УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ (1-4)
Учитель: Ежова Валентина Николаевна
ТЕМА: Обобщение. Имя числительное
ЦЕЛЬ:
Повторить и обобщить знания об имени числительном;
Развить умения сравнивать и доказывать; развить речь, мышление, внимание, память учащихся;
Воспитывать любовь к русскому языку.
ЗАДАЧИ:
Вызвать интерес к изучению темы «Имя числительное»;
Актуализировать знания, приобретенные при изучении темы «Имя числительное»;
Дать детям возможность оценить свои достижения, ощутить радость успехов в проявлении своих знаний.
ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, тетрадь, сложные карточки, схемы предложений, таблицы оценивания знаний .
ХОД УРОКА
Этап актуализации.
Цель:
актуализация опорных знанийеобходимых для изучения новых тем;
развитие гибкости мышления, навыков самоконтроля.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Записать даты в тетради - Какое сегодня число? Запишите. - Какими частями речи выражена дата? - Определи и запиши количество звуков, букв в этих словах? Почему? Объясните. Орфографическое распределительное списывание - Подумать, по какому признаку слова можно распределить на 3 группы. Записать их, вставить пропущенные буквы, объяснить почему. Что заметили? На доске тройной, листва, четыреста, пахучие, третий, трапинка, тройка, ночной, семьсот, одиннадцатый | С доски списывают слова, распределив их в 3 столбика по частям речи, вставляют буквы, объясняют орфограммы: 1) правописание безударной проверяемой гласной в корне слова; 2) правописание числительных Тройной Четыреста Литва пахучий третий тропинка ночной одиннадцатый тройка семьсот |
II Этап мотивации
Цель:
формирование у учащихся личной потребности в последующей деятельности, связанной с открытием нового;
развитие умения анализировать, выделять главное;
развитие навыков самоконтроля.
Над какой частью речи из перечисленных мы работали на последних Овечают /Им. Числительное/
уроках?
Сегодня мы продолжаем работать над понятием числительного как час- Чтение темы урока в учебнике стр. 207 по русскому языку
ти речи.
Прочитаем тему нашего урока в учебнике
Работа в парах 2. Работают в парах. Выявляют:
- Что такое числитель?
Обсудить в парах. Что вы узнали о числительном? - Разряды числительных
- Структура ч-х
- Признаки ч-х
- Роль ч-х в предложении
Вывод: эти знания пригодятся в дальнейшей нашей работе. / план (смотрим, записываю на доске)/
3. Установление литературных соответствий 3. Читают, устанавливают соответствие
В столбики записаны фамилии людей, род их занятий и произведения.
Определить, кто из них кем является, и что им создано?
На доске В.М. Васнецов писатель поэма «Руслан и Людмила» В.М. Васнецов писатель поэма «Руслан и Людмила»
А.С. Пушкин художник «Аленушка» А.С. Пушкин художник «Аленушка»
И.И.Шишкин художник «Утес» И.И.Шишкин художник «Утес»
М.Ю. Лермонтов писатель «Рожь» М.Ю. Лермонтов писатель «Рожь»
На доске - С творчеством какого писателя мы познакомились на прошлом - М.Ю. Лермонтов
портрет уроке?
- Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством, произве- Читают тему по чтению стр. 215
дениями М.Ю. Лермонтова.
Прочитаем тему нашего урока в учебнике стр. 215
III Оперативно-исполнительный этап
Цель: совершенствование умений, навыков по данным темам.
Работа в парах \ группах \ 1. – работают в парах, группах.
Давайте, подумаем, посоветуемся. Если вас попросили рассказать о - выступают представители от групп, др. группы дополняют
М.Ю. Лермонтове, что бы вы смогли сказать?
Доклад о М.Ю. Лермонтове /биография Лермонтова/ 2. Выступление докладчика
Запись под диктовку. 3. Записывают, проверяют, определяют
Запиши под диктовку. Проверь четким комментированным чтением.
Лермонтов родился второго октября тысяча восемьсот Лермонтов родился второго октября тысяча восемьсот
четырнадцатого года в Москве. Поэт прожил двадцать четырнадцатого года в Москве. Поэт прожил двадцать
шесть лет. шесть лет.
Найди и подчеркни 1 линией числительное, определи сверху разряд,
структуру числительного
– Каким был М.Ю. Лермонтов в детстве? - отвечают.
- Какое произведение подтверждает это? - «Казачья колыбельная песня»
- Что он сделал с произведением? - положил слова на музыку
- Вспомним, как читаем колыбельные песни? - спокойно, тихо, напевно
Работа с - Прочитаем стихотворение «Казачья - читают выразительно песню
учебником колыбельная песня» стр.218
Вывод: если бы мы даже не знали от этом, мы догадались бы о его
музыкальности, читая его стихи и прозу
- Давайте попробуем почувствовать музыкальность каждого - читают выразительно стихотворение, напевно, проводят
слова и поэтическую интонацию, прочитав стихотворение словарную работу
«Уж в горах солнце исчезает» стр. 218
5. – В каком возрасте М. Лермонтов написал свои первые стихи? 5. – в 14 лет
Списывание текста с грамматическими заданиями
1) Списывают, проговаривают, разбирают
На доске 1) Списать, цифры записать словами
Лермонтову было 14 лет. В этом юном возрасте он написал Лермонтову было 14 лет. В этом юном возрасте он написал
1 стих. Еще будучи неизвестным, им было создано 30 поэм, 1 стих. Еще будучи неизвестным, им было создано 30 поэм,
5 пьес, том прозы. Сотни стихов. 5 пьес, том прозы. Сотни стихов.
2) Найди числительное, четко их проговори /проверь/ 4) В юном (возрасте) – им. Прил., юный; в П.п.,
3) Второе предложение разбери по членам, ч. речи, укажи падеж сущ., в ед. ч., в м.р., определение.
прил., числительных. 5) Пьес – [п’й’эс]
4) Морфологический разбор. – В юном (возрасте) п – [п’] – согл., гл., мягк.
5) Фонетический разбор - пьес ь -
е – [й’] – согл., зв., мягк.
[э] – гл., ударн.
с – [с] – согл., гл., тв.
Вывод: расскажи о числительном по плану Рассказывают
Что такое числительное?
Разряды ч-х
Структура ч-х
Признаки ч-х
Роль в предложении ч-х
6. В стихах Лермонтов как бы оживляет природу: утес, дубовые 6. Проводят конкурс, читают выразительно стихи, передавая все
листики, пальмы, сосны, волны и т. д., наделены людскими переживания.
переживаниями – им знакомы радости встреч, горечь разлук,
одиночество и глубокая грусть, печаль.
Пронаблюдаем, как это происходит.
Конкурс «Лучший чтец урока»
Проверка 1) Выразительное чтение по книге «Горные вершины»,
д/з «Осень» стр.224
Проверка 2) Выразительное чтение наизусть
д/з I вар. «Утес»
II вар. «На севере диком»
IV Рефлексивно – оценочный этап. Этап контроля.
Цель: определить уровень умений по теме «Имя числительное»
Лермонтов подхватил знамя русской поэзии и стал на место кого? - А.С. Пушкин
1. Работа на карточках Работают индивидуально на карточках.
Прочитай строки из произведений А.С. Пушкина. Найди и
подчеркни числительные. Определи разряд, структуру, признаки
числительных.
Пряли поздно вечерком
Звездами падает на брег.
Всколыхнулось в шумном беге
И оставило на бреге
Тридцать три богатыря.
Царь сидит в своем венце,
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Около царя сидят,
Четырьмя все три глядят.
2. Где прожил автор почти половину своей короткой жизни? 2. В усадьбе Тарханы с бабушкой Е.А. Арсеньевой
Прочитаем об этом стр.225 Читают статью
Давайте учтем эти советы и прочитаем выразительно, тихо
Стихотворение «Люблю Отчизну я» стр.225 Выразительное чтение
Давайте и мы выразим любовь к своей Отчизне, к своим родным
Близким через чтение наизусть любимого стихотворения.
Д/з Дома выучить любимое стихотворение.