Просмотр содержимого документа
«Обучению грамоте «Согласные звуки «х», буквы ХХ»»
УРОК
Тема: Обучению грамоте «Согласные звуки «х», буквы ХХ»
Цели. Познакомить с глухими согласными звуками [х], [х'], с буквами X, х; научить читать слоги и слова с буквой х; развивать навыки плавного слогового чтения, речь учащихся, воспитывать дружелюбие, чувство взаимопомощи.
Оборудование, карточка с печатными и письменными буквами X х; слоговая таблица; рисунки с изображениями поросенка Хрюши, белки, хорька, хомяка; грибов (подосиновик, подберезовик, белый, мухомор и т.д.); у каждого ученика маленькие квадратные листочки бумаги; ножницы; схемы для звукового разбора слов.
ХОД УРОКА
Учитель. Ребята, что на картинке? Дети. Грибы.
У. Как называется каждый из них? Д. Подосиновик, подберезовик, мухомор... У. Сколько слогов в слове грибы? Д. Два.
У. Почему два слога? Д. Потому, что два гласных звука.
У. Охарактеризуйте каждый звук, составьте схему этого слова. Дети составляют схему у себя на партах, один ученик у доски. На доске:
с i Цс к
Проверим, что получилось. Составьте слово грибы из разрезных букв. Поднимите наборные полотна, покажите, как составили.
Учитель оказывает индивидуальную помощь тем, кто не справился.
А теперь уберите букву ы. Какое получилось слово? Д. Гриб.
У. Сколько слогов в слове гриб? Почему?
Д. Один слог, так как один гласный звук.
У. Молодцы! Со всеми заданиями справились!
У. Хрюша что-то хочет сказать. Он приготовил для вас загадку.
Проворная зверюшка живет в дупле-избушке. Целый день скок-поскок, отыскала грибок, Нанизала на сучок, заготовила впрок.
Д. Белка.
У. Молодцы, отгадали Хрюшину загадку. А почему белка так смотрит на грибы? Д. Хочет сорвать.
У. Какой из этих грибов вы не стали бы рваггь? Д. Мухомор. У. Почему?
Д. Он ядовитый.
У. А можно сшибать его палкой, ногой? Д. Нельзя. У. Почему нельзя? Д. Лоси им лечатся.
У. Послушайте стихотворение о мухоморе поэта Прокофьева.
Шел Егор через бор, видит: вырос мухомор. "Хоть красив, а не беру", - Вслух сказал Егор в бору. "Верно ты сказал, Егор", - так ему ответил бор.
Произнесите все вместе слово мухомор. {Дети произносят).
О каком звуке в этом слове мы еще не говорили? Д. О звуке [х].
У. А есть ли такой звук в имени поросенка? Д. Да
У. Где он стоит? Д. В начале слова.
У. Вот почему Хрюша пришел к нам на урок и привел своих друзей. Произнесем еще раз слово мухомор. (Дети произносят.)
В каком по счету слоге слышим звук [х]? Д. Во втором.
У. Что это за звук? Охарактеризуйте его. Д. [х] - согласный, твердый, глухой.
У. Произнесем звук еще раз и убедимся, что мы его правильно охарактеризовали.
Дети выполняют задание.
А как мы смеемся? Д. Ха-ха-ха!
У. Как произносится новый звук?
Д. 14
У. А если тихо смеемся? Д. Хи-хи-хи!
У. Есть ли тут новый звук? Д- [х1].
У. С какими звуками вы познакомились?
Д. Со звуками [х], [х1].
У. В чем их сходство?
Д. Они согласные, глухие.
У. В чем различие?
Д. Твердый, мягкий звуки.
У. А теперь познакомимся с обозначением звука [х] на Учитель прикрепляет на доску карточку с буквой х.
На что похожа буква?
Д. На ножницы.
У. X на ножницы похожа,
Но в работе, а не лежа.
Хочешь - режешь, хочешь - шьешь,
Хочешь - сам себя стрижешь.
Учитель демонстрирует раскрытые ножницы.
У. А теперь возьмите квадратные листочки и встаньте.
Загадаю вам загадку, Выполняйте по порядку: Раз - листочки поднимаем, Два - листочки загибаем, Три - еще разок свернем, На четыре - развернем. Буква спрятана внутри. Кто догадлив - назови!
Линии сгиба образуют букву х.
У. А теперь почитаем слоги с буквой х.
По слоговой таблице дети читают слоги-слияния буквы х с изученными гласными. Читают хором, по одному, по порядку, вразнобой.
Договаривайте слоги до слов. Д. Хомяк, муха, хищник.
У. Теперь почитайте слова, написанные на доске. На доске:
Черепаха, ухо, петух, хлеб, хризантема. Дети читают по очереди и хором.
А еще четыре слова Хрюша спрятал в траве. Найдите их и прочитайте.
Д. Халва, хохотушка, хлопушка, хозяйка...
У. А теперь посмотрите на кроссворд. Догадайтесь, какой слог надо вставить в пустые клетки.
Д. Слог хо.
У. Какие получатся слова? Прочитайте. Д. Хомяк, хобот, холодильник, переход, хор. У. Какие слова были непонятны? Д. Хризантема, хомяк.
У. Хризантема - цветок. Хомяк - маленький зверек. Учитель показывает иллюстрации.
У. Прочитайте стихотворение о хомяке, написанное поэтом Луниным.
На доске:
Хомяк зимою, в холод лютый, Не хочет мерзнуть ни минуты. Хитрец холодною порой Храпит в хоромах под землей.
Сначала дети читают про себя, а потом один ученик читает вслух. У. Какие слова были непонятны? Д. Хоромы.
У. Хоромы - жилые помещения огромного размера. Какие слова с новой буквой встретились в стихотворении?
Д. Хомяк, холод, хочет, хитрит, холодной, храпит, хоромах. У. Прочитайте еще одно стихотворение. На доске:
Ха-ха-ха, хе-хе-хе, Пахал Пахом на петухе. А петух-то исхитрился, От сохи-то отцепился. Хи-хи-хи, ха-ха-ха, Лови, Пахом, петуха!
Дети читают про себя, потом хором вслух. У. Что значит "пахал"? Д. Копал землю. У. А что такое соха?
Д. Приспособление для вспахивания земли.
У. Это стихотворение серьезное или шуточное? Почему так думаете? Выслушиваются ответы детей.
VI. Физкультминутка
У. Давайте инсценируем это стихотворение, изобразим Пахома и петуха.
VIII. Чтение текстов (продолжение) У. Прочитаем рассказ в учебнике на с. 163. Текст читают хорошо читающие ученики. - О каком времени года говорится?
Д. О поздней осени.
У. Почему важно убрать хлеб до зимних холодов?
Д. Чтобы не пропал под снегом.
У. В каком значении употреблено слово хлеб?
Д. Здесь говорится о хлебных колосьях.
У. В каком еще значении употребляется слово хлеб?
Д. Когда говорят о продукте питания, который мы едим.
У. Прочитайте пословицы на с. 162 и объясните, как вы понимаете их смысл.
Дети выполняют задание.
Почему хлеб важен для людей? Д. Это один из основных продуктов.
Если есть все без хлеба, то скоро вновь становишься голодным.
В хлебе много полезных веществ.
У. Откройте "Азбуку" на с. 166 и прочитайте стихотворение "Хлеб". Дети читают.
О ком говорится в стихотворении? Кто выращивал хлеб? Д. Те, кто пахал, сеял, ухаживал за растениями и убирал их. У. Как называют этих людей?
Д. Не знаем.
У. Это хлеборобы. Какие машины помогают им в работе? Д. Тракторы, комбайны. У. Молодцы!
IX. Итог урока
У. Давайте расскажем Хрюше о новых звуке и букве.
Д. Звук [х] - согласный, глухой, может быть твердым и мягким, на письме обозначается буквой У. Молодцы! Вы хорошо работали сегодня на уроке.