Цель: объяснить, что значит излагать текст, учить составлять ответы на вопросы.
Ход урока
I. Орг. момент
Сегодня мы будем учиться писать изложение.
Излагать – это значит пересказывать услышанное или прочитанное. Я прочитаю, а вы запомните и расскажете письменно, что услышали.
II. Знакомство с текстом
1) Читается текст (на доске текста нет).
Три котенка (Слайд 2).
(Слайд 3) Три серых котенка увидели мышку. Они бросились за ней. Мышка прыгнула в банку с мукой. (Слайд 4) Котята – за ней. Мышка убежала. А из банки вылезли три белых котенка. (29 слов)
2) Беседа о признаках текста.
? Можно ли назвать текстом? (Да, предложения связаны по смыслу, про одно и то же).
? Определите тему (о ком или о чем?) (Котята и мышка).
? Назовите главную мысль (что говорится о котятах и мышке). (Бежали за мышкой и стали белые).
3) Беседа по содержанию (Слайд 5).
? Кого увидели котята?
? Что они сделали?
? А что мышка сделала?
? Что случилось с котятами?
? Почему?
III. Обучение составлению ответов на вопросы (Вопросы заранее написаны на доске).
? Кого увидели три серых котенка?
? За кем они бросились?
? Куда прыгнула мышка?
? Что сделали котята?
? Что сделала мышка?
? Какие вылезли котята из банки?
Мышку
За ней
В банку с мукой
Котята – за ней
Убежала.
Белые
Хором читаем вопрос.
Хором составляем ответ: читаем слова вопроса и вместо слова КОГО? подставляем слово МЫШКУ.
Дети должны понять, что ответ строится из слов вопроса. Затем дети самостоятельно записывают предложение. Здесь допускается вариативность.
Некоторые спрашивают: «А можно, я так напишу?» – Можно.
Итак, на первом уроке работа идет над каждым предложением коллективно и отдельно, т.е. читаем, отвечаем, пишем, опять читаем, пишем.
После записи текста обязательно прочитать 5-6 работ вслух в классе.
Предупредить ошибку: Мышка сделала убежала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.