Просмотр содержимого документа
«Обучение первым изложениям. «Учимся пересказывать»»
УМК «Гармония» открытый урок во 2 «а» классе
Учитель Лазуткина А.В.
Тема. Обучение первым изложениям. «Учимся пересказывать»
Цели: - познакомить детей с новым для них видам работы, раскрыть ее сущность и назначение, показать значимость умения хорошо пересказывать текст, ввести с осознанное употребление слова пересказывать, пересказ, изложение;
начать формирование речевых умений; развивать орфографическую зоркость; обогащать словарный запас учащихся, создать условия для формирования УУД.
Планируемые предметные результаты освоения материала: учащиеся узнают научное слово- «изложение»; научатся воспринимать информацию, звучащую и письменную; сформируют умения озаглавливать текст и воспроизводить его по частям, т.е. писать изложение.
Познавательные: формирование каллиграфических и орфографических навыков; учить находить и проверять орфограммы слова, через решение поставленной проблемы; создать условия для выработки навыков нахождения и проверки орфограммы слова; формировать навыки учебной деятельности;
Регулятивные: контролировать ход и результаты деятельности (своей и чужой); использовать речь для регуляции своих действий, оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать (совместно с учителем) их причины и способы преодоления; развивать внимание, мышление через анализ предложений; развивать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь; воспитывать потребность в применение здоровьесберегающих технологий.
Личностные: выражать познавательный интерес к русскому языку, сознательное отношение к качеству своей речи.
Коммуникативные: строить монологическое высказывание; участвовать в коллективном поиске, в совместном решении вопросов, в групповой работе; договариваться и принимать общее решение; проверять друг друга; понимать затруднения другого, оказывать поддержку и помощь.
Оборудование: учебник, рабочие тетради, карточки с заданиями, презентация.
Ход урока.
1.Организационный момент. Цель данного этапа – обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке, психологически и эмоционально подготовит учащихся к общению и предстоящему занятию.
- Ребята, посмотрите, всё ли у вас готово к уроку?
- Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным и интересным?
- Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Посмотрите и улыбнитесь друг другу.
- Подумайте, что ещё пригодится для успешной работы на уроке?
- Я желаю всем маленьких удач на уроке.
Постановка учебной задачи.
Цель - актуализировать знания учащихся по теме, закрепить знания, умения и навыки учащихся по нахождению изученных орфограмм в словах, определения места орфограммы в слове, выбора нужного способа проверки, а также повысить уровень осмысления материала.
Подумайте и скажите:
- Какое различие в смысле слов рассказывать и пересказывать?
- В жизни человеку приходится очень часто пересказывать то, что он видел, читал, что услышал от других. Пересказываете вы на уроках чтения и окружающего мира. А бывают ситуации, когда хочется пересказать, а рядом нет этого человека? Как вы ему это перескажите? (напишем) А надо этому учиться? (конечно, иначе он не поймет)
- Чему будем учиться на уроке?
Слайд1 «Учимся письменному пересказу текста »
Оцените себя – можете ли вы это сделать без подготовки?
(рисунок –« Горка» -самооценка)
- Подумайте и скажите, с чего нужно начать учиться пересказывать текст?
(с повторения знаний о тексте)
Повторение знаний о речи, тексте.
У меня в руках корзинка, не простая – корзинка, а корзинка – «Знаний» (рисунок)
-Что можете сказать о тексте, глядя на схему? (речь состоит из слов, предложений и текстов)
Слайд 2. «Корзинка знаний»
- Что такое текст? (текст – это несколько предложений, связанных по смыслу, текст можно озаглавить, в нем есть главная мысль, предложения в тексте пишутся с большой точке, в конце ставиться знак . ! ? )
Пусть корзинка напоминает нам о том, что мы уже знаем, а в конце урока мы дополним ее новыми знаниями.
Вернемся к теме урока, кто знает, как называется письменный пересказ?
А хотите узнать?
4.Знакомство с новым научным словом. - Прочтите информацию.
Слайд 3, Изложение – это..
Слайд 4
-Так какое слово узнали? Что оно обозначает? Нужно ли дословно запоминать текст?
Слайд 5 Запишите в тетради: Мое первое изложение
Составим план наших действий. С чего начнем?
(- Чтобы написать изложение нужно внимательно слушать или прочитать текст; определить тему и главную мысль; повторить орфограммы и записать грамотно)
5. Восприятие текста на слух.
Послушайте текст и определите, о ком или о чем говорится в нем?
Вишенка гулял по парку. Вдруг он увидел мальчика с веселым лицом. За мальчиком шла девочка лет десяти. У нее косичка была похожа на хвостик редиски.
- Меня зовут Редиска. А это Чиполлино.
- Очень приятно.
И все трое засмеялись. Так у Вишенки появились друзья.
О ком или о чем говорится в нем? (о встрече, о знакомстве)
-Из какой книги эти герои? (Джанни Родари – показ портрет и выставка книг)
- В каком предложении заключена главная мысль? (в последнем)
- Как бы вы озаглавили этот текст? (Вишенка и его друзья, Знакомство с друзьями, Первые друзья»
- Кто эти друзья?
6.Анализ текста на основе зрительного восприятия.
Слайд 6 или текст в учебнике упражнение 265
-Прочитайте текст про себя, чтобы ответить на мои вопросы.
- О чем сообщается в начале рассказа? (зачитать)
-Что произошло дальше? (зачитать)
- Какое слово указывает на неожиданность встречи?
- На что Вишенка сразу обратил внимание?
- Кого он увидел еще? Что интересного заметил?
-Почему использованы слова косичка, хвостик, а не коса, хвост?
- Что случилось потом? Кто представился первым?
- Как ответил Вишенка? Правильно ли?
-- А почему ребята рассмеялись?
- Все события кончились, зачем же еще предложение?
- Какое слово в нем показывает, что это предложение заключает текст?
7. Уточнение структуры текста.
-Давайте еще раз проследим, как движется мысль в тексте
- О ком первое предложение? (параллельно с ответами на экране появляются начала предложений, заключающие в себе указание на тему каждого из них.)
- О чем сообщает второе?
- Как его продолжает третье?
- Что нового добавляет следующее?
Слайд 7 Вишенка… . Вдруг он … . За мальчиком … . У нее … .
- Меня зовут… . А вот это … .
- …. .
И все трое … . Так у Вишенки … .
8. Орфографическая подготовка. ( физминутки от усталости, для глаз)
Определим «опасные» места
- Зачем нам нужна такая работа?
(урок русского языка учит писать грамотно и применять изученные правила)
Работа в паре (по карточки). У детей по два предложения, в которых они решают орфографическую задачу. У учителя текст на доске.
Проверка – дети выходят к доске и показывают в предложениях орфограммы – или . . Остальные – следят и проверяют. (светофор – оцени товарища)
- Отметь орфограммы в названии текста. Прочитай слова так, как они написаны.
- Обрати внимание на ь в слове друзья: прочитайте, как «сломается» слово, если вдруг вы пропустите ь.
- В 1, во 2 предложении сколько слов помощников и как они пишутся.
- Сколько раз встречается слово редиска? Почему написано по- разному?
- Как называется разговор наших героев? Как это показано на письме?
-Выделите орфограммы в имени мальчика-луковки. Прочитайте вслух так, как оно написано.
9. Вторичный синтез текста.
Чтение детьми предложений по слайду с добавлением.
Поработали по содержанию - продвинулись по горке. («Горка»- самооценка)
( физминутка - пальчиковая)
10.Самостоятельная работа.
Напишите название и письменно перескажите рассказ. Помните, что вы можете писать не только авторскими, но и своими словами. Не забывайте о том, что вы умеете не делать орфографические ошибки: не знаете, забыли. Как пишется слово, - оставляйте «окошко», а если нужно, показывайте выбор букв.
11. Проверка. (Памятки на слайде)
Поработайте редактором. Прочитайте свой текст и проверьте, не пропущена ли какая-нибудь мысль, не нарушен ли их порядок. Не пропущены ли важные слова.
Поработайте корректором. Прочитайте свои рассказы еще раз и отметьте все орфограммы. В случае появления сомнения в написанной букве ставьте над ней знак вопроса, а на месте «окошка» вставьте букву, если вспомните.
Вносить поправки лучше карандашом – это избавит от грязи в тетради.
Итог: Цель этапа – дать анализ успешности усвоения знаний.
- Какую задачу ставили перед собой?
Прочитать написанные детьми 1- 2 изложения.
- Какие новые знания мы можем положить в корзинку? «Горка» -самооценка
12.Рефлексия. Цель - формирование умений размышлять и анализировать свою деятельность, т.е. самоанализ ученика по пройденному материалу
Мне понравилось на уроке…
Я легко справился с …
Мне было трудно …
Дома с родителями я поделюсь…
- Какое настроение у вас сейчас? Хочется ли улыбнуться, как в начале урока? Улыбнитесь, подарите дружбу. Я благодарю вас за помощь мне на уроке. (Аплодирование – награда за работу на уроке.)
Домашнее задание. Цель данного этапа – закрепить нахождение орфограмм.
Хотите узнать, как закончилась встреча друзей? Расскажет вам упр.266.