и перспективного технического и программного обеспечения, методическое обеспечение дальнейшего развития информационных технологий.
  • Создание единого информационного пространства проектной деятельности, единой программной среды, соответствующей видам и объемам разрабатываемой и используемой информации.

Процесс проектирования представляет собой достаточно сложную систему с большим числом участников, множеством информации.

Проектирование начинается с анализа и подготовки исходной информации - материалы заказчика, архивные материалы и т.п. - текстовые материалы, таблицы, схемы, а также материалы инженерных изысканий. Для того, чтобы дальнейшее технологическое проектирование выполнялось на основе информационных технологий, в настоящее время все входящие материалы переводятся в электронный вид (Word, Excel).

Традиционно над проектом последовательно работают специалисты различных направлений. Эта последовательность определяется технологией проектирования.

     Проектирование – неотъемлимая составляющая любой сферы деятельности людей: технической, социальной, экономической, военной, педагогической, художественной или другой.

     Владение информационными технологиями, умение применять их в своей деятельности – составная часть профессиональной культуры специалиста любого профиля. При проектировании необходимо знать историю, иметь представление об основах конструирования, о механизмах передачи и преобразования движения, деталях машин, об инженерной графике, приводах машин, источниках электропитания, об основах электротехники и автоматике и многое другое. Если пректировщик взялся за проектирование объектов, то ему понадобятся знания инженерной психологии, промышленной социологии, а на столе будет обязательно информация по композиции, колористике, рекламе, бизнесу, маркетингу, художественному конструированию и многое другое.

     Основу современного информационного обеспечения составляют технологические достижения:

  • Развитие средств связи, обеспечивающих передачу информации;
  • Развитие техники, которая дает возможность хранить, обрабатывать, отображать, копировать, размножать информацию;
  • Появление новой среды накопления информации;
  • Возможность автоматизировать обработку информации с помощью компьютера.

Информационная деятельность человека включает:

  • Сбор информации;
  • Обработка информации;
  • Передача информации;
  • Хранение информации;
  • Поиск информации;
  • Защита информации.

Процесс сбора, хранения, поиска, обработки, кодирования и передачи информации называется информационным процессом.

Основой информационного процесса в человеческом обществе являются коммуникации. Люди – самый важный объект в коммуникации.

Коммуникационная среда – это совокупность условий обмена информацией.

ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ

  • Восприятие информации с помощью технических устройств – измерительных приборов, у которых есть датчики (весы, термометр, барометр и др.)
  • Восприятие информации с помощью органов чувств:

зрение, вкус, слух обоняние, осязание.

СБОР ИНФОРМАЦИИ

   Мы получаем информацию с помощью наших органов чувств из окружающего мира, посредством разговорного языка от других людей или из книг, добывая в процессе деятельности.

     Информация для человека – сведения о чем-то или о ком-то.

 Мы  получаем ее из различных источников.

     Человеческое общество по мере своего развития исследовало окружающий мир, накапливая о нем информацию. Знания об окружающем мире и о самом себе позволяют человеку лучше приспособиться к жизни.

Одна и та же информация может быть представлена различными способами.

     Информация играет в жизни людей огромную роль.

     Информация – основной ресурс современного мира. Эффективность многих решений зависит от полноты, достоверности и оперативности получаемой информации. Жизненно важно научится правильно с ней работать и использовать инструменты для этой работы.

     Собранная человечеством и хранящаяся в книгах информация называется сведениями. Читая книги, мы извлекаем из них информацию. Извлеченная информация обрабатывается и сохраняется в головном мозге человека и становится его знаниями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Информация. Информационные процессы »

Тема

Информация. Информационные процессы

А). Дидактическое обоснование урока

Цели урока:

  1. Образовательные цели:

    1. способствовать формированию и развитию умений и навыков работы с информацией;

    2. способствовать запоминанию основных терминов;

    3. способствовать запоминанию цифрового материала, как основного ориентира для понимания количественных и качественных характеристик информации;

    4. способствовать осознанию основного технологического материала;

    5. способствовать формированию представлений о видах деятельности с информацией.

  2. Развивающие цели:

    1. способствовать овладению способами мыслительной деятельности;

    2. способствовать формированию и развитию интереса учащихся к предмету;

    3. способствовать овладению учащимися всеми видами памяти;

    4. способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.

  3. Воспитательные цели:

    1. способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых качеств личности;

    2. способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям.

  4. Профориентационные цели:

    1. обобщать у учащихся знания о сфере трудовой деятельности;

    2. развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности;

    3. воспитывать уважение к работающему человеку.


Методическое оснащение урока:

  1. Материальное оснащение урока

- кабинет вычислительной техники

  1. Дидактическое обеспечение:

- учебник;

- учебный элемент;

- электронная презентация учебного элемента;

- таблицы;

- материалы для контроля знаний:

  • задания;

  • тест.


Методы обучения: беседа, объяснение, иллюстрация, практическая работа (упражнения)

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

письменный фронтальный, устный индивидуальный

Тип урока: комбинированный

Б). Ход урока

1. Организационный момент:

- приветствие;

- проверка явки учащихся;

- заполнение учителем классного журнала;

- настрой учащихся на работу;

- доведение до учащихся плана урока.

2. Проверка выполнения учащимися домашнего задания

Программированный опрос по теме «Роль экспериментальных исследований»

1). Инновационная деятельность предприятия, фирмы в условиях конкуренции не может существовать без эксперимента.

2). Экспериментальные исследования не могут быть направлены на решение конкретной проблемы.

3). Путем исследовательского поиска не решить проблему проектирования.

4).Результаты эксперимента имеют практическую значимость для предприятия.

5). Результаты эксперимента имеют только теоретическую значимость.

6). Результаты эксперимента не могут иметь познавательную значимость.

7). Деятельность предприятия может существовать без экспериментальных научных исследований.

8). В результате исследовательской деятельности формируется познавательная компетенция.

9). В результате исследовательской деятельности формируется коммуникативная компетенция.

10). В результате исследовательской деятельности формируется информационная компетенция.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Да

+



+




+



нет


+

+


+

+

+


+

+


3. Актуализация знаний учащихся:

- Что такое информация? (Все, что получаем из окружающего мира).

- Что называется информационным процессом? (действия, которые выполняем над информацией)

- Перечислите действия возможные действия над информацией. (Процесс сбора, хранения, поиска, обработки, кодирования и передачи).

- Что составляет основу современного информационного обеспечения? (технологические достижения:

  • Развитие средств связи, обеспечивающих передачу информации;

  • Развитие техники, которая дает возможность хранить, обрабатывать, отображать, копировать, размножать информацию;

  • Появление новой среды накопления информации;

  • Возможность автоматизировать обработку информации с помощью компьютера).

- Что включает информационная деятельность человека?

(Сбор, обработка, передача, хранение информации, поиск, защита информации).

- Каким образом человек получает информацию? (Мы получаем информацию с помощью наших органов чувств из окружающего мира, посредством разговорного языка от других людей или из книг, добывая в процессе деятельности.)

- Как может быть представлена информация? (Форма представления информации очень важна при ее передачи, это могут быть тексты, символы, графики, музыка. Независимо от формы представления и способа передачи информации, она всегда передается с помощью какого-то языка).

- Для чего нужно хранить информацию? (Чтобы информация была доступна многим людям, ее необходимо хранить.

Для хранения информации используются самые различные материалы – носители информации).



4. Изложение нового материала:

В современных экономических условиях и условиях жесткой конкуренции эффективная проектная работа возможна только в том случае, если предлагаемые продукция и услуги окажутся наиболее привлекательными для заказчика. В первую очередь это обеспечивается:

  • Высоким техническим качеством проектов, современными техническими решениями, обоснованностью и квалифицированностью проектных проработок.

  • Максимально сжатыми сроками проектирования.

  • Гибкой реакцией на изменяющиеся требования заказчика, оперативным внесением в проект необходимых изменений и корректировок.

  • Выдачей проектной документации в более привлекательном для заказчика виде, удобном для работы, хранения, тиражирования.

Проект – коммуникативный документ, по которому надо понять позицию, аргументацию предлагаемых решений. Проект может быть изложен на электронных или бумажных носителях, это интеллектуальный продукт разработчика (ов).

Эти требования делают объективно необходимым активное применение в проектной деятельности современных информационных технологий.

Поставленная задача определяет высокий уровень технического содержания проектов. В первую очередь сюда следует отнести:

  • Использование современных программных средств.

  • Выполнение проектной документации в цифровом формате (графика).

  • Создание математических моделей технологических систем, на которых выполнялись проектные расчеты и которые могут быть использованы при эксплуатации запроектированных объектов.

  • Формирование баз данных по примененному в проекте оборудованию.

  • Создание технической базы для применения современных программных средств при проектировании, включающей современные компьютеры, высокоскоростную локальную компьютерную сеть с управляющими серверами, серверы накопления, обмена, хранения информации (справочной, нормативной, текущей, архивной и т.п.), быстродействующие устройства ввода и вывода информации, соответствующее системное программное обеспечение.

  • Организация эффективного информационного обеспечения процесса проектирования.

  • Эффективное управление процессом проектирования с использованием имеющихся технических, программных и информационных ресурсов.

  • Обучение проектировщиков методам и средствам компьютерного проектирования, новым информационным технологиям, возможностям применяемого и перспективного технического и программного обеспечения, методическое обеспечение дальнейшего развития информационных технологий.

  • Создание единого информационного пространства проектной деятельности, единой программной среды, соответствующей видам и объемам разрабатываемой и используемой информации.

Процесс проектирования представляет собой достаточно сложную систему с большим числом участников, множеством информации.

Проектирование начинается с анализа и подготовки исходной информации - материалы заказчика, архивные материалы и т.п. - текстовые материалы, таблицы, схемы, а также материалы инженерных изысканий. Для того, чтобы дальнейшее технологическое проектирование выполнялось на основе информационных технологий, в настоящее время все входящие материалы переводятся в электронный вид (Word, Excel).

Традиционно над проектом последовательно работают специалисты различных направлений. Эта последовательность определяется технологией проектирования.

Проектирование – неотъемлимая составляющая любой сферы деятельности людей: технической, социальной, экономической, военной, педагогической, художественной или другой.

Владение информационными технологиями, умение применять их в своей деятельности – составная часть профессиональной культуры специалиста любого профиля. При проектировании необходимо знать историю, иметь представление об основах конструирования, о механизмах передачи и преобразования движения, деталях машин, об инженерной графике, приводах машин, источниках электропитания, об основах электротехники и автоматике и многое другое. Если пректировщик взялся за проектирование объектов, то ему понадобятся знания инженерной психологии, промышленной социологии, а на столе будет обязательно информация по композиции, колористике, рекламе, бизнесу, маркетингу, художественному конструированию и многое другое.

Основу современного информационного обеспечения составляют технологические достижения:

  • Развитие средств связи, обеспечивающих передачу информации;

  • Развитие техники, которая дает возможность хранить, обрабатывать, отображать, копировать, размножать информацию;

  • Появление новой среды накопления информации;

  • Возможность автоматизировать обработку информации с помощью компьютера.

Информационная деятельность человека включает:

  • Сбор информации;

  • Обработка информации;

  • Передача информации;

  • Хранение информации;

  • Поиск информации;

  • Защита информации.

Процесс сбора, хранения, поиска, обработки, кодирования и передачи информации называется информационным процессом.

Основой информационного процесса в человеческом обществе являются коммуникации. Люди – самый важный объект в коммуникации.

Коммуникационная среда – это совокупность условий обмена информацией.

ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ

  • Восприятие информации с помощью технических устройств – измерительных приборов, у которых есть датчики (весы, термометр, барометр и др.)

  • Восприятие информации с помощью органов чувств:

зрение, вкус, слух обоняние, осязание.

СБОР ИНФОРМАЦИИ

Мы получаем информацию с помощью наших органов чувств из окружающего мира, посредством разговорного языка от других людей или из книг, добывая в процессе деятельности.

Информация для человека – сведения о чем-то или о ком-то.

Мы получаем ее из различных источников.

Человеческое общество по мере своего развития исследовало окружающий мир, накапливая о нем информацию. Знания об окружающем мире и о самом себе позволяют человеку лучше приспособиться к жизни.

Одна и та же информация может быть представлена различными способами.

Информация играет в жизни людей огромную роль.

Информация – основной ресурс современного мира. Эффективность многих решений зависит от полноты, достоверности и оперативности получаемой информации. Жизненно важно научится правильно с ней работать и использовать инструменты для этой работы.

Собранная человечеством и хранящаяся в книгах информация называется сведениями. Читая книги, мы извлекаем из них информацию. Извлеченная информация обрабатывается и сохраняется в головном мозге человека и становится его знаниями.

ВИДЫ ИНФОРМАЦИИ И ЕЕ СВОЙСТВА

Генетическая;

Геологическая;

Синоптическая;

Ложная (дезинформация);

Полная;

Экономическая;

Техническая и т.д. Это далеко не все виды информации.

Для того, чтобы классификация по видам была полезной, она должна быть основана на некоторой системе. Обычно при классификации используется то или иное свойство или может быть набор свойств.

Внутренние свойства – это свойства, органически присущие объекту. Они обычно «скрыты» от изучающего объект и проявляют себя косвенным образом при взаимодействии данного объекта с другими.

Внешние свойства – это свойства, характеризующие поведение объекта при взаимодействии с другими объектами.

Свойства информации, от которых часто зависит жизнь и здоровье людей, экономическое развитие общества:

Качество информации – обобщенная положительная характеристика, отражающая степень ее полезности для пользователя.

Показатель качества – одно из важных положительных свойств информации (с позиции потребителя). Любое отрицательное свойство может быть заменено обратным ему. Положительным.

Релевантность – способность информации соответствовать нуждам (запросам) потребителя.

Полнота – свойство информации исчерпывающе (для данного потребителя) характеризовать отображаемый объект и / или процесс.

Своевременность – способность информации соответствовать нуждам потребителя в нужный момент времени.

Достоверность – свойство информации не иметь скрытых ошибок.

Доступность – свойство информации, характеризующее возможность ее получения данным потребителем.

Защищенность – свойство, характеризующее невозможность несанкционированного использования или изменения.

Эргономичность – свойство, характеризующее удобство формы или объема информации с точки зрения данного потребителя.

Адекватность – свойство информации однозначно соответствовать отображаемому объекту или явлению. Адекватность оказывается для потребителя внутренним свойством информации, проявляющем себя через релевантность и достоверность.

Среди внутренних свойств информации важнейшими являются объем (количество) информации и ее внутренняя организация, структура.

Особым способом организованная информация – знания. Знания представляют собой информацию не о каком-то единичном и конкретном факте, а о том, как устроены все факты определенного типа.

Управление информацией позволяет человеку правильно организовать производство и отношения между людьми.

В деятельности человека огромную роль играют компьютерные технологии. Они представляют необходимый сервис в виде пакетов офисных приложений.

На всех этапах проектирования постоянно нужна информационная

поддержка.

Энциклопедии Выставки

Справочники Ярмарки

Популярные издания Музеи

Специальные издания Кино

Каталоги Общение со специалистами

Журналы Экспериментальные данные

Проспекты INTERNET

Результаты моделирования Телевидение


Данные источники информации позволяют определить цель проектирования, представить «банк» современных и перспективных конструкционных материалов с их техническими свойствами.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ

Информацию можно представить в различной форме:

  • Знаковой письменной, состоящей из различных знаков:

- символьную в виде текста,

- чисел,

- специальных символов,

- графическую;

- табличную;

  • В виде жестов или сигналов;

  • Устной словесной

Форма представления информации очень важна при ее передачи (это могут быть тексты, символы, графики, музыка). Независимо от формы представления и способа передачи информации, она всегда передается с помощью какого-то языка.

