Цель: обогащать представления детей о ценности книги.
Задачи: формировать представление детей о ценности чтения книги;
совершенствовать умение читать и любить книгу;
воспитывать чувство коллективизма, доброжелательности к друг другу;
развивать творческоевоображение;
создатьусловия для творческого самовыражения детей.
Оборудование: книга Ирины Токмаковой «Аля, Кляксич и буква А»/
предварительно следует проситать с детьми эту книгу/;
карточки с заданиями;
герои сказки/использованы рисунки В.Чижикова/;
книги для чтения
Ход праздника.
Два ребёнка держат учебники, читают стихи
Беру я Азбуку в последний раз,
Несу я Азбуку в просторный класс
Сегодня ей я говорю:
«Благодарю!»
Ты книга первая моя,
Теперь читать умею я
На свете много книжек есть
Все книги я смогу прочесть.
Учитель. Добрый день, дорогие ребята, любимые родители, гости! У нас большая радость: мы закончили читать первую школьную книгу – «Азбуку». Теперь мы умеем сами читать любые слова, предложения и даже рассказы.
На свете много книжек разных
А вот у азбуки отдельный праздник
Её мы открываем в сентябре,
Когда мы только начали учиться
И видим в ней картинку на странице
Открыли эту книгу мы едва
И сразу же узнали букву А
Но для того, чтоб книгу прочитать,
Одной лишь буквы мало знать
Составлен алфавит из многих букв
Они – основа всех наук
Научились мы писать
И большие фразы.
Можем мы теперь читать
Сказки и рассказы.
Учитель. Я прошу вас, ребята, вспомнить одну из книг, которую я читала вам, когда самостоятельно вы не могли её осилить.
С.5 книги…
Учитель. Вспомните, отрывок из какой сказки я вам прочитала?... Представляете, у нас праздник, а в Азбуке переполох… придётся отложить праздник. Разве мы можем оставить в беде наших друзей? Можем ли мы им помочь? А как?
Помните, как долго мы читали эту книгу, помогали героям, выполняли интересные задания. Я предлагаю отложить праздник и пройтись по страницам книги. Думаю, сегодня с заданиями мы справимся быстрее, потому что мы все научились читать.
Итак, мы отправляемся в волшебный лес. Но перед дорогой я хочу проверить ваши силы
Ещё какая буква обозначает мягкость предыдущего согласного
Какие буквы не обозначают звук?
Назови буквы, обозначающие звонкий согласный звук
Назови буквы, обозначающие мягкий согласный звук
В путь! Вместе с Алей и буквой А
У самого входа в азбучный лес нас встречает добродушная с виду буква Б. У неё через плечо висит огромная корзина.
Букву Б похоже заколдовал Кляксич, потому что она только и твердит:
Будем читать, будем читать.
/На бубликах предложения (можно слова). Дети достают из корзины бублик, читают предложение – бублик твой./
Оказывается, ребята, среди бубликов в корзине были спрятаны буквы. А пока буквы были в корзине, гласные и согласные подружились. Получились слоги, слова, предложения. Если слоги встанут в ряд, вмиг они заговорят. Попробуйте составить слова.
МА ША ТЫ КВА СО ВА
Отправились Аля и буква А дальше. А на пути буква В в кондукторской фуражке с красным донышком прикрикивает:
«Вы не знаете сигналов светофора»
/ Игра-физминутка. Показываю сигналы светофора. Красный – дети стоят, жёлтый – хлопают в ладоши, зелёный – шагают на месте./
Вот мы и освободили ещё несколько букв. Эти буквы сдружились ещё больше, образовали слова.
БОЛЬ ГРИБ ЁЛКА СОЛЬ
Сколько в слове букв, назови их.
Сколько в слове звуков, назови их
Аля и буква А повеселели и отправились дальше. А на пути добрая Дуня бормочет непонятную песенку:
«Дикий удод наклевался ягод
Умный удод – он наелся на год
Наелся удод и песни поёт».
Учитель. Ребята, это заколдованная песня. И если мы не споём свою песенку, мы не сможем расколдовать добрую Дуню.
Песня «Первоклассник»
Вот мы и освободили ещё несколько букв, да только все они сбились в кучу. Помогите разобраться, какие буквы мы видим.
/буквы Т,П,К,Р,Ш, Е.../
Учитель. Молодцы! Двигаемся дальше.
Посмотрите, нам на встречу летит буква С, предлагает быстро проговорить скороговорки.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Раз дрова, два дрова, три дрова.
Забегает Кляксич
Кляксич. Добрались до меня? Всё равно у вас ничего не получится – ведь не все буквы свободны! Я! Только я владею азбукой! Отныне это не азбука, а кляксобука! Вот!
Учитель. Ну и насмешил же ты нас, Кляксич! Мы не боимся мы тебя. И буквы все освободим! Вот возьмём сейчас резинку и сотрём тебя
Кляксич. Ну уж сразу и резинку! Коли уж до меня добрались, значит, кое-чему, всё-таки, научились. Но меня голыми руками не возьмёшь! Отгадайте-ка мои загадки!
Если сломан карандаш –
Я помощник верный вашг.
Я, как врач, его лечу –
Быстро, остро заточу. /точилка/
То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать.
Что такое я? /тетрадь/
Если ты его отточишь,
Нарисуешь всё, что хочешь;
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это? /карандаш/
Говорит она беззвучно
Но понятно и нескучно.
Ты беседуй чаще с ней—
Станешь вчетверо умней /книга/
Кляксич. Ой,ой,ой! Справились! Не будь я Кляксич, если не сделаю какую-нибудь пакость! Догадайтесь, что написано на этом листе бумаги!
/На доске напечатана фраза. Буквы полустёрты. Дети выходят к доске, маркером дописывают буквы, читают получившуюся фразу: Ребята! Буквы свободны!/
Кляксич. Караул! Надо бежать!
Заходит Азбука
Азбука. Здравствуйте!
Я Азбука. Учу читать
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо, и сможешь ты тогда
Любую книгу прочитать без всякого труда.
Учитель. Садись, Азбука, сегодня ты у нас самый почётный гость.
Азбука. Кстати, у вас под дверью я нашла эту кляксу
Учитель. Вот что осталось, ребята, от злого Кляксича. Давайте спрячем эту кляксу. Наша Азбука свободна!
Азбука. Предлагаю в честь праздника устроим парад букв. Проверим, все ли буквы спасены. По порядку алфавита выступай!
/Дети с родителями дома приготовили буквы, читают стих, поднимают букву. Для примера показываю, какие буквы нарисовали/
Буквы-значки, как бойцы на парад
В чётком порядке построены в ряд
Каждый в условленном месте стоит
И называется всё Алфавит
Вот буква вроде шалаша
Не правда ль, буква хороша!
И хоть она проста на вид,
А начинает алфавит
Буква Б проснётся рано,
Буква Б – бочонок с краном
Вот буква В видна вдали—
Красивая, витая
Взлетает,будто воробей,
Крылом нам чуть махая.
Перед нами букваГ
Стоит подобно кочерге
Этот домик – букваД
В домике окошко
Из трубы идёт дымок,
А в окошке кошка
Е и Ё – родные сёстры
Различать сестёр непросто
Но у буквы Ё две точки,
Словно в лесенке гвоздочки
Посмотри-ка: букваЖ
На жука похожа
Потому что у неё
6 жучиных ножек.
З – не просто завитушка
З – пружинка, крендель, стружка
Буква И наискосок
Примеряла поясок
Снизу вверх его тянула –
К правой ножке пристегнула
Букву Й зовут и краткой
Й как И в твоей тетрадке
Чтобы Й не путать с И
Сверху галочку пиши
Ай да клоун!
Знаешь кт о он?
Этот клоун –
Буква К
Алфавит продолжит наш
Буква Л – лесной шалаш
Палочка и палочка,
Между ними галочка
И понятно сразу всем—
Получилась буква М
На букве Н,
Я, как на лесенке,
Сижу и распеваю песенки
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла
До того она крула,
Покатиться бы могла
Влез на букву озорник
Он решил, что П – турник
Буква Р—на мачте парус,
Вдаль плывёт, небес касаясь
Полумесяц в небе тёмном
Буквой С навис над домом
Молоток стучит: «тук-тук
Букве Т я старый друг»
У – сучок. В любом лесу
Ты увидишь букву У
Всем известно без подсказки:
Буква Ф – как ключ от сказки
Никогда его у нас
Не отнимет Карабас
Х – забавная игрушка
Деревянная вертушка
Вот хорёк на ней сидит
И на нас на всех глядит
Буква Ц – смотрите сами
Как скамейка вверх ногами
Первой букве в слове чтение –
Букве Ч моё почтение
Посмотри на букву Ш –
Буква очень хороша,
Потому что из неё
Можно сделать е и ё
Буква Щ поможет нам
Чистить зубы по утрам
Из ведра не просто так
Нам воды напиться
Нужен ковшик – ТВЁРДЫЙ ЗНАК,
Чтобы не облиться
А бедняжка буква Ы
Ходит с палочкой, увы
Буква Р перевернулась –
Мягкимзнаком обернулась
Буква Э на С дивится,
Словно в зеркало глядится
Сходство есть наверняка,
Только нету языка
Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью,
Ой, смотри-ка, что случилось:
Получилась буква Ю
Буква Я всегда была
Всем и каждому мила
Но советуем, друзья,
помнить место буквы Я
Учитель. Азбука, мы для тебя выучили песенку и сейчас для тебя споём.
Песня»Азбука»
Азбука. Спасибо, ребята, я так рада, что многому вас научила. А сейчас я хочу посмотреть, как вы сохранили мои учебники. Поднимите их... Вижу, что умеете бережно обращаться с книгой, значит я смогу и другим ребятам помочь учиться читать.
Дети читают стихи
Учёба – очень интересный труд
Нам силу, радость знания несут
Кто в детстве книг хороших не читает,
Тот многих радостей себя лишает
И говорим мы АЗБУКЕ: «Спасибо!
И как мы без тебя прожить смогли бы?»
Не можем мы представить жизнь без книг,
И каждый уже к чтению привык
Давайте же возьмём учебник в руки напоследок
Погладим ласково и бережно положим –
Пускай теперь он и другим поможет.
Азбука. Мне пора уходить, прощаться с вами. Чему могла я вас научила
Учитель. Подожди, Азбука, а как же ребята? Что же, у них не будет книги для чтения?
Азбука. Будет, конечно, будет. Во-первых, хочу познакомить вас с моей старшей сестрой – книгой для чтения. Она очень рада, что вы с завтрашнего дня начнёте её читать. А во-вторых, я хочу подарить каждому из вас книгу для чтения. Читайте, не ленитесь, и вы многому ещё научитесь, многое узнаете. До свидания!
Учитель. Ребята, вы молодцы, справились со всеми заданиями, спасли азбуку, победили Кляксича. А почему у всё получилось, как вы думаете?