— Все живое дышит воздухом, и этот воздух должен быть чистым. Но не всегда он таким бывает. Знаете ли вы, что в воздухе содержатся микробы — очень маленькие живые существа? Среди них есть такие, которые вызывают болезни, например, грипп. Когда в комнате много людей, а окна закрыты, микробов может накопиться очень много. На все предметы из воздуха оседает пыль, и микробы в ней накапливаются. А ещё в атмосфере накапливается много вредных веществ, которыми мы дышим? Посмотрите, но белый круг нашей газеты, на ней тёмные пятна. Проблемный вопрос. - Что же нужно сделать, чтобы мы дышали чистым воздухом? ( Обсуждение вопроса в группе) Свод правил 1 группа.
1. Нужно проветривать комнату, вытирать пыль влажной тряпкой. 2. Хорошо очищают и освежают воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших городах должно быть много зелени, а нам всем надо беречь растения. 3. А ещё заводы и фабрики не должны делать выбросов вредных веществ. Тогда нам всем будет дышать легко. Мы очистили с вами воздух. ( Демонстрация слайда№14) Посмотрите, какое теперь небо над нашими головами. Птицы парят над нашими головами. Пусть оно всегда будет таким. 2 группа. Сообщение корреспондент
Не умыться, ни напиться без воды, листику не распуститься без воды, без воды прожить не могут птица, зверь и человек, и поэтому всегда всем везде нужна вода!" Где больше всего воды на Земле? (В океане.) А еще где находится вода? ( В морях, в озерах, в реках, в ручьях.) Снег — это вода и облака — это вода. Для растений и животных не всякая вода годится. В океане вода, какая? (Соленая) А чтобы напиться и умыться, нужна пресная вода и она должна быть чистой. Про какую воду говорится: " Водичка, водичка, умой мое личико, чтоб щечки краснели, чтоб глазки блестели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок?" — Конечно, это о чистой воде. Грязной водой умыться нельзя. Посмотрите на голубой круг нашей газеты и здесь много тёмных пятен. Проблемный вопрос. Пресной воды на нашей планете не так уж много, ее надо беречь. А как? ( Обсуждение вопроса в группе) Свод правил 2 группа. 1.Экономно расходовать воду, не оставлять краны открытыми. 2. Беречь воду от загрязнения. Не выбрасывать в реки и озера мусор, не мыть в них в них машины. Много грязи попадает в воду от заводов и фабрик. 3. Мы вырастем и научимся очищать отходы заводов и фабрик. Мы с вами очистили воду. Она теперь чистая и рыба появилась в чистой воде. ( Демонстрация слайда №15) 5. Физкультминутка (звучит фонограмма пения птиц). 1. На горе стоит лесок (круговые движения руками) Он не низок не высок (сесть, встать, руки вверх) Удивительная птица подает нам голосок (глаза и руки вверх, потянуться) | По тропинке два туриста Шли домой из далека (ходьба на месте) Говорят: «Такого свиста, мы не слышали пока» (плечи поднять) | 6. Продолжение работы над темой. 3 группа. Сообщение корреспондента.
Основу живой природы составляют растения, они дают пищу и кислород всем живым существам. " Жить в зеленом мире хорошо зимой и летом. Жизнь летает мотыльком, шустрым бегает зверьком, в облаках кружится птицей, скачет по ветвям куницей. Жизнь прекрасна, жизнь вокруг. Человек природе друг!" Проблемный вопрос. Только всегда ли человек относится к природе как к другу? Какое правило поведения в природе нам надо знать, чтобы кругом было много растений с красивыми цветами? ( Обсуждение в группе.) Свод правил 3 группа. Не рвать цветы, не собирать букеты в дикой природе, не плести венки. Красивыми растениями надо любоваться в природе, а не губить их. Учитель: Леса - богатства нашего края. Их нужно беречь. Находясь в лесу, нужно не забывать правила поведения в лесу, чтобы не нанести вред природе. Поле растений мы с вами тоже очистили (Демонстрация слайда № 16) — Посмотрите, как растения украшают нашу жизнь и быт человека( Демонстрация слайда № 17) 4 группа. Сообщение корреспондента.
Посмотрите на коричневый круг. На нём чёрные квадраты. Это животные, которые больше всех пострадали от человека. Учёные посчитали: только за последние 200 лет полностью уничтожено больше двухсот видов животных. По одному в год. В наши дни гибель животных идет ещё быстрее. И всё потому, что люди грубо вмешиваются в жизнь животных. Проблемный вопрос. Что нужно делать, чтобы численность животных не уменьшалась? (Обсуждение в группе.) Свод правил 4 группа. — Главное правило — не охотится на редких животных, не ловить, не пугать их, не кричать в лесу, не трогать птичьих гнезд. Самое важное не трогать, не обижать никого, даже самых маленьких жучков, паучков, червячков. Учитель: Запомните это правило. Очистили мы поле животных. (Демонстрация слайда №18) А сейчас посмотрите на этих животных. (Демонстрация слайда №19) Эти животные пострадали больше, чем другие: бабочки из-за своей красоты, хищные птицы из-за неправильного понимания роли хищников в природе, а лягушки и жабы из-за того, что людям не нравится их внешний вид. |
Ребята, если мы будем знать правила поведения в природе, мы поможем всем. Вот посмотрите, какие запретные знаки составили другие ученики.Попробуем разгадать,чему они нас учат.(Слайд № 20) Давайте проверим насколько мы умеем сами охранять природу.(У детей на партах карточки с вариантами ответов). Тест «Умеешь ли ты охранять природу?»(Слайд № 21-25)Давайте проверим, как мы все-таки умеем охранять природу. Выберите один из предложенных ответов 1. Ты нашел на поляне очень красивый цветок. Как ты поступишь? а) полюбуюсь на него и пойду дальше; б) осторожно срежу и поставлю в красивую вазу.
2. Ты нашел гнездо с птенцом. Что ты сделаешь? а) покормлю птенца; б) позову ребят, чтобы они тоже посмотрели; в) буду наблюдать издали.
3. Ребята собрались в рощу за березовым соком. Пойдешь ли ты с ними? а) пойду, но буду собирать очень осторожно; б) расспрошу об этом учительницу; в) не пойду.
4. После привала в походе у вас осталось много пустых банок, кульков. Как бы ты поступил с ними прежде, чем продолжил поход? а) взял бы с собой, чтобы выбросить в городе в мусорный ящик. б) отнес бы в кусты, чтобы никто не поранился. в) закопал бы в землю.
5. Как ты сам оцениваешь свои знания по охране природы? а) почти все знаю, но хотел бы знать больше . б) кое-что знаю, но хотел бы знать больше . в) я люблю природу, но мы этого еще не проходили. Молодцы ,ребята,вы сегодня хорошо поработали на уроке,вывели нужные правила для друзей природы. 1-я ВЕДУЩАЯ: На планете год от года Человек вредит природе. И не понял он, чудак, Что природа – не пустяк!
2-я ВЕДУЩАЯ: Он привык все покорять! И не может он понять: Сам себе ведь он вредит, Об этом сказка говорит.
Звучат фанфары, появляются скоморохи.
1-й СКОМОРОХ: Внимание! Внимание! Дорогие зрители!
2-й СКОМОРОХ: Мальчишки и девчонки! Сказочку хотите ли?
3-й СКОМОРОХ: Полуостров был чудной Крымом назывался 4-й СКОМОРОХ: Хоть он был и небольшой Всюду прославлялся!
1-й СКОМОРОХ: Весь в зеленых насажденьях! Ах! Какое наслажденье В чудных тех лесах гулять, Чистым воздухом дышать.
2-й СКОМОРОХ: По лугам, полям бродить, Ключевой воды испить! Море вокруг него бурлит, Рыбой, крабами кишит.
3-й СКОМОРОХ: Правил городом тем царь, Распремудрый государь!
Выходит царь.
4-й СКОМОРОХ: Долго правил он, но вскоре Приключилося с ним горе!
1-й СКОМОРОХ: Стало море засыхать! Денег стало не хватать!
Царь садится на трон, скоморохи становятся по бокам.
ЦАРЬ: Что же делать? Вот так горе! Так мы обнищаем вскоре! Как же нарастить доход? Может быть, завесть завод? Нефть пусть из земли качает Да в машины заправляет, И деньжата день деньской Будут течь ко мне рекой!
2-й СКОМОРОХ: Царь выносит свой указ
ЦАРЬ: «Возвести завод! Сей час!»
1-й СКОМОРОХ: И весь остров сотрясая, Появилась буравая!
2-й СКОМОРОХ: Нефть из недр земли качают, За границу отправляют.
3-й СКОМОРОХ: И деньжата день деньской Потекли в казну рекой.
4-й СКОМОРОХ: Царь доходы все считает, За хозяйством наблюдает.
1-й СКОМОРОХ: Тут бы сказку и закончить, Да народ встревожен очень.
2-й СКОМОРОХ: И приходят на поклон, Бьют царю они челом.
Входит НАРОД (две девочки и два мальчика, одетые в деревенские сарафаны и рубахи). 1-й РЕБЕНОК: Ой ты, наш премудрый царь! Распремудрый государь! Мглой окутан чудный стров, Стало жить на нем не просто.
2-й РЕБЕНОК: Чахнут рощи день за днем, Грязью залит водоем.
3-й РЕБЕНОК: Кислый дождь стучит по крыши, Пенья птиц давно не слышно.
4-й РЕБЕНОК: Все живое погибает. Царь! Наш остров пропадает!!!
1-й СКОМОРОХ: А за ними чередом Рыбка шлет царю поклон.
ЗОЛОТАЯ РЫБКА: Грязь же в море всю сливают, От нее все погибает. Если в сеть не попадешься, Так в отходах захлебнешься. Жить здесь стало очень худо, Надо плыть скорей отсюда.
Золотая рыбка уходит.
ЦАРЬ: Что же делать, как мне быть? Остров как не погубить?
2-й СКОМОРОХ: И чтоб остров свой спасти, К мудрецу решил пойти!
ЦАРЬ: Дорогой ты мой мудрец, Подскажи же, наконец, Остров чтобы не сгубить, Что мне делать? Как мне быть?
МУДРЕЦ: Буровую ты закрой! Очистные здесь построй. Вылов рыбы ограничь, Площадь леса увеличь! Елок больше посади, За отбросами следи, Чтобы воздух и вода Были чистыми всегда!
1-й СКОМОРОХ: Так как царь был очень мудрым, Остров наш остался чудным!
2-й СКОМОРОХ: Сказка ложь, да в ней намек – Добрым молодцам урок!
3-й СКОМОРОХ: Он летит над всей планетой: «Берегите Землю эту!»
4-й СКОМОРОХ: Царь кричит всему народу:
ЦАРЬ: Надо всем беречь природу! Коль беречь ее не будем, Сами мы себя загубим! 7. Итог урока. 8. Домашнее задание: с.92-97. Творческое задание по выбору: а) Написать несколько предложений на тему: «Я – защитник природы». б) Нарисовать несколько запрещающих знаков поведения в природе. Урок заканчивается исполнением песни С.Ротару «Желаю тебе Земля моя».(Слайд № 26 )
|
|