Просмотр содержимого документа
«Обобщение знаний о падежах»
Урок по русскому языку в 4-м классе «Обобщение знаний о падежах»
Цели:
Обобщить знания о падежах имён существительных;
Совершенствование умений определять падеж имён существительных по вопросам, предлогам;
Умение различать падежи по их признакам;
Роль существительных в предложении;
Развитие творческой деятельности.
Оборудование:
Компьютер;
Презентация;
Экран;
Карточки с названием падежей;
Индивидуальные задания;
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
-Запишите число и классная работа.
3. Словарная работа.(Развитие памяти, внимания)
- Внимательно посмотрите на словарные слова, постарайтесь их запомнить.
однажды около одиннадцать огород овца одежда обед овощи овёс огурец
Самодиктант. (Напишите по памяти словарные слова).
- Фонетический анализ слов. По вариантам ( 1- однажды, 2-одиннадцать)
3. Постановка целей и задач урока
- Сегодня на уроке мы подводим итог первоначальному знакомству с одним из понятий русского языка – склонением. - Послушайте стихотворение и сформулируйте тему нашего урока:
- ВоскликнулИменительный: «Мой именинник,тот, Который изумительно Науку познаёт!»
-Того, - сказалРодительный: «Я отрицаю, кто Не может без родителей Надеть себе пальто».
-Тому, - ответилДательный,- Плохое имя дам, Кто не любит старательно Уроки делать сам.
-Того, - сказалВинительный, - Я буду обвинять, Кто книжку вразумительно Не может прочитать.
-С тем, - заявилТворительный, Я только лишь в ладу, Кто очень уважительно Относится к труду.
-О том, - сказалПредложный,- Я предложу рассказ, Кто в жизни делать может Полезное для нас.
- Так, какая же тема нашего урока?
«Обобщение знаний о падежах»
- Да, правильно. Сегодня мы обобщим знания о падежах. Какие задачи вы поставите перед собой на данный урок?
Повторить названия падежей, повторить вопросы каждого падежа;
Совершенствовать навык определения падежей имён существительных;
Повторить окончания имён существительных в о всех изученных падежах;
Совершенствовать навыки в определении падежей имён существительных;
Развивать навыки грамотного письма.
4. Теоретическая работа.
- На первом этапе урока проверяю ваши теоретические знания. Внимательно слушайте вопросы и…, затем отвечайте. - Сегодня на уроке ваша задача – повторить ещё раз всё, что вам известно о склонении. - Итак, что же такое склонение?
Изменение окончаний имён существительных по падежам называется склонением.
- Сколько склонений в русском языке?
В русском языке 3 склонения. 1-е- имена существительные ж.р., и существительные м.р. с окончаниями – а-, -я-, (Например: дядя, грамматика); 2-е - имена существительные м.р. с нулевым окончанием и имена существительные с.р. (Например: урок, утро); 3-е - имена существительные ж. р. с нулевым окончанием (Например: местность)
-Сколько падежей в русском языке?
В русском языке есть шесть падежей.
- Давайте назовём их с вопросами и со словами - помощниками.(Хором))
- От теории переходим к практике. Работая, будьте внимательны. Чтобы проверить, готовы ли вы к работе, предлагаю небольшую разминку.
Как-то раз с большого клена
Оторвался лист зелёный.
И пустился вместе с ветром
Путешествовать по свету.
Но листок уже устал,
И в тетрадочку упал.
- У вас на листочках слово. Просклоняйте его. (Индивидуальная, самостоятельная, дифференцированная работа. Каждому ребёнку даётся слово, написанное на кленовом листочке, которое он самостоятельно должен просклонять. Слова подбираются индивидуально. Это маленькая проверочная работа.
- Молодцы! Я вижу, вы справились с этим заданием и включились в работу. Усложним её.
6. Комментированное письмо.
-Списать текст, дописать пропущенные окончания существительных. Определить склонение и падеж у существительных в ед. ч..
К околиц… деревн… по тропинк… бежит хохлатый жаворонок. С первым снег… появляется он на деревенской улиц… . Весь день жаворонок проводит в поисках пищ… на окраин… деревн… На мороз… жаворонок не зябнет.
- Просклоняйте слова деревня, мороз.
Выполнить морофологический разбор слова на окраине
7. Самостоятельная работа по вариантам(на карточках)
Вставьте пропущенные буквы, укажите падеж:
I вариант
II вариант
Бр…дил по л…су,
ч…десная п…года,
прячутся под б…рёзами,
всп…минали о лете.
Прол…тала над лесом,
был на …кскурсии,
вырастают из гр…бницы,
шли по тр…пинке.
Самопроверка(Работа в парах)
- А теперь, обменяйтесь работами с соседом по парте, проверьте.
I вариант
II вариант
Бродил по лесу, (Д.п.)
чудесная погода, (И.п.)
прячутся под берёзами, (Т.п.)
вспоминали о лете. (П.п.)
Пролетала над лесом, (Т.п.)
был на экскурсии,(П.п.)
вырастают из грибницы, (Р.п.)
шли по тропинке. (Д.п.)
8. Задание – тест на определение падежной формы существительных
- Ребята, запишите в тетради в строчку числа от 1 до 10. Я буду диктовать словосочетания, которые показаны на экране, а вы под соответствующим номером укажите падеж одной буквой.
Заблудился в лесу;
Перепрыгнул через лужу;
Вышел из ворот;
Побежал по коридору;
Беспокоились о сыне;
Стучали в дверь;
Разрезал ножницами;
Подарила бабушке;
Стучал молотком;
Отвечать у доски.
Самопроверка
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
П
В
Р
Д
П
В
Т
Д
Т
Р
9. Итог урока
- Давайте вспомним ещё один очень важный момент. Мы знаем, что в русском языке есть шесть падежей, знаем, на какие вопросы отвечают имена существительные в каждом падеже. А теперь, ответьте, мне, пожалуйста: в каких падежах существительные могут употребляться с предлогами?
Во всех, кроме именительного.
- В каком падеже существительные никогда не употребляются без предлогов.
В предложном.
- А что можно сказать о существительных в родительном, дательном, винительном и творительном падежах?
Они могут употребляться и без предлогов.
- Сколько падежей в русском языке. Назови их.
-Как определить падеж имени существительного?
- Для чего нужно уметь склонять имена существительные и определять падеж?
10. Рефлексия.
- Кто уже готов писать проверочную работу по теме определение падежей?
- Кто еще не уверен, что готов к проверочной работе?
-Кому необходимо еще поупражняться в определении падежей?
11. Домашнее задание.
- Найти и записать любое стихотворение о зиме и определить падежи имён существительных.