Предлагаю материал для проведения обобщающих уроков в виде урока - соревнования. Урок - соревнование можно организовать между группами учащихся или парами учащихся. Важным условием проведения данных уроков является следующие правила, с которыми учащиеся знакомятся в начале урока:
1. На выполнение каждого задания выделяется определенное время;
2. По сигналу учителя (помощника) прекращается выполнение задания и консультанты (или жюри) тут же оценивают степень выполнения задания;
3. Отметка за урок выставляется по набранным баллам, критерии доводятся до учащихся также в начале урока;
4. На уроке нельзя пользоваться учебниками и другими источниками;
5. Возможность пользоваться источниками информации при выполнении определенных заданий предоставляется учащимся, имеющим низкую мотивацию и проблемы в учении.
Цели уроков:
Образовательная: Создание условий для закрепления знаний учащихся, полученных при изучении соответствующих тем уроков в 8,9классах.
Воспитательная: Создание условий для развития у учащихся умения общаться, сотрудничать в группе или паре.
Развивающая: Создание условий для развития памяти, внимания, мышления, умения находить оптимальные решения.
География 9 класс
Обобщающий урок по теме
«Экономические районы Западного макрорегиона»
1. Назовите район:
- Самый крупный район по площади-
- Самый малонаселенный район-
- В этом районе больше всего городов-миллионеров-
- Район граничит с Норвегией и Финляндией -
- В районе самое большое количество республик-
- В этом районе находится столица России-
- В этом районе самые плодородные почвы -
2. Определите район по набору слов
- Многонациональность, горы, море, минеральные источники, курорты, пшеница, станицы.
- Река, автомобили, море, природный газ, бахча, помидоры, рыба, соленые озера, ГЭС.
- Полуанклав, АЭС, граница, «Дорога жизни», морской порт, наводнения.
3. Определите «лицо» города:
1) Н.Новгород-
2) Волгодонск-
3) Магнитогорск-
4) Мурманск-
5) Энгельс-
6) Набережные Челны-
7) Тольятти-
8) Березники-
9) Архангельск-
10) Мончегорск-
4. Определи район по следующим данным
А) а) наличие крупных месторождений нефти и газа; б) наличие крупного центра нефтепереработки и нефтехимии; в) черная металлургия межрайонного значения; г) на юге района – крупное маслосыроделие; д) крупнейший в стране угольный бассейн.
Б) а) имеет приморское положение; б) богат лесными ресурсами; в) слабо развита транспортная сеть; г) развита рыбная промышленность.
В) а) отрасль специализации – гидроэнергетика; б) АПК имеет важное значение; в) машиностроение специализируется на выпуске автомобилей, троллейбусов, самолетов; г) на юге района открыто крупное газоконденсатное месторождение.
Г) а) выгодное ЭГП; б) кладовая минеральных ресурсов; в) развитая цветная и черная металлургия; г) развитое тяжелое машиностроение; д) богатые лесные ресурсы
5. Найдите ошибку:
1) В перечне городов, расположенных в одном экономическом районе:
1.Нижний Тагил; 2.Набережные Челны;
3.Новотроицк; 4.Нефтекамск.
2) В перечне городов, расположенных в одном экономическом районе и в которых развита одна и та же отрасль промышленности:
1. Нижний Тагил и Магнитогорск;
2. Тольятти и Набережные Челны;
3. Мурманск и Сыктывкар.
6. Совершите путешествие (Выберите любой маршрут)
Покажите на контурной карте.
1) Из Архангельска в Ростов-на Дону;
2) Из Санкт-Петербурга в Астрахань.
География 8 класс
Обобщающий урок по теме «Природные районы России»
1. Что такое? Кто такой?
Бора-
Траппы-
Колки-
Булгуняхи-
Сарма-
Л.С. Берг-
С.П. Крашенниников-
В.А. Обручев-
2. Определите природный район по набору слов:
1. Плоскость, заболоченность, река Обь, нефть, газ, Сургут, Уренгой, селькупы.
2. Антициклон, вечная мерзлота, траппы, полюс «холода», отуряхи , Якутск.
3. Юг, море, горы, минеральные источники, 5642м, курорты, пшеница, сахарная свекла, фрукты.
4. Край контрастов, вулканы, гейзеры, муссоны, каменная береза, озеро Ханка, лианы, тигр.
3. Знаете ли вы?
1. Самое большое море России-
2. Самое маленькое море России-
3. Самое теплое море России-
4. Самую высокую точку России-
5. Самый высокий вулкан России-
6. Самый большой остров России-
7. Самое большое озеро России-
8. Самое глубокое озеро России-
9. Самую длинную реку России-
10. Самую полноводную реку России-
11. Самый большой город России-
12. Самую низкую точку России России-
4. Проверьте себя
«Адрес» каких объектов указан:
- 41°с.ш. и 48°в.д.-
- 54°с.ш. и 108°в.д.-
- 54°с.ш. и 21°в.д.-
- 71°с.ш. и 180°в.д-
5. Определите географические объекты:
Даны контуры разных географических объектов России.
6. Найдите ошибки в географическом тексте:
Россия – самая большая по площади и численности населения страна мира. Мы поставили цель – совершить путешествие по стране вдоль ее границ с другими странами. Начали свой путь с северо-запада, где наша страна омывается Беринговым морем.
Корею, по территории которой мы проезжали вдоль границы, действительно можно назвать голубоглазой, как поется о ней в песне. Это край озер, болот и рек. Озера в основном тектонического происхождения.
Граница с Латвией, Эстонией и Литвой проходит по степям. Восточная граница проходит по горам с Украиной и Белоруссией.
На юге граница идет по горам Карпатам, поэтому мы над Грузией и Арменией пролетаем на самолете.
Когда мы пересекли Черное море, то достигли границы нашей страны с Казахстаном. И здесь были степи, покрытые ковылем или распаханные поля.
Велика страна Россия и границы ее протяженны. Дальше наш путь лежал по горам Южной Сибири, вдоль границ со странами Ближнего Зарубежья: Монголия и Карелия. Наконец-то, мы вышли побережью Тихого океана- Баренцева моря.