Занятие по курсу внеурочной деятельности «Юный друг природы» 1 класс
Тема: Обитатели зимнего леса
Цель:
Задачи:
создать условия для формирования представления о жизни животных леса;
содействовать развитию коммуникативной культуры;
воспитывать бережное отношение к природе и стремление её защищать.
развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление;
укрепить познавательный интерес к природе, воспитывать командный дух, уважение к партнерам и соперникам по игре;
Оборудование: презентация «Обитатели зимнего леса»; карточки «Звери, птицы,насекомые», картинки животных (пазлы), пластилин, макеты зимнего леса, цветные карандаши, знаки «Как вести себя в лесу», картинки «Кто спрятался в зимнем лесу», снежинки.
Ход занятия
Организационный момент
-К нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
-Девочки могут сесть.
-Мальчики могут сесть.
- Сегодня у нас занятие по внеурочной деятельности «Юный друг природы». Работать вы будете в группах. Слушайте друг друга, помогайте, будьте внимательны и активны.
2. Актуализация знаний
-Ребята, какое сейчас время года? (Зима)
-А какой месяц? (Февраль)
-Перечислите зимние месяцы.(Декабрь, январь, февраль)
3. Введение в новую тему
- Я хочу пригласить вас в зимний лес. Кто из вас был в лесу? (Все были)
-Вероятно, у каждого есть свои воспоминания о лесе, так? Приятные ли это воспоминания? (Очень приятные)
-Сейчас каждый из вас тихонечко, чтобы не мешать остальным, закроет глаза и вспомните всё, что видели, слышали, чувствовали в лесу.
Звучат «Звуки леса»
-Откройте глаза, посмотрите на зрительный ряд.
Слайды №1,2, «Зимний лес».
-Конечно, ничто не сравнится с настоящим, живым лесом, но давайте представим, что все мы попали хоть чуть-чуть в тот лес, который вы видели.
- Готовы ли мы к походу в лес? (Да)
- У нас уже есть 3 группы – 3 отряда. Я раздам вам картинки - пазлы. Вы их соберёте. Кто у вас получится – такое название и получит команда.
Групповая работа «Собери картинку»
-Кто у вас получился? (Лисичка, зайчик, белочка)
-Итак, лисички, зайчики, белочки, для того, чтобы куда-то идти, нужно помнить о правилах поведения. Какие правила надо соблюдать в лесу? (Не разбрасывать мусор)
-Чтобы помнить об этом правиле повесим специальный знак.(Вывешивается знак «Не бросай мусор!»)
-Какие ещё правила поведения в лесу вы знаете? (Не разжигать костры, не ломать ветки кустов и деревьев)
На доску вывешиваются специальные знаки «Не разжигай костры!», « Не ломай ветки кустов и деревьев!»)
-А ещё какие правила поведения в лесу вы знаете? (Не убивать птиц, зверей, насекомых, не шуметь)
На доску вывешиваются знаки «Не убивай птиц, зверей, насекомых!», «Не шуми!»
4. Работа по новой теме.
-Вот теперь мы можем отправляться в лес и скажем так:
Ученик: Скажем хором: Здравствуй, лес!
У тебя полно чудес!
Покажи нам хоть одно.
Покажи, где ёжик спит,
Зайцев покажи…
А потом, а потом
Сказку расскажи.
(Выходят ёжик и заяц)
- И вот первое лесное чудо – лесная сказка «Сказка о том, почему ёжик зимой спит, а заяц нет».
Разыгрывается сказка.
- Позавидовал я мишке, -
Как-то ёж сказал зайчишке-
В любой холод, снег, пургу
Спит себе и ни гу-гу.
-Чепуха, - сказал зайчишка,-
Спать всю зиму – это слишком!
И к тому же ты, заметь,
Спит не кто-нибудь, медведь!
А усни-ка я надолго
Так проснусь в зубах у волка.
Нет уж, мне дороже жизнь,
Да и ты, брат, не ложись.
-Не боюсь я, - буркнул ёжик,-
У меня иголки всё же.
Я хотя и не медведь –
Пусть попробуют задеть!
Ёж колючий, но не злючий,
Волки быть колючим учат.
А зайчишка от врагов
Убежит – и был таков.
-Что же спасает зайчика в зимнем лесу?
- Спасибо за сказку, а мы отправляемся дальше. Если идти по лесу без знаний, то можно заблудиться. А лес огромный: сколько здесь жителей! Давайте поиграем в игру «Звери, птицы, насекомые» Каждая команда получает карточки с названиями животных, надо выбрать 1группе – зверей, 2 группе – птиц, 3 группе - насекомых. (На доску вывешиваются)
-А теперь оставьте названия тех животных, которых можно встретить в зимнем лесу.
Давайте остановимся. Видны следы лесных зверей. Давайте отгадаем, кто здесь пробегал. (Слайд 3)
- Давайте проверим.
Это что за зверь лесной, встал, как столбик под сосной.
И стоит среди травы – уши больше головы! (Заяц) (Слайд 4)
Заяц. Летом он был серым, а к зиме постепенно белеет: сначала становится белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. А еще зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов - лисы и волка.
А как заяц себе домик устраивает? Оказывается, у него нет отдельной норки. Зимним днем он обычно спит в снежной ямке или, зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев.
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода - кора.
-А это кто? Слайд 5
-Проверим.
Зверька узнаем мы с тобой по двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой, а в рыжей шубке летом. (Белка) (Слайд 6)
Белочка. По верхним веткам старого дерева скачет верткий зверек. Это белка, а на этом дереве у нее свой домик – дупло. Белка юркнула в дупло. Заглянем туда и мы. Дупло не очень большое, но сухое. Оно выстлано мхом, сухими листьями, белочке там тепло, обычно у них не один домик, а несколько – для сна, для зимовки, для выведения бельчат, бывает, что в сильные морозы несколько белок спят в одном гнезде, согревая друг друга и заткнув мхом вход. В отдельном месте лежат беличьи припасы. Но мы знаем, что много грибов развесила белка по лесу, много орехов закопала в разные места (лесные “кладовки”) под деревьями. Часто ее запасами кормятся другие лесные звери.
-А это кто? (Слайд 7)
-Проверим.
Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко, рога раскинув широко! (Лось) (Слайд 8)
Лось. У лося бурая толстая шкура, хотя и не пушистая, надежно защищает от мороза. К тому же лоси прекрасно научились пользоваться для защиты от холода снегом. Лежка лося это яма в снегу с заледеневшими стенками, подтаявшими от тепла его большого тела. По форме она напоминает корыто, на дне которого животные прячутся от зимней стужи. При небольшом снеге они передвигаются легко. Но когда глубина снега больше чем полметра, ходить им тяжело. Но самое страшное для лосей, когда поверхность снега после оттепели покрывается твердой ледяной коркой-настом. Наст ломается под тяжестью огромного зверя. Лоси режут ноги об острый, как лезвие ножа, отломанный край. Таким животным трудно спастись от хищников.
- А это чьи это следы? (Слайд 9)
- Давайте проверим.
Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живёт, в деревне кур крадёт. (Лиса) (Слайд 10)
Лиса. Лиса к зиме тоже готовится. Зимой на ее лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках.
Зимой у лисы под любым кустиком дом: свернется клубочком в снегу, прикроет своим пушистым хвостиком нос, чтобы не замерз, и спит.
Лиса очень ловкий, хищный зверек. У нее хороший слух. Как только лиса услышит, что под снегом пищит мышь или полевка, она быстро-быстро раскапывает снег и хватает добычу.
-А это чьи следы? (Слайд 11)
-Проверим.
Кто зимой холодной, ходит злой, голодный! (Волк) (Слайд 12)
Волк. Волк – сильный, умный хищник. Его добычей становятся не только зайцы, но и крупные звери – кабан, лось. Обычно волки охотятся небольшими стаями. Они могут долго, упорно преследовать свою добычу. Правда, по глубокому, рыхлому снегу им трудно бегать, и часто волки остаются голодными.
5. Физкультминутка «Прогулка в зимнем лесу»
Мы пришли в зимний лес. Сколько здесь вокруг чудес!
Справа – березка в шубке стоит, слева елка на нас глядит.
Снежинки в небе кружатся, на землю красиво ложатся.
Вот и зайка проскакал, от лисы он убежал.
Это серый волк рыщет, он себе добычу ищет!
Все мы спрячемся сейчас, не найдет тогда он нас!
Лишь медведь в берлоге спит, так всю зиму он проспит.
Пролетают снегири. Как красивы они!
В лесу красота и покой, а нам пора уже домой.
6. Игра «Кто спрятался в зимнем лесу»
- Каждой группе я раздам картинку, вы должны найти зверей, которые там спрятались и разукрасить их.
-Перечислите найденных животных.
-На картинке есть ошибка художника. В чём она заключается?(Медведь зимой спит, его на картинке быть не должно)
Медведь. Осенью, нагуляв жир, медведь подыскивает себе берлогу. Долго, как заяц, петляет и путает следы, чтобы никто не знал, где он устроился на зиму. Зимует медведица вместе с медвежатами в одной берлоге. Зимой, в январе или феврале, у старших медвежат появляются младшие братишки или сестренки, совсем крошечные, величиной с рукавичку. Они питаются молоком матери и находятся в берлоге до весны. Спят медведи чутко.
Медведь спит в берлоге пять месяцев. Всё это время он обходится без пищи. Медведь запасает жир на всю зиму. Перед залеганием в спячку, медведь питается с утра до вечера. Он ест корни растений, плоды, ягоды. Любимое лакомство - мёд. .
-А как люди помогают животным в зимнем лесу?
Слайд 13,14.
Холодно зверям! Зайцы, одетые в белоснежные пушистые шубки, чтобы ни волк, ни лиса, ни охотник не заметили их на белом снегу, грызут кору осины и ольхи, прячутся в ямках под кустами. Медведи сладко спят в берлогах. Белки прыгают по веткам деревьев, грызут еловые орехи, а в сильные морозы прячутся в дупла и спят, свернувшись клубком и укрывшись пушистым хвостом. Лиса ищет мышиные норки, выслеживает мышей — бегает по снегу, пугает мышек своим топотом, выгоняет их из нор. Бродит по лесу злой и голодный волк. В зимой все звери попрятались в норы, зарылись в снег, волку трудно отыскать добычу. Но, несмотря на все трудности, звери выживают в лесу, а вот наш лес пустой. (Макет леса)
7. Практическая работа
- Предлагаю заселить наш лес. Каждой группе необходимо слепить зверей, про которых мы говорили. Но каждый лепит своего зверя, чтобы в группе были вылеплены все звери. Согласны? Приступайте к работе.
(Дети работают под песню Маши из мультфильма «Маша и медведь»)
Заселяем наш лес. Очень красиво!
8 Итог занятия
Какой лесной житель и для чего сушит себе на зиму грибы на деревьях? (белка)
Зачем нужен лисе такой пушистый хвост? (заметать следы)
Куда прячется белка в сильные морозы? (в дупло)
Зачем заяц следы запутывает? (чтобы не нашли его хищники)
Почему говорят, что волка ноги кормят?
Чем заяц питается зимой?
Что делает медведь зимой?
Вы молодцы! Занятие окончено. Всем спасибо.
9.Рефлексия
-У вас на столах лежат снежинки. Если наше занятие вам понравилось - снежинку разукрасьте голубым, если вам многое было непонятным – жёлтым, если вам не понравилось занятие – снежинка будет красным. Наклейте снежинки на лист. Повесим их на доску.