Просмотр содержимого документа
«"Обобщение знаний о падежах"»
Открытый урок по русскому языку в 4-м классе "Обобщение знаний о падежах"
Белова Лариса Алексеевна
МБОУ «СШ № 30 имени С.А .Железнова» города Смоленск
Разделы:Русский язык, Начальная школа
Цели:
Обобщить знания о падежах имён существительных;
Совершенствование умений определять падеж имён существительных по вопросам, предлогам;
Умение различать падежи по их признакам;
Роль существительных в предложении;
Развитие творческой деятельности.
Оборудование и реквизиты:
Компьютер;
Презентация;
Экран;
Карточки с названием падежей;
Индивидуальные задания;
Магнитофон;
Музыкальная композиция «Тихий рай» (шум моря);
Тетрадочки в форме листиков, сделанные ребятами на уроке труда.
Ход урока
1. Организационный момент (Слайд 1)
Ну, ребята, чур, молчок. Начинается урок. Тихо сели – раз, два, три… А урок наш, сейчас Науке посвящается, Что грамматикой у нас С любовью называется.
- Открыли свои необычные тетрадочки, вами приготовленные, специально для урока.… Записали число, классная работа.
2. Каллиграфическая минутка
- Сегодня, ребята, на каллиграфической минутке, мы будем писать букву Е е, так как она будет нам встречаться, практически во всех соединениях. В этой цепочке заглавная Е, строчная е чередуются с одной линией с петлёй вверху, затем с двумя линиями, затем стремя такими линиями.
- Запишите цепочку в предложенной последовательности. __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
3. Постановка целей и задач урока
- Сегодня на уроке мы подводим итог первоначальному знакомству с одним из понятий русского языка – склонением. - Послушайте стихотворение и сформулируйте тему нашего урока: (Слайд 2) (щелчки после каждой строчки) [3].
- Воскликнул Именительный: «Мой именинник, тот, Который изумительно Науку познаёт!»
- Того, - сказал Родительный: «Я отрицаю, кто Не может без родителей Надеть себе пальто».
- Тому, - ответил Дательный,- Плохое имя дам, Кто не любит старательно Уроки делать сам.
- Того, - сказал Винительный, - Я буду обвинять, Кто книжку вразумительно Не может прочитать.
- С тем, - заявил Творительный, Я только лишь в ладу, Кто очень уважительно Относится к труду.
- О том, - сказал Предложный,- Я предложу рассказ, Кто в жизни делать может Полезное для нас.
- Так, какая же тема нашего урока? (Слайд 3)
Д. «Обобщение знаний о падежах»
- Да, правильно. Сегодня мы обобщим знания о падежах. Какие задачи вы поставите перед собой на данный урок? (Слайд 4)
Повторить названия падежей, повторить вопросы каждого падежа;
Совершенствовать навык определения падежей имён существительных;
Повторить окончания имён существительных в данном падеже;
Совершенствовать навыки в определении падежей имён существительных;
Развивать навыки грамотного письма.
4. Теоретическая работа
- На первом этапе урока проверяю ваши теоретические знания. Внимательно слушайте вопросы и…, затем отвечайте. - Сегодня на уроке ваша задача – повторить ещё раз всё, что вам известно о склонении. (Слайд 5) - Итак, что же такое склонение?
Д. - Изменение окончаний имён существительных по падежам называется склонением. [1]
- Сколько склонений в русском языке? (Слайд 6)
Д. - В русском языке 3 склонения. (Слайд 7), 1-е- имена существительные ж.р., и существительные м.р. с окончаниями – а-, -я-, (Например: дядя, грамматика); 2-е - имена существительные м.р. с нулевым окончанием и имена существительные с.р. (Например: урок, утро); 3-е - имена существительные ж. р. с нулевым окончанием (Например: местность)
- Сколько падежей в русском языке? (Слайд 8)
Д. – У слова есть шесть падежей, Шесть верных маленьких пажей, Они проходят чередой, За слово в бой готов любой! Вверяют окончаниям, Судьбу и жизнь свою! И про своё призвание На ушкоим поют. [2]
- Давайте назовём их с вопросами и со словами - помощниками. (Хором) (щелчки после каждой строчки)
(Дети по очереди рассказывают стихотворение о падежах) (Слайд 9) [3]
1. Я – именительный падеж, И нет на мне чужих одежд. Меня легко все узнают И в подлежащие зовут. Предлогов с детства не люблю, С собою рядом не терплю. Мои вопросы – кто? и что? Ни с чем не спутает никто. (Слайд 10)
2. А я – падеж родительный Характер мой – общительный. Кого? Чего? – и вот он я! Предлоги часто мне друзья: И с, и до, и у, и из – До неба вверх и с неба вниз. Похож я на винительный Бываю иногда, Но в тексте различите вы Два падежа всегда.
3. Я называюсь дательным, Работаю старательно. Кому отдать? К чему призвать? Лишь только я могу сказать. С предлогом к и по дружу, Но и один гулять хожу. (Слайд 11)
4. А я – винительный падеж И я во всём виню невежд. Зато отличников люблю, Для них «пятёрки» я ловлю. Кого позвать? Во что играть, Готов ребятам подсказать. Не прочь с предлогами дружить, Но и без них могу прожить.
5. А я – творительный падеж, Исполнен всяческих надежд. Творите! – Чем? Творите! – С кем? Я подскажу вам – нет проблем! Предлогам перед, под и над В любой момент я очень рад. (Слайд 12)
6. А я –падеж предложный. Со мною случай сложный. Мне без предлогов свет не мил. О ком? О чём я говорил? Ах да, нужны предлоги! Без них мне нет дороги. Пусть будет о, и в, и при – Ты их случайно не сотри: Тогда смогу я рассказать, О чём мечтать и в чём гулять?
4. Закрепление пройденного материала
- От теории переходим к практике. Сейчас вам будет предложено несколько заданий, которые будут усложняться от этапа к этапу. Работая, будьте внимательны. Чтобы проверить, готовы ли вы к работе, предлагаю устную разминку. Я буду читать стихотворение «Приключение зелёного листа», а вам нужно определить падеж слова – лист. Ответ показывайте с помощью карточек с падежами. Итак, начали… (Слайд 13)
Как-то раз с большого клёна Оторвался лист зелёный И пустился вместе с ветром Путешествовать по свету. Закружилась голова у зелёного листа. Ветер нёс его и нёс, Бросил только на мосту. В тот же миг весёлый пёс Шмыг к – зелёному листу! Лапой – хвать зелёный лист… Дескать, поиграем.
Ветер вновь с листом зелёным… Закружил над старым клёном, Но шалун уже устал И ко мне в тетрадь упал. Я пишу в саду под клёном Стих о том листе зелёном. [4]
- Молодцы! Я вижу, вы справились с этим заданием и включились в работу. Усложним её.
5. Работа по картине (Слайд 14)
- Что можете сказать о лесе? О снеге? О воздухе? О погоде? - Просклоняйте слова День, погода, утро.
6. Составление рассказа по картинке (Слайд 15)
- Ребята, вам даны опорные слова.
Морозное утро
Тёплый, солнечный день
Звенящая тишина
Сверкает иней
- Составьте небольшой рассказ. Озаглавьте текст.
Примерный текст:
Морозное утро Сегодня морозное утро. Стоит тёплый и солнечный день. Мы идём по лесной тропинке. В звенящей тишине сверкает иней.
7. Запись предложений с комментированием (Слайд16)
- Запишем предложения с комментированием. Разберём последнее предложение по членам, определим части речи с указанием падежей имён существительных, определением склонений, времени глагола. Нарисуем схему последнего предложения.
8. Самостоятельная работа по вариантам(на карточках) (Слайд 17)
Вставьте пропущенные буквы, укажите падеж:
I вариант
II вариант
Бр…дил по л…су,
ч…десная п…года,
прячутся под б…рёзами,
всп…минали о лете.
Прол…тала над лесом,
был на …кскурсии,
вырастают из гр…бницы,
шли по тр…пинке.
9. Самопроверка(Работа в парах) (Слайд 18)
- А теперь, проверьте.
I вариант
II вариант
Бродил по лесу, (Д.п.)
чудесная погода, (И.п.)
прячутся под берёзами, (Т.п.)
вспоминали о лете. (П.п.)
Пролетала над лесом, (Т.п.)
был на экскурсии,(П.п.)
вырастают из грибницы, (Р.п.)
шли по тропинке. (Д.п.)
10. Задание – тест на определение падежной формы существительных (Слайд 19)
- Ребята, запишите в тетради в строчку числа от 1 до 10. Я буду диктовать словосочетания, которые показаны на экране, а вы под соответствующим номером укажите падеж одной буквой.
Заблудился в лесу;
Перепрыгнул через лужу;
Вышел из ворот;
Побежал по коридору;
Беспокоились о сыне;
Стучали в дверь;
Разрезал ножницами;
Подарила бабушке;
Стучал молотком;
Отвечать у доски.
11. Самопроверка (Слайд 20)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
П
В
Р
Д
П
В
Т
Д
Т
Р
12. Работа по таблице (Слайд 21)
- Давайте вспомним ещё один момент, который мы с вами не оговаривали особо. Мы знаем, что в русском языке есть шесть падежей, знаем, на какие вопросы отвечают имена существительные в каждом падеже. А теперь, ответьте, мне, пожалуйста: в каких падежах существительные могут употребляться с предлогами?
Д. Во всех, кроме именительного.
- В каком падеже существительные никогда не употребляются без предлогов.
Д. В предложном.
- А что можно сказать о существительных в родительном, дательном, винительном и творительном падежах?
Д. Они могут употребляться и без предлогов.
- Можете ли вы назвать предлоги, которые употребляются только в каком – то одном падеже?
Д. По таблице.
13. Итог урока (Слайд 22)
- Подведём итог урока. - В чём заключалась цель нашего урока? - Достигли ли мы этой цели или нет? Объясните. - Чью работу на уроке хотите отметить?
14. Домашнее задание (Слайд 23)
- Закрепить знания о предлогах и окончаниях падежей. С. 94, упр. 206 (Слайд 24)
Используемая литература:
Учебник «Русский язык», Т. Г. Рамзаева, издательство «Дрофа» 2006-2007 гг.
Поурочные разработки к учебнику Т. Г. Рамзаевой «Русский язык», (авторы: О. Н. Крылова, Л. Ю. Самсонова) издательство «Экзамен», 2008 г. (Серия «Учебно-методический комплект»).
Поурочные разработки к учебнику Т. Г. Рамзаевой «Русский язык», 4 класс, Е. Е. Гугучкина, Волгоград, издательство «Учитель», 2003 г.
Материал из открытого урока «Фестиваль педагогических идей», Е. И. Бянкиной