Основу любого языка составляет алфавит – конечный набор знаков (символов) любой природы, из которых формируется сообщение. Языки делятся на естественные (разговорные) и формальные.

О

Входная

информация


Выходная информация


БРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ

Ручная обработка




К

Выходная информация



омпьютерная обработка

И

Входная информация



нформация, получаемая извне – входная.

Результат деятельности человека или компьютера – выходная информация.

О б р а б о т к а и н ф о р м а ц и и

В ручную

С помощью компьютера

С помощью приспособлений


ХРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ

Человеческий разум – самый совершенный инструмент познания мира.

Чтобы информация была доступна многим людям, ее необходимо хранить.

Для хранения информации используются самые различные материалы – носители информации:

1. Память человека – информация одного человека;

2. Бумага – твердая копия;

3. Фото- и кинопленка;

4. Магнитная аудио- и видеолента, магнитные и оптические диски – электронная копия.

КОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ

С появлением языка, а затем и знаковых систем расширились возможности общения между людьми. Представление информации с помощью какого-либо языка называют кодированием. Одну и ту же информацию можно представить с помощью различных кодов. Например, запись разговора можно зафиксировать посредством русских букв или специальных стенографических значков. Люди всегда искали способы быстрого обмена сообщениями. По мере развития техники появились разные способы кодирования информации. Уникальный и простой способ представления информации с помощью языка, содержащего всего два символа алфавита – 1 и 0, широко используется в технических устройствах, в том числе и в компьютере.

Единицы измерения объема информации

Название

Условное обозначение

Соотношение с другими единицами

Бит

Бит


Килобит

Кбит

1 Кбит=1024бит

Мегабит

Мбит

1 Мбит=1024Кбит

Гигабит

Гбит

1 Гбит=1024Мбит

Байт

Б

1байт=8бит

Килобайт

Кбайт (Кб)

1 Кб=1024б

Мегабайт

Мбайт (Мб)

1Мб=1024Кб

Гигабайт

Гбайт (Гб)

1Гб=1024Мб


При международном обмене информацией используется кодировка ASCII (американский стандартный код для обмена информацией) она включает в себя 128 символов: прописные и строчные латинские буквы, цифры и знаки препинания, некоторые служебные символы.


Для кодировки букв русского алфавита используется кодовая таблица КОИ-8 (код обмена информацией)


ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ

В процессе передачи или обмене информацией существует ее источник и получатель, т.е. источник информации и приемник информации. Информация передается по каналам связи с помощью сигналов: механических, тепловых, электрических и др.

Т. о. для обмена информацией необходимо существование системы, состоящей из источника информации и приемника информации:

УЧИТЕЛЬ - УЧЕНИК: учитель – источник, ученик – приемник, носитель – звуковая волна, воздух – канал передачи.

ЧЕЛОВЕК – КОМПЬЮТЕР: человек – источник, компьютер – приемник, электричество – носитель, канал передачи – провода.

КОМПЬЮТЕР - ЧЕЛОВЕК: компьютер – источник, человек – приемник, канал передачи – монитор, носитель - изображение на экране.

ПОИСК ИНФОРМАЦИИ

Для поиска информации нужно время. Фактор времени важен для современного человека.

Чтобы упростить поиск информацию ее необходимо упорядочить, например в книге – оглавление, в библиотеке – каталоги, в школе – расписание, в компьютере – папки и файлы и т.д.

ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ

Информация может быть разного содержания: государственная, военная, медицинская, коммерческая, личная и др. И к каждой информации должен быть ограничен доступ, поэтому она должна быть защищена и должен быть контроль доступа к информации и шифры доступа.

Способы защиты:

  • Безопасность зданий, где хранится секретная информация;

  • Контроль доступа к секретной информации с помощью пароля, пропуска, идентификации личности по отпечаткам пальцев, голосу, личной подписи;

  • Разграничение доступа, которое заключается в разделении информации на части и организации доступа к ней людей в зависимости от полномочий;

  • Дублирование каналов связи и подключение резервных устройств; в случае неисправности действующих систем происходит переключение на резервную систему и запасной канал связи;

  • Криптографические преобразования информации с помощью шифров.

Самый простой пример шифрования, когда номер буквы шифровального текста в алфавите получается с помощью сложения номера буквы текста в алфавите и номера буквы ключа в алфавите.

Зашифруем слово «информация», ключ шифра слово «урок». Схема шифрования заключается в следующем. Поставить под буквами слова буквы ключа. Записать под каждой буквой ее номер в алфавите и сложить их. Если сумма равна или больше 33. то вычесть 32. Числа надо заменить на буквы, и результат шифрования готов. При шифровании фразы пробелы шифруются кодом 0.


Текст

И

Н

Ф

О

Р

М

А

Ц

И

Я

9

14

21

15

17

13

1

23

9

32

Ключ

У

Р

О

К

У

Р

О

К

У

Р

20

17

15

11

20

17

15

11

20

17

Шифровальный текст

29

31

36

ЗАМЕНА

36-32=4

26

37

ЗАМЕНА

37-32=5

30

16

34

ЗАМЕНА

34-32=2

29

49

ЗАМЕНА

49-32=17

Ъ

Ю

Г

Ш

Д

Э

П

Б

Ъ

Р


  1. Закрепление знаний учащихся:

Закодировать текст в коде ASCII

Текст

APPLE

Десятичный код

6580807669

Двоичный код

0100000101010000010100000100100010000101


Декодировать текст с помощью кодовой таблицы КОИ-8, заменяя трехзначный код на символ

Десятичный код

240207208217212203193322061973220821721220319346

Текст

Попытка непытка.


Тест

  1. Укажите правильный порядок возрастания единиц измерения объема информации:

А) бит, байт, гигабайт, килобайт;

Б) байт, мегабайт, килобайт, гигабайт;

В) байт, килобайт, мегабайт, гигабайт;

Г) байт, килобайт, гигабайт, мегабайт.

2. Перевод текста с одного языка на другой является процессом:

А) хранение информации;

Б) передача информации;

В) обмен информацией;

Г) обработка информации.

3. Сообщение «ИНФОРМАТИКА» имеет информационный объем:

А) 11 бит;

Б) 88 бит;

В) 88 байт;

Г) 1,3 байт.

4. Самым предпочтительным носителем информации на современном этапе является:

А) лазерный компакт-диск;

Б) бумага;

В) дискета;

Г) средства видеозаписи.

5. Основу современного информационного обеспечения не составляют:

А) развитие средств связи;

Б) современная организация офиса;

В) возможность автоматизировать обработку информации;

Г) развитие техники для обработки информации.

6. Процесс коммуникации предполагает:

А) наличие двух и более людей;

Б) наличие средств хранения информации;

В) наличие источника, приемника информации и канала связи между ними;

Г) наличие двухсторонней связи.


  1. Физкультминутка:

После того как мы читали и писали, необходимо сделать гимнастику для глаз, смотри приложение 4.

Т.к. во время урока мы долго сидели за столом, то для того чтобы почувствовать себя бодрее, сделаем несколько упражнений, не ставая со стула, смотри приложение 5.


  1. Практическая работа по теме «информационное обеспечение процесса проектирования»:

(При выполнении заданий практической работы необходимо использовать приложения)


ЗАДАНИЕ №1

Дешифровать слово «ЖЦДЩВЪЭОЪР» с помощью ключа шифра «урок» (алфавит в приложении 1)


ЗАДАНИЕ №2

На стандартно оформленной машинописной странице должно быть 30 строк по 60 символов в каждой. Определите информационный объем страницы в битах и Кбайтах. Объем информации, содержащийся в одном символе равен 1 байту.


ЗАДАНИЕ № 3

Определить какое из действий не относится к информационному процессу:

А) сбор, выдача, хранение, поиск

Б) кодирование, обработка, прием, передача


ЗАДАНИЕ № 4

Заполните пустые ячейки таблицы ASCII восьмизначным двоичным кодом (приложение 2).


Задание №5

Используя таблицу кодов ASCII, закодируйте текст

(приложение 2)

Текст

DELETE

Десятичный код




Задание №6

Используя таблицу кодов ASCII, закодируйте текст

(приложение 2)

Текст

MAUSE

Двоичный код



Задание №7

Декодируйте текст с помощью кодовой таблицы КОИ-8 (приложение 3)

Десятичный код

2471972033221420121520144322151972033221322220121121646

Текст



Задание №8

Декодируйте текст с помощью кодовой таблицы КОИ-8 (приложение 3)

Двоичный код

111101111101001011000101110011011101000100100000

11001110110010100100001101011011000100110001011101010000101110

Текст





  1. Инструктаж учителя по выполнению домашней работы:

Используя таблицу кодов КОИ-8 закодировать фамилию, имя, отчество (приложение 3)


  1. Уборка рабочих мест:


  1. Подведение итогов урока учителем:

- сообщение учителем о достижении цели урока;

- объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке, выставление отметок в классный журнал и в дневник учащихся;

- сообщение о теме следующего урока;

- задание учащимся на подготовку к следующему уроку.











Лист ответов


Задание №1

ТЕХНОЛОГИЯ


Задание №2

14400 бита 1,75 Кбайта


Задание №3

А) выдача Б) передача


Задание №4

01000100

01001011

01010010

01010011


Задание №5

686976698469

Задание №6

0100110101000001010101010101001101000101

Задание №7

Век живи, век учись.

Задание №8

Время не ждет.

Ответы к тесту:


1

2

3

4

5

6

А

+



+



Б





+


В



+



+

Г


+



















ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Порядок букв в алфавите


А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

ь

ы

Ъ

Э

Ю

Я

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32



ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Здесь приведена часть кодовой таблицыASCII.


Символ

Десятичный код

Двоичный код

Пробел

32

00100000

Запятая

44

00101100

Точка

45

00101110

A

65

01000001

B

66

01000010

C

67

01000011

D

68


E

69

01000101

F

70

01000110

G

71

01000111

H

72

01001000

I

73

01001001

J

74

01001010

K

75


L

76

01001100

M

77

01001101

N

78

01001110

O

79

01001111

P

80

01010000

Q

81

01010001

R

82


S

83


T

84

01010100

U

85

01010101

V

86

01010110

W

87

01010111

X

88

01011000

Y

89

01011001

Z

90

01011010



ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Ниже приводится фрагмент кодовой таблицы КОИ-8


Символ

(прописные буквы)

Десятичный код

Двоичный код

Символ

(строчные буквы)

Десятичный код

Двоичный код

Ю

192

11000000

Ю

224

11100000

А

193

11000001

А

225

11100001

Б

194

11000010

Б

226

11100010

Ц

195

11000011

Ц

227

11100011

Д

196

11000100

Д

228

11100100

Е

197

11000101

Е

229

11100101

Ф

198

11000110

Ф

230

11100110

Г

199

11000111

Г

231

11100111

Х

200

11001000

Х

232

11101000

И

201

11001001

И

233

11101001

Й

202

11001010

Й

234

11101010

К

203

11001011

К

235

11101011

Л

204

11001100

Л

236

11101100

М

205

11001101

М

237

11101101

Н

206

11001110

Н

238

11101110

О

207

11001111

О

239

11101111

П

208

11010000

П

240

11110000

Я

209

11010001

Я

241

11110001

Р

210

11010010

Р

242

11110010

С

211

11010011

С

243

11110011

Т

212

11010100

Т

244

11110100

У

213

11010101

У

245

11110101

Ж

214

11010110

Ж

246

11110110

В

215

11010111

В

247

11110111

Ь

216

11011000

Ь

248

11111000

Ы

217

11011001

Ы

249

11111001

З

218

11011010

З

250

11111010

Ш

219

11011011

Ш

251

11111011

Э

220

11011100

Э

252

11111100

Щ

221

11011101

Щ

253

11111101

Ч

222

11011110

Ч

254

11111110

Ъ

223

11011111

Ъ

255

11111111







ПРИЛОЖЕНИЕ 4


Гимнастика для глаз

    1. поморгай глазами (30 секунд)

    2. посмотри неподвижно в одну точку (30 секунд)

    3. посмотри вверх и быстро переведи глаза вниз, в стороны

    4. переведи взгляд вверх, вниз, опять вверх, вниз. Отдохни и повтори еще раз

    5. упражнение для снижения утомления при длительной работе на близком расстоянии (чтении, письме). Выполняется стоя. Смотреть перед собой 2-3 секунды, затем, держа перед глазами на расстоянии 25-30 сантиметров указательный палец правой руки, смотреть на его конец 3-4 секунды. Опустить руку. Повторить упражнение 10-12 раз.


ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Если вы устали

Все упражнения выполняются, не ставая со стула.

  1. сядьте спиной к столу. Обопритесь на него кистями рук и приподнимитесь, вынося таз вперед. В этом положении задержитесь на 10 секунд. Повторить пять раз.

  2. разведите руки в стороны и согните их в локтях. Энергично отведите локти назад. Повторить 10 раз.

  3. руки согнуты в локтях, кисти лежат на затылке. Поворот туловища вправо-влево, по пять раз в каждую сторону.

  4. руки разведены в стороны на высоте плеч, ладони вверх. Сведите лопатки, затем поднимите руки над головой, задержите их в таком положении на 10 секунд. Повторить пять раз.

  5. руки согнуты в локтях, пальцы касаются плеч. Локти описывают широкие круги назад. Повторить 10 раз.

  6. Упражнение для пальцев. Сомкните раздвинутые пальцы правой и левой рук. С силой , не сдвигая кончиков пальцев, сдавите руки. Кисти рук расслаблены, пальцы имитируют игру на фортепиано – всего несколько секунд. Затем еще несколько секунд встряхивайте руками, словно хотите стряхнуть с них капельки воды. Повторить 20 раз.






Список литературы:

1. Под редакцией В.Д. Симоненко Технология учебник для учащихся 10 класса Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2005

2. . Под редакцией В.Д. Симоненко Технология учебник для учащихся 11 класса Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2005


  1. Под редакцией профессора Н.В.Макаровой Информатика 10-11 класс Питер Москва Санкт-Петербург-Нижний Новгород-Воронеж-Ростов-на-Дону-Екатеринбург-Самара-Киев-Харьков-Минск 2003

  2. В. А. Острейковский Информатика Москва «Высшая школа» 2000

  3. Л. Босова Информатика учебник для 11 класса Москва БИНОМ. Лаборатория знаний 2005






























Волгоградский государственный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования












План урока

По теме «Информационное обеспечение процесса проектирования»












Выполнил:

Учитель первой категории

Плешакова С.И.

Проверил:

Руководитель курсов

Болдырева В.А.











Волгоград 2007



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Информация. Информационные процессы

Автор: Лукина Елена Андреевна

Дата: 18.06.2014

Номер свидетельства: 106598

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "План – конспект урока «Информация. Информационные процессы»."
    ["seo_title"] => string(61) "plan_konspiekt_uroka_informatsiia_informatsionnyie_protsiessy"
    ["file_id"] => string(6) "342585"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1473191576"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "Разработка методики изучения темы «Информация. Информационные процессы» в рамках классно - урочной системы обучения. "
    ["seo_title"] => string(127) "razrabotka-mietodiki-izuchieniia-tiemy-informatsiia-informatsionnyie-protsiessy-v-ramkakh-klassno-urochnoi-sistiemy-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "183494"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425892644"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Проверочная работа по теме "Свойства информации. Информационные процессы" (7 класс)"
    ["seo_title"] => string(80) "proverochnaia_rabota_po_teme_svoistva_informatsii_informatsionnye_protsessy_7_kl"
    ["file_id"] => string(6) "533762"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1577388122"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Информация, информационные процессы. "
    ["seo_title"] => string(40) "informatsiia-informatsionnyie-protsiessy"
    ["file_id"] => string(6) "102527"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402511642"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Информация и информационные процессы. "
    ["seo_title"] => string(44) "informatsiia-i-informatsionnyie-protsiessy-1"
    ["file_id"] => string(6) "114948"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411746471"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства