Урок № 34
Вид урока: изучение нового материала
Оборудование: карточки «Т», «т»; карточки с названиями станций: «Установочная»,
«Звуковая», «Буквенная», «Слоговая», «Итоговая»; рисунки: кот, 5 тюльпанов,
Т- молоток, Т- антенна; схемы слов: кот, пять; буквы А, О, У, Ы, И, Н, К, С ;
игрушечный поезд; билеты; учебник «Русская азбука» (В.Г. Горецкий, В.А.
Кирюшкина); простой карандаш; цветные карандаши (красный, зелёный, синий);
тетрадь по чтению.
Ход урока:
I. Орг. м. 1 мин.
II. Опрос учащихся (повторение) 10 мин.
III. Постановка темы и целей урока. 1 мин
IV. Изложение нового материала. 15 мин.
V. Закрепление. 10 мин.
VI. Итог. 3 мин.
Тема урока: Звуки [т]. [т’]. Буквы Т, т.
Цели урока: 1. Учить выделять звуки из слов, давать им характеристику, узнавать изученные
буквы; формировать навык чтения сочетаний букв, слов;
2. Развивать устную речь, память, внимание, мышление, фонематический слух;
3. Воспитывать интерес к чтению.
I. Орг. м.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок!
- Урок чтения сегодня будет необычным. Мы отправимся в увлекательное путешествие. А поможет нам путешествовать весёлый паровозик, который быстро доставит нас от одной станции к другой. Но прежде чем отправимся в путешествие, нужно приобрести билеты.
II. Опрос учащихся (повторение) (отвечающие получают билеты)
А, О, У, Ы, И, Н, К, С
- Прочитайте буквы.
- Что мы произносим? (звуки)
- Как получаются звуки? (воздух проходит через горло, нос, рот, участвуют зубы, губы, язык)
- Почему получаются разные звуки? От чего это зависит? (Разные звуки получаются в зависимости от артикуляции, от того, в каком положении находятся губы, язык. зубы; как широко открыт рот ).
- На какие две большие группы делятся все звуки и буквы? (гласные и согласные)
- Назовите только гласные буквы.
- Почему они так называются? (они голосовые, голос льётся свободно, легко, плавно, их можно петь)
- Назовите только согласные буквы.
- Почему они так называются? (они наталкиваются но какую-то преграду: зубы, губы, язык).
- Какими получаются эти звуки? (короткими, петь их трудно).
- Ну вот билеты есть у всех пассажиров. Можно отправляться в путь.
Чух-чух-чух,
Мчится поезд во весь дух.
Паровоз пыхтит:
- Тороплюсь, - гудит, -
Тороплюсь, тороплюсь, тороплюсь…
III. Постановка темы и целей урока.
- Первая станция «Установочная».
- Как тикают часы? (тик-так)
- Какие звуки слышим в начале этих слов? ([т]. [т’].)
IV. Изложение нового материала.
- А мы едим дальше.
Чух-чух-чух,
Мчится поезд во весь дух.
Паровоз пыхтит:
- Тороплюсь, - гудит, -
Тороплюсь, тороплюсь, тороплюсь…
- Следующая станция «Звуковая»
1) Слого-звуковой анализ слов кот и пять (рисунки кота, пяти тюльпанов)
А) КОТ
- Произнесём хором слово кот.
- Сколько слогов (1)
- Сколько звуков? (3)
- Что слышим в начале слова ? (слияние ко-)
- Что слышим в конце слова? ([т])
- Какой он? (согласный, твёрдый)
- Зарисуем схему слова в нашу тетрадь по чтению.
Б) ПЯТЬ
- Произнесём хором слово пять.
- Сколько слогов (1)
- Сколько звуков? (3)
- Что слышим в начале слова ? (слияние пя-)
- Что слышим в конце слова? ( [т’])
- Какой он? (согласный, мягкий)
- Зарисуем схему слова в нашу тетрадь по чтению.
ВЫВОД: [т]. [т’]- согласный, глухой(произносится без голоса), может быть твёрдыи и глухим.
2) Распознавание на слух.
- Я буду произносить слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите новый звук.
Утка, мост, буква, кошка, паутина, дом, стекло, куст, мыло, суббота.
3) Знакомство с буквами.
- А нам пора спешить дальше.
Чух-чух-чух,
Мчится поезд во весь дух.
Паровоз пыхтит:
- Тороплюсь, - гудит, -
Тороплюсь, тороплюсь, тороплюсь…
- Следующая станция «Буквенная»
А). – Звуки [т]. [т’] обозначаются одинаково, то есть одной буквой, которая называется «тэ». Она служит для обозначения как мягкого, так и твёрдого звука.
- Посмотрите, какие есть буквы? (большая и маленькая)
- Для чего нам нужна большая буква Т?
Б). – На что похожа буква Т?
Т в антенну превратилась
И на доме очутилась.
Молоток стучит: «Тук-тук!»
Букве Т я старый друг.
Буква Т тебя укроет
От дождя, от снега, зноя.
В). – Откройте свои учебники на странице 57.
- подчеркните в тексте букву Т простым карандашом.
V. Закрепление.
Чух-чух-чух,
Мчится поезд во весь дух.
Паровоз пыхтит:
- Тороплюсь, - гудит, -
Тороплюсь, тороплюсь, тороплюсь…
- Следующая станция «Слоговая»
А). Чтение слогов в учебнике (стр. 57)
Б). Чтение с доски:
ТА АТ ТАК НТА
ТО ОТ ТОН КТО
ТУ УТ ТУК СТУ
ТЫ ЫТ ТЫН СТЫ
ТИ ИТ ТИС НТИ
ТИ Н А ТО Т ТА Н К
НИ ТИ К ТО К НУ Т
VI. Итог.
- И последняя станция «Итоговая»
Чух-чух-чух,
Мчится поезд во весь дух.
Паровоз пыхтит:
- Тороплюсь, - гудит, -
Тороплюсь, тороплюсь, тороплюсь…
- Итак, с какой буквой мы с вами познакомились на уроке?
- Что о ней узнали?
- Найдём её место на ленте букв.
- Найдём её место в алфавите.
- Урок окончен. Мы доехали до последней станции. Понравилось ли вам наше путешествие?