kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование у учащихся седьмого класса понятия «гротеск» как средства оценки сатирической колористики сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Среди  ряда сложных литературоведческих понятий особое внимание следует обратить на гротеск, без знания которого невозможно полностью осмыслить антиномию «комическое-трагическое», а также оценить по достоинству сатирическую колористику и ее функцию в художественных произведениях. Поскольку интерес к абстрактным понятиям у школьников появляется не раньше  четырнадцати-пятнадцати лет, подробное представление о гротеске мы даем в процессе изучения сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» и «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» в седьмом классе. Осуществлять данный процесс следует в рамках компетентностного системно-деятельностного подхода, в условиях которого дети учатся самостоятельно определять цели познавательной деятельности, находить необходимые источники информации и оптимальные способы реализации поставленных целей, корректировать полученные результаты, сотрудничать с другими учениками.

Предваряя знакомство с новым материалом, попросим учащихся вспомнить знакомое им по произведениям устного народного творчества понятие «гипербола» и найти примеры гиперболического описания в сказке «Дикий помещик». При помощи актуализации полученных ранее теоретических знаний семиклассники без особого труда находят гиперболу в описании взаимоотношений барина и крестьянского мира: «Скотинка на водопой выйдет – помещик кричит: «Моя вода!», курица за околицу выбредет – помещик кричит: «Моя земля!» И земля, и вода, и воздух –  все его стало!» [19, с. 24]. Резюмируя ответы учащихся, словесник напоминает им определение гиперболы, стилистической фигуры явного и намеренного преувеличения, имеющей целью усиление выразительности художественного текста.

Продолжая работу над сказкой М.Е. Салтыкова-Щедрина,  обратимся к эпизоду, описывающему превращение помещика в дикого зверя, и предложим  семиклассникам назвать эпитеты, характеризующие данную ситуацию. В итоге коллективного обсуждения на интерактивной доске фиксируем следующие варианты: «фантастический», «невероятный», «невообразимый», «причудливый», «комичный», «смешной», «чрезмерно преувеличенный»,  «карикатурный», «неправдоподобный», «контрастный». Затем попросим учащихся, объединившись в рабочие группы, составить так называемую «пирамиду признаков», расположив эпитеты от менее значимого  к наиболее существенному и обосновав свой выбор:

 





После того, как каждая группа представит свой вариант «пирамиды», преподаватель подводит итог совместной работы  и вводит новое  теоретическое понятие «гротеск», сравнивая его с уже знакомой семиклассникам гиперболой. Определение термина учитель даёт вместе с учащимися, отмечая, что гротеск – тип художественной образности, который основывается на чрезмерном преувеличении, сочетании неожиданных и резких контрастов. Гротеск создает особый фантастический, аномальный, неестественный, странный мир, не нуждающийся в логически-объективированной мотивировке [20, с.188-189]. Следует познакомить учащихся и с  историей возникновения данного термина, рассказав о раскопках в гроте, открывших причудливый орнамент, где фигурки людей, животных и изображения растений фантастически переплетались между собой. В процессе анализа акцентируем внимание семиклассников на легкости перехода и различных превращений в данных изображениях, что и является сутью гротескной образности.

 

Отметим, что, конструируя «пирамиду», учащиеся самостоятельно определили основные признаки гротеска.  Именно подобные логические задания помогают школьникам  более глубоко осмыслить суть формируемых на уроке теоретико-литературных понятий. В процессе дальнейшего анализа текста  семиклассники должны усвоить своеобразные законы гротескного мира, господствующие в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина: идею авторской обусловленности, своеобразной авторской «игры», представляющей «мир наизнанку»,  где все встает с ног на голову, где нарочито подчеркнута ирреальность происходящего, чтобы заставить читателей разгадать истинную суть вещей, спрятанную под фантастической маской. Словесник непременно  отметит, что писатель изображает действительность при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии. При объяснении нового материала учителем может использоваться заранее подготовленная презентация, выполненная с помощью программы Power point и визуально закрепляющая процесс усвоения нового теоретического понятия.

Разумеется, семиклассники должны не только запомнить основные характеристики гротеска, но и уметь объяснить, с какой целью М.Е. Салтыков-Щедрин пользуется гротескной образностью? Именно при  помощи данного художественного приёма автор подчёркивает необратимую деградацию помещика, когда российский дворянин, подобно дикому зверю, когтями разрывает добычу «да так со всеми внутренностями, со шкурой и ест» [19, с. 29]. Писатель наглядно демонстрирует последовательность процесса  одичания человека:  сначала барин кидается от голода на мышонка, потом покрывается от головы до ног волосами, начинает ходить на четвереньках, утрачивает способность членораздельной речи, а в итоге заводит дружбу с медведем. Гротескно-фантастический сюжет помогает понять главную идею сказки: именно мужиком живет Россия. Народ – создатель материальных и духовных благ, без него наступит голод и одичание. И если мужики, водворённые на прежнее место, возвращаются к привычному, «роевому» образу жизни, то их господину только и остаётся что «тосковать по прежней своей жизни в лесах» [19, с. 30].

Чтобы проверить, насколько свободно семиклассники могут  оперировать новым литературоведческим термином,  мы предлагаем им найти в тексте «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»  примеры гротеска  и объяснить функцию его использования. Учащиеся с интересом знакомятся с сатирической историей героев сказки, блуждающих по острову в поисках еды. Салтыков-Щедрин использует различные виды иносказаний, называя эзоповской свою творческую манеру, обнаруживавшую,  по его словам, «замечательную изворотливость в изображении оговорок, недомолвок, иносказаний и прочих обманных средств» [7, с. 104]. Такая манера «не безвыгодна, потому что благодаря ей писатель отыскивает такие политические черты и краски, в которых при прямом изложении предмета не было бы надобности, но которые все-таки не без пользы врезываются в памяти читателя» [18, с. 506].  Гротескное и аллегорическое уподобление у Щедрина практически всегда имеет в своей основе социальную антитезу, предполагающую противопоставление власти и ее жертвы. В конце урока, выполнив  задания аналитического характера, мы предлагаем учащимся ответить на обобщающие вопросы: «Каким образом происходит  в сказках совмещение фантастики и реальности?», «Чем отличается гротескный мир от мира фантастики?», «Что преувеличивает автор в произведении: возможности героев, их действия и способности или саму действительность?», «О чем заставляет задуматься великий сатирик?» и др.

Для закрепления  понятия «гротеск» на заключительном этапе изучения сказок можно обратиться к интеграции  литературы и изобразительного искусства и сопоставить художественный текст с карикатурами, созданными  знаменитыми Кукрыниксами или современными художниками – А. Каневским и Р. Мироновым. В качестве домашнего задания учащимся предлагается самостоятельно нарисовать карикатуру или создать коллаж при помощи графических редакторов (Adobe Photoshop и Adobe Illustrator), учитывая гротескную образность сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Итак, предложенный нами алгоритм работы позволил совместить  теоретические наблюдения над характером гротеска с  конкретно-чувственным, эмоционально-эстетическим восприятием  семиклассниками художественного текста. К тому же на данном этапе учащиеся овладевают очень важным знанием – знанием общей схемы строения теоретических понятий, что существенно помогает им осуществлять дальнейшую работу как в рамках уроков литературы, так и в процессе изучения других школьных предметов, тем самым реализуя механизм  формирования универсальных учебных действий. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование у учащихся седьмого класса понятия «гротеск» как средства оценки сатирической колористики сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина »

Панченко Дарья Владимировна

Волгоград

Формирование у учащихся седьмого класса понятия «гротеск» как средства оценки сатирической колористики сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина


Среди ряда сложных литературоведческих понятий особое внимание следует обратить на гротеск, без знания которого невозможно полностью осмыслить антиномию «комическое-трагическое», а также оценить по достоинству сатирическую колористику и ее функцию в художественных произведениях. Поскольку интерес к абстрактным понятиям у школьников появляется не раньше четырнадцати-пятнадцати лет, подробное представление о гротеске мы даем в процессе изучения сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» и «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» в седьмом классе. Осуществлять данный процесс следует в рамках компетентностного системно-деятельностного подхода, в условиях которого дети учатся самостоятельно определять цели познавательной деятельности, находить необходимые источники информации и оптимальные способы реализации поставленных целей, корректировать полученные результаты, сотрудничать с другими учениками.

Предваряя знакомство с новым материалом, попросим учащихся вспомнить знакомое им по произведениям устного народного творчества понятие «гипербола» и найти примеры гиперболического описания в сказке «Дикий помещик». При помощи актуализации полученных ранее теоретических знаний семиклассники без особого труда находят гиперболу в описании взаимоотношений барина и крестьянского мира: «Скотинка на водопой выйдет – помещик кричит: «Моя вода!», курица за околицу выбредет – помещик кричит: «Моя земля!» И земля, и вода, и воздух – все его стало!» [19, с. 24]. Резюмируя ответы учащихся, словесник напоминает им определение гиперболы, стилистической фигуры явного и намеренного преувеличения, имеющей целью усиление выразительности художественного текста.

Продолжая работу над сказкой М.Е. Салтыкова-Щедрина, обратимся к эпизоду, описывающему превращение помещика в дикого зверя, и предложим семиклассникам назвать эпитеты, характеризующие данную ситуацию. В итоге коллективного обсуждения на интерактивной доске фиксируем следующие варианты: «фантастический», «невероятный», «невообразимый», «причудливый», «комичный», «смешной», «чрезмерно преувеличенный», «карикатурный», «неправдоподобный», «контрастный». Затем попросим учащихся, объединившись в рабочие группы, составить так называемую «пирамиду признаков», расположив эпитеты от менее значимого к наиболее существенному и обосновав свой выбор:

П
осле того, как каждая группа представит свой вариант «пирамиды», преподаватель подводит итог совместной работы и вводит новое теоретическое понятие «гротеск», сравнивая его с уже знакомой семиклассникам гиперболой. Определение термина учитель даёт вместе с учащимися, отмечая, что гротеск – тип художественной образности, который основывается на чрезмерном преувеличении, сочетании неожиданных и резких контрастов. Гротеск создает особый фантастический, аномальный, неестественный, странный мир, не нуждающийся в логически-объективированной мотивировке [20, с.188-189]. Следует познакомить учащихся и с историей возникновения данного термина, рассказав о раскопках в гроте, открывших причудливый орнамент, где фигурки людей, животных и изображения растений фантастически переплетались между собой. В процессе анализа акцентируем внимание семиклассников на легкости перехода и различных превращений в данных изображениях, что и является сутью гротескной образности.

Отметим, что, конструируя «пирамиду», учащиеся самостоятельно определили основные признаки гротеска. Именно подобные логические задания помогают школьникам более глубоко осмыслить суть формируемых на уроке теоретико-литературных понятий. В процессе дальнейшего анализа текста семиклассники должны усвоить своеобразные законы гротескного мира, господствующие в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина: идею авторской обусловленности, своеобразной авторской «игры», представляющей «мир наизнанку», где все встает с ног на голову, где нарочито подчеркнута ирреальность происходящего, чтобы заставить читателей разгадать истинную суть вещей, спрятанную под фантастической маской. Словесник непременно отметит, что писатель изображает действительность при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии. При объяснении нового материала учителем может использоваться заранее подготовленная презентация, выполненная с помощью программы Power point и визуально закрепляющая процесс усвоения нового теоретического понятия.

Разумеется, семиклассники должны не только запомнить основные характеристики гротеска, но и уметь объяснить, с какой целью М.Е. Салтыков-Щедрин пользуется гротескной образностью? Именно при помощи данного художественного приёма автор подчёркивает необратимую деградацию помещика, когда российский дворянин, подобно дикому зверю, когтями разрывает добычу «да так со всеми внутренностями, со шкурой и ест» [19, с. 29]. Писатель наглядно демонстрирует последовательность процесса одичания человека: сначала барин кидается от голода на мышонка, потом покрывается от головы до ног волосами, начинает ходить на четвереньках, утрачивает способность членораздельной речи, а в итоге заводит дружбу с медведем. Гротескно-фантастический сюжет помогает понять главную идею сказки: именно мужиком живет Россия. Народ – создатель материальных и духовных благ, без него наступит голод и одичание. И если мужики, водворённые на прежнее место, возвращаются к привычному, «роевому» образу жизни, то их господину только и остаётся что «тосковать по прежней своей жизни в лесах» [19, с. 30].

Чтобы проверить, насколько свободно семиклассники могут оперировать новым литературоведческим термином, мы предлагаем им найти в тексте «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» примеры гротеска и объяснить функцию его использования. Учащиеся с интересом знакомятся с сатирической историей героев сказки, блуждающих по острову в поисках еды. Салтыков-Щедрин использует различные виды иносказаний, называя эзоповской свою творческую манеру, обнаруживавшую, по его словам, «замечательную изворотливость в изображении оговорок, недомолвок, иносказаний и прочих обманных средств» [7, с. 104]. Такая манера «не безвыгодна, потому что благодаря ей писатель отыскивает такие политические черты и краски, в которых при прямом изложении предмета не было бы надобности, но которые все-таки не без пользы врезываются в памяти читателя» [18, с. 506]. Гротескное и аллегорическое уподобление у Щедрина практически всегда имеет в своей основе социальную антитезу, предполагающую противопоставление власти и ее жертвы. В конце урока, выполнив задания аналитического характера, мы предлагаем учащимся ответить на обобщающие вопросы: «Каким образом происходит в сказках совмещение фантастики и реальности?», «Чем отличается гротескный мир от мира фантастики?», «Что преувеличивает автор в произведении: возможности героев, их действия и способности или саму действительность?», «О чем заставляет задуматься великий сатирик?» и др.

Для закрепления понятия «гротеск» на заключительном этапе изучения сказок можно обратиться к интеграции литературы и изобразительного искусства и сопоставить художественный текст с карикатурами, созданными знаменитыми Кукрыниксами или современными художниками – А. Каневским и Р. Мироновым. В качестве домашнего задания учащимся предлагается самостоятельно нарисовать карикатуру или создать коллаж при помощи графических редакторов (Adobe Photoshop и Adobe Illustrator), учитывая гротескную образность сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Итак, предложенный нами алгоритм работы позволил совместить теоретические наблюдения над характером гротеска с конкретно-чувственным, эмоционально-эстетическим восприятием семиклассниками художественного текста. К тому же на данном этапе учащиеся овладевают очень важным знанием – знанием общей схемы строения теоретических понятий, что существенно помогает им осуществлять дальнейшую работу как в рамках уроков литературы, так и в процессе изучения других школьных предметов, тем самым реализуя механизм формирования универсальных учебных действий.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Панченко Дарья Владимировна

Дата: 07.11.2014

Номер свидетельства: 127930


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства