kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Общее представление о частях речи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: формировать у учащихся  общее представление о слове,  как части речи, о делении  слов по группам  на   части речи.

Задачи:  Развивать каллиграфические навыки, орфографические умения, обогащать словарный запас учащихся, навыки работы в группах, развивать внимание, память, воображение, навыки самопроверки и самоконтроля, учить видеть красоту природы, воспитывать чувство коллективизма, интерес к изучению предмета.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Общее представление о частях речи»

Цели урока: формировать у учащихся общее представление о слове, как части речи, о делении слов по группам на части речи.

Задачи: Развивать каллиграфические навыки, орфографические умения, обогащать словарный запас учащихся, навыки работы в группах, развивать внимание, память, воображение, навыки самопроверки и самоконтроля, учить видеть красоту природы, воспитывать чувство коллективизма, интерес к изучению предмета.

Форма проведения: фронтальная

Оборудование: компьютер, проектор.

Ход урока:

  1. Организация детей.

- Вот звенит снова школьный звонок!

- Начинается новый урок.

  1. Актуализация опорных знаний.

– Скажите, что я сейчас произнесла? (Речь устная)

Учитель включает слайд. На нем записаны два предложения:

Звенит школьный звонок.

Начинается новый урок.

- В какую речь она теперь превратилась? (В письменную).

А из чего состоит наша речь? (Речь состоит из предложений, а предложения из слов.)

-Слово – это маленькая часть речи, и чтобы научить вас писать каждое слово правильно, ученые разделили все слова на группы - часть речи.

(На доске слайд с темой урока: части речи)

-Сегодня мы будем знакомиться с этими группами, узнаем, как они называются и что надо знать, чтобы определить части речи.

3. Работа по теме урока.

Зима в этом году порадовала снегом, вы катались на санках, коньках, сегодня мы представим себя в зимнем лесу.

(На доске появляется слайд с изображением зимнего леса)

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит. (Ф.И.Тютчев)

-Узнали чьё это стихотворение?

- Каллиграфическая минутка.

Спишите это стихотворение себе в тетрадь.

- Введение темы урока.

-Подходят эти строки для описания красоты нашего леса?

- Мы видим молчаливый, неживой лес, но так ли это?

Смотрите кого мы видим в нашем лесу?

(Лисица, синица, воробей, снегирь, волк).

- Назовите только словарные слова.

(Слайд на доске )

-Какое словарное слово – название живого предмета, мы не сможем увидеть в лесу зимой, потому что он зимой спит в берлоге? (М…дведь).

( Демонстрация слайда).

– Запомните и запишите.

- Проверьте себя - работа со слайдом.

( Слайд со словарными словами)

- Какой вопрос мы задаём к этим словам? (Кто?)

-Кого мы относим к живым предметам?

- А теперь скажите, что вы видите в нашем лесу?

Появляется слайд с таблицей:




деревья

снег

зима

лес




На какой вопрос они будут отвечать. (Что?)

-Выпишите слова, в которых есть орфограмма - парные согласные в корне слова.

(Появляется слайд с таблицей)








животные

деревья

снег

зима

лес




- На какие вопросы эти слова отвечают? (Кто? Что?)

- А называют они что? (Предметы)

(На доске поочерёдно появляются слайды).

Название предметов



Кто? Что?



животные

деревья

снег

зима

лес




- А теперь посмотрите снова на наш лес, какие животные живут в лесу?

- А как называют животных, которые живут рядом с человеком, за которыми он ухаживает?

- А что вы можете сказать о лесе, лес какой, и т.д.?

(Таблица-слайд)

Название предметов



Кто? Что?



животные


деревья

снег


зима

лес


шишки

дикие

домашние

пушистые

белый

серебристый

морозная

густой

сонный

созревшие


-Какие вопросы прозвучали, когда вы называли эти слова?

(Какая, какое, какие)

-А что обозначают эти слова? (Признаки предмета)

Появляется слайд

Название предметов

Признаки предметов


Кто? Что?

Какой? Какая?

Какое? Какие?


животные


деревья

снег


зима

лес


шишки

дикие

домашние

пушистые

белый

серебристый

морозная

густой

сонный

созревшие


-Спишите с таблицы одно слово, которое обозначает признак живого предмета и одно слово, которое обозначает признак неживого предмета.

- Физкультминутка.

- Теперь давайте подумаем, что делает наш лес, деревья, снег и др. представим, что будет делать лес, если подует сильный ветер?

-Что называют эти слова? (Действия предметов)

-На какие вопросы вы отвечаете? (Что делает?)

- На доске появляется новый слайд с таблицей. На какие ещё вопросы отвечают слова – называющие действия предметов.

(Таблица-слайд)

Название предметов

Признаки предметов

Действия предметов

Кто? Что?

Какой? Какая?

Какое? Какие?

Что делает? Что сделает? Что сделают?

животные


деревья

снег


зима

лес


шишки

дикие

домашние

пушистые

белый

серебристый

морозная

густой

сонный

созревшие

ищут


стоят

блестит

искрится

хозяйничает

дремлет

шумит

висят

- Запишите 3 слова, в котором есть орфограмма, проверяемая безударная гласная в корне слова - комментировано.

- Знакомство с названиями частей речи.

- Итак, ребята, мы разделили часто встречающиеся слова в речи

на три группы, давайте подумаем, по каким признакам.

А поможет нам в этом наш учебник.

- Теперь давайте откроем учебник на стр.40, прочитаем сведения о языке. (Читают хорошо читающие дети).

- Затем дети работают со схемой на стр.41 – анализируют таблицу и находят название каждой группы.

- Что есть на схеме учебника и нет в нашей таблице?(Название частей речи)

-На слайде появляется таблица.

Имена существительные

Имена прилагательные

Глаголы

Обозначают предметы

Обозначают признаки предметов

Обозначают действия предметов

Кто? Что?

Какой? Какая?

Какое? Какие?

Что делает? Что сделает? Что сделают?

животные


деревья

снег


зима

лес


шишки

дикие

домашние

пушистые

белый

серебристый

морозная

густой

сонный

созревшие

ищут


стоят

блестит

искрится

хозяйничает

дремлет

шумит

висят

5.Закрепление темы урока.

- Ребята, сейчас мы попробуем из отдельных частей речи составить известные нам стихотворения великих русских писателей.

Я раздам вам конверты, на них вы найдёте задание. Надо его выполнить всей группой.

Задание состоит в том, что надо прочитать группы частей речи, по ним узнать стихотворение, назвать автора и рассказать наизусть.

Игра – соревнование.

(На столах у детей карточки с таблицами, дети работают с таблицами, они должны угадать какое стихотворение зашифровано в таблице).

1ряд – выписано в таблицу имена существительные, имена прилагательные из стихотворения Ф.Тютчева «Чародейкою Зимою…»

Имена существительные

Имена прилагательные

Глаголы

Обозначают предметы

Обозначают признаки предметов

Обозначают действия предметов

Кто? Что?

Какой? Какая?

Какое? Какие?

Что делает? Что сделает? Что сделают?

Чародейка, зима, лес, бахрома, жизнь

Снежной, неподвижной, немою, чудной

Околдован, стоит, блестит

2ряд –составляет стихотворение С.А.Есенина «Берёза» (отрывок).

Имена существительные

Имена прилагательные

Глаголы

Обозначают предметы

Обозначают признаки предметов

Обозначают действия предметов

Кто? Что?

Какой? Какая?

Какое? Какие?

Что делает? Что сделает? Что сделают?

берёза окно снег серебро ветки кайма кисти бахрома

белая пушистые снежная

белой

принакрылась

распустились

3 ряд –составляет стихотворение С.А.Есенина

Имена существительные

Имена прилагательные

Глаголы

Обозначают предметы

Обозначают признаки предметов

Обозначают действия предметов

Кто? Что?

Какой? Какая?

Какое? Какие?

Что делает? Что сделает? Что сделают?

Зима лес стозвон сосняк

Тоска страна облака

Мохнатый глубокая

далёкая седые

поёт аукает баюкает

плывут

-Засекается время (2 мин.), учитель фиксирует, кто сдал первым, слушание стихов наизусть.

- Еще одно задание для выполнения в группах.

На доске слова (Малина, солнце,
река, веселый, красный, холодный, бегать, учить, выпить) разделите эти слова на три группы. Какие? Запишите себе в тетрадь.

6. Итог урока.

-С какими частями речи мы познакомились?

(Можно работать с учебником.)

-Что надо знать, чтобы определить части речи?

7. Минута релаксации.

Продолжи предложение:

-Сегодня на уроке я узнал…..

-Я теперь умею…..

-Мне было трудно ,когда….

-мне захотелось узнать о …..

-Меня удивило….

8. Домашнее задание.

Просмотр содержимого презентации
«общее представление о част речи»

Урок русского языка  «Общее представление о частях речи». Выполнила: учитель начальных классов МБОУ школа № 34 г. Воронеж Швецова О.В .

Урок русского языка «Общее представление о частях речи».

Выполнила: учитель начальных классов

МБОУ школа № 34 г. Воронеж Швецова О.В .

Звенит школьный звонок.  Начинается новый урок.

Звенит школьный звонок. Начинается новый урок.

Тема урока:  «Части речи»

Тема урока:

«Части речи»

Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит – И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит.   Ф.И.Тютчев

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

Ф.И.Тютчев

лисица  синица  воробей  снегирь  медведь

лисица синица воробей снегирь медведь

словарь л…сица с…ница в…р…бей сн…гирь м…дведь

словарь

л…сица

с…ница

в…р…бей

сн…гирь

м…дведь

Проверь.  л и сица  с и ница  в о р о бей  сн е гирь  м е дведь

Проверь.

л и сица

с и ница

в о р о бей

сн е гирь

м е дведь

деревья снег лес зима

деревья

снег

лес

зима

животные деревья снег лес зима

животные

деревья

снег

лес

зима

Кто? Что? животные  деревья  снег  зима  лес

Кто? Что?

животные

деревья

снег

зима

лес

Названия предметов Кто? Что? животные  деревья  снег  зима  лес

Названия предметов

Кто? Что?

животные

деревья

снег

зима

лес

Названия предметов Кто? Что? животные деревья снег зима Лес дикие пушистые белый серебристый морозная густой сонный

Названия предметов

Кто? Что?

животные

деревья

снег

зима

Лес

дикие

пушистые

белый

серебристый

морозная

густой

сонный

Названия предметов Признаки предметов Кто? Что? Какой? Какая? Какие? животные деревья снег зима лес дикие пушистые белый серебристый морозная густой сонный

Названия предметов

Признаки предметов

Кто? Что?

Какой? Какая? Какие?

животные

деревья

снег

зима

лес

дикие

пушистые

белый

серебристый

морозная

густой

сонный

Названия предметов Кто? Что? Признаки предметов животные деревья снег зима лес Какой? Какая? Какие? дикие пушистые белый серебристый морозная густой сонный рыщут стоят блестит искрится хозяйничает дремлет шумит

Названия предметов

Кто? Что?

Признаки предметов

животные

деревья

снег

зима

лес

Какой? Какая? Какие?

дикие

пушистые

белый

серебристый

морозная

густой

сонный

рыщут

стоят

блестит

искрится

хозяйничает

дремлет

шумит

Названия предметов Кто? Что? Признаки предметов животные деревья снег зима лес Действия предметов Какой? Какая? Какие? Что делает? Что делают? дикие пушистые белый серебристый морозная густой сонный рыщут стоят блестит искрится хозяйничает дремлет Шумит

Названия предметов

Кто? Что?

Признаки предметов

животные

деревья

снег

зима

лес

Действия предметов

Какой? Какая? Какие?

Что делает?

Что делают?

дикие

пушистые

белый

серебристый

морозная

густой

сонный

рыщут

стоят

блестит

искрится

хозяйничает

дремлет

Шумит

Имена существи-тельные Названия предметов Имена прилага-тельные Кто? Что? Глаголы Признаки предметов Действия предметов Какой? Какая? Какие? лисица синица воробей медведь деревья снег зима лес Что делает? Что делают? пушистая желтогрудая маленький бурый серебристые белый морозная густой рыщет мёрзнет чирикает спит стоят блестит хозяйничает дремлет

Имена существи-тельные

Названия предметов

Имена прилага-тельные

Кто? Что?

Глаголы

Признаки предметов

Действия предметов

Какой? Какая? Какие?

лисица

синица

воробей

медведь

деревья

снег

зима

лес

Что делает?

Что делают?

пушистая

желтогрудая

маленький

бурый

серебристые

белый

морозная

густой

рыщет

мёрзнет

чирикает

спит

стоят

блестит

хозяйничает

дремлет

Имена существительные Имена прилагательные Названия предметов Глаголы Признаки предметов Кто? Что? Действия предметов Какой? Какая? Какие? Что делает? Что делают?

Имена существительные

Имена прилагательные

Названия предметов

Глаголы

Признаки предметов

Кто? Что?

Действия предметов

Какой? Какая? Какие?

Что делает?

Что делают?

Продолжи предложение:  -Сегодня на уроке я узнал…..  -Я теперь умею…..  -Мне было трудно ,когда….  -Мне захотелось узнать о …..  -Меня удивило….

Продолжи предложение: -Сегодня на уроке я узнал….. -Я теперь умею….. -Мне было трудно ,когда…. -Мне захотелось узнать о ….. -Меня удивило….

Домашнее задание:  р. т. с. 23

Домашнее задание: р. т. с. 23

Ресурсы интернет:   https://yandex.ru/images/

Ресурсы интернет: https://yandex.ru/images/


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Общее представление о частях речи.

Автор: Швецова Ольга Викторовна

Дата: 11.04.2015

Номер свидетельства: 200255

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока по русскому языку "Деепричастия как часть речи""
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekturokaporusskomuiazykudieieprichastiiakakchastriechi"
    ["file_id"] => string(6) "279336"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453217791"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Конспект урока русского языка в 5 классе "Глагол как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-glaghol-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "155968"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421341211"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Урок русского языка по теме «Общее понятие о частях речи »."
    ["seo_title"] => string(71) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-obshchieie-poniatiie-o-chastiakh-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "309547"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458819678"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Урок русского языка по теме «Общее понятие о частях речи »."
    ["seo_title"] => string(73) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-obshchieie-poniatiie-o-chastiakh-riechi-1"
    ["file_id"] => string(6) "309548"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458819684"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Технологическая карта урока-монопроекта по русскому языку на тему "В словари - за частями речи" "
    ["seo_title"] => string(104) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-monoproiekta-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-v-slovari-za-chastiami-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "111389"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407421403"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства