kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество» 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество» для начальной школы.   Данный урок закрепляет знания о малых жанрах устного народного творчества, развивает творческие способности,память, речь мышление;  совершенствует умения обобщать и делать выводы, развивает познавательный интерес к произведениям устного народного творчества.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество» 3 класс »

Урок в 3 классе





Дерягина Е.Н.

Учитель начальных классов,

«Старший учитель»

Лобановского УВК

Джанкойского района

АР Крым









Тема: Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество».

Цель: Закрепление знаний о малых жанрах устного народного творчества; развитие творческих способностей; совершенствование умения обобщать и делать выводы; развитие познавательного интереса к произведениям устного народного творчества.

Ход урока.

Организационный момент.

Учитель: Ребята, есть такая русская пословица «Ученье свет, а не ученье тьма». Ее смысл заключается в том, что знания, приобретенные во время учебы, помогают решать сложные задачи, а незнание делает человека беспомощным.

Я желаю вам удачи,

Чтоб решались все задачи,

Счастья, радости, добра.

За работу все! Пора!



Учитель: Ребята, перечислите еще раз своими словами то, что я вам сейчас пожелала (счастья, радости, добра, удачи).

А что бы вы хотели пожелать друг другу? (пожелания детей).

Для чего люди желают друг другу много добрых слов? (Чтобы поднять настроение, вселить уверенность в положительном исходе любого дела).



Создание ситуации успеха.



Учитель: От нашего настроения зависит успех урока. Но для этого мы должны хорошо работать. Поэтому я вам предлагаю вспомнить «золотые правила» урока. (Ученик записывает на доске правила, которые называют дети): быть активными, внимательными, уметь выслушать учителя или товарища, помнить правила поднятой руки, высказывать свое мнение здесь и сейчас, быть естественным и интересным для окружающих.



Учитель: «Будьте внимательны, милые дети,

Твердо запомните правила эти».

Следуя этим правилам мы непременно справимся со всеми заданиями, которые ждут нас на уроке.



Сообщение темы и цели урока.



Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Правильно, о произведениях устного народного творчества.

Сегодня мы повторим и обобщим знания о малых жанрах устного народного творчества.





Постановка проблемного вопроса.



Почему же наш урок имеет такое название? (дети читают тему с доски и дают ответы на вопросы).

Если вы будете внимательны, то в конце урока сможете дать более точный ответ на этот вопрос.



Работа над материалом урока.



Фронтальный опрос.

Ребята, кто сможет объяснить значение каждого слова темы нашего урока: «Устное». «Народное». «Творчество». (Произведения, созданные устами народа).

Как по-другому можно назвать устное народное творчество?

Разгадали ли вы кроссворд, который был задан на дом? Какое ключевое слово получилось? Правильно, фольклор, что в переводе означает народная мудрость.

Наши предки мечтали о счастье для себя и своих детей, справедливости, о том, чтобы добро восторжествовало над злом. Свои мечты они отразили в произведениях устного народного творчества.

А сейчас мы вспомним жанры устного народного творчества, ответив на вопросы:

Как называются:

  1. Детские стищки-забавы, которые сопровождаются определенными движениями (Потешки)

  2. Небольшое произведение, в основе которого лежит вымысел, неверное сообщение. (Небылица)

  3. Краткое описание событий, явлений, растений, животных, предметов, которые нужно узнать и отгадать по их признакам. (Загадка).

  4. Меткое образное выражение, имеющее поучительное содержание, в котором передана народная мудрость. (Пословица).

  5. Произведение с вымышленным, иногда фантастическим содержанием, героями, которых являются животные, растения, неживые предметы, которые по характеру и поступкам похожи на людей. (Сказка).

  6. Фраза, которая требует правильного и быстрого произношения звуков, слогов, слов. (Скороговорка).

  7. Стихотворение, положенное на музыку. (Песня).

Устное народное творчество возникло в глубокой древности. Все произведения фольклора сочиняли талантливые люди из простого народа и передавали из уст в уста.. Каждый новый сказитель добавлял к услышанному что-то свое.

Фольклорные произведения многонациональны и богаты разнообразием жанров и содержат в себе огромные воспитательные силы.

Глядя на выставку книг, вспоминая изученные произведения устного народного творчества, можно сделать вывод, что произведения устного народного творчества сопровождают нас всю жизнь.

Вы еще не умели говорить, а от мамы уже слышали колыбельную песню, подрастая слушали потешки, пестушки, сказки, по мере взросления усложнялись произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, которые вы учились понимать и объяснять их смысл.

Скажите, ребята, знаете ли вы какие колыбельные песни пели вам ваши мамы? (ответы детей).



Исполнение колыбельных песен.



(К доске выходят 3 девочки: украинка, русская и крымская татарка и, качая кукол, поют свои колыбельные песни)



Украинка А-а-а, котки два

Сірі, білі обидва,

Просяться до хати,

Хочуть Галю взяти,

А ми Галю не дамо,

Бо ми Галю глядимо.



Русская Баю-баюшки-баю,

Живет барин на краю,

Много у него ребят.

Много у него ребят.

Все по лавочкам сидят.

Все по лавочкам сидят,

Кашку с маслицем едят.



Крымская татарка Шимди анненъ келенджек, айненни

Бешигинъе къояджакъ, айненни (2)



Юкъла. Балачигим, юкла, айненни

Юкм козьлеринъ. гульчигим, айненни (2)



Игры с младенцами.



А как играют с малышами? («Ладушки», «Сорока-ворона», «Скок-поскок»).

Дети подрастают и начинают играть во дворе с друзьями. В игре не обойтись без считалки. Становитесь в круг, ребята, поиграем в русскую народную игру «Чижик»



Считалочка

Лиса по лесу ходила,

Лиса голосом вопила.

Лиса лычки драла,

Лиса лапти плела –

Мужу двое, себе трое –

И детишкам по лаптишкам!

Кто лаптишки найдет,

Тот водить пойдет.



Работа со сказкой.



Учитель: Наверное нет такого ребенка, который не любил бы сказки.

От какого же слова произошло слово «сказка» ? (ответы детей).

Сказка – это устный рассказ о вымышленных событиях, о том, чего не бывает.

«Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам – урок!,,»

Кому принадлежат эти слова? (А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»).

«Сказка о золотом петушке» - литературная сказка.

В чем же различия между литературными и народными сказками? (ответы детей).



Работа в группах.



А сейчас я предлагаю вспомнить пословицы из сказок и раскрыть их смысл.

«ВЗЯЛСЯ ЗА ГУЖ, НЕ ГОВОРИ, ЧТО НЕ ДЮЖ»

«ДРУЗЬЯ ПОЗНАЮТСЯ В БЕДЕ»

«КАК АУКНЕТСЯ, ТАК И ОТКЛИКНЕТСЯ»



Учитель: «УМ ХОРОШ, А ДВА ЛУЧШЕ»

При выработке решения полезно знать и мнение других.



Работа в паре.



А пока ребята думают над смыслом пословиц, к доске пойдут два ученика и будут работать в паре.

Вспомните как можно больше пословиц о сказках и запишите их на доске.



Фронтальный опрос.



Какие существуют сказки? (волшебные, бытовые, сказки о животных)

Что характерно для этих сказок?

Сейчас я проверю, внимательные ли вы читали.



Узнай героя и его сказку:



Сядем рядышком на лавке

И все вместе посидим.

Загадаем вам загадки,

Кто смышленый – поглядим.



Кто работать не хотел,

А играл и песни пел!

К братцу третьему потом

Прибежали в новый дом.

От волка хитрого спасались,

Но долго хвостики тряслись.

Сказка известна любому ребенку

И называется… («Три поросенка»)





Прямо в болото упала стрела,

А в этом болоте царевна жила.

Как звали царевну, скажи мне на ушко.

Я знаю, ты помнишь – Царевна… (Лягушка)



Удивляется народ:

Едет печка, дым идет,

А Емеля на печи

Ест большие калачи!

Чай сам наливается

По его хотению

А сказка называется …(«По щучьему велению»)



Сидит в корзине девочка

У Мишки за спиной.

Он, сам того не ведая,

Несет ее домой.

Ну, отгадал загадку?

Тогда скорей ответь!

Названье этой сказки… («Маша и Медведь»)



«Не пей, Иванушка, если устанешь…»

А братец все выпил до донышка.

Не пей, Иванушка, козленочком станешь!» -

Плачет… (сестрица Аленушка)



Физкультминутка.



Мы проверили осанку

И свели лопатки,

Мы походим на носочках,

А потом на пятках.

Пойдем мягко, как лисята,

И как мишка косолапый,

И как заинька-трусишка,

И как серый волк-волчишко.

Вот свернулся еж в клубок,

Потому что он продрог.

Лучик ежика коснулся,

Ежик сладко потянулся.



Работа в группах.



А сейчас вы поработаете в группах.

1 группа будет работать с волшебными сказками.

2 группа- с бытовыми

3 группа- со сказками о животных.



Задания для групп:



а) назвать сказку

б) перечислить ее героев

в) дать совет главному герою.



1 группа. Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травку под окошко, а сама побежала на улицу…

2 группа У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой…

3 группа – Не ешь, Петя, обожди пока смородина поспеет…



Составление пословиц.



Сейчас я вам буду читать начало пословицы, а вы должны ее закончить.



ТРУД ЧЕЛОВЕКА КОРМИТ, А … (лень портит)

РАЗ СОВРАЛ – НАВЕК… (лгуном стал)

ЧЕЛОВЕК ОТ ЛЕНИ БОЛЕЕТ, А … (от труда здоровеет)

ХУДО ТОМУ, КТО…(добра не делает никому)







КТО МНОГО ЧИТАЕТ, ТОТ… (много знает)

ТОТ ГЕРОЙ, КТО… (за Родину герой).



А сейчас я попрошу вас посмотреть на записи на доске и определить зачины и концовки сказок.

«ЗА ТРИДЕВЯТЬ ЗЕМЕЛЬ, В ТРИДЕСЯТОМ ЦАРСТВЕ…»

«ЖИЛИ-БЫЛИ…»

«СТАЛИ ОНИ ЖИТЬ-ПОЖИВАТЬ И ДОБРА НАЖИВАТЬ…»

« Я ТАМ БЫЛ, МЕД-ПИВО ПИЛ, ПО БОРОДЕ ТЕКЛО, А В РОТ НЕ ПОПАДАЛО»…



Итоги урока.



Учитель: Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте вспомним все, что мы с вами делали сегодня на уроке. (ответы детей).

Я думаю, что наш урок удался, и вы были дружными, активными, смело высказывали свое мнение.

В заключении я хочу сказать:



«Книжки могут рассказать

Обо всем на свете.

Очень любят их читать

И взрослые и дети».



Учитель: Быстро время пролетело,

Завершается урок.

Сделал дело – гуляй смело.

Прозвенел уже звонок!
































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество» 3 класс

Автор: Дерягина Екатерина Николаевна

Дата: 12.05.2015

Номер свидетельства: 210491

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Обобщающий урок по теме "Устное народное творчество" в 5 классе коррекционной школы VIII вида "
    ["seo_title"] => string(108) "obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-ustnoie-narodnoie-tvorchiestvo-v-5-klassie-korriektsionnoi-shkoly-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "231152"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442404733"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(287) "А.К.Толстой «Илья Муромец». Мотивы устного народного творчества и их отражение в произведении Толстого. Своеобразие образа былинного героя в стихотворении "
    ["seo_title"] => string(172) "a-k-tolstoi-il-ia-muromiets-motivy-ustnogho-narodnogho-tvorchiestva-i-ikh-otrazhieniie-v-proizviedienii-tolstogho-svoieobraziie-obraza-bylinnogho-ghieroia-v-stikhotvorienii"
    ["file_id"] => string(6) "139354"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417702617"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Фольклор на уроках литературного чтения. "
    ["seo_title"] => string(45) "fol-klor-na-urokakh-litieraturnogho-chtieniia"
    ["file_id"] => string(6) "187237"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426493042"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Глагол (обобщение)" "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-6-klassie-po-tiemie-glaghol-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "159213"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421859197"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(249) "Формирование у учащихся седьмого класса понятия «гротеск» как средства оценки  сатирической колористики сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина "
    ["seo_title"] => string(152) "formirovaniie-u-uchashchikhsia-sied-mogho-klassa-poniatiia-ghrotiesk-kak-sriedstva-otsienki-satirichieskoi-koloristiki-skazok-m-ie-saltykova-shchiedrina"
    ["file_id"] => string(6) "127930"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415386836"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства