-развитие творческого и художественного мышления, фантазии;
-развитие умения оценивать свою деятельность и работу товарища.
-мение работать в парах.
Планируемые результаты:
Предметные: будут учиться видеть художественный образ в архитектуре; приобретать навыки восприятия архитектурного образа в окружающей жизни и сказочных построек; приобретают опыт творческой работы.
Метапредметные:
регулятивные :
-развитие умения принимать и сохранять творческую задачу, планировать свои действия в соответствии с ней;
-умение организовать свое рабочее место;
-способность выполнять задание, предложенное учителем;
познавательные:
-умение делать выводы, находить в иллюстрациях ответы на вопросы;
-умение анализировать, высказывать предположение;
-умение проводить сравнение ,объясняя его критерии.
Для учащихся: альбомный лист А4, кисточки, краски, баночка для воды, салфетки, палитра
Наглядность: картинки с изображением различных видов зданий, сказочных героев, презентация.
Ход урока
1. Организационно-мотивационный момент.
- Ребята! Повернитесь и улыбнитесь друг другу! Посмотрите на гостей, улыбнитесь им!
Слайд 1. Звучит песня“Дети любят рисовать”
- Добро пожаловать на урок изобразительного искусства. Пусть у вас все получится!
- Проверьте осанку. Работать удобно, когда на стое нет ничего лишнего.
Проверьте, как организовано ваше рабочее место. Всё ли готово к уроку. Нам сегодня понадобятся: кисти, краски, баночка с водой, салфетки.
Для удобства необходимо правильно расположить материалы на столе. Бумагу кладем перед собой. С правой стороны ставим краски, дальше – с водой.
- Желаю всем успехов на уроке.
2. Самоопределение к учебной деятельности.
- А начнём мы урок с загадки. Справитесь? Тогда давайте начнём.
Друг на дружке ровно вряд,
Эти кубики стоят.
В каждом есть окно и вход,
В каждом кто-нибудь живёт.
- Правильно, это дом или здание. ( изображение дома вывешивается на доску).
-Человек начал строить жилища ещё в глубокой древности. После дома стали строить из дерева, кирпича, камня и других современных материалов.
- Как вы думаете, ребята, кто сегодня из трёх Братьев-Мастеров (Мастер Изображения, М. Украшения, М Постройки) будет нам сегодня помогать на уроке?
Слайд2
-Сегодня на уроке ведущим будет Мастер Постройки. Он придумывает и строит дома, а другие мастера - будут нам помогать.
Слайд 3.
-Как ещё можно назвать Мастера Постройки? (Архитектор.)
Он построит дом любой,
Дом многоэтажный.
Строит дом карандашом
На листке бумажном.
Нужно всё нарисовать,
Вычислить, проверить,
Все квартиры сосчитать,
Лестницы и двери.
- В разные времена архитекторы создавали здания разного назначения. Одни нужны были для жилья, другие для разных целей: это храмы, театры и т. д. (учащиеся могут назвать ещё сами). Конструкция здания, его силуэт могут выражать отношение людей к жизни. Конструкция зависит от того, с какой целью и для кого здание строят. (изображение зданий на доске)
Слайд 4.
- Все ли здания одинаковые?
- Каждое здание имеет свой вид или образ.
А теперь попробуйте сформулировать тему урока.
“Образ здания” ( тема открывается на доске)
Архитектурный образ - это лицо, общий облик здания, в котором должно выражаться назначение, содержание здания.
- Сегодня мы рассмотрим, как архитектор создаёт здания, с чем связывает художественный образ здания.
- Сформируем задачи урока: (на доске)
Узнать… (как определить характер здания)
Учиться… (видеть художественный образ в архитектуре)
Закрепить(свои умения и навыки)
-Давайте ребята, составим план нашей работы на уроке. Слайд 5.
3. Изучение нового материала.
- Оказывается, не только в живописи, скульптуре, украшениях художник выражает свои чувсва, настроения, но и в конструкции здания, его силуэте. Каждое здание имеет свой образ. Художественный образ здания архитектор связывает прежде всего с тем, для кого или для чего оно будет построено, то есть с его назначением.
Слайд .6
- Посмотрите на эту постройку. Она надёжно и крепко стоит на земле. Правда, она похожа на богатыря, который так же крепок и могуч?
- И башня. и богатырь охраняют рубежи своей Родины. Поэтому они такие мощные, основательные, непобедимые.
Слайд 7.
- Здание храма может напоминать браз образ девушки. Конструкция здания несёт образ чистый, нежный, радостный.
Слайд 8.
- Костюмы людей часто похожи на образы архитектуры. Мода в одежде брала пример с архитектуры. Головные уборы отличались заострёнными формами.
- Какие критерии могут охарактеризовать образ здания? ( форма, цвет, назначение) Д
4. Постановка проблемы.
- Как вы думаете, зависит ли облик постройки от того, кому она принадлежит? Похоже ли жилище на своего хозяина? Почему? (Дети в группах обсуждают проблему 1 минуту, затем высказывают свои мнения.)
- Каждый человек имеет свой характер - мужественный, добрый, (дополняйте: злой….) Так и о здании можно сказать, оно тоже может иметь характер.
-Каким может быть здание? (грустным, величественным, мрачным, сказочным и т. д.). Молодцы!
Слад 9. (описание зданий зачитывают дети)
-А теперь послушайте описание дворцаи скажите кто в нем живет.
«….Стенами дворца были вьюги, окнами и дверями – буйные ветры, сто с лишним залов тянулись один за другим, как будто наметала их вьюга. Все они освещались северным сиянием... Как холодно и как пустынно было в этих белых, ярко сверкающих чертогах…»
- Кто живет во дворце?
Ответы детей (живёт в нём Снежная Королева)
(А какая она? Злая, холодная, могущественная ….
Поэтому какой дворец? Ледяной, холодный, большой...
Образ здания полностью совпадает с характером Снежной Королевы - хозяйки этого дворца.
-Каким может быть здание? (грустным, величественным, мрачным, сказочным и т. д.). Молодцы!
Слайд 10.
“ ...Высокий деревянный терем с комнатой-светелкой, крыша маковкой, наличники украшены резьбой и рисунком. Такой терем есть в сказке “Летучий корабль” . И живёт в нем.” (царевна Забава).
-А какой этот терем? (Здание радостное, торжественное, звонкое, праздничное, сказочное)
- Где встречаются такие постройки? (в сказках)
- Мы будем строить- проектировать дома для сказочных героев.
- Пригласим наших героев. ( Работа в парах. Отгадывают по 1 загадке, изображение сказочного героя вывешивается на доску)
Из танцзала короля Девочка домой бежала, Туфельку из хрусталя На ступеньках потеряла. Тыквой стала вновь карета… Кто, скажи, девчушка эта?
Кто волшебницу узнает? Над землей она летает. Чудеса творить умея,
Всем в беде поможет..
Эта старушка не любит детей Часто пугают ей малышей. У бабушки есть костяная нога, Зовут же старуху ... .
Он живет глуши лесной,
Сердца моего герой.
Он костями громыхает
И в округе всех пугает.
Карлик с длинной бородой
ростом маленький седой прикрывался колпаком
будто он нам не знаком
он и весел и умен
ходит ночью с фонарем
Вашей задачей на уроке является создание такой постройки, глядя на которую зрители бы сразу поняли, кто в ней живёт.
Ребята выбирают сказочных героев.
Музыкальная физминутка.
5. Постановка творческой задачи.
- Итак, вам необходимо устно составить конструкцию здания – сказочной постройки.
Определите для какого персонажа вы рисуете здание (доброго или злого) и как будет выглядеть это здание.
Какие будут окна, двери, сделать декоративные украшения.
4) Нарисовать фон - солнце или тучи, траву или голые деревья и т.д.
- Обсудите в парах здание, соответствующие вашему герою, учитывая все эти моменты.
А помогут вам в этом Масер Украшения и Мастер Изображения. Слайд11.
- Дайте свободу своей фантазии!
6. Практическая работа
-Ребята, а теперь приступаем к работе в соответствии с нашим планом работы.
Во время работы не забывайте об осанке !
Берем альбом и располагаем его удобным для вас образом.
Соблюдайте правила работы с кистью, красками , карандашом. Слайд 12.
Если будут вопросы, поднимайте руку, я подойду.
(В процессе самостоятельной работы учитель в случае затруднения оказывает детям индивидуальную помощь.)
Ребята работают под музыку “ Песня юного художника”
7. Выставка работ.
- Молодцы! У вас получились замечательные работы. Прошу выставить все свои работы (у доски) и посмотреть исполнение работ других учеников.
- Посмотрите внимательно, соответствуют ли работы сказочным героям. Слайд 13.
8. Итоги.
- С чем архитектор связывает художественный образ здания? От чего он будет зависеть? (для кого будет построено здание, т.е. его назначение)
9.Рефлексия. “Букет цветов”
-Ребята, если вы работали с интересом, хорошим настроением, с улыбкой, то на пусть расцветёт красный цветок. Если нет - то синий.
10. Д/з. - Пройдитесь по улицам родного села и рассмотрите самые красивые дома, постройки.
Кто- то захочет их сффотографировать, а можно и нарисовать. Выбор за вами.
А на следующем уроке расскажите о них.
-Сегодня мы учились работать в парах. Похвалите друг друга за дружную работу, скажите спасибо. А я говорю всем вам спасибо за работу. Молодцы!
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
“Воронокская средняя общеобразовательная школа”
План-конспект урока по изобразительному искусству на тему:
"Образ здания"
2 класс
Учитель начальных классов:
Эмирян Ольга Александровна
2023 год
Самоанализ
урока по изобразительному искусству на тему “Образ здания”
Урок был построем в соответствии с требованиями ФГОС по программе Б. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд».
Урок продолжает цикл уроков 3 четверти «О чем говорит искусство». Тема четверти интересна ребятам, они всегда с удовольствием изучают различные приёмы и способы рисования .
Тип урока:: получение новых знаний (урок – образ).
Цель урока: приобрести навыки восприятия архитектурного образа в окружающей жизни.
Задачи урока:
Воспитательные:
-ормирование эстетических чувства эмоциональной отзывчивости через музыку,
изобразительное искусство и литературу.
Образовательные:
-учить детей видеть художественный образ в архитектуре;
-научить определять характер здания;
-формировать умение самостоятельно находить решения задач, отвечающих выбранной технике;
-развитие творческого и художественного мышления, фантазии;
-развитие умения оценивать свою деятельность и работу товарища.
-мение работать в парах.
Планируемые результаты:
Предметные: будут учиться видеть художественный образ в архитектуре; приобретать навыки восприятия архитектурного образа в окружающей жизни и сказочных построек; приобретают опыт творческой работы.
Метапредметные:
регулятивные :
-развитие умения принимать и сохранять творческую задачу, планировать свои действия в соответствии с ней;
-умение организовать свое рабочее место;
-способность выполнять задание, предложенное учителем;
познавательные:
-умение делать выводы, находить в иллюстрациях ответы на вопросы;
-умение анализировать, высказывать предположение;
-умение проводить сравнение ,объясняя его критерии.
Для учащихся: альбомный лист А4, кисточки, краски, баночка для воды, салфетки, палитра
Наглядность: картинки с изображением различных видов зданий, сказочных героев, презентация.
Тип урока:: получение новых знаний (урок – образ) с использованием ИКТ. В его содержании отобраны принципы: наглядностиа, доступности, связь с жизнью, принцип проблемного обучения.
Предлагаемый урок построен по совместно-взаимодействующей форме коллективной деятельности. Совместно-взаимодействующую работу можно назвать сотрудничеством или сотворчеством, которая способствует личностному развитию ребёнка.
При планировании урока я исходила из общеобразовательного минимума, поэтому задания предложенные на уроке были доступны для всех обучающихся.
Структура урока была построена таким образом, чтобы вызвать у детей интерес и необходимость приобретения новых знаний. Объём материала урока и сложность информации учтены с учебными возможностями детей, с имеющейся у них базой знаний и умений, восприимчивостью к информации.
Для поддержания работоспособности и лучшего усвоения материала я чередовала формы и методы работы: учебно-познавательная деятельность учащихся была организована с использованием наглядной и словесной передачи информации при помощи ИКТ, т.к. это наиболее эффективно.
Дети очень любят уроки с яркой наглядностью. Дети с удовольствием выполняли предложенные задания. Работа получилась интересной и радостной. Урок я старалась построить так, чтобы он был продуктивным и увлекательным. чтобы установить сотрудничество между мной и детьми.
Сказка позволила создать необходимый эмоциональный настрой и сделала знакомство с теоретическим материалом живым и увлекательным. Проблемная ситуация послужила средством активизации мышления и воображения, помогла школьникам почувствовать себя исследователями. Таким образом, на уроке ребенку отведена была роль не пассивного наблюдателя, а активного участника и даже творца процесса создания сказочного объекта.
На организационном этапе урока создала эмоциональный настрой к предстоящей работе через музыку, загадку.
Старалась очень условно обозначить тему и цели урока, чтобы они сами дошли до понимания, что нам нужно изучить и зачем. Большинство детей слушает, но не слышит, или нет готовности к этому знанию, поэтому подвожу к нему постепенно.
Работа на уроке проводилась в фронтальной, индивидуальной формах, работа в парах, что способствовало развитию коммуникативных умений учащихся.
В течение урока были применены следующие принциы:
- Наглядности, заключается в применении наглядных пособий: изображения заданий, сказочных героев,ПР.
- Доступности предполагает, что материал представляется в соответствии с возрастными и интеллектуальными возможностями учащихся, а его усвоение не вызывает у них непреодолимых трудностей.
- Активности предполагает речевую активность учащихся в ходе урока, что означает напряженность психических процессов в деятельности обучаемого, касающихся внимания, мышления, памяти, формулирования своих мыслей. (Отвечали на вопросы типа: Как вы думаете, почему, как вы считаете).
В течении урока использовались методы по типу познавательной деятельности.
Метод проблемного изложения, который является переходным от исполнительской к творческой деятельности. И хотя ученики при таком методе обучения еще не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений, они получают хороший урок разрешения затруднений.
Использовала частично-поисковый метод, который проявлялся в том, что ученики под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы и т.д., в результате чего у них формируются осознанные прочные знания.
Из словесных: объяснение, выразительное чтение, поощрение.
Развитие изобразительных способностей и творческого воображения осуществлялось путем демонстрации различных видов зданий, их характеристики. Была поставлена проблемная задача, и учащиеся успешно её решили, создав свой образ здания. Итогом получилась улица для сказочных жителей.
Дети по уровню развития разные, поэтому при работе учитывала возможности каждого ученика. Были созданы пары, при создании которых и учитывался этот фактор.
Во время урока удавалось направлять и заинтересовывать учащихся на выполнение заданий, использовался демократический стиль общения (доброжелательный тон голоса), это способствовало созданию положительного психологического климата.
Организация урока соответствует требованиям здоровьесберегающей технологии: смена видов деятельности, физминутка, соблюдение темпа урока, гигиенический требований.
Домашнее задание было предложено выполнить в творческой форме. Дети были замотивированы на его выполнение.
Таким образом, цели и задачи урока реализованы.
Считаю, что цели достигнуты при помощи поставленных задач. Использована максимальная плотность урока. Урок проведен в соответствии с требованиями ФГОС.
Дети остались довольны и ушли в хорошем настроении.