kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Общие представления о частях речи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Цель – формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных) учащихся 2 класса в предметной области «Русский язык» по теме «Общее представление о частях речи».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Общие представления о частях речи»»

Урок русского языка во 2 классе

Тема урока: «Общие представления о частях речи»

«Страна, где живут слова»


Цель – формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных) учащихся 2 класса в предметной области «Русский язык» по теме «Общее представление о частях речи».


Учебные задачи, направленные на достижения личностных результатов обучения:

  • формирование уважительного отношения к иному мнению;

  • развитие навыков сотрудничества с взрослым;

  • формирование потребности грамотно употреблять слова родного языка;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • формирование индивидуальных учебно-познавательных мотивов.

Учебные задачи, направленные на достижения метапредметных результатов обучения:

  • формирование опыта индивидуальной деятельности в соответствии с заданной ролью;

  • формирование умения работать с различными видами информации (текстом, таблицей)

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

Учебные задачи, направленные на достижения предметных результатов обучения:

  • развитие умения писать под диктовку слова и предложения по правилам русского языка;

  • развитие умения списывать предложения по правилам русского языка;

  • формирование общего представления о частях речи;

  • расширение словарного запаса учащихся;

  • формирование умения соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи;

  • формирование умения распознавать части речи по вопросам и общему значению;


Оборудование:

Ученики: учебник «Русский язык», 2 часть В. П. Канакина, цветные карандаши, листы с индивидуальным заданием, карточки со словами.

Учитель: электронная презентация, учебник «Русский язык», 2 часть В. П. Канакина, предметы для «Немого диктанта», кластеры для схемы «Части речи»


12 февраля.

Классная работа.

Умную речь хорошо и слушать.


АЛГОРИТМ


Презентация


Работа с таблицами


КЛАСТЕРЫ

«Части речи»



ХОД УРОКА


1. Организационный момент.

Ребята, готовы вы к уроку? (Да)

На вас надеюсь я, друзья.

Мы веселый, дружный класс

Всё получится у нас.


-Постараемся, чтобы наше отличное настроение сохранилось на весь урок.

-Мне очень хочется, чтобы этот урок русского языка был для вас интересным и познавательным.

- На нашем уроке присутствуют гости, давайте поприветствуем их.


- Ребята, а вы любите путешествовать?

- А на чем вы любите путешествовать?

- А какие города вам понравились, когда вы путешествовали? А как называют жителей города Москва? (москвичи) А г. Подольск? (подольчане)

- Сегодня я предлагаю совершить путешествие в замечательную страну. У этой страны совершенно волшебное название, похожее на журчание ручейка: РЕЧЬ. Жителей этой страны называют: ЧАСТИ РЕЧИ.

Путешествовать мы будем на поезде.

- Итак, в путь!

2. Чистописание


Тетрадь правильно кладу,

Ручку правильно держу.

За посадкою слежу.

С чистотою я дружу,

На «отлично» напишу.


-Откроем тетради. Запишем число, классная работа и это высказывание, которое и будет являться нашей минуткой красивого письма.

Умную речь хорошо и слушать.

- Как вы понимаете эту пословицу?


3. Актуализация знаний

- Какую большую тему мы изучили? (Изучили тему «Звуки и буквы»)

- Что мы изучали в этой теме? (Изучали орфограммы русского языка)

- Чему учились? (Учились писать слова в соответствии с правилами русского языка)

- Проверим себя. Применим полученные знания. Запишите слова через запятую, выделяя известные вам орфограммы.

1. Запиши слово – название рисунка: (обезьяна).

2. Запиши слова по их лексическому значению:

Посуда, в которую наливают суп (тарелка)

Продукт, сделанный из молока (молочный)

3.Запиши:

Синоним слова «трудиться» (работать)

Антоним слова «жаркий» (морозный)

4.Запиши однокоренное слово к слову дежурный, которое отвечает на вопрос «что делать?» (дежурить)

ПРОВЕРКА;

-Возьмите простой карандаш. Проверьте себя по образцу. Исправьте ошибки, подчеркните орфограммы.

- Оцените себя, по памятке. Доска.

К ритерии оценки.

умею писать без ошибок

д опускаю 1 – 2 ошибки

допускаю 3 и более ошибок


-Нужно ли нам возвращаться к этой теме?


ФИЗМИНУТКА

Сколько звуков в слове

Приседайте столько раз, сколько звуков в слове осень.

Подпрыгните столько раз, сколькими буквами записано это слово.

(Открыть запись слова на доске.)

Наклонитесь столько раз, сколько букв в слове еж.

(Слово записано на доске.)

Потянитесь столько раз, сколько звуков в этом слове.


4. Работа по теме урока

- Ребята, посмотрите на эти слова в тетради. Что их объединяет? (В них есть непроверяемые орфограммы. Эти слова мы проверяем по словарю.)

- Подумайте, а по какому признаку эти слова можно распределить на группы? Ученики высказывают свои предположения.

- Есть еще один способ по которому мы можем разделить эти слова

- На этом уроке мы найдём ответ на этот вопрос.


-Ученые – филологи разделили все слова на большие группы – части речи. (КЛАСТЕР)

Сегодня мы будем знакомиться с этими группами, узнаем, как они называются и что надо знать, чтобы определить части речи.

- Откройте учебник на стр.39. Какие сказочные герои изображены на картинке? (Богатырь, Змей Горыныч)

- Назовите вопросы на которые отвечают эти слова? (Кто?)

- Прочитайте слово-название признака относящиеся к Богатырю? (Смелый)

- Прочитайте слово-название признака относящиеся к Змею Горынычу. (Грозный)

- Назовите действия, которые они выполняют? (Нападать, защищаться)

- Прочитайте название раздела, который мы будем изучать.

- Прочитайте задачи раздела.


5. Усвоение новых знаний и способов деятельности

- А вот и наша первая остановка. (На экране домик)

Здесь живёт седой старик

Превращаться он привык

В шляпу, в бабушку, в котлету,

В кактус, в зонтик и в газету.

В тапочки, в слона, в конфеты

Словом, в разные предметы.


Итак, первый житель страны «Части речи» - Дедушка имя Существительное, он может превратиться в любой предмет. А что такое предметы? (ответы детей)


Предметами называют все вещи, все растения, явления природы, города, сёла, машины. Люди, животные, насекомые – это всё предметы.


Всему название дано –

И зверю, и предмету

Вещей вокруг полным-полно.

А безымянных нету.


- Назовите предметы, которые нас окружают. (ответы детей)

- На какие вопросы отвечают все эти предметы? (Кто? Что?)

- Во все эти предметы и превращается наш друг Дедушка имя Существительное.

- Вслушайтесь в имя волшебника: СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ – то есть то, что существует.

ВЫВОД: (КЛАСТЕР)


- А теперь продолжим наше путешествие.

- Вот наша вторая остановка.

- Ребята, посмотрите какая красивая полянка, а на ней – нарядный разноцветный домик, раскрашенный яркими красками. Как вы считаете, кто может жить в красивом домике? (ответы детей)

- В этом домике живет художница и всё к чему прикасается её волшебная кисточка, удивительным образом преображается, приобретает какой- то признак. Каждый предмет становится каким-то особенным, ярким и привлекательным. Зовут хозяйку этого домика - Имя Прилагательное. Имя Прилагательное предлагает вам поиграть.

Назовите признак того ученика, к которому прикоснется волшебная кисточка.


ВЫВОД: (КЛАСТЕРЫ)


- Продолжаем путешествие

- А вот и наша следующая остановка. Кто же здесь живёт? Послушайте.

Я страшное дело какой деловой:

В любые дела ухожу с головой.

Задачи решаю, на скрипке играю,

Сынишку соседки в коляске катаю.

Я пряжу мотаю, и хлеб покупаю,

И на стадионе голы забиваю.

Укроп поливаю, кусты подстригаю

И чисто-пречисто весь двор подметаю.

Дорожки в саду я песком посыпаю,

А после работы в тени отдыхаю.


- Ребята, в этом домике живёт ещё один житель страны «Части речи» - Дядюшка Глагол.

Он делает так много дел сразу, что кажется, будто у него несколько рук и ног. Глагол отличается от других частей речи тем, что он очень деятельный. Всё время в действии. И отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛ? ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ?

- Действие – это его жизнь.

- А теперь поиграем в игру. Я называю вам предмет, а вы действие этого предмета

СТУЛ, УЧЕНИК, ДОСКА, МАШИНА, ПТИЦА, СЛОН.


ВЫВОД: (КЛАСТЕРЫ)


-Сегодня вы узнали только о трех частях речи, с ними мы встретимся на следующих уроках русского языка. На самом деле их гораздо больше. С какими-то мы будем продолжать знакомиться в начальной школе, а о каких-то вы узнаете в старших классах.


-В русском языке принято сокращать части речи на письме

Существительное – сущ.

Прилагательное – прил.

Глагол – гл.


ФИЗМИНУТКА

Назвали все предметы

Назвали все предметы по порядку,

Теперь вас приглашаю на зарядку.

Мелкие шажки — раз, два, три.

Легкие прыжки — раз, два, три.

Мягкая посадка — раз, два, три.


6. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

- Откройте стр.40 упр. 68,

- Рассмотрите рисунок. Определите его тему. (Дети в зимнем парке)

- Назовите по рисунку слова - названия предметов и вопрос, на который оно отвечает. Ученики называют слова.

Признаков предметов. …

Действий предметов.

- А теперь, внимание! Работа в парах. У вас на парте лежат слова на желтых листах. Ваша задача обсудить с соседом к какой части речи относится ваше слово.

(ОБСУЖДЕНИЕ)

- У какой пары слово, которое обозначает предмет, прикрепить его на доску. ПРОВЕРИТЬ

- У какой пары слово, обозначает признак предмета? ПРОВЕРИТЬ

- У кого слово, обозначает действие предмета? ПРОВЕРИТЬ

Слова - названия

предметов

признаков предметов

действий предметов

ребята

зимний

угощали

белочка

заботливые

взбирается

парк

пушистая

радовались

дерево

высокое

пришли

снег

белый

лежит


Посмотрим, что у нас получилось.

- Можно ли из данных слов составить предложения? Составьте предложения.

Ученики проговаривают составленные предложения.

- Запишем одно предложение.

Пушистая белочка взбирается по стволу дерева.

- Послушайте, проговорите орфографически. Ученики проговаривают в полголоса. Запишите под мою диктовку.

- Найдем и подпишем части речи в этом предложении. Давайте вспомним, как сокращаем названия частей речи.

2. Сведения о языке

-Обратимся к учебнику и прочитаем сведения о языке, которые нам хочет поведать мудрая сова.

-Прочитайте текст правила на стр.40


3. Работа с кластерами.


4. Алгоритм

Чтобы не ошибиться какой частью речи является то, или иное слово будем действовать по алгоритму.

- Какое действие нужно выполнить первым?

1. Задай к слову вопрос.

- Назовите второе действие?

2. Определи, что обозначает слово.

3. По вопросу и тому, что слово обозначает, определи часть речи.



АЛГОРИТМ

1.Задай к слову вопрос.

2.Определи, что обозначает слово

3.По вопросу и тому, что слово обозначает, определи часть речи


-Посмотрим, как вы это усвоили.


7. Работа с индивидуальными листами.

1. Игра «Немой диктант»


-Что я держу в руке? (карандаш)

-На какой вопрос отвечает это слово?

-Что обозначает?

-Как называется эта часть речи, которая обозначает предмет?

-Подберите к этому существительному прилагательное.

-На какой вопрос отвечает прилагательное?

-Теперь подберите к нему глагол?


-Ну а сейчас возьмите листы с индивидуальными заданиями и найдите задание №1.

Сейчас будет «немой диктант»

-Я вам показываю предмет. Вы записываете в нужную колонку название этого предмета и подбираете подходящие к нему по смыслу прилагательное и глагол по образцу.

По окончании диктанта учитель проводит фронтальный опрос и корректирует ответы учащихся.


Задание №1

существительное

прилагательное

глагол

мел

белый

пишет

карандаш

простой

рисует

мяч

круглый

прыгает

игла

острая

шьёт

лист бумаги

белый

падает

ручка

красная

пишет

- Проверим, что у нас получилось.


2. Задание №2

-Продолжаем работу на листах. Выполним задание №2.

-Прочитайте задание.

(В каждой колонке слов зачеркнуть лишнее слово, не относящееся к этой части речи).

В каждой колонке слов зачеркнуть лишнее слово, не относящееся к этой части речи

существительное

прилагательное

глагол

сказка

добрый

выдумывать

чудо

волшебная

заколдует

золотая

сказочный

рассказываем

терем

летает

читать

белочка

вкусное

фея

орешек

интересная

мечтаем

- Проверим, что у нас получилось.


8. Итог урока.

-Что нового вы узнали сегодня на уроке и чему учились?

(Учились определять какой частью речи является слово.

Учились распознавать признаки частей речи)

- Как вы считаете, пригодятся вам полученные знания? Где?

(Наша речь станет ярче, богаче, красивее.)


9. Рефлексия.

«Светофор».

На ваших индивидуальных листах есть светофор. Оцените свою деятельность на уроке с помощью него. Закрасьте нужным цветом (зелёный – тема раскрыта, все понятно; желтый – остались вопросы; красный – не удалось разобраться в теме).


10.Выставление оценок


11. Домашнее задание.


Стр.42 упр.70










12 февраля.

Классная работа.

Умную речь хорошо и слушать.


АЛГОРИТМ



Презентация


Работа с таблицами


КЛАСТЕРЫ

«Части речи»



Как вы считаете…..

Обьясни, докажи.

.,ты согласна?

Я не согласна с тобой, докажи.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
«Общие представления о частях речи»

Автор: Пипкина Екатерина Валерьевна

Дата: 26.03.2024

Номер свидетельства: 648064

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока по русскому языку "Деепричастия как часть речи""
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekturokaporusskomuiazykudieieprichastiiakakchastriechi"
    ["file_id"] => string(6) "279336"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453217791"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Конспект урока русского языка в 5 классе "Глагол как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-glaghol-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "155968"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421341211"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Урок русского языка по теме «Общее понятие о частях речи »."
    ["seo_title"] => string(71) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-obshchieie-poniatiie-o-chastiakh-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "309547"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458819678"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Урок русского языка по теме «Общее понятие о частях речи »."
    ["seo_title"] => string(73) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-obshchieie-poniatiie-o-chastiakh-riechi-1"
    ["file_id"] => string(6) "309548"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458819684"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока русского языка по теме "Части речи" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-chasti-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "128323"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415470322"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства