kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Повторительно - обобщающий урок по теме "Жизнь первобытных людей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая  разработка урока

Предмет: история Древнего мира.

Тема: повторительно – обобщающий урок по теме «Жизнь первобытных людей».

Класс: 5 класс;

Технологии: презентация;

Аннотация:

Форма проведения урока -  это игра  - путешествие. Данный урок проходит  после изучения первой небольшой темы «Жизнь первобытных людей и их открытия в курсе «История Древнего мира» в 5 классе,  в сентябре месяце.  В это время  идет адаптационный период у учащихся при переходе из 4 в 5 класс, а так как в младшем школьном возрасте большая роль в обучении отводится игре, то поэтому и выбрана данная форма проведения урока. Изучение истории в 5 классе диктует целесообразность использования игровых технологий, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся и ведущих к более осмысленному усвоению знаний. Применение игр повысит прочность и качество усвоения знаний учащимися, если игры: отбираются и конструируются в соответствии с содержанием изучаемой темы, с целями и задачами уроков; используются в сочетании с другими формами, методами и приемами, четко организуются; соответствуют интересам и познавательным возможностям учащихся.

Конспект урока:

Повторительно – обобщающий урок по теме

«Жизнь первобытных людей».

Цели урока: закрепление, систематизация и обобщение знаний обучающихся  по истории и культуре первобытного общества;

Задачи:

  • повторить и закрепить материал по истории первобытного общества;
  • формировать умения  логически мыслить, делать выводы, обобщать, сопоставлять факты, высказывать свою точку зрения,
  • осуществить контроль знаний, умений и навыков по изученному материалу;
  • развивать познавательную активность;
  • воспитывать в детях  в ходе игры чувство товарищества, долга, уважения к соперникам.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма урока: игра- путешествие

Оборудование:

  • Историческая карта.
  • Иллюстрации по теме «Жизнь первобытных людей».
  • Компьютер, мультимедиапроектор.
  • Презентация

          

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Повторительно - обобщающий урок по теме "Жизнь первобытных людей" »

Методическая разработка урока

Предмет: история Древнего мира.

Тема: повторительно – обобщающий урок по теме «Жизнь первобытных людей».

Класс: 5 класс;

Технологии: презентация;

Аннотация:

Форма проведения урока - это игра - путешествие. Данный урок проходит после изучения первой небольшой темы «Жизнь первобытных людей и их открытия в курсе «История Древнего мира» в 5 классе, в сентябре месяце. В это время идет адаптационный период у учащихся при переходе из 4 в 5 класс, а так как в младшем школьном возрасте большая роль в обучении отводится игре, то поэтому и выбрана данная форма проведения урока. Изучение истории в 5 классе диктует целесообразность использования игровых технологий, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся и ведущих к более осмысленному усвоению знаний. Применение игр повысит прочность и качество усвоения знаний учащимися, если игры: отбираются и конструируются в соответствии с содержанием изучаемой темы, с целями и задачами уроков; используются в сочетании с другими формами, методами и приемами, четко организуются; соответствуют интересам и познавательным возможностям учащихся.


Конспект урока:

.

Повторительно – обобщающий урок по теме

«Жизнь первобытных людей».

Цели урока: закрепление, систематизация и обобщение знаний обучающихся по истории и культуре первобытного общества;

Задачи:

  • повторить и закрепить материал по истории первобытного общества;

  • формировать умения логически мыслить, делать выводы, обобщать, сопоставлять факты, высказывать свою точку зрения,

  • осуществить контроль знаний, умений и навыков по изученному материалу;

  • развивать познавательную активность;

  • воспитывать в детях в ходе игры чувство товарищества, долга, уважения к соперникам.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма урока: игра- путешествие

Оборудование:

  • Историческая карта.

  • Иллюстрации по теме «Жизнь первобытных людей».

  • Компьютер, мультимедиапроектор.

  • Презентация

Добрый день, ребята! Мы с вами изучили первую тему по истории – это «Жизнь первобытных людей». Сегодня у нас с вами повторительно – обобщающий урок по данной теме. Мы с вами должны повторить и обобщить, то что уже изучили, а так же оценить ваши знания. У каждого из вас есть листочки бумаги. На этих листочках вы будете ставить «+» если ответите правильно и «-», если неправильно. В конце урока мы с вами подведем итоги и каждый из вас должен получить оценку.

Ребята, а урок у нас с вами необычный. Мы сегодня совершим путешествие в эпоху первобытного общества. Мы перенесемся с вами в далекое прошлое, пройдем через все этапы развития человека, а помогут нам в этом ваши знания. Наше путешествие мы будем совершать на поезде времени. Вы знаете, что все поезда идут от станции к станции, и нам необходимо будет на каждой станции выполнить какое – то задание, чтобы двинуться дальше.

Вопрос: Мы пройдем все этапы развития человека. А откуда мы начнем наш путь? Где и когда появились первые люди?

Слайд №2

- А как мы узнали, что первые люди появились в Африке? (Археология)

- Что находят археологи? (Исторические источники)

- Какие исторические источники характерны для эпохи первобытности?

И так, мы с вами переносимся в далекое прошлое, на 2,5 млн. назад, туда, где появились первые люди..


Слайд №3. Станция «Угадайкино»

Первая станция называется «Угадайкино»

Вопросы:

- Ребята, кто это? Мы видим каких – то обезьян? А где же люди?

– Почему вы решили, что это человек? Он не похож на нас с вами. Как вы узнали, что это не животное? Что у него в руках?

– Чем отличался от современного человека? (внешне + не умел говорить).

– Какой это человек? (человек умелый).

Молодцы! Вы блестяще справились с заданием.


Следующая станция «Вопроскино», находится на рубеже 1 млн. лет назад.

Вопрос: Какой силой природы овладел человек 1 млн. лет назад? (огнем)

Слайд №4

Вопросы:

- Как человек овладел огнем?

- Человек сначала научился использовать огонь или добывать?

– Что дал человеку огонь?

– Какими были первые способы добычи огня?

Давайте с вами разведем костер (потрем руки), попробуем как это делал первобытный человек. Тепло стало, согрелись?


Следующая станция «Рассказкино» и находится она в точке 100 тыс. лет назад. Что произошло в данный период времени? (начался ледниковый период).

- Что это такое?

На слайдах изображена охота на мамонтов.

Слайд №5. Что мы видим? Что это?

Задание рассказать об охоте на мамонтов.

Вопросы:

– Что давала человеку охота на мамонтов?

– Какой способ добычи пищи еще был у первобытного человека? (собирательство)

– А у нас с вами есть собирательство?




Станция «Кроссвордово».

Станция находится на отрезке 40 тыс. лет назад. Что значит эта дата? (человек стал разумным, начал говорить). И мы с вами проявим интеллектуальные способности и отгадаем кроссворд. Станция называется «Кроссвордово».


Слайд №6. Кроссворд.


Вопросы для кроссворда:


  1. Материк, где, по предположениям ученых, жили первобытные люди?

  2. Оружие первобытных охотников, которым можно поразить цель на большом расстоянии.

  3. Первая сила природы, которой овладели первобытные люди.

  4. Занятие первобытных людей, позволявшее добывать мясную пищу.

  5. Сверхъестественное существо, в которое верили первобытные люди; будто бы обитает в каждом человеке.

  6. Самое крупное животное, на которого охотились первобытные люди.

  7. Рогатый зверь, которого часто изображали первобытные художники.

  8. Первобытное орудие, особенно нужное рыболовам.

  9. Занятие первобытных людей, позволявшее добывать в основном растительную пищу.

У нас появилось главное слово – Альтамира. Что это такое? (Пещера в Испании, в которой в 1879г. впервые была найдена пещерная живопись археологом Саутуолой).


Слайд № 7 (изображение бизона)

Вопросы:

– Когда появилось искусство? (40 тыс. лет назад).

– Что зародилось вместе с искусством?

– Какой человек овладел искусством? (человек разумный).

– На кого он был похож?

– Для чего человек рисовал?

Молодцы!

Мы переносимся с вами в точку на ленте времени в 10 тыс. лет назад. О чем говорит вам эта дата? (начало земледелия и скотоводства).


Станция «Ошибкино».


Слайд № 8


Мы путешествуем уже долгое время, все устали. Давайте с вами немножко отдохнем, расслабимся, отклонимся на спинку стула, закроем глазки и представим, что нам снится сон из жизни первых земледельцев и скотоводов.


Рассказ «О первых земледельцах и скотоводах»


Наступило время жатвы. На хлебное поле вышли сородичи с серпами. Своими грубыми лицами с приплюснутыми носами и выступающими вперед тяжелыми челюстями они напоминали обезьян.

Три женщины устроили состязание – чей сноп будет больше. Победила самая юная – ее связка стеблей ячменя с колосьями была самой большой.

-Нечестно! – заметил руководитель родовой общины, черноволосый парень, следивший за работой. – У тебя серп железный, а у них - то серпы медные.

Тут в загоне рядом с полем тревожно заблеяли овцы и козы. Они сломали загородку и побежали в лес. Не съели бы их волки! Как вернуть беглецов? Собак в поселке еще не было – в те времена они еще не были приручены. Но скоро и людям стало страшно. Прямо на поселок двигалось стадо мамонтов. Еще немного, и они растопчут и поле и хижины. Кто – то из родичей догадался поджечь траву и хворост: едкий дым заставил мамонтов повернуть, и они обошли поселок стороной.

По хлопку мы все проснулись, потянулись, встряхнули ручки и …вспомнили сон.

Задание: найдите не менее 5 исторических ошибок.


Следующая станция находится на рубеже 7 тыс. лет назад. Что означает эта дата? (открытие металлов)

Станция «Загадкино», 7 тыс. лет назад.

Слайд № 9 (изображение древних орудий труда).

- Что дало человеку открытие металлов?

Задание: отгадать загадки.


Загадки.



Чем может отличаться древнейший человек,

От тех, кто появился пораньше так на век?

Ведь он такой же голый и так же весь оброс.

Ест все, что попадается. Встает вот, правда в рост (умение изготовлять орудия труда)


Первый это коллектив, человек там не ленив.

Он по лесу ходит день, собирает все – не лень. (стадо)


Назови орудье – то, что придумано давно.

Человеком самым первым, а для нас сейчас оно вовсе даже не нужно. (палка – копалка, рубило, дубина).


Назови это занятье,

Когда целый день – деньской

Плоды, ягоды, коренья –

Что имели вид съестной,

Люди первые искали

Стадом всем потом съедали. (собирательство)


Этим палку – вырубали и ее же заостряли.

Назови, что это было, ну конечно, же …. (рубило)


Человек пошел на лов, чтобы был большой улов.

И предмет он прихватил, что из кости смастерил.

Назови, что это было и оружием служило. (гарпун)


Живут в пределах местности одной

Они как брошенное в земля семя,

Собравшись несколько родов,

Они образовали….(племя).


Из рода выбрали того, кто стар и мудр одновременно.

И выбрали его за то, что опыт свой готов отдать всем непременно. (старейшина).


Собрав сородичей и всех друзей,

Решил он с ними поживиться

Чужое племя он ограбил побыстрей

И с ними после боя поделился. (вождь)


Вожди племен и их друзья прославлены все были.

И по наследству их потомкам досталась слава та и честь.

Людей же этих стали звать, Вы правы, ну конечно …(знать)


Он из мотыги появился,

Избавив всех от лишних мук.

За животиной он тащился,

Ты, прав, конечно, это,,,,(плуг)


Мы очень легко справились с эти заданием. А сейчас будут загадки посложнее.


Задача №1:

Как вам известно, почти все, что мы знаем о жизни первобытных людей, добыто трудом археологов. Подумайте, что может рассказать ученым о древних людях то место, где когда – то горел костер.

Задача №2:

Иногда в наши дни ученые называют старейшин в родовых общинах «первобытными библиотеками» Подумайте почему?

Задача №3:

Какие находки надо нужно найти археологу, чтобы с уверенностью сказать, что здесь жили древнейшие люди.

Задача № 4:

Все знают поговорку: “Что посеешь, то и пожнешь”. Между тем, ученые утверждают, что некогда люди жали серпами то, что не сеяли. Правы ли ученые? Обоснуйте свой ответ.


Молодцы! Мы уже скоро доберемся до дома. Нам осталось выполнить несколько заданий. Мы переносимся с вами в точку на ленте времени в 5 тыс. лет назад. О чем говорит вам эта дата?


Станция «Терминово» Слайд № 10

Дать определения:

- история;

- всеобщая история;

- исторический источник;

- археология;

- человеческое стадо;

- собирательство;

- рубило;

- гарпун;

- каменный век;

- религия;

- искусство;

- миф;

- идол;

- жертвоприношение;

- присваивающее хозяйство;

- производящее хозяйство;

- племя;

- Родовая община;

- старейшина;

- вождь;

- неравенство;

- раб;

- знать;

- ледниковый период;

- мотыга.


И так, мы с вами почти добрались до дома. Мы перемещаемся в 2014 год.

Давайте сделаем вывод по нашему путешествию.

Слайд № 11 Вопрос. Назовите отличительные черты первобытности.

( Первобытность – это такой порядок жизни людей, при котором а) люди жили большими коллективами и были равны, б) вместе трудились, в) имели общее имущество).

Вам понравилось изучать эпоху первобытности? Что это для вас? Составьте синквейн.


Подведение итогов урока.


Домашнее задание: написать сочинение на тему «Из жизни первобытного человека…»






Литература:

  1. Годер Г.И. История Древнего мира. Рабочая тетрадь. – М., 2009.

  2. Годер Г.И. Задачник по истории Древнего мира. – М., 1995.

  3. Михайловский Ф.А. Всеобщая история. История Древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М., 2009.

  4. Михайловский Ф.А. История Древнего мира. Книга для учителя. - М., 2000.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Повторительно - обобщающий урок по теме "Жизнь первобытных людей"

Автор: Большакова Наталья Васильевна

Дата: 17.11.2014

Номер свидетельства: 131805

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Повторительно-обобщающий урок по теме "Жизнь первобытных людей" (5-й класс) "
    ["seo_title"] => string(85) "povtoritiel-no-obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-zhizn-piervobytnykh-liudiei-5-i-klass"
    ["file_id"] => string(6) "115537"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412008085"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Повторительно-обобщающий урок "Жизнь первобытных людей" (урок - путешествие) "
    ["seo_title"] => string(86) "povtoritiel-no-obobshchaiushchii-urok-zhizn-piervobytnykh-liudiei-urok-putieshiestviie"
    ["file_id"] => string(6) "140770"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418018526"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока и презентация по истории на тему "Появление неравенства и знати""
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekturokaipriezientatsiiapoistoriinatiemupoiavlieniienieravienstvaiznati"
    ["file_id"] => string(6) "340126"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1471714592"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства