Образовательные: закрепить и обобщить знания о глаголе как части речи, неопределённой форме глагола, временах глагола, спряжении, правописании безударных личных окончаний глагола и частицы не с глаголами.
Развивающие: развивать устную и письменную речь.
Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку с помощью сказок А.С.Пушкина.
Наглядность: опорные схемы, кроссворды, модель кораблика-парусника, книжная выставка произведений А.С.Пушкина, карточки с названием пристаней в виде волн, белочка (мягкая игрушка), грамзапись «Ария царевны Лебедь»; сказительница (учительница) в русском костюме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обобщение изученного о глаголе. »
Урок русского языка.
Тема: Обобщение изученного о глаголе.
Цели.
Образовательные: закрепить и обобщитьзнания о глаголе как части речи, неопределённой форме глагола, временах глагола, спряжении, правописании безударных личных окончаний глагола и частицы не с глаголами.
Развивающие: развивать устную и письменную речь.
Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку с помощью сказок А.С.Пушкина.
Наглядность: опорные схемы, кроссворды, модель кораблика-парусника, книжная выставка произведений А.С.Пушкина, карточки с названием пристаней в виде волн, белочка (мягкая игрушка), грамзапись «Ария царевны Лебедь»; сказительница (учительница) в русском костюме.
На доске:
послушалась чувствует выкинет
вынесла покинет
отхлынула
I. Целевая установка.
1. – Ребята, сегодня наш урок будет необычным, у нас гости. Повернитесь, поприветствуйте гостей. Наш урок будет необычным и потому, что будет сказочным, поэтичным.
Как и всякая сказка, урок начинается с волшебства. Закройте глаза, представьте себе море, волны плещут, ветер по морю гуляет…В этом вам поможет музыкальный отрывок. (Включаю грамзапись).
– Помогайте
…И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах.
2. Показываю модель парусника.
– Но наш корабль, на котором мы сегодня отправимся путешествовать, плыть только с помощью ветра не может. Его нужно завести с помощью отгадывания кроссворда. Отгадав его, вы ещё узнаете тему нашего урока и повторите словарные слова.
3. – Вы должны отгадать пропущенные слова в отрывках из сказок Пушкина, которого все мы очень любим. (Если урок будет дан ко дню рождения поэта, можно назвать дату рождения).
4. Читаю отрывки с пропуском словарных слов (эти слова стоят в скобках); один учащийся вписывает их у доски в кроссворд, остальные дети записывают в тетрадях.
1
г
о
р
о
д
2
к
о
р
а
б
л
ь
3
к
а
р
т
и
н
а
4
б
о
г
а
т
ы
р
ь
5
в
о
с
т
о
к
6
с
т
о
л
и
ц
а
1. Вот открыл царевич очи:
Отрясая грезы ночи
И дивясь, перед собой
Видит (город) он большой…
2. Пушки с пристани палят,
(Кораблю) пристать велят...
3. Царь Дадон к шатру спешит...
Что за страшная (картина)!
Перед ним его два сына...
4. Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснётся в скором беге-
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
(Тридцать три богатыря)...
5. Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет,
Торговали мы недаром
Неуказанным товаром:
А лежит нам путь далёк:
Восвояси на (восток)...»
6. Вот въезжает в город он...
Вдруг раздался лёгкий звон,
И в глазах у всей (столицы)
Петушок вспорхнул со спицы...
- Ну что ж, молодцы! Вы отгадали тему урока. Это... (глагол). А теперь отравимся в наше сказочное путешествие.
II. Наша первая остановка у пристани «Вспоминайка».
Запись отрывка у доски и в тетрадях:
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет...
– С помощью каких слов Александр Сергеевич показал, что происходит с ветром? (Гуляет, подгоняет).
– Какой частью речи являются эти слова, что обозначают, на какой вопрос отвечают? (Обозначают действие, отвечают на вопросы что делают(-ет)? что сделают (-ет)? И им подобные).
– Подчеркните глаголы.
III. Наша вторая остановка у пристани «Сказочная».
Послушайте нашу сказительницу.
Ученица рассказывает сказку « Глагол и его друзья».
«Жил-был Глагол. Однажды он решил, что каждый обязательно должен приносить какую-нибудь пользу людям. Он пошёл по белу свету счастье искать. Идёт, видит — сидит на камушке Существительное и плачет. А плачет оттого, что пользы никакой не приносит. Пригласил Глагол с собой Существительное счастье искать. Ему люди добрые сказали, что счастье и богатство лишь в труде.
Шли, шли они и встретили Прилагательное, грустное, тихое, молчаливое, которому, было так же одиноко и грустно. Долго ли, коротко шли они, вдруг оказались в сказочной Грамматике. Там все трудились, скучать было некогда. Встретили их доброжелательно и предложили работать в Предложении. Друзья с радостью согласились. С тех пор Глагол работает...? (Сказуемым). Существительное с Прилагательным тоже получили работу. Улыбка не сходит с их лиц.
Ну а как же, они ведь приносят пользу. А что может быть прекраснее на земле?»
Вот и царевна из «Сказки о Мёртвой царевне и о семи богатырях» тоже делает добро людям:
Дом царевна обошла.
Всё порядком убрала...
Найдите глаголы.
Какую роль глаголы играют в предложении? Найдите и подчеркните главные члены предложения.
IV. Наша следующая остановка у пристани «Словознайка».
Время... Что это такое? Как вы это понимаете? (Часы, дни, сутки, года)
Владимир Иванович Даль так объясняет это слово : «Время — это когда идут дни за днями; последовательное течение суток за сутками».
Как вы понимаете, дальше у нас пойдёт разговор не о простом времени, а о времени...(глаголов).
V. Следующая остановка нашего корабля у пристани «Шуточная».
Инсценировка.
Учительница спросила Лентяйкина.
Если я говорю: «Я умываюсь, ты умываешься, он умывается, мы умываемся, вы умываетесь, они умываются».
Какое это время?
Лентяйкин, не задумываясь воскликнул: «Утро!»
А вы как думаете, в каком времени употреблены глаголы? (В настоящем).
Давайте определим лицо и число глаголов, запишем их, выделим окончания. (Запись на доске и в тетрадях).
Тому, кто забыл, поможет таблица. (Обращаю внимание на таблицу спряжения).
А в каком времени ещё употребляются глаголы и на какие вопросы отвечают? (Прошедшем и будущем и отвечают на вопросы: что делал(и)? что сделает (-ют)? что сделал(и)? что будет(-ут) делать?)
VI. Остановка у пристани «Думай-ка».
Сказительница читает наизусть.
И послушалась волна:
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько.
Мать с младенцем спасена;
Землю чувствует она.
Но из бочки кто их вынет?
Бог неужто их покинет?
– Выпишите глаголы по временам в три столбика. (Учащиеся записывают самостоятельно).
Проверка самостоятельной работы.
послушалась чувствует выкинет
вынесла покинет
отхлынула
- Ветер весело шумит,
Судно весело бежит...
Мы продолжаем наше путешествие.
VII. Наша следующая остановка у пристани «Угадайка».
- Вы узнаете, как изменяются глаголы, если замените формы 1-го лица единственного числа глаголами неопределённой формы.
- А на какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы? (Что делать? что сделать?)
Запись глаголов неопределённой формы в кроссворде и в тетрадях.
Прошу.
Терплю.
Соберу.
Пойму.
Бегу.
Тру.
Подниму.
Ловлю.
Берегу.
1
п
р
о
с
и
т
ь
2
т
е
р
п
е
т
ь
3
с
о
б
р
а
т
ь
4
п
о
н
я
т
ь
5
б
е
ж
а
т
ь
6
т
е
р
е
т
ь
7
п
о
д
н
я
т
ь
8
л
о
в
и
т
ь
9
б
е
р
е
ч
ь
- Вы отгадали правильно, глаголы спрягаются.
VIII. Пристань «Здоровье».
Физкультминутка.
- Если глаголы 1-го спряжения – приседаем, если 2-го спряжения – встаём, поднимая руки вверх. Не забывайте о глаголах исключениях. (Показываю на глаголы из кроссворда).
- Мы очутились на острове Буяне и встретили чудо, а поведает нам о нём сказительница (держит в руках белку-игрушку)
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызёт,
А орешки не простые...
- Все скорлупки золотые, и в каждом орешке глагол-исключение. Давайте их отыщем и запишем:
Дети наизусть читают по одному отрывку.
К морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон...
Смотрит – видит дело лихо:
Бьётся лебедь средь зыбей...
Он их кормит и поит
И ответ держать велит...
Комаром оборотился,
Полетел и запищал,
Судно на море догнал.
...И прищёлкивать перстами,
И вертеться, подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь...
Крепко связаны ей локти:
Попадётся зверю в когти.
Меньше будет ей терпеть...
Как под крылышком у сна,
Так тиха, свежа лежала,
Что лишь только не дышала...
- И ещё четыре глагола? Назовите их. (Гнать, обидеть, зависеть, ненавидеть).
- Назовите их все ещё раз стихотворением. (Дети говорят хором).
ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ,
СМОТРЕТЬ и ВИДЕТЬ,
ДЫШАТЬ, СЛЫШАТЬ, НЕНАВИДЕТЬ,
и ЗАВИСЕТЬ, и ВЕРТЕТЬ,
и ОБИДЕТЬ, и ТЕРПЕТЬ.
Вы запомните, друзья,
Их на Е спрягать нельзя.
- Итак, глаголы 1-го спряжения имеют в окончании гласную –е и окончания во множественном числе -ут, -ют. Глаголы 2-го спряжения имеют в окончании гласную –и и окончания во множественном числе -ат, -ят. (Обращаю внимание на опорную таблицу о спряжении).
IX. Пристань «Чистописание».
-е -ут -ют I -и -ат -ят II
(пишут за учителем)
Ломит он у дуба сук
И в тугой сгибает лук.
Не спокойно синее море.
- Как вы думаете? Почему? Забыли мы про частицу не с глаголами. Как она пишется?
Не выучил, не делай,
Не знаешь, не спеши.
С глаголами отдельно
Частицу не пиши.
- А что приговаривал Балда с укоризной, рассчитываясь с попом?
(Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной).
Так и вздулись сердитые волны
Так и ходят, так воем и воют.
- Недовольна нами рыбка. Забыли мы о бортовом журнале и не выставили оценки. (Выставляю оценки).
X. Наше сказочное путешествие закончилось, и мы подошли к последней пристани «Итоговая».
- Что же мы повторили о глаголе? (Ответы детей).
- Из каких сказок А.С.Пушкина были отрывки? (Ответы детей).