Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по сказкам Пушкина»
Ход урока.
Организационный момент.
Первый этап урока - стадия – вызов
Мотивация учебной деятельности.
-Рассмотрите иллюстрации. Что изображено на каждой? Что объединяет все картинки? - «Семь» в сказках магическое, волшебное число. У Атланта, поддерживающего небесный свод, было семь дочерей – плеяд, которых Зевс превратил в созвездия. У мусульман небесный свод состоит из семи небес и , угодные богу, попадают на седьмое небо блаженства. Число семь в природе: 7 звуков в музыкальной гамме, 7 цветов радуги. У греков мы встречаем 7 чудес света.
Работа в парах. Составление кластера по теме "Сказки"
Сказки русских писателей
Сказки зарубежных писателей
Сказки народов России
Сказки народов мира
СКАЗКИ
Народные
Литературные (авторские)
о животных
бытовые
волшебные
-Что объединяет эти строки? (Сказки Пушкина)
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
С первого щелчка прыгнул поп до потолка
Итридцатьвитязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Второй этап урока - стадия (фаза) – осмысление
Постановка учебной задачи
Ребята читают текст об А.С..Пушкине и о создании Пушкиным «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях».
Стратегия Инсерт.
+ - уже знал, знакомо;
- думал иначе, или не согласен;
! - новое;
6 июня 1799 года в Москве в дворянской семье родился Александр Сергеевич Пушкин.
В детстве будущий поэт проводил много времени у своей бабушки в подмосковном селе Захарово.Еще у Саши была няня — Арина Родионовна. Пушкин очень любил ее, и позднее посвятил ей несколько стихотворений («Няне», «Зимний вечер»).
Когда Пушкину исполнилось 12 лет (в 1811 г.), он уехал учиться в Царскосельский лицей под Петербургом. Там он увлекся литературой, написал первые стихи и познакомился с известными поэтами. Там у него появились настоящие друзья.
После окончания лицея (в 1817 году) поэт остался жить в Санкт-Петербурге, и поступил на государственную службу. Здесь он вел активную светскую жизнь и писал стихи.
Через 3 года Пушкина отправили в ссылку: сначала на юг, а потом в село Михайловское. Только спустя 6 лет (в 1826 году) он вернулся из ссылки.Через несколько лет он встретил прекрасную Наталью Гончарову. Они поженились, и у них родилось четверо детей.
Поэт скончался 10 февраля 1837 года после ранения на дуэли с французом Дантесом.
Мы сегодня познакомимся со сказкой А. С. Пушкин “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”. В основе этой сказки – народная сказка, рассказанная няней. Вспомним, какую трогательную привязанность испытывал Пушкин к своей няне Арине Родионовне, крепостной крестьянке. Именно она рассказывала Александру Сергеевичу народные сказки, о которых он написал: “Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!” Пушкин создал пять замечательных литературных сказок, “пропитанных русским духом”. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» — одна из наиболее известных сказок А. С. Пушкина. Написана осенью 1833 года в Болдино. Сюжет сказки сильно перекликается с сюжетом сказки «Белоснежка и семь гномов» братьев Гримм. Сказки братьев Гримм были опубликованы в 10-20-х годах XIX века, т.е. раньше, чем сказка Пушкина (1833г.). Сходство между двумя сказками очень большое, поэтому можно предположить, что Пушкин был знаком с немецким вариантом сказки. Но поэт создает свою неповторимую сказку. Она отличается от сказки братьев Гримм и сюжетом, и героями, и языком. Сказка Пушкина более поэтична, красочна.
Работа над содержанием сказки.
1) В сказке А.С.Пушкина встречаются слова, которые были широко распространены в народной речи первой половины XIX в. Объясните значение слов и выражений: приданое, терем, кручиниться, трезвонить, подворье, лежанка, клюка, рогатка, всем взяла.
2) Выразительное чтение отрывка из сказки от слов «Царь с царицею простился…» до слов «И к обедне умерла».
- Назовите слова и выражения, свойственные народной речи. (Снарядился, в путь-дорогу, ждёт-пождёт, глядючи, милого, валится, белёшенька, издалече, тяжелёшенько).
Данному отрывку свойственна особая интонация. Создаётся впечатление, что рассказ ведёт старая няня.
– Как в описании проводов царя и ожидания его царицей подчёркивается грустное настроение царицы? (Ожидание царицы томительно: она «ждёт-пождёт», «Очи разболелись глядючи». Зимний пейзаж подчёркивает грустное настроение героини.)
- Какие слова передают отношение автора к героине? (Ласково звучащие слова «Тяжелёшенько вздохнула, восхищенья не снесла» проникнуты искренней симпатией к кроткой и милой царице).
3) Выразительное чтение отрывка от слов «Правду молвить, молодица…» до слов «Гордо в зеркальце глядясь».
- Какие слова передают отношение автора к другой царице? (Горда, ломлива, своенравна, ревнива).
- Объясните лексическое значение слова «ломлива»? (Капризная, кривляющаяся).
- Что хотела услышать царица, обращаясь к зеркалу? Почему? («Ты, царица, всех милее…» Царица тщеславна, она считает себя самой красивой и постоянно хочет слышать подтверждение этому. Однако при всей своей красоте она не уверена в себе. Зеркальце необходимо ей для самоутверждения. Таким образом, автор показывает внутреннюю несостоятельность и обречённость зла.)
4) Слово учителя.
Образы царицы-матери и царицы-мачехи контрастны. Царица-мать сидит у окна, ожидая царя, она видит огромный мир за окном; царица-мачеха глядится в зеркало и видит только себя, думает только о себе. В образах героинь противопоставлены мягкость и надменность, любовь и эгоизм.
5) Выразительное чтение отрывка от слов «Но царевна молодая…» до слов «Да сто сорок теремов».
- Почему повествование о царевне поэт начинает с противительного союза «но»? (Своенравию царицы-мачехи противопоставлена кротость царевны).
- Объясните лексическое значение слова «кротость». (Спокойствие, доброта, незлобливость).
- С кем сравнивает поэт царевну?
- Назовите слова, с помощью которых можно воссоздать характер и портрет царевны.
- Почему мачеха решила расправиться с царевной?
6) Выразительное чтение отрывка от слов «На девичник собираясь…» до слов «Всё ж румяней и белее».
- Как меняется настроение царицы в разговоре с зеркальцем? Найдите обращения, которые выражают изменения настроения царицы. Какие слова появляются в её речи? Как это характеризует героиню?
- Какие приставки помогают А.С.Пушкину передать гнев и возмущение царицы?
7)Выразительное чтение эпизода от слов «Чёрт ли сладит с бабой гневной?» до слов «За невестой молодой».
- Что в сказке противопоставлено злобе царицы?
- В каких словах проявляется отношение автора к царице?
8) Выразительное чтение фрагмента от слов «И царевна очутилась…» до слов «И тихонько улеглась».
- О каких качествах героини рассказывает этот эпизод?
9) Слово учителя.
Царевна в сказке больше всего похожа на крестьянскую девушку, скромную, добрую, хорошо воспитанную и, главное, любящую и умеющую трудиться. Попав в незнакомый пустой терем, «дом царевна обошла, всё порядком убрала, засветила Богу свечку, затопила жарко печку…».
Пушкин, перевоплотившись в народного рассказчика, уверенного, что именно так ведут себя «хорошие» царевны, продолжает: «Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали…». Подробно развивается эпизод пребывания красавицы царевны в доме семи богатырей, «румяных усачей», которые скоро полюбили её.
- Каково лексическое значение слова «богатырь»?
- Какими мы видим богатырей? Что можно о них рассказать?
10) Выразительное чтение отрывка от слов «Братья милую девицу полюбили…» до слов «Стали жить да поживать».
- Какие идеалы народа нашли отражение в этом эпизоде сказки? (Целомудрие – строгая нравственность, чистота).
- Как злой царице удалось узнать о том, что царевна жива?
11) Выразительное чтение эпизода от слов «Между тем царица злая…» до слов «Иль царевну погубить».
- Почему в данном эпизоде дважды повторяются слова «царица злая»?
12) Выразительное чтение по ролям эпизода от слов «Раз царевна молодая…» до слов «И тиха, недвижна стала».
- Почему автор называет черницу «старушонкой», «старушоночкой», а царевна – «бабушкой»? (Автор знает о намерениях черницы и презирает её. Царевна не подозревает о намерениях гости и относится к ней с почтением, как к любому старому человеку).
- Почему так подробно описывает автор яблочко?
- Определите роль повторов в фрагменте сказки. (Повторы подчёркивают привлекательность спелого яблочка. Царевна не может удержаться от искушения попробовать его. Автор показывает, как беззащитны бывают доверчивость и доброта перед жестокостью и коварством).
- Почему автор так внимательно следит за каждым движением героини? В каких строчках проявляется отношение автора к героине?
- Найдите в указанном отрывке существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какую роль они выполняют в тексте?
13) Выразительное чтение фрагмента сказки от слов «Братья в ту пору домой…» до слов «Только гробу одному».
- Каким настроением проникнута сцена прощания богатырей с названой сестрицей?
- Почему царевна даже мёртвая так прекрасна?
Третий этап урока - стадия – рефлексия .
Работа в группах.
Паспорт произведения.
Название
Жанр
Вид
Автор
Положительные герои
Отрицательные
герои
Волшебные предметы
Тема
Идея
Творческое задание.
-Подумайте, как могли бы развиваться события в сказке, если бы яблоко было бы не отравлено, а наоборот? ( делало красивее, придавало сил и т.д.
- Что могло бы говорить зеркальце, если бы оно всегда говорило неправду?
Домашнее задание.
1) Выразительное чтение сказки
2) Заполнить таблицу, сравнив сказку А.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» и сказку «Белоснежка и семь гномов» Братьев Гримм.