kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщение знаний о падежах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-обощение знаний о склонении и падежах имени существительного. Отработка навыков в определении падежа имени существительного.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение знаний о падежах»

Урок по русскому языку в 4-м классе «Обобщение знаний о падежах»



Цели:

  1. Обобщить знания о падежах имён существительных;

  2. Совершенствование умений определять падеж имён существительных по вопросам, предлогам;

  3. Умение различать падежи по их признакам;

  4. Роль существительных в предложении;

  5. Развитие творческой деятельности.

Оборудование:

  • Компьютер;

  • Презентация;

  • Экран;

  • Карточки с названием падежей;

  • Индивидуальные задания;

Ход урока

1. Организационный момент. 

2. Проверка домашнего задания.

-Запишите число и классная работа.

3. Словарная работа. (Развитие памяти, внимания)

- Внимательно посмотрите на словарные слова, постарайтесь их запомнить.

однажды
около
одиннадцать
огород
овца
одежда
обед 
овощи
овёс
огурец

Самодиктант. (Напишите по памяти словарные слова).



- Фонетический анализ слов. По вариантам ( 1- однажды, 2-одиннадцать)


3. Постановка целей и задач урока

- Сегодня на уроке мы подводим итог первоначальному знакомству с одним из понятий русского языка – склонением.
- Послушайте стихотворение и сформулируйте тему нашего урока:

- Воскликнул Именительный:
«Мой именинник,
 тот,
Который изумительно
Науку познаёт!»

- Того, - сказал Родительный:
«Я отрицаю, кто
Не может без родителей
Надеть себе пальто».

- Тому, - ответил Дательный,-
Плохое имя дам,
Кто не любит старательно
 
Уроки делать сам.

- Того, - сказал Винительный, -
Я буду обвинять,
Кто книжку вразумительно
Не может прочитать.

- С тем, - заявил Творительный,
Я только лишь в ладу,
Кто очень уважительно
 
Относится к труду.

- О том, - сказал Предложный,-
Я предложу рассказ,
Кто в жизни делать может
Полезное для нас.


- Так, какая же тема нашего урока?

«Обобщение знаний о падежах»

- Да, правильно. Сегодня мы обобщим знания о падежах. Какие задачи вы поставите перед собой на данный урок?

  • Повторить названия падежей, повторить вопросы каждого падежа;

  • Совершенствовать навык определения падежей имён существительных;

  • Повторить окончания имён существительных в о всех изученных падежах;

  • Совершенствовать навыки в определении падежей имён существительных;

  • Развивать навыки грамотного письма.

4. Теоретическая работа.

 - На первом этапе урока проверяю ваши теоретические знания. Внимательно слушайте вопросы и…, затем отвечайте.
- Сегодня на уроке ваша задача – повторить ещё раз всё, что вам известно о склонении.        
- Итак, что же такое склонение?

Изменение окончаний имён существительных по падежам называется склонением.

- Сколько склонений в русском языке?

В русском языке 3 склонения. 1-е- имена существительные ж.р., и существительные м.р. с окончаниями – а-, -я-,  (Например: дядя, грамматика);     
2-е -  имена существительные м.р. с нулевым окончанием и имена существительные с.р.  (Например: урок, утро); 3-е - имена существительные ж. р. с нулевым окончанием (Например: местность)

- Сколько падежей в русском языке?

В русском языке есть шесть падежей.

- Давайте назовём их с вопросами и со словами - помощниками.(Хором))

 Именительный (есть) кто? что?
  Родительный (нет) кого? чего?
  Дательный (дам) кому? чему?
  Винительный (вижу) кого? что?
  Творительный (доволен) кем? чем?

  Предложный (думаю) о ком? о чём?

Игра. Кто быстро и правильно узнает падеж.

Задания:

    • кому? (Д.п.)

    • на, за, под, через, про, в (В.п.)

    • нет (Р.п.)

    • «щедрый» падеж (Д.п.)

    • без предлога не употребляется (П.п.)

    • подлежащее (И.п.)

    • «падеж-работяга» (Т.п.)

    • кого? (Р.п., В.п.)

    • два предлога (Д.п.)

    • что? (И.п., В. п.)

5.   Закрепление материала.

- От теории переходим к практике. Работая, будьте внимательны. Чтобы проверить, готовы ли вы к работе, предлагаю небольшую разминку.

Как-то раз с большого клена

Оторвался лист зелёный.

И пустился вместе с ветром

Путешествовать по свету.

Но листок уже устал,

И в тетрадочку упал.

- У вас на листочках слово. Просклоняйте его. (Индивидуальная, самостоятельная, дифференцированная работа. Каждому ребёнку даётся слово, написанное на кленовом листочке, которое он самостоятельно должен просклонять. Слова подбираются индивидуально. Это маленькая проверочная работа.

- Молодцы! Я вижу, вы справились с этим заданием и включились в работу. Усложним её.

6. Комментированное письмо.

-Списать текст, дописать пропущенные окончания существительных. Определить склонение и падеж у существительных в ед. ч..

К околиц… деревн… по тропинк… бежит хохлатый жаворонок. С первым снег… появляется он на деревенской улиц… . Весь день жаворонок проводит в поисках пищ… на окраин… деревн… На мороз… жаворонок не зябнет.


- Просклоняйте слова деревня, мороз.

Выполнить морофологический разбор слова на окраине



7. Самостоятельная работа по вариантам (на карточках) 

Вставьте пропущенные буквы, укажите падеж:

I вариант

II вариант

  • Бр…дил по л…су,

  • ч…десная п…года,

  • прячутся под б…рёзами,

  • всп…минали о лете.

  • Прол…тала над лесом,

  • был на …кскурсии,

  • вырастают из гр…бницы,

  • шли по тр…пинке.

Самопроверка (Работа в парах) 

- А теперь, обменяйтесь работами с соседом по парте, проверьте.

I вариант

II вариант

  • Бродил по лесу, (Д.п.)

  • чудесная погода, (И.п.)

  • прячутся под берёзами, (Т.п.)

  • вспоминали о лете. (П.п.)

  • Пролетала над лесом, (Т.п.)

  • был на экскурсии,(П.п.)

  • вырастают из грибницы, (Р.п.)

  • шли по тропинке. (Д.п.)



8. Задание – тест на определение падежной формы существительных 

- Ребята, запишите в тетради в строчку числа от 1 до 10. Я буду диктовать словосочетания, которые показаны на экране, а вы под соответствующим номером укажите падеж одной буквой.

  1. Заблудился в лесу;

  2. Перепрыгнул через лужу;

  3. Вышел из ворот;

  4. Побежал по коридору;

  5. Беспокоились о сыне;

  6. Стучали в дверь;

  7. Разрезал ножницами;

  8. Подарила бабушке;

  9. Стучал молотком;

  10. Отвечать у доски.

Самопроверка 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

П

В

Р

Д

П

В

Т

Д

Т

Р

9. Итог урока 

- Давайте вспомним ещё один очень важный момент. Мы знаем, что в русском языке есть шесть падежей, знаем, на какие вопросы отвечают имена существительные в каждом падеже. А теперь, ответьте, мне, пожалуйста: в каких падежах существительные могут употребляться с предлогами?

Во всех, кроме именительного.

- В каком падеже существительные никогда не употребляются без предлогов.

В предложном.

- А что можно сказать о существительных в родительном, дательном, винительном и творительном падежах?

Они могут употребляться и без предлогов.

- Сколько падежей в русском языке. Назови их.

-Как определить падеж имени существительного?

- Для чего нужно уметь склонять имена существительные и определять падеж?

10. Рефлексия.

- Кто уже готов писать проверочную работу по теме определение падежей?

- Кто еще не уверен, что готов к проверочной работе?

-Кому необходимо еще поупражняться в определении падежей?

11. Домашнее задание.

- Найти и записать любое стихотворение о зиме и определить падежи имён существительных.

12. Оценка обучающихся.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Обобщение знаний о падежах

Автор: Тихонова Екатерина Михайловна

Дата: 26.12.2018

Номер свидетельства: 492915

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "конспект урока "Обобщение знаний об имени существительном" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-obobshchieniie-znanii-ob-imieni-sushchiestvitiel-nom"
    ["file_id"] => string(6) "150986"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420616642"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "Обобщение о падежах."
    ["seo_title"] => string(27) "obobshchieniie-o-padiezhakh"
    ["file_id"] => string(6) "292555"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455294358"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Урок - игра. Обобщение знаний об имени существительном. 4 класс. "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-ighra-obobshchieniie-znanii-ob-imieni-sushchiestvitiel-nom-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "238601"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444590351"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Урок – аукцион. Обобщение знаний о частях речи."
    ["seo_title"] => string(54) "urok-auktsion-obobshchieniie-znanii-o-chastiakh-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "252179"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447341314"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "открытый урок русского языка "Обобщение знаний о падежах имён существительных. Косвенные падежи" 3 класс "
    ["seo_title"] => string(122) "otkrytyi-urok-russkogho-iazyka-obobshchieniie-znanii-o-padiezhakh-imion-sushchiestvitiel-nykh-kosviennyie-padiezhi-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "124230"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414665455"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства