Конспект урока.
Предмет: Окружающий мир.
Класс: 2.
Тема раздела: «Природа».
Тема урока: «Невидимые нити в зимнем лесу».
Тип урока: изучение нового материала.
УМК «Перспектива» А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая.
Цель: продолжить формирование знаний о связях в природе, научить выявлять эти связи в зимнем лесу на конкретных примерах.
Задачи:
Образовательные: научиться понимать взаимосвязь между растениями и животными в зимнем лесу.
Воспитательные: формировать заботливое отношение к природе.
Развивающие: развивать умение устанавливать логические взаимосвязи.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках, фотографии растений и животных, ПК, проектор, экран, презентация.
Ход урока:
№
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1
Орг. момент.
- Здравствуйте, дети! Присаживайтесь.
- Ребята, с каким настроением лучше браться за работу, чтобы достигнуть положительных результатов?
Ответы детей.
2
Актуализация опорных знаний.
- Дежурные, раздайте карточки.
- Распределите животных по группам в зависимости от способа зимовки.
- Итак, сравните по образцу.
СЛАЙД 1. Эталон.
- Поднимите руки те, кто не допустил ни одной ошибки. Поставьте соответствующий знак.
- А теперь поднимите руки те, кто нашел ошибки. Исправьте их и поставьте себе соответствующий знак.
- Ребята, в каком столбике меньше всего животных?
- Давайте допишем животных, которые делают запасы на зиму.
- А как вы думаете, бурундук делает запасы на зиму?
- А вы знаете, кто такой бурундук?
СЛАЙД 2
- Бурундук – это небольшой грызун, похожий на белку. Осенью он может запасти в своем потайном месте до 4 кг. мелких семян. Но бурундук не пользуется этими запасами в холодное время года – он спит. С наступлением весны, когда трудно отыскать корм, запасы приходятся как нельзя кстати.
Помощь дежурных.
Выполняют.
!, +, -.
- Во 2-м.
- Хомяк.
Ответы детей.
3
Самоопределение к деятельности.
- Как вы думаете, взаимосвязаны ли между собой животные и растения?
- А какая взаимосвязь между ними?
- Раз мы с вами завели такую тему, то какая же будет тема нашего урока?
- А видим ли мы взаимосвязь?
- Т. е. она какая?
- А будет ли правильно, если мы скажем невидимые нити?
- Сформулируйте тему нашего урока.
- Как вы думаете, какова цель нашего урока?
Если не ответят:
- Давайте посмотрим. Мы видим взаимосвязь между животными и природой? Мы умеем составлять цепь взаимодействий между ними? Значит, какова цель? Научиться находить эти невидимые нити.
- Так какова цель?
- Взаимосвязаны.
- Например, белка и дерево: дупло для белки, шишки.
- Взаимосвязь между растениями и животными.
- Нет.
- Невидимая.
- Да.
- Невидимые нити.
- Научиться видеть невидимые нити.
4
Работа по теме урока.
- Ребята, отгадайте загадку:
Зеленая тетка оделась в иголки,
Стоит одиноко в лесу на пригорке.
Надела сережки себе для потехи,
Припрятав для белок в сережках орехи.
СЛАЙД 3. Ель.
- Посмотрите, какая ель. Темен еловый лес – в десяти шагах ничего не видно. Солнечные лучи едва пробивают густую хвою. Густые еловые лапы не пропускают в чащу злой леденящий ветер, оттого тут и теплее.
- Как вы думаете, для кого эти условия хороши? Ведь елка такая густая, укрыта снегом?
- Кто может укрыться под еловыми лапами?
- Не только белка, не только заяц, но и целая стайка птиц.
СЛАЙД 4. Шишка.
- Что вы видите?
- Шишки у ели узкие и длинные, как морковки. Семена в них мелкие и с крылышками. Из них вырастают молодые елочки.
СЛАЙД 5. Ветви.
- Посмотрите, какие ветви у ели. Ветви никогда не ломаются под тяжестью снега, т.к. они эластичные и пружинистые. Снег с них скатывается.
- Итак, опишите ель.
- А могу я сказать, что ель могущественная? А владычица леса?
- Как вы понимаете слово владычица?
- Взрослая ель становится владычицей леса. Ель неизменно побеждает. Ель живет до 300 лет.
- Могу ли я сказать, что ель кормилица? Докажите.
- Открываем учебник на странице 37. Назовите тех, кого ель кормит.
СЛАЙД 6. Белка.
- Что вы знаете о взаимосвязи белки и ели?
- Вы совершенно правы.
- Главный корм белок – семена хвойных деревьев. Зверек за один день должен опустошить 28 шишек. Гнездо у белки находится в дупле.
СЛАЙД 7. Дятел.
- Кто на следующей картинке?
- Каким образом дятел связан с елью? Ведь он питается насекомыми?
- Дятел питается и шишками, поэтому он и прилетел к нашей красавице ели.
СЛАЙД 8. Клёст.
Кривлен нос – зелен хвост.
- Что вы знаете об этой птице? Почему он оказался у ели?
- Чем он отличается от других птиц?
- А зачем ему такой клюв?
СЛАЙД 9. Мышь.
- Кто следующий на картинке?
- Почему мышка оказалась у ели? Может быть она вьет там гнездо?
- Тогда почему мышка связана с елью?
- Скажите, а когда белка или дятел или клест едят семена, бывает такое, что они роняют семечки?
- И куда эти семечки падают?
- А под деревом сидит…
СЛАЙД 10. Заяц.
- Как ель способствует его выживанию?
- Итак, сделаем вывод. Что дает ель всем этим животным?
- Давайте представим, что вдруг ели исчезли. Что бы тогда произошло?
- А если исчезнут птицы, то тогда исчезнут и деревья, верно? И тогда погибнут, кто?
- Ель приносит пользу животным, а какую пользу животные приносят ели?
СЛАЙД 11. Вывод.
Важно помнить, что в природе все взаимосвязано и исчезновение одного звена разрушает всю цепь.
- Ель.
- Птицам и зверям.
Ответы детей.
- Шишку.
Ответы детей.
- Т.е. может защитить животных.
Перечисляют.
- Дятел.
- Клёст.
- Клюв с загнутыми перекрещенными концами.
- Чтобы доставать еловые семечки.
- Мышка.
- Нет.
- Да.
- Под дерево в снег.
- Мышка и подбирает семена.
- Он прячется от врагов. Кормится корой и веточками.
- Пищу и укрытие.
- Птицы и звери погибнут.
- Животные и люди, так как не будет кислорода.
- Животные и птицы переносят семена. Они могут сделать запасы и забыть про них, и на том месте могут вырасти новые елки.
5
Физминутка.
Раз – на цыпочки подняться,
Надо всем, друзья, размяться.
2 – нагнулись до земли и не раз, а раза три.
3 – руками помахали, наши рученьки устали.
На 4 – руки в бок, дружно делаем подскок.
5 – присели раза два.
6 – за парты нам пора.
6
Обобщение и систематизация изученного материала.
- Открываем рабочие тетради на стр. 21. Посмотрите на задание номер 2. Давайте покажем взаимосвязь между деревьями и животными, для этого возьмите два карандаша: кр. и зел.
- Кто как считает?
- Ребята, что мы сейчас с вами делали?
- Устанавливали взаимосвязь между животными и растениями.
7
Подведение итогов урока.
- Нарушилась ли жизнь леса, если бы вдруг исчезли все деревья?
- Какие невидимые нити есть в зимнем лесу?
- Вспомните, как называют ель? Почему?
- Назовите животных, жизнь которых зависит от ели?
- Вы все молодцы, очень хорошо поработали.
8
Домашнее задание.
Задание: распределите животных по группам:
Волк, ёж, белка, суслик, лось, заяц.
Спят
Делают запасы
Находят пищу
Задание: распределите животных по группам:
Волк, ёж, белка, суслик, лось, заяц.
Спят
Делают запасы
Находят пищу
Задание: распределите животных по группам:
Волк, ёж, белка, суслик, лось, заяц.
Спят
Делают запасы
Находят пищу