– формировать навык умения отличать слова, которые отвечают на вопросы кто? и что?;
– уметь группировать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные на основе их признаков.
– уметь формулировать ответы на вопросы, доказывать свою точку зрения, осуществлять анализ других ответов и самоанализ.
– уметь работать в группах, приходить к общему правильному решению.
– Соотносить вопросы кто? что? и слово - название предмета.
– Освоить алгоритма определения одушевлённых и неодушевлённых имен существительных;
– проявлять интерес к занятиям русского языка, желание учиться и делать открытия;
– ставить цели и задачи урока, осуществлять планирование, контроль, коррекцию и оценку своих действий;
– уметь работать по плану.
– читать и анализировать, делать обобщения и устанавливать причинно-следственные связи;
– умение применять знания на практике и анализировать полученные в ходе беседы.
– формулировать ответы на вопросы.
Этап урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (фронтальная, индивидуальная, парная, групповая) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные (Познавательные, Регулятивные, Коммуникативные) | Личностные |
I.Организационный момент | Организовать актуализацию требований к учащимся со стороны учебной деятельности | Словесный | Ну-ка, посмотри, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте? Все ль в порядке: Ручки, книжки и тетрадки? Если так, то значит смело Принимаемся за дело. Проверьте друг у друга, всё ли у вас готоыо к уроку? | Дети приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу. | Фронтальная | Презентация | Взаимоконтроль | – | Регулятивные УУД: –нацеливание на успешную деятельность. Коммуникативные УУД: – слушать и понимать речь других. | Личностные УУД: –самоопределение; ориентация на успешную учебную деятельность |
II.Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности. | Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний | Словесный | Разгадайте ребусы на доске (сорока, ворона, коньки, корова, мороз) - К какой части речи относятся эти слова? Почему? | Они относятся к имени существительному, потому что отвечают на вопросы кто? что? | Фронтальная | Презентация | Самоконтроль | Предметные УУД: –умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации | Познавательные УУД: –строить рассуждение по теме Коммуникативные УУД: –включаться в коллективное обсуждение вопросов. | Личностные УУД: –уметь оценивать трудность предлагаемого задания; |
III. Постановка цели и задачи урока. Самоопределение к деятельности. | Организовать построение проекта изучения нового знания: 1.Учащиеся ставят цель. 2.Учащиеся ставят задачи, определяют средства3.Учащиеся формулируют способы достижения поставленной цели и задачи урока. | Словесный, наглядный методы | Давайте вспомним, что же такое имя существительное? - Хорошо, а теперь посмотрите на доску. На ней изображены картинки см. приложение 2. ( мяч, лиса, кубики, девочка, дом, дерево, клубника, продавец). Распределите эти слова в 2 столбика. -Ребята, а по какому признаку вы распределили эти слова? | Дети вспоминают правило и озвучивают его. Правило дано в учебнике на с. 45. 2 ученика работают у доски. Живые и неживые предметы | Фронтальная | Презентация | Беседа | Предметные УУД: –уметь преобразовывать информацию. | Регулятивные УУД: –планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; Коммуникативные УУД: –оценивать правильность выполнения действий по решению учебной задачи и вносить необходимые исправления Познавательные УУД: –уметь ориентироваться в своей системе знаний. | Личностные УУД: –устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом; –осмысливать необходимость сотрудничества и взаимопомощи. |
IV. Изучение нового материала | Организовать реализацию построение темы. | Словесный, наглядный метод | Хорошо, мы с вами видим, что в первом столбике у нас « живые», т. е одушевлённые имена существительные. А во втором столбике «неживые», т. е неодушевлённые. Теперь к каждому слову зададим вопрос, начнем с первого столбика, где расположены одушевлённые имена существительные. Теперь зададим вопросы к словам из второго столбика, где у нас расположены неодушевленные имена существительные Ребята, мы с вами заметили, что слова из первого столбика отвечают на вопрос кто?, а слова из второго столбика на вопрос что? А ёщё мы знаем, что в первом столбике одушевлённые(живые)ИС, а во втором столбике неодушевлённые( неживые) ИС. Какой вывод исходя из этого можно сделать? Правильно!( Учитель вывешивает на доске схему). Давайте прочитаем правила на с. 48, 50 | Кто?-лиса, кто?- девочка, кто?- продавец Что?-мяч, что?-кубики, что?-дом, что?- дерево, что-? клубника Можно сказать, что одушевлённые ИС отвечают на вопрос КТО? а неодушевлённые на вопрос ЧТО? Учитель читает правила, дети следят в учебнике и после читают хором. 1 Правило. Вопрос кто? мы задаем к именам существительным, которые обозначают людей, животных. Такие имена существительные называются одушевленными. 2 Привило Имена существительные, которые обозначают неживые предметы и отвечают на вопрос что?, называются неодушевленными. | Фронтальная, групповая, | Презентация, учебник | Взаимоконтроль, самоконтроль | Предметные УУД: – вести рассуждение по новой теме | Регулятивные УУД: –принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя. Коммуникативные УУД: –умение вступать в коллективное учебное сотрудничество; Познавательные УУД: –ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания) | Личностные УУД: –умение осваивать новые виды деятельности; –вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. |
V.Физкультминутка | Создание условий для психо-эмоциональной разгрузки обучающихся. | Наглядный метод | Динамическая пауза – игра. – Я буду называть имена существительные. Ваша задача – когда я называю одушевленное ИС – присесть, неодушевленное ИС – встать на цыпочки | Выполняют движения. | Фронтальная | – | Самоконтроль | – | Регулятивные УУД: – умение работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД: –умение осуществлять увиденное. | Личностные УУД: -формирование установки на здоровый образ жизни. |
VI. Первичное закрепление | Организовать усвоение учащимися новой темы. | Практический метод, словестный метод | Сейчас мы с вами выполним упр. 81 на с. 49 (Подобрать к каждой группе ещё по 2 одушевлённых ИС) Проверим, что у вас получилось. Теперь выполним упр.85 на с.50(Подобрать к каждой группе ещё по 2 неодушевлённых ИС) Давайте посмотрим, что у вас получилось | 2 ученика выполняют у доски, остальные в тетради Люди: (кто?) художник,… Птицы: (кто?) снегирь,… и т.д Учитель проверяет работу на доске, дети вместе с учителем проговаривают ответ, задавая к каждому слову вопрос. Кто?-художник, кто?- пекарь и т. д 2 ученика выполняют у доски, остальные в тетради Инструменты: ( что?) топор,… Обувь: ( что?) сапоги,…и т.д Учитель проверяет работу на доске, дети вместе с учителем проговаривают ответ, задавая к каждому слову вопрос. Что?-топор, что?- пила и т. д | Фронтальная | Учебник, доска | Самоконтроль | Предметные УУД: –уметь правильно выполнять задания. | Регулятивные УУД: –адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки. Познавательные УУД: –строить речевые высказывания в устной форме. Коммуникативные УУД: –высказывать свое мнение; –сотрудничать с товарищем. | Личностные УУД: –умение признавать собственные ошибки. Вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. |
VII. Повторение и закрепление изученного | Закреплять знания о одушевленных и неодушевленных ИС. | Наглядный, словесный метод | Фронтальная работа по вариантам. I в – выпишет одушевлённые имена существительные. II в – неодушевлённые имена существительные. - Какие слова выписал I вариант? Почему? Белка, рыбка, гусеница. - Какие слова выписал II вариант? Почему? Радуга, роза, конфета. Вам встретилось слово гусеница. - Что вы себе представили? - К каким существительным относится это слово? Почему? - А я представляю гусеницу от трактора. А теперь к каким существительным относится слово гусеница? I - вариант составьте предложение со словом гусеница, которое отвечает на вопрос кто? II - вариант составьте предложение со словом гусеница, которое отвечает на вопрос что? | -Потому что это животные, они одушевленные и отвечают на вопрос кто? - Эти слова относятся с предметам, они неодушевленные и отвечают на вопрос что? - Представили зеленую гусеницу которая ползет по траве. - Это одушевлённое имя существительное, потому что отвечает на вопрос кто? - Это неодушевлённое имя существительное, так как отвечает на вопрос что? | Фронтальная | Презентация | Самоконтроль | Предметные УУД: - умение находить нужную информацию на слайде | Регулятивные УУД: - саморегуляция как способ к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий Коммуникативные УУД: – умение оформлять свои мысли в устной форме, умение слушать ответы одноклассников. Познавательные УУД: – умение наблюдать и делать простые выводы; – умение добывать знания; находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке. | Личностные УУД: - креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач. |
VIII. Подведение итогов.Рефлексия | | Словесный метод | – О чем мы говорили на уроке? – Какие цели ставили? Мы достигли их? – Объясни, какие ИС называют одушевленными, а какие неодушевленными – Оцените свою работу на уроке. | – Мы говорили о одушевленных и неодушевленных именах существительных. Научится оппределять одушевленные и неодушевленные ИС.Да Дети вспоминают правила, изученные на уроке Дети выполняют рефлексию. | Фронтальная | | Самоконтроль | – | Регулятивные УУД: –умение дать эмоциональную оценку деятельности на уроке. | Личностные УУД: –уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности –самоконтроль устанавливать связь между целью деятельности и её результатом. |