Тема урока чтения: «Обобщающий урок по теме «Семья и я».
Тема со-бытия: «Конструируем обобщающий урок».
«Любимые книги»
Цель: систематизировать знания учащихся по теме «Семья и я» через совместную деятельность по составлению кластера.
Планируемые образовательные результаты.
Предметные: называет жанр, фамилию автора, заглавия, главных героев произведения.
Метапредметные: совместно формулирует цель деятельности с помощью символов и составляет план работы над кластером;
классифицирует произведения по предложенным признакам;
анализирует прочитанное произведение с целью выявления главных героев.
Личностные: выражает желание участвовать в конструирования урока по теме «Семья и я».
Ход урока в со-бытийном залоге.
- Формирование потребности.
Закончилась перемена. Вы отдохнули, наигрались. Готовы продолжить наш учебный день?
Можно мне задать вам вопрос?
Какая любимая игра у 2 «В» в перемену? (Конструктор «Лего»)
Другого ответа я и не ожидала. Каждый день я за вами наблюдаю и радуюсь с каким удовольствием вы играете в «Лего».
Чем она вас так привлекает? (можно пообщаться, что-то интересное собрать)
Здорово, но переменка очень маленькая.
А как вы думаете: можно ли на уроке продолжить любимое занятие – конструирование. Например, на уроке чтения?
Попробуем.
- Формирование образа желаемого результата.
Собирая конструктор, вы получаете какое-то изделие, какой-то значимый продукт. Что вы уже собрали?
Значит и в результате нашего конструирования на уроке тоже должен получится какой-то значимый продукт.
Давайте вместе подумаем. А для это вспомним тему, которую мы закончили изучать (Семья и я). И сегодня обобщающий урок. Что же может стать продуктом, нашего урока по этой теме (схема, описание, или ещё что-нибудь?)
Для чего это надо?
Хорошо, значит мы сконструируем урок обобщения темы, составим кластер.
- Мотивация.
Хочется попробовать, что из этого получится?
- Целеполагание.
Что же будет являться целью нашей деятельности на уроке?
(на доске) мы хотим повторить тему моя семья, сконструировав схему
- Планирование.
Хорошо. Должна получится схема. А что может быть в этой схеме? Что нам надо повторить на обобщающем уроке?
(дети предлагают, а учитель записывает на доске)
Обложки книг
Автор
Название книг
Жанр
Герои
То есть, обобщая тему, мы повторим всё то что вы предложили. И что же мы возьмём деталями для конструирования (ответы на эти вопросы)
Но любая сборка всегда идёт по плану. Внимательно посмотрите на доску. Как вы думаете, когда мы говорим о теме, с чего мы начинаем знакомство с ней? (с жанрами)
- Выполнение действий.
Начинаем конструирование. Конструировать будем в группах.
Внимание на наш план. Начинаем с жанров.
На столе у вас выложена первая деталь нашего конструктора – это название темы. Дополните её другими деталями и запишите их. Если считаете нужным, можете дополнить ещё деталями.
«Семья и я»
|
(проверяем выполнение работы у каждой группы, использую сигнальные карточки, прикрепляем на доску названия жанров)
Первые детали скреплены, будем строить дальше. Внимание на план: какие детали должны дополнить нашу схему? (авторы и названия книг)
Вспомните изученные произведения и их авторов и соотнесите их с жанрами. Будьте внимательны, детали становятся мельче. Если затрудняетесь, можно пользоваться учебником и хрестоматией.
Название произведения | жанр | автор |
Отец и сыновья | Л.Толстой | |
Спи, младенец мой прекрасный | ||
Л.Воронкова | ||
В.Осеева | ||
Дедушка | ||
Случай с кошельком | ||
сказка | народ |
Проверьте. Оцените. Каждая группа прикрепляет на доске название произведения и авторов к определённому жанру.
Название произведения | жанр | автор |
Отец и сыновья | басня | Л.Толстой |
Спи, младенец мой прекрасный | колыбельная | М.Лермонтов |
Катин подарок | рассказ | Л.Воронкова |
Сыновья | рассказ | В.Осеева |
Дедушка | стихотворение | А.Плещеев |
Случай с кошельком | рассказ | Е.Пермяк |
Три сестры | сказка | народ |
Молодцы. Посмотрите на доску, как расширилась наша схема. Продолжим?
Каждое произведение интересно по-своему.
Кому какое из произведений больше понравилось?
Объединитесь в группы и поработайте над понравившимся произведением.
Посмотрите на план. О чём мы сейчас будем говорить? (о героях книг)
Вспомните героев и запишите на полосках бумаги.
- В.Осеева «Сыновья».
- «Три сестры»
- «Колыбельная»
- Л.Толстой «Отец и сыновья»
- А.Плещеев «Дедушка»
А кому понравилось другое произведение, можете поработать над ним сами.
Проверьте. Оцените. Каждая группа прикрепляет на доску имена героев книг.
Молодцы! Интересно работать? Продолжим.
Познакомившись с произведениями, мы не только запомнили авторов и названия книг, героев, но и каждое произведение нас чему-то научило, обогатило чем-то. Вы согласны?
Обсудите в группе и напишите: чему учит понравившиеся вам произведение?
Проверьте. Оцените. Каждая группа прикрепляет на доску вывод книг.
Посмотрите на нашу схему, видите какая большая она стала.
Может что-то интересное заметили в нашей схеме, в нашем конструкторе? (произведения разных жанров, разных авторов нас учат одним и тем же хорошим человеческим качествам)
Значит наша схема замкнулась.
Вывод: все произведения учат доброте, отзывчивости, честности, любви к близким.(Таблица 1)
- Анализ результата.
Посмотрите какое чудо мы сотворили. Вам нравится?
Какой была цель нашей деятельности? (сконструировать обобщающий урок).
Достигли мы цели? А что помогло достичь цели?
Можно ли наш продукт применить для других уроков обобщения по теме? (да)
Такая схема называется – кластер.
Спасибо за работу.