Обобщающий урок по литературному чтению проведен в 4 классе. На уроке использовались игровые приемы, работа в группах и в парах. Разнообразие форм позволяет поддерживать интерес в течение всего урока. Физминутка, использованная на уроке, соответствует теме и является одним из сюжетов сценария урока. Для слабых учащихся были подготовлены индивидуальные задания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- Среди этих слов есть ответы на мои вопросы. Если вы знаете ответ, то поднимаете руку и подчеркиваете правильный, по-вашему мнению, ответ. Все остальные, если согласны с этим ответом, хлопают. Если нет – поднимают руку и говорят правильный ответ.
- Как назвал свой рассказ Пришвин ? - Кто главный герой рассказа Пришвина? -Кем ещё был писатель Чарушин? -Стрижонок Скрип был…. Каким был Стрижонок Скрип?
(учащиеся ставят оценки в листок самооценки)
4. Проверочная работа.
- Сейчас вы будете работать в парах. Каждая пара получает карточку с заданием. На выполнение задания вам дается 5 минут. (задания в парах разного уровня сложности)
- Давайте вспомним правила работы в парах.
- После проверки вы должны будете оценить друг друга.
После выполнения задания детям даются карточки с ответами. Проводится взаимопроверка.
5. Физминутка.
Где происходят действия, описанные в рассказе «Кабан»?
Мы с вами тоже сейчас отправимся в зоопарк и изобразим тех животных, которые упоминаются в рассказе. Если же про это животное мы не читали, то мы хлопаем в ладоши. На доске учитель вывешивает картинки оленя, верблюда, журавля, слона, зайца, медведя, лисы, волка.
- А теперь давайте проверим. Зачитаем отрывки.
6. Работа с биографиями писателей. - Как вы знаете произведения мы выяснили, а теперь проверим какие сведения мы имеем об этих писателях. Я вам даю листок, на котором напечатаны сведения о биографии этих писателей.
Он прожил долгую насыщенную событиями жизнь 81 год. Родом он из бедной купеческой семьи, проживавшей в Орловской области. Он получил хорошее образование. Работал агрономом, сельским учителем, библиотекарем. Писать начал в 30 лет.Он путешествовал по северным краям. В его рассказах ведут диалог не только люди, но и животные.
- Родился он в 1852 году на Урале, в заводском поселке, в семье священника и сельской учительницы. В бедной семье. В доме на счету была каждая копейка. Писатель получил начальное домашнее образование, закончил Пермскую духовную семинарию. Учился на юридическом факультете Петербургского университета, но не закончил его.
Рассказывают, что, будучи 6-летним мальчиком, он решил подражать птицам и есть то же, что и они, наелся «невообразимой гадости»- каши из грязного куриного корыта и заболел брюшным тифом. Плавать научился в одиннадцать лет, когда вместе со стадом переплыл широкую реку Вятку, держась за коровий хвост.
Он родился 7 сентября 1870 г. в городе Наровчат Пензенской губернии. В годовалом возрасте потерял отца, умершего от холеры. Мать в 1874 г. приехала в Москву и из-за тяжелого материального положения была вынуждена отдать сына в сиротское училище.Он родился в 1924 году в селе Овсянка Красноярского края.
Отец его был архитектором – художником. Ватман, тушь, краски – все это нравилось мальчику. он наблюдал, как его отец раскрашивал чертежи будущих домов и сам с увлечением рисовал. Мальчику было всего 7 лет, когда погибла его мама
Наблюдать, понимать, любить природу он учился с ранних лет. Он заметил, что у птиц и зверей, деревьев и трав, есть свой язык, могут разговаривать они, совсем, как люди. Откуда у него этот необыкновенный дар? Может, от мамы. Научила она вставать его рано, до восхода солнца. Когда природа пробуждается и открывает человеку свои тайны.
В 1880 г. он поступил во 2-ю Московскую военную Гимназию, а в 1888 г. - в московское Александровское военное училище. Первые литературные опыты он предпринял во время учебы в кадетском корпусе. В 1890-1894гг. он в чине подпоручика проходил службу в Подольской губернии.
Художник, который рисует животных, называется анималист. Он был прекрасным анималистом. Ведь для того, чтобы правдиво изобразить животное, нужно хорошо его изучить, знать не только внешность зверя, но и движения, повадки и даже характер. Вся жизнь писателя была связана с миром природы, с миром зверей. Наблюдал их в лесу на охоте и у себя дома.
Родители его были добрыми людьми. Они научили его ещё в детстве любить книгу. Он зачитывался Пушкиным и Гоголем, Тургеневым и Некрасовым.
Он попал в детский дом. После 6 класса учился в железнодорожной школе, работал составителем поездов.
- Печататься он начал в возрасте 23 лет. Для детей и о детях было написано более 130 рассказов и сказок.
Осенью1942 года ушел на фронт и воевал до победы. Уже взрослым человеком поступил на Высшие литературные курсы, стал писателем. Написал много рассказов, повестей о детстве, о войне, о природе..
«Это счастье писать для детей», - говорил он. Записал он и сказки, которые он рассказывал своей дочке Алёнушке. Девочка росла без матери. Она умерла. И отец делал для девочки всё, чтобы ей жилось хорошо.
В своих произведениях он призывает нас быть бережливыми к родной земле, к родной природе
- Вы должны подчеркнуть предложения, которые относятся к вашему писателю.
Определим какая пара про какого писателя будет рассказывать вытянув карточку с фамилией писателя.
После выполнения задания проводится проверка с помощью презентации.
выставляются оценки в листок самооценки.
7. Итог урока.
- Что общего в произведениях Мамина-Сибиряка и Астафьева.
- Какие задания были для вас наиболее интересными?
- Произведения какого писателя вы хотели бы прочитать